1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №21» Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол от 23.08.2023 № 1 Утверждено приказом МАОУ«Лицей № 21» от 25.08.2023г. № 73 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ г.Первоуральск 2023 Программа - 03 2 Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Лицей № 21» I. Общие положения 1. Основная образовательная программа начального общего образования (далее - ООП НОО) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования(далее - ФГОС НОО) и Федеральной образовательной программой начального общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023г. № 372. 2. Содержание ООП НОО представлено учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей базовые объём и содержание образования уровня начального общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы.. 3. Образовательная организация предусматривает непосредственное применение при реализации обязательной части ООП НОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир» . 4. ООП НОО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. 5. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.. 6. Целевой раздел ООП НОО включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. 7. Пояснительная записка целевого раздела ООП НОО раскрывает: - цели реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися программы начального общего образования; - принципы формирования и механизмы реализации ООП НОО, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов; общую характеристику ООП НОО. Содержательный раздел ООП НОО включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: - рабочие программы учебных предметов; - программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; Программа - 03 3 - рабочую программу воспитания. 8. Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и разработаны на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения программы начального общего образования. 9. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся содержит: - описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; -характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. 10. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения программы начального общего образования. 11. Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. 12. Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том числе укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы начального общего образования. 13. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания. 14. Организационный раздел ООП НОО определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы начального общего образования и включает: - учебный план на учебный год; - календарный учебный график; - план внеурочной деятельности; - календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде обучения. Программа - 03 4 II. Целевой раздел ООП НОО 15. Пояснительная записка. 15.1.ООП НОО является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС НОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. 15.2 Целями реализации ООП НОО являются: - обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося; - развитие единого образовательного пространства Российской Федерации на основе общих принципов формирования содержания обучения и воспитания, организации образовательного процесса; - организация образовательного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования, отражённых в ФГОС НОО; - создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учётом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации; - организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке. 15.3.Достижение поставленных целей реализации ФОП НОО предусматривает решение следующих основных задач: - формирование общей культуры, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное развитие, становление творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья; - обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимися целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; - становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости; - обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; - достижение планируемых результатов освоения ООП НОО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ); - обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; - выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, Программа - 03 5 проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности; - организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектно-исследовательской деятельности; - участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации. 15.4. ООП НОО учитывает следующие принципы: 1) принцип учёта ФГОС НОО: ООП НОО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне начального общего образования; 2) принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: программа обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль); 3) принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося; 4) принцип преемственности и перспективности: программа обеспечивает связь и динамику в формировании знаний, умений и способов деятельности, а также успешную адаптацию обучающихся к обучению по образовательным программам основного общего образования, единые подходы между их обучением и развитием на уровнях начального общего и основного общего образования; 5) принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, разработку мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся, нравственно-ценностного отношения к действительности; 6) принцип здоровье сбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296), с изменениями, Программа - 03 6 внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный №72558), действующими до 1 марта 2027 г. (далее Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее - Санитарноэпидемиологические требования). 15.5. ООП НОО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Срок освоения ООП НОО четыре года. Общий объём аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 6-дневной учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями 15.6.В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При формировании индивидуальных учебных планов, в том числе для ускоренного обучения, объём дневной и недельной учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий, расписание занятий, объём домашних заданий должны соответствовать требованиям, предусмотренным Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. 16. Планируемые результаты освоения ООП НОО 16.1. Планируемые результаты освоения ООП НОО соответствуют современным целям начального общего образования, представленным во ФГОС НОО как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося. 16.2.Личностные результаты освоения ООП НОО достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. 16.3.Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, Программа - 03 7 а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания программы начального общего образования обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаковосимволическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания, как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях. 17. