Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 21» РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МАОУ «Лицей №21» Протокол от 23.08.2023 г № 01 УТВЕРЖДЕНО приказом МАОУ «Лицей №21» от 25.08.2023 г № 73 Учебный план среднего общего образования 11 класс 2023 - 2024 учебный год г. Первоуральск, 2023 1 Пояснительная записка к учебному плану среднего общего образования на 2023– 2024 учебный год Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 21» Учебный план 11 класса уровня среднего общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей №21» (далее МАОУ «Лицей № 21) является нормативным документом, определяющим перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности учащихся и формы промежуточной аттестации на уровне среднего общего образования. Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план среднего общего образования МАОУ «Лицей № 21» на 2023-2024 учебный год является разделом Основной образовательной программы среднего общего образования и разработан с учетом требований следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 11.12.2020); 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования», зарегистрирован 12.07.2023 г . 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: - от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573); - от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115; 5. Приказ № 858 Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключённых учебников». 9. Устав МАОУ «Лицей № 21» (утвержден Постановлением Администрации Городского округа Первоуральск от 31.03.2017 года № 639). Режим функционирования МАОУ «Лицей № 21» Организация образовательной деятельности регламентируется календарным учебным графиком, расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются МАОУ «Лицей № 21» самостоятельно. Режим функционирования устанавливается в соответствии СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573); Уставом МАОУ «Лицей №21», Правилами внутреннего распорядка. 2 Обучение ведется в режиме 6-ти дневной учебной недели. Учебный год разделен на три триместра. Выставление отметок по полугодиям. Время начала первого урока: понедельник суббота - 8.00 часов. Обучение в 11 классах проводится в первую смену, продолжительность урока - 40 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет: после 1, 2, 3, 4, 5, 6 уроков – по 20 минут, что позволяет организовать двухразовое горячее питание для учащихся. Продолжительность учебного года в 11-х классах 34 без учета государственной итоговой аттестации. Учебный год начинается 1 сентября 2023 г, окончание учебного года регулируется ГИА. В 2023/24 учебном году два одиннадцатых класса. Количество часов, отведенных на освоение учащимися учебного плана МАОУ «Лицей №21», состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки. Промежуточная аттестация в 11 классах проводится в соответствии с календарным учебным графиком без прекращения образовательной деятельности согласно Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся МАОУ «Лицей № 21». Для реализации учебного плана среднего общего образования в 2023-2024 учебном году МАОУ «Лицей № 21» имеет необходимое и в полном объеме кадровое, программно- методическое и материально-техническое обеспечение. Программное, учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности соответствует федеральным государственным образовательным стандартам среднего общего образования. Учебный план обеспечивает реализацию обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, включая внеурочную деятельность. Срок реализации программ среднего общего образования – 2 года. Учебный план МАОУ «Лицей № 21» направлен на решение следующих задач: • обеспечить качественное выполнение требований ФГОС среднего общего образования через организацию профильного обучения в соответствии с выбором учащихся; • создать условия для реализации программ базового и углубленного изучения учебных предметов в соответствии с выбором учащихся; • реализовать принцип интеграция урочной и внеурочной деятельности; • обеспечить учащимся возможность получения глубоких знаний по предметам, развитие умений интегрировать знания смежных областей научного познания; • организовать образовательную деятельность, обеспечивающую качественное современное образование, позволяющее выпускникам занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию. Учебный план обеспечивает: • реализацию прав учащихся на выбор профиля обучения; • реализацию прав учащихся на выбор базового или углубленного уровня изучения учебных предметов; • формирование информационно - методологической культуры учащихся через разработку и защиту индивидуальных проектов; • формирование у учащихся целостной картины мира на основе