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. 17.1. Основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших ООП НОО, является ФГОС НОО независимо от формы получения начального общего образования и формы обучения. Таким образом, ФГОС НОО определяет основные требования к образовательным результатам обучающихся и средствам оценки их достижения. 17.2. Система оценки достижения планируемых результатов (далее - система оценки) является частью системы оценки и управления качеством образования в образовательной организации и служит основой при разработке образовательной организацией соответствующего локального акта. 17.3. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются: ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. 17.4. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной организации являются: - оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней; - оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных процедур; - оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур. 17.5. Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС НОО, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися ООП НОО. 17.6. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. 17.7. Внутренняя оценка включает: - стартовую диагностику; - текущую и тематическую оценки; - итоговую оценку; Программа - 03 8 - промежуточную аттестацию; - психолого-педагогическое наблюдение; - внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся. 17.8. Внешняя оценка включает: - независимую оценку качества подготовки обучающихся; - итоговую аттестацию 17.9. В соответствии с ФГОС НОО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений. 17.10. Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме. 17.11. Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся служит основой для организации индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений. 17.12. Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся реализуется за счёт фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного процесса, выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего учебного материала. 17.13. Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через: - оценку предметных и метапредметных результатов; - использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки; использование контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и другие) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования; - использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга, в том числе оценок творческих работ, наблюдения; - использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка); - использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых) технологий. 17.14. Целью оценки личностных достижений обучающихся является Программа - 03 9 получение общего представления о воспитательной деятельности образовательной организации и её влиянии на коллектив обучающихся. 17.15. При оценке личностных результатов необходимо соблюдение этических норм и правил взаимодействия с обучающимся с учётом его индивидуально психологических особенностей развития. 17.16. Личностные достижения обучающихся, освоивших ФОП НОО, включают две группы результатов: - основы российской гражданской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности; - готовность обучающихся к саморазвитию, мотивация к познанию и обучению, активное участие в социально значимой деятельности. 17.17. Учитывая особенности групп личностных результатов, учитель может осуществлять оценку только следующих качеств: - наличие и характеристика мотива познания и учения; - наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать учебные действия; - способность осуществлять самоконтроль и самооценку. Диагностические задания, устанавливающие уровень этих качеств, целесообразно интегрировать с заданиями по оценке метапредметных регулятивных универсальных учебных действий. 17.18. Оценка метапредметных результатов осуществляется через оценку достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, которые отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий. 17.19. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности. 17.20. Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения сформированности: - познавательных универсальных учебных действий; - коммуникативных универсальных учебных действий; - регулятивных универсальных учебных действий. 17.21. Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся базовых логических действий, базовых исследовательских действий, умений работать с информацией. 17.22. Овладение базовыми логическими действиями обеспечивает формирование у обучающихся умений: - сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; - объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; - находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного учителем алгоритма; Программа - 03 10 - выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; -устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы. 17.23. Овладение базовыми исследовательскими действиями обеспечивает формирование у обучающихся умений: - определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; - с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; - сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); - проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); - прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. 17.24. Работа с информацией как одно из познавательных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у обучающихся умений: - выбирать источник получения информации; - согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; - распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; - соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске в информациннотелекоммуникационной сети Интернет (далее - Интернет); - анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; - самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. 17.25. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся таких групп умений, как общение и совместная деятельность. 17.26. Общение как одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у обучающихся умений: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать Программа - 03 11 правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументированно высказывать своё мнение; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); - подготавливать небольшие публичные выступления; - подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. 17.27. Совместная деятельность как одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у обучающихся умений: -формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; -принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; -ответственно выполнять свою часть работы; -оценивать свой вклад в общий результат; -выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов. 17.28. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями согласно ФГОС НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся умений самоорганизации (планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий) и самоконтроля (устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок). 17.29. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как учителем в ходе текущей и промежуточной оценки по учебному предмету, так и администрацией образовательной организации в ходе мониторинга. В текущем учебном процессе отслеживается способность обучающихся разрешать учебные ситуации и выполнять учебные задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями, реализуемыми в предметном преподавании. 17.30. В ходе мониторинга проводится оценка сформированности универсальных учебных действий. Содержание и периодичность мониторинга устанавливаются решением педагогического совета образовательной организации. Инструментарий для оценки сформированности универсальных учебных действий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по Программа - 03 12 оценке функциональной грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий. 17.31. Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение. 17.32. Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется через оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам. 17.33. Основным предметом оценки результатов освоения ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале и способах действий, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. 17.34. Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется учителем в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля. 17.35. Особенности оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету фиксируются в приложении к ООП НОО. Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету должно включать: -список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая (тематическая); устно (письменно), практика); -требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости - с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры); -график контрольных мероприятий. 17.36. Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с целью оценки готовности к обучению на уровне начального общего образования. 17.36.1 .Стартовая диагностика проводится в начале 1 класса и выступает как основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Объектом оценки в рамках стартовой диагностики является сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счётом. 17.36.2. Стартовая диагностика может проводиться педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных учебных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса. 17.37. Текущая оценка направлена на оценку индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета. Программа - 03 13 17.37.1.Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и обучающимся существующих проблем в обучении. 17.37.2. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету. 17.37.3. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с учётом особенностей учебного предмета. 17.37.4. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса. 17.38. Тематическая оценка направлена на оценку уровня достижения обучающимися тематических планируемых результатов по учебному предмету. 17.39. Промежуточная аттестация обучающихся проводится, начиная со 2 класса, в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. 17.40. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале. 17.41. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий, является основанием для перевода обучающихся в следующий класс. 17.42. Итоговая оценка является процедурой внутренней оценки образовательной организации и складывается из результатов накопленной оценки и итоговой работы по учебному предмету. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на основном содержании учебного предмета с учётом формируемых метапредметных действий. III. Содержательный раздел. 18. Рабочие программы учебных предметов (приложения к Программе размещены на сайте МАОУ «Лицей № 21») 19. Программа формирования универсальных учебных действий. 19.1. В соответствии с ФГОС НОО программа формирования универсальных (обобщённых) учебных действий (далее - УУД) имеет следующую структуру: -описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; -характеристика познавательных, коммуникативных и регулятивных Программа - 03 14 универсальных учебных действий. 19.2. Цель развития обучающихся на уровне начального общего образования реализуется через установление связи и взаимодействия между освоением предметного содержания обучения и достижениями обучающегося в области метапредметных результатов. Это взаимодействие проявляется в следующем: -предметные знания, умения и способы деятельности являются содержательной основой становления УУД; -развивающиеся УУД обеспечивают протекание учебного процесса как активной инициативной поисково-исследовательской деятельности на основе применения различных интеллектуальных процессов, прежде всего теоретического мышления, связной речи и воображения, в том числе в условиях дистанционного обучения (в условиях неконтактного информационного взаимодействия с субъектами образовательного процесса); -под влиянием УУД складывается новый стиль познавательной деятельности: универсальность как качественная характеристика любого учебного действия и составляющих его операций, что позволяет обучающемуся использовать освоенные способы действий на любом предметном содержании, в том числе представленного в виде экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов, что положительно отражается на качестве изучения учебных предметов; -построение учебного процесса с учётом реализации цели формирования УУД способствует снижению доли репродуктивного обучения, создающего риски, которые нарушают успешность развития обучающегося и формирует способности к вариативному восприятию предметного содержания в условиях реального и виртуального представления экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов. 19.3. Познавательные УУД отражают совокупность операций, участвующих в учебно-познавательной деятельности обучающихся и включают: -методы познания окружающего мира, в том числе представленного (на экране) в виде виртуального отображения реальной действительности (наблюдение, элементарные опыты и эксперименты; измерения и другие); -базовые логические и базовые исследовательские операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация, сериация, выдвижение предположений, проведение опыта, мини-исследования и другие); -работа с информацией, представленной в разном виде и формах, в том числе графических (таблицы, диаграммы, инфограммы, схемы), аудио- и видеоформатах (возможно на экране). 19.4. Познавательные УУД становятся предпосылкой формирования способности обучающегося к самообразованию и саморазвитию. 19.5. Коммуникативные УУД являются основанием для формирования готовности обучающегося к информационному взаимодействию с окружающим миром: средой обитания, членами многонационального поликультурного общества разного возраста, представителями разных социальных групп, в том числе представленного (на экране) в виде виртуального отображения реальной действительности, и даже с самим Программа - 03 15 собой. 