глубоких и всесторонних знаний основ наук, достижений общекультурной компетентности по предметам и взаимосвязи между ними; • социализацию учащихся, формирование основ взаимодействия учащихся с социумом и окружающей средой через социальные практики; • совершенствование содержания образования и технологий профильного обучения (технологический, естественнонаучный и социально-экономический профили); • реализацию двух профилей в рамках одного класса; • разработку и реализацию учащимися индивидуальных образовательных программ; • совершенствование системы оценки образовательных результатов (образовательные сессии, портфолио, зачетные недели); 3 • • • • • • создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей; осуществление индивидуального подхода к учащимся; самоопределение и самореализацию учащихся, подготовку к осознанному выбору профессии; совершенствование учебно-исследовательской деятельности учащихся, развитие УУД через индивидуальный проект; выполнение гигиенических требований к условиям обучения и сохранения здоровья учащихся, установленных СанПиН; использование критериального оценивания учащихся. При конструировании учебного плана выдержаны следующие основные требования: • наполнение и соотношение основных составных частей учебного плана (обязательные учебные предметы; учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей; дополнительные учебные предметы, курсы по выбору и общие для включения в учебные планы учебные предметы); • изучение учебных предметов на базовом или углубленном уровнях; • целостность и полнота (необходимость и достаточность компонентов учебного плана, их внутренняя связь и взаимообусловленность); • современность (соответствие реальному времени, отсутствие перегрузки учащихся); • обеспеченность ресурсами (наличие высококвалифицированного педагогического коллектива, программно-методического обеспечения, материально-технических условий). Предметная область «Родной язык и литература» в учебном плане реализуется через изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» Основные показатели для конструирования учебного плана и плана внеурочной деятельности: • 37 часов – предельно допустимая аудиторная нагрузка при шестидневной учебной неделе; • 3,5 часа – предельно допустимая нагрузка в день на выполнение домашних заданий; • внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС СОО составляет не более 700 часов за два учебных года. Обучение учащихся в первую смену предоставляет возможности организации внеурочной деятельности. Структура учебного плана и требования ФГОС к изучению учебных предметов выполняется в полном объеме: • включены обязательные учебные предметы, общие для всех профилей (русский язык и литература; родной язык (русский); английский язык; математика; астрономия, история; основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура). • предметная область «Естественные науки» изучается как отдельные самостоятельные предметы «Физика», «Химия», «Биология» в технологическом и в естественно- научном профилях и как интегрированный учебный предмет «Естествознание» в социальноэкономическом профиле; • учебный предмет «Математика» во всех профилях изучается на углубленном уровне; • учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей изучаются на базовом или углубленном уровнях в соответствии с профилем, включены предметы из всех образовательных областей, • общее число обязательных учебных предметов, общих для всех профилей, и предметов по выбору из обязательных предметных областей более 10, что соответствует требованиям ФГОС; • профили обучения соответствуют ФГОС: естественно-научный, технологический, социально-экономический, в целях сохранения преемственности углубленного изучения учебных предметов в основной школе и с учетом индивидуального выбора учащихся внутри класса происходит деление на группы; 4 • в соответствии с требованием стандарта в каждой профильной группе профильные предметы изучаются на углубленном уровне, есть предметы, сопутствующие профилю, из обязательных предметных областей по выбору учащихся: • учебный предмет «Физическая культура» изучается в объеме 2 часов в учебном плане и одного часа во внеурочной деятельности. В соответствии с индивидуальным выбором учащихся организация профильного обучения осуществляется в профильных группах. В рамках одного класса формируются группы разного профиля: - технологический профиль: углубленное изучение математики, физики, информатики, учебные курсы - «Математика. Решение задач повышенной сложности», «Физика. Решение задач повышенной сложности», «Математика. Решение задач с параметрами», учебные курсы внеурочной деятельности; - естественно - научный профиль: углубленное изучение химии, биологии, математики, учебный