19.6. Коммуникативные УУД целесообразно формировать, используя цифровую образовательную среду класса, образовательной организации. 19.7. Коммуникативные УУД характеризуются четырьмя группами учебных операций, обеспечивающих: -смысловое чтение текстов разных жанров, типов, назначений; аналитическую текстовую деятельность с ними; -успешное участие обучающегося в диалогическом взаимодействии с субъектами образовательных отношений (знание и соблюдение правил учебного диалога), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия; -успешную продуктивно-творческую деятельность (самостоятельное создание текстов разного типа - описания, рассуждения, повествования), создание и видоизменение экранных (виртуальных) объектов учебного, художественного, бытового назначения (самостоятельный поиск, реконструкция, динамическое представление); -результативное взаимодействие с участниками совместной деятельности (высказывание собственного мнения, учёт суждений других собеседников, умение договариваться, уступать, вырабатывать общую точку зрения), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия. 19.8. Регулятивные УУД отражают совокупность учебных операций, обеспечивающих становление рефлексивных качеств обучающегося (на уровне начального общего образования их формирование осуществляется на пропедевтическом уровне). 19.9. Выделяются шесть групп операций: -принимать и удерживать учебную задачу; -планировать её решение; -контролировать полученный результат деятельности; -контролировать процесс деятельности, его соответствие выбранному способу; -предвидеть (прогнозировать) трудности и ошибки при решении данной учебной задачи; -корректировать при необходимости процесс деятельности. 19.10. Важной составляющей регулятивных УУД являются операции, определяющие способность обучающегося к волевым усилиям в процессе коллективной и (или) совместной деятельности, к мирному самостоятельному предупреждению и преодолению конфликтов, в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия. 19.11. В рабочих программах учебных предметов требования и планируемые результаты совместной деятельности выделены в специальный раздел, что позволяет учителю осознать, что способность к результативной совместной деятельности строится на двух феноменах, участие которых обеспечивает её успешность: Программа - 03 16 -знание и применение коммуникативных форм взаимодействия (договариваться, рассуждать, находить компромиссные решения), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия; -волевые регулятивные умения (подчиняться, уступать, объективно оценивать вклад свой и других в результат общего труда и другие). 19.20. Механизмом конструирования образовательного процесса являются следующие методические позиции. 19.20.1. Педагогический работник проводит анализ содержания учебного предмета с точки зрения УУД и устанавливает те содержательные линии, которые в особой мере способствуют формированию разных метапредметных результатов. На уроке по каждому учебному предмету предусматривается включение заданий, выполнение которых требует применения определённого познавательного, коммуникативного или регулятивного универсального действия. Соответствующий вклад в формирование УУД можно выделить в содержании каждого учебного предмета. Таким образом, на первом этапе формирования УУД определяются приоритеты учебных предметов для формирования качества универсальности на данном предметном содержании. На втором этапе подключаются другие учебные предметы, педагогический работник предлагает задания, требующие применения учебного действия или операций на разном предметном содержании. Третий этап характеризуется устойчивостью УУД, то есть использования его независимо от предметного содержания. У обучающегося начинает формироваться обобщённое видение учебного действия, он может охарактеризовать его, не ссылаясь на конкретное содержание. Например, «наблюдать - значит...», «сравнение - это...», «контролировать - значит...» и другие. Педагогический работник делает вывод . о том, что универсальность (независимость от конкретного содержания) как свойство учебного действия сформировалась. 19.20.2. Педагогический работник использует виды деятельности, которые в особой мере провоцируют применение универсальных действий: поисковая, в том числе с использованием электронных образовательных и информационных ресурсов Интернета, исследовательская, творческая деятельность, в том числе с использованием экранных моделей изучаемых объектов или процессов, что позволяет отказаться от репродуктивного типа организации обучения, при котором главным методом обучения является образец, предъявляемый обучающимся в готовом виде. В этом случае задача обучающегося запомнить образец и каждый раз вспоминать его при решении учебной задачи. В таких условиях изучения учебных предметов универсальные действия, требующие мыслительных операций, актуальных коммуникативных умений, планирования и контроля своей деятельности, не Программа - 03 17 являются востребованными, так как использование готового образца опирается только на восприятие и память. Поисковая и исследовательская деятельность развивают способность обучающегося к диалогу, обсуждению проблем, разрешению возникших противоречий в точках зрения. Поисковая и исследовательская деятельность может осуществляться с использованием информационных банков, содержащих различные экранные (виртуальные) объекты (учебного или игрового, бытового назначения), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия. Для формирования наблюдения как метода познания разных объектов действительности на уроках окружающего мира организуются наблюдения в естественных природных условиях. Наблюдения можно организовать в условиях экранного (виртуального) представления разных объектов, сюжетов, процессов, отображающих реальную действительность, которую невозможно предоставить обучающемуся в условиях образовательной организации (объекты природы, художественные визуализации, технологические процессы и другие). Уроки литературного чтения позволяют проводить наблюдения текста, на которых строится аналитическая текстовая деятельность. Учебные диалоги, в том числе с представленным на экране виртуальным собеседником, дают возможность высказывать гипотезы, строить рассуждения, сравнивать доказательства, формулировать обобщения практически на любом предметном содержании. Если эта работа проводится учителем систематически и на уроках по всем учебным предметам, то универсальность учебного действия формируется успешно и быстро. 19.20.3. Педагогический работник применяет систему заданий, формирующих операциональный состав учебного действия. Цель таких заданий - создание алгоритма решения учебной задачи, выбор соответствующего способа действия. На первых этапах указанная работа организуется коллективно, выстраиваются пошаговые операции, постепенно обучающиеся учатся выполнять их самостоятельно. При этом очень важно соблюдать последовательность этапов формирования алгоритма: построение последовательности шагов на конкретном предметном содержании; проговаривание их во внешней речи; постепенный переход на новый уровень - построение способа действий на любом предметном содержании и с подключением внутренней речи. При этом изменяется и процесс контроля: от совместных действий с учителем обучающиеся переходят к самостоятельным аналитическим оценкам; выполняющий задание осваивает два вида контроля - результата и процесса деятельности; развивается способность корректировать процесс выполнения задания, а также предвидеть возможные трудности и ошибки. При этом возможно Программа - 03 18 реализовать автоматизацию контроля с диагностикой ошибок обучающегося и с соответствующей методической поддержкой исправления самим обучающимся своих ошибок. Описанная технология обучения в рамках совместнораспределительной деятельности развивает способность обучающихся работать не только в типовых учебных ситуациях, но и в новых нестандартных ситуациях. 19.20.4. Сравнение как УУД состоит из следующих операций: нахождение различий сравниваемых предметов (объектов, явлений); определение их сходства, тождества, похожести; определение индивидуальности, специфических черт объекта. Для повышения мотивации обучения обучающемуся предлагается новый вид деятельности (возможный только в условиях экранного представления объектов, явлений) - выбирать (из информационного банка) экранные (виртуальные) модели изучаемых предметов (объектов, явлений) и видоизменять их таким образом, чтобы привести их к сходству или похожести с другими. 19.20.5. Классификация как УУД включает: анализ свойств объектов, которые подлежат классификации; сравнение выделенных свойств с целью их дифференциации на внешние (несущественные) и главные (существенные) свойства; выделение общих главных (существенных) признаков всех имеющихся объектов; разбиение объектов на группы (типы) по общему главному (существенному) признаку. Обучающемуся предлагается (в условиях экранного представления моделей объектов) большее их количество в отличие от реальных условий, для анализа свойств объектов, которые подлежат классификации (типизации), для сравнения выделенных свойств экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов с целью их дифференциации. При этом возможна фиксация деятельности обучающегося в электронном формате для рассмотрения учителем итогов работы. 19.20.6. Обобщение как УУД включает следующие операции: сравнение предметов (объектов, явлений, понятий) и выделение их общих признаков; анализ выделенных признаков и определение наиболее устойчивых (инвариантных) существенных признаков (свойств); игнорирование индивидуальных и (или) особенных свойств каждого предмета; сокращённая сжатая формулировка общего главного существенного признака всех анализируемых предметов. Обучающемуся предлагается (в условиях экранного представления моделей объектов) большее их количество в отличие от реальных условий, для сравнения предметов (объектов, явлений) и выделения их общих признаков. При этом возможна фиксация деятельности обучающегося в электронном формате для рассмотрения учителем итогов работы. 19.20.7. Систематическая работа обучающегося с заданиями, требующими применения одинаковых способов действий на различном предметном содержании, формирует у обучающихся чёткое представление об их универсальных свойствах, то есть возможность обобщённой характеристики сущности универсального действия. Программа - 03 19 19.20.8. Сформированность УУД у обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения программы начального общего образования. Полученные результаты не подлежат балльной оценке, так как в соответствии с закономерностями контрольно-оценочной деятельности балльной оценкой (отметкой) оценивается результат, а не процесс деятельности. В задачу педагогического работника входит проанализировать вместе с обучающимся его достижения, ошибки и встретившиеся трудности. 19.20.9. В рабочих программах учебных предметов содержание метапредметных достижений обучения представлено в разделе «Содержание обучения», которое строится по классам. В каждом классе каждого учебного предмета представлен возможный вариант содержания всех групп УУД по каждому году обучения на уровне начального общего образования. В 1 и 2 классах определён пропедевтический уровень овладения УУД, и только к концу второго года обучения появляются признаки универсальности. 19.20.10. В рабочих программах учебных предметов содержание УУД представлено также в разделе «Планируемые результаты обучения». Познавательные УУД включают перечень базовых логических действий; базовых исследовательских действий; работу с информацией. Коммуникативные УУД включают перечень действий участника учебного диалога, действия, связанные со смысловым чтением и текстовой деятельностью, а также УУД, обеспечивающие монологические формы речи (описание, рассуждение, повествование). Регулятивные УУД включают перечень действий саморегуляции, самоконтроля и самооценки. Отдельный раздел «Совместная деятельность» интегрирует коммуникативные и регулятивные действия, необходимые для успешной совместной деятельности. 20. Рабочая программа воспитания (расположена на сайте МАОУ «Лицей № 21») IV. Организационный раздел 21. Учебный план начального общего образования Учебный план начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей № 21" (далее учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и Программа - 03 20 структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей № 21", разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной программы начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в МАОУ "Лицей № 21" начинается 01.09.2023 и заканчивается 26.05.2024. Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебных недели. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 26 часов . Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: − для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков. − для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: − учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; − использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый). Программа - 03 21 Продолжительность выполнения домашних заданий составляет в 1 классах – не более 1часа, во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. В МАОУ «Лицей № 21» обучение организовано по триместрам. При этом 5-6 недель учебных периодов чередуются с недельными каникулами. Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 6-и дневной учебной неделе. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся В МАОУ "Лицей № 21" языком обучения является русский язык. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. При изучении предметов английский язык осуществляется деление учащихся на две подгруппы. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ "Лицей № 21". Программа - 03 22 Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по триместрам. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам триместра. Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. По итогам учебного года родителям выдается Карта учебных достижений ребенка установленной формы. Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года. Начальное общее образование 2023-2024 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозной культуры и светской этики Искусство Русский язык 5 5 5 Литературное чтение 4 4 4 - 2 2 Математика 4 4 4 Окружающий мир 2 2 2 Основы религиозной культуры и светской этики Изобразительное искусство – - - Английский язык 1 1 1 1 1 1 Технология Физическая культура Физическая культура 1 1 1 3 3 3 Итого: 21 23 23 Музыка Технология Программа - 03 Формы промежуточной аттестации 5 2-4 кл. Контрольная работа (тест) 4 2-4 кл. Контрольная работа (тест) 2,3 кл. Собеседование 2 4 кл. Контрольная работа (тест) 4 2-4 кл. Контрольная работа (тест) 2 2-4 кл. Средняя арифметическая отметка за триместры 1 Зашита группового творческого проекта 1 2-4 кл. Средняя арифметическая отметка за триместры 1 2-4 кл. Средняя арифметическая отметка за триместры 1 2-4 кл. Творческая работа 3 2-4 кл. Средняя арифметическая отметка за триместры 24 23 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Общее число часов 0 3 3 2 Информатика и ИКТ 1 1 1 Средняя арифметическая отметка за триместры Мастерская «Чтение с увлечением» 1 1 1 Безотметочное обучение Проектная задача Мастерская «Решение нестандартных 1 1 - Безотметочное обучение задач» Олимпиада Учебные недели 33 34 34 34 Всего часов 693 884 884 884 Максимально допустимая недельная 21 26 26 26 нагрузка 22. Календарный учебный график 22.1. Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным триместрам. При этом в течение учебного года 5-6 недель учебных периодов чередуются с недельными каникулами. Режим работы – 6-дневная рабочая неделя. 22.2. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели. 22.3. Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним, рабочий день. 22.4. Учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год заканчивается в предыдущий рабочий день. 22.5. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) - 20 минут. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет не менее 20минут. 22.6. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной Гигиеническими нормативами. 22.7. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры; для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры. 22.8. Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований: -учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в Программа - 03 24 первую смену, обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый; -в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут; -предоставляются дополнительные недельные каникулы в конце учебного года: окончание учебного года для учащихся 1 классов – 20 мая 2024 года. 22.9. Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов. 22.10. Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать перерыв продолжительностью не менее 20 минут. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ на 2023 – 2024 учебный год 1. Даты начала и окончания учебного года 1.1. Дата начала учебного года: 01.09.2023 г 1.2. Дата окончания учебного года: 1 классы – 20.05.2024 г 2 - 4 классы - 31.05.2024 г. 2. Периоды образовательной деятельности 2.1. Продолжительность учебного года в: - 1-х классах – 33 недели; - 2- 4-х классов – 34 недели. 2.2. Продолжительность учебных триместров: Образовательная деятельность организуется по триместровой системе обучения. Учебный год делится на 3 триместра: 1 триместр, 2 триместр, 3 триместр. 1-4-й класс Учебный Дата Продолжительность период Начало Окончание Количество триместра триместра учебных недель 1 триместр 01.09.2023 18.11.2023 11 недель 2 триместр 27.11.2023 17.02.2024 11 недель 3 триместр 26.02.2024 20.05.2024 11 недель (1 классы) 3 триместр 26.02.2024 26.05.2024 12 недель (2 - 4 классы) Образовательные 27.05.2024 31.05.2024 5 дней Программа - 03 25 экскурсии, индивидуальные консультации, ликвидация академической задолженности Итого 34 недели, в 1-х классах - 33 2.3. Сроки и продолжительность каникул 1 – 4-й класс Каникулы Дата Продолжительн ость каникул в Начало Оконча календарных днях каникул ние каникул Осенние каникулы 09.10.2023 15.10.2023 7 1 Осенние каникулы 20.11.2023 26.11.2023 7 2 Зимние каникулы 01.01.2024 08.01.2024 8 Февральские 19.02.2024 25.02.2024 7 каникулы Весенние 08.04.2024 14.04.2024 7 каникулы Летние каникулы 21.05.2024 г. 31.08.2024 15 недель (1 классы) г. Летние каникулы 01.06.2024 г. 31.08.2024 13 недель (2 – 4 классы) г. Итог: в течение учебного года 36 дней 3. Режим работы образовательной организации Период учебной 1 -й класс 2-4-е классы деятельности Учебная неделя (дней) 5 дней понедельник 6 дней понедельник - пятница суббота Урок (минут) 35 минут 1 40 минут полугодие 40 минут 2 полугодие Перерыв (минут) 15 минут 15 минут Выставление отметок за учебные периоды (периодичность в году) Программа - 03 По окончанию триместров 26 Промежуточная аттестация (периодичность в году) По окончанию учебного года 4. Организация промежуточной аттестации Промежуточная аттестация проводится во 2-4-х классах с 15.04.2024 г. по 25.05.2024 г. без прекращения образовательной деятельности по предметам учебного плана и в формах, определенных учебным планом. Всероссийские проверочные работы в 4-х классах по графику Рособрнадзора. 5. Праздничные дни в 2023/2024 учебном году (не учебные дни): 4 ноября – День народного единства 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января – Новогодние каникулы 7 января - Рождество Христово 23 февраля - День защитника Отечества 8 марта - Международный женский день 1 мая - Праздник Весны и Труда 9 мая - День Победы 12 июня - День России 23. План внеурочной деятельности МАОУ «Лицей № 21» на 2023 – 2024 учебный год Пояснительная записка Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие: 1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; 2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; 3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; Программа - 03 27 4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; 5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; 6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; 7) формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего школьника Направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение Направления и цели внеурочной деятельности 1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. 2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как один из методов формирования информационной компетентности, стремления ребенка к размышлению и поиску в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. направлена на 3.Общеинтеллектуальная деятельность совершенствование функциональной грамотности учащихся, развитие культуры логического и алгоритмического мышления, . 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. 5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. система интеллектуальных 6. Интеллектуальные марафоны — соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересы и способности к самообразованию. 