курс «Математика. Решение задач с параметрами», элективные учебные предметы «Генетика», «Химия в задачах», учебные курсы внеурочной деятельности; - социально-экономический профиль: углубленное изучение математики, географии, экономики; базовый уровень обществознания дополнен «Право», учебными курсами «Финансовая грамотность», «Право», учебные курсы внеурочной деятельности. Проведение социальных практик и профессиональных проб возможно с использованием сетевого взаимодействия. Учебный предмет «Индивидуальный проект» изучался в 10 -м классе. Все учащиеся защитили индивидуальный проект. Текущий контроль учебных курсов учебного плана, части формируемой участниками образовательных отношений, осуществляется по безотметочной системе учебных курсов: в технологическом профиле «Математика. Решение задач повышенной сложности», «Математика. Решение задач с параметрами»; естественно – научном профиле (медицинский класс) «Генетика», «Математика. Решение задач с параметрами»; «Химия в задачах» социально –экономическом профиле (предпринимательский класс) «Математика.Решение задач с параметрами». Текущий контроль учебных курсов учебного плана, части формируемой участниками образовательных отношений, осуществляется по отметочной системе: в социально – экономическом профиле (предпринимательский класс) «Финансовая грамотность», «Право». Ядром образования являются предметы углубленного изучения, определяющие специализацию каждого профиля. Предметы базового уровня обеспечивают завершение общеобразовательной подготовки, овладение общекультурными и национально-значимыми ценностями формирования личностных качеств и являются поддержкой специфики профильного обучения. Образование технологического профиля обеспечивает фундамент естественнонаучного образования, освоение философии естествознания и научно - технического прогресса, а также овладение математическим методом познания и преобразования мира, создания и применения инструментария для осуществления продуктивной деятельности человека, формирование алгоритмического и логического мышления для восприятия и интерпретации разнообразной социальной, экономической, политической информации. Углубленное изучение математики, физики, информатики обеспечивает знание законов и логических форм мышления; формирует навыки и умения, необходимые для реализации полученных знаний на практике и в повседневной деятельности; развивает интеллектуальную и поисковую активность учащихся, воспитывает познавательный 5 интерес к любой интеллектуальной деятельности. Образование направлено на получение в будущем профессионального образования в области техники. Образование естественно-научного профиля (медицинский класс)обеспечивает познание законов веществ и живой природы в материальной и практической деятельности человека, формирование системы естественнонаучных знаний о законах окружающего мира и живой природы как компонентах общечеловеческой культуры, оптимальных отношений человека и природы, биосферного мышления, гуманистического отношения к веществу и живой природе как объекту и сфере собственной практической деятельности; осознание экологических проблем жизни как величайшей ценности, направлено на профессиональное самоопределение в области химии, биологии, экологии. Социально-экономический (предпринимательский класс) профиль обеспечивает формирование экономической культуры как одной из основ мировоззрения современного человека, качеств личности, мышления и нравственного поведения. Целью экономического образования является формирование экономического мышления и навыков рационального экономического поведения, создание предпосылок для профессиональной ориентации и последующего профессионального обучения, эффективной практической деятельности в различных отраслях народного хозяйства. Углубленное изучение математики в данном профиле направлено на формирование навыков аналитической деятельности, умений математической интерпретации экономических процессов. Обязательные учебные предметы, общие для всех профилей, учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей, дополнительные учебные предметы по выбору, учебные курсы оцениваются по пятибалльной системе с выставлением полугодовых и годовых отметок, которые фиксируются в классном журнале. Оценивание проводится учителем в соответствии с учебной программой по предмету. Элективные учебные предметы по выбору учащихся оцениваются безотметочно и фиксируются в журналах элективных занятий, формы оценивания определяются рабочей программой элективного учебного предмета. Промежуточная аттестация проводятся по всем предметам, курсам учебного плана следующим образом: 11 классы: итоговые контрольные работы по русскому языку, по математике и по предметам, выбранным