7. Технологическое направление учитывать интересы и склонности учащихся развивать социально важные качества личности определение своей профессионально-образовательной траектории. включает систему заданий для формирования функциональной грамотности учащихся Программа - 03 28 Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: — целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; — преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); — учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; — использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ. Формы организации внеурочной деятельности: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии, соревновательные мероприятия, секции, мини-исследования; общественно полезные практики, экскурсии, посещение театров, музеев и др. К организации внеурочной деятельности привлекаются все педагогические работники Лицея (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, библиотекарь и др.). Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Направления внеурочной деятельности (Содержание курсов по направлениям) 1. Спортивно-оздоровительная деятельность «Подвижные игры» Форма организации: спортивная студия Цель: формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни, развитие физической активности и двигательных навыков. Форма организации: спортивная студия: учебный курс физической культуры. Флорбол (хоккей в зале) Цель: гармоничное развитие всех пяти физических качеств (сила, гибкость, выносливость, скоростные качества, координация); воспитание морально-волевых качеств, командного духа. Форма организации: тренировки, соревнования, товарищеские игры. Спортивные игры Цель: приобщение к легкодоступным формам оздоровления, воспитание у учащихся потребности в здоровом образе жизни, совершенствовании физических качеств человека, формирование умения работать в команде. Форма организации: тренировки игровых секций баскетбола, футбола, Программа - 03 29 мини-футбола; соревнования школьных команд, участие в соревнованиях различного уровня. 2. Проектно-исследовательская деятельность Возможные темы проектов: «Я в городе славном живу» «Познай свой край» Цель: расширение знаний учащихся об истории родного города, формирование умения работать с разными источниками информации; развитие познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края; воспитание чувства патриотизма, любви к «малой Родине». Форма организации: факультативный модуль «Учусь создавать проект»; защита проектов в рамках Малых ломоносовских чтений. «Экологический поиск: исследование качества воды, воздуха в окружающей среде» Цель: углубление знаний и представлений о сочетании химического и биологического состава и физических свойств воздуха и воды, формирование исследовательских умений в процессе экспериментальной работы по изучению качеств воздуха и воды, развитие познавательной активности и интереса в процессе исследовательской работы, воспитание экологической культуры, эстетического и нравственного отношения к природным объектам, ответственного отношения к природе. Форма организации: факультативный модуль «Учусь создавать проект»; исследовательские проекты, защита проектов на уровне класса и в рамках Малых ломоносовских чтений. «Мир шахмат» Цель: Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания. Форма организации: учебный курс — факультативный модуль «Учусь создавать проект»; Малые ломоносовские чтения. «Первые шаги в науке» Цель: выявление и развитие у обучающихся интереса и способностей к опытно-исследовательской , научной и проектной деятельности в области экологии. Форма организации: учебный курс — факультативный модуль «Учусь создавать проект»; Малые ломоносовские чтения, защита проектов на городском и областном уровне. 3.Общеинтеллектуальная деятельность (учение с увлечением) «Функциональная грамотность» Цель: создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников функциональной грамотности, в том числе, информационной: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и не Программа - 03 30 сплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики; Форма организации: факультативные занятия, система заданий на развитие функциональной грамотности. «Чтение с увлечением» Цель: совершенствование читательской грамотности младших школьников, повышение читательской культуры, формирование мотивации к чтению, развитие устойчивого и осознанного интереса к чтению Форма организации: учебный курс в форме факультатива; система практических занятий. «Построй свою историю» Цель :развитие навыков устной речи, чтения, письма и языкового восприятия, словарного запаса, приобретение знаний в области технологий и цифрового обучения. Форма организации: учебный курс в форме факультатива; система практических заданий. «Шахматный всеобуч» Цель: равномерное развитие логического и физического интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами. Форма организации: специально организованная игровая деятельность, практико-соревновательная деятельность. «Шахматный клуб «Белая ладья» Цель: развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры. Форма организации: клуб по интересам, специально организованная игровая деятельность, соревновательная деятельность «Решение нестандартных задач» Цель: создание условий для формирования интеллектуальной активности в области математики, как залога готовности к продолжению образования в основной школе на профильном уровне; формирование математической грамотности учащихся. Форма организации: практико-ориентированная деятельность, система заданий на формирование функциональной грамотности. «Увлекательное чтение (на английском языке)» Цель: совершенствование навыков разговорной речи на иностранном языке; развитие понимания важности владения иностранным языком в современном мире, углубление интереса к его изучению. Форма организации: учебный курс — факультатив, клуб любителей иностранного языка. 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность Программа - 03 31 «Ритмика» Цель: формирование движений, свойственных ритмике; развитие культуры движений под музыку; способность к импровизации и творчеству. Форма организации: студия ритмики и пластики, конкурс пластических образов, постановка концертных номеров. Мастерская «Речевик»» Цель: расширение представлений о театральном творчестве, формирование умений импровизировать, вступать в ролевые отношения, перевоплощаться; развитие творческих способностей, интереса к театральному искусству и театрализованной деятельности. Форма организации: театральная студия, спектакли, конкурсы чтецов. Мастерская юного актера «Бибигон» Цель: формирование базовых навыков актерского мастерства и действия в условия сценической площадки, развитие эстетического вкуса, пробуждение самостоятельного и независимого мышления, обогащение эмоциональноличностного опыта обучающихся. Форма организации: театральная студия, тренинги актерского мастерства, этюды, театрализованные представления. Изостудия «Палитра» Цель: развитие у младших школьников творческих способностей, интереса к изобразительной деятельности, желания передавать свое отношение к художественным произведениям средствами художественных материалов, инструментов, а также художественных техник. Форма организации: творческая мастерская; конкурсы художественных работ; выставки работ участников. Вокальная студия «Радуга» Цель: расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном творчестве, произведениях народной и авторской музыки, развитие воображения, способности передавать свои впечатления от прослушивания музыки разных форм и жанровых особенностей, формировать эстетические вкусы и идеалы. Форма организации: вокальная студия; концертные программы, хоровая студия, участие в музыкальных конкурсах различного уровня. 5. Информационная культура «В мире информации» Цель: создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности. Форма организации: система практических занятий «Мататалаб» Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами начального технического моделирования и использования элементов робототехники; развитие логического мышления и мотивации к изучению наук естественно – научного цикла Форма организации: кружок, система практических заданий «Робототехника» Программа - 03 32 Цель: формирование творческой личности, живущей в современном мире; изучение основных физических принципов и базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств формирование у обучающихся ключевых компетенций, проектной культуры. Форма организации: практические занятия по созданию учениками собственных автоматизированных моделей, защитой проектов, участие в конкурсах, состязаниях роботов. 6. Интеллектуальные марафоны Возможные темы марафонов: «Красиво писать – красоту творить» Цель: развитие мотивации к изучению русского языка, способности к чистописанию Форма организации: конкурс чистописания «Живое литературное слово» Цель: популяризация среди учащихся поэзии, как литературного жанра, повышение интреса к чтению прозы, пропаганда культуры публичного выступления и ораторского мастерства, выявление и поддержка талантливых детей. Форма организации: конкурс чтецов среди учащихся Лицея «По тропинкам математики» Цель: развитие математической грамотности учащихся, раскрытие способностей по решению нестандартных задач, создание условий для интеллектуального роста учащихся и дальнейшего выбора профиля обучения. Форма организации: лицейская олимпиада по математике «Арифмометр» Цель: развитие математической грамотности учащихся, активное привлечение их к интеллектуальной деятельности, связанной с использованием навыков быстрого счета Форма организации: лицейский чемпионат быстрого счета «Умники и умницы» Цель: поддержка учащихся, проявивших интерес и особые способности к изучению общеобразовательных предметов. Форма организации: лицейская метапредметная олимпиада «Легко ли писать без ошибок?» Цель: формирование и укрепление интереса учащихся к русскому языку; воспитание любви к русскому языку, создание духа здорового соперничества. Форма организации: лицейская олимпиада по русскому языку 7. Технологическое направление «ЛогоМиры» Цель: расширение кругозора обучающихся посредством формирования начальных навыков программирования; формирование умения самостоятельно моделировать алгоритмические конструкции. Программа - 03 33 Форма организации: работа в программе «ЛогоМиры 3.0», решение практических задач. «Scratch» (основы логики и программирования) Цель: знакомство детей с основами программирования средствами языка «Scratch»; создание среды для разработки программных продуктов в игровой форме. Форма организации: практическая работа в объектно-ориентированной программе Scratch «Тропинка в профессию» Цель: заложить основы для профессионального самоопределения в будущем. Форма организации: встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия и в организации, деловые интерактивные игры. Направление Технологическое Технологическое Информационно техническое Информационно техническое углубление математики Сп-оздоровит. деятельность Сп-оздоровит. деятельность Сп-оздоровит. деятельность Сп-оздоровит. деятельность Сп-оздоровит. деятельность Сп-оздоровит. деятельность худож-эстетическая деят. худож-эстетическая деят. худож-эстетическая деят. худож-эстетическая деят. худож-эстетическая деят. Программа - 03 Название курса Основы логики и програмирования (Scratch) Логомиры Мататалаб Робототехника Решение нестандартных задач Баскетбол флорбол Мини-футбол Пионербол Каратэ Подвижные игры Мастерская юного актера Бибигон мастерская Речевик Студия эстрадного вокала Ритмика Изостудия «Палитра» 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 34 общеинтеллектуальное общеинтеллектуальное общеинтеллектуальное общеинтеллектуальное (ФГ) общеинтеллектуальное (ФГ) общеинтеллектуальное Шахматный всеобуч Шахматы.продвину тый уровень В мире информации Функциональная грамотность чтение с увлечением построй свою историю Во второй половине дня внеурочная деятельность в 1 – 4 классах реализуется и через годовую игру-проект «Путешествие по галактике Детства». Основными задачами проекта является включение младших школьников в игровой, занимательной форме в творческую жизнь класса, лицея, развитие творческого потенциала детей, их социальной активности. Данная игра представляет собой систему организации воспитательной работы в начальной школе. Форма игры-путешествия: • дает возможность использовать разнообразные формы воспитательной работы, • технологична по структуре, • длительна по времени, • позволяет включить в процесс игры любое количество детей, классов. В названии игры кроется ее идея, ее содержание: Галактика огромна, а в детстве мы все познаем впервые, совершаем множество открытий, верим в чудо. «Исследовав» в течение года одну планету, дети, переходя в следующий класс, отправляются на другую планету. У каждой параллели классов своя планета (АБВГДейка, Почемучка, Разумейка, Всезнайка). Каждый класс имеет название, девиз, эмблему, живет по правилам и законам, созданным обучающимися класса. Учащиеся 1-4 классов осваивают открытую ими планету в режиме продленного дня, т.е. участвуют в различных конкурсах, праздниках, социальных акциях, спортивных соревнованиях. В течение всей годовой игры-проекта экипажи ведут бортовые журналы, в которых отражают самые яркие моменты жизни своего экипажа. Создание бортового журнала также способствует творческому развитию учеников, повышает заинтересованность учащихся в качественном проведении внеклассных мероприятий и ярком освещении результатов совместных дел, а у родителей повышает уважение к внеклассной жизни детского коллектива, мотивирует их на активное участие в жизни класса. В конце учебного года подводятся итоги игры. Программа - 03 35 В качестве содержательного ориентира для разработки всех мероприятий игры служат также направления внеурочной деятельности, обозначенные в ООП НОО. Таким образом, годовая игра-проект представляет собой комплекс форм внеурочной деятельности, а каждый ученик с первого по четвертый класс проходит определенную последовательность соревнований, игр, праздников, творческих дел, каждое из которых призвано дать возможность детям почувствовать себя участниками непрерывной игровой ситуации, включить детей в активную творческую жизнь класса и Учреждения. В годовую игру-проект «Путешествие по галактике Детства» также включён проект «Читающий Лицей» (комплекс литературных праздников, индивидуальных и командных конкурсов, викторин). Внеурочные мероприятия в рамках годовой игры-проекта «Путешествие по галактике Детства» охватывают весь контингент обучающихся