учеником для прохождения государственной итоговой аттестации, отметка за промежуточную аттестацию выставляется как средняя арифметическая за полугодия; по предметам, не выбранным учеником для государственной итоговой аттестации, как средняя арифметическая за полугодия с учетом результатов годовых контрольных работ. При проведении учебных занятий по английскому языку, информатике класс наполняемостью не менее 25 учащихся делится на подгруппы. Для изучения предметов углубленного уровня, за исключением математики, класс делится на профильные группы, допускается объединение в профильные группы учащихся разных классов одной параллели. Предметная область Учебный план среднего общего образования (10-11 классы) (количество часов за 2 года обучения) Учебные Технологический Естественнонаучный предметы профиль профиль Социальноэкономический профиль Базовый Углубленный Базовый Углубленный Базовый Углубленный уровень уровень уровень уровень уровень уровень Обязательные учебные предметы, общие для всех профилей Русский язык и литература Русский язык 68 68 68 Литература 204 204 204 6 Родной язык и родная литература Родной русский язык 68 68 68 204 204 204 Родная литература Иностранные языки Английский язык Математика и информатика Математика Естественные науки Астрономия Общественные науки Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности 408 408 408 34 34 34 История 136 136 136 Физическая культура 136 136 136 Основы безопасности жизнедеятельности 68 68 68 Итого 1326 1326 1326 Учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей на базовом или на углубленном уровне Общественные науки Обществознание 136 Экономика 136 География 204 Математика и информатика Информатика Естественные науки Естествознание 272 68 204 Физика Химия 68 340 136 68 340 Биология Индивидуальный проект Итого ВСЕГО 204 68 68 748 2074 68 816 2142 816 2142 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Технологический Естественнонаучный Социальнопрофиль профиль экономический профиль Математика: решение задач 136 повышенной сложности Практикум по 34 микробиологии Биохимия 34 Химия в задачах 34 Генетика 34 Финансовая грамотность 68 Право 68 Физика. Решение задач 136 повышенной сложности Всего 272 136 136 Общая нагрузка 2346 2278 2278 7 Учебный план технологического и естественно- научного (медицинский класс) профилей на 2023 – 2024 учебный год 11а класс (количество часов в неделю) Предметная область Русский язык и литература Учебные предметы Уровень Технологический Естественно-научный изучения профиль профиль предмета Количество часов Количество часов в в неделю неделю Обязательные учебные предметы, общие для всех профилей Русский язык Б 1 Литература Б 3 Родной язык Б 1 (русский) Английский язык Б 3 Иностранные языки Математика и Математика У 6 информатика Естественные Астрономия Б 1 науки Общественные История Б 2 науки Физическая Физическая Б 2 культура, экология культура и основы Основы Б 1 безопасности безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности Итого 20 Учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей на базовом или углубленном уровне Математика и Информатика У/Б 4 1 информатика Естественные Физика У/Б 5 2 науки Химия Б/У 1 5 Биология У 3 Итого 10 11 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика Математика. Учебный 2 Решение задач курс повышенной сложности Математика. ЭП 1 Решение задач с параметрами Естествознание Физика. Решение Учебный 1 задач повышенной курс сложности Химия в задачах ЭП 1 Генетика ЭП 1 Итого недельная 34 34 нагрузка Количество 34 34 учебных недель Всего часов в год 1156 1156 8 Учебный план социально-экономического профиля на 2023 – 2024 учебный год 11б класс (количество часов в неделю) Предметная область Учебные предметы Количество часов в Уровень изучения неделю предмета Обязательные учебные предметы, общие для всех профилей Русский язык и Русский язык Б 1 литература Литература Б 3 Родной (русский) Б 1 язык Иностранные языки Английский язык Б 3 Математика и Математика У 6 информатика Естественные науки Астрономия Б 1 Общественные науки История Б 2 Физическая культура, Физическая культура Б 2 экология и основы Основы Б 1 безопасности безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности Итого 20 Учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей на базовом или углубленном уровне Математика и Информатика Б 1 информатика Общественные науки Обществознание Б 2 Экономика У 2 География У 3 Естественные науки Естествознание Б 3 11 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Финансовая грамотность Учебный курс 1 Право Учебный курс 1 Математика. Решение ЭП 1 задач с параметрами Итого недельная 34 нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год 34 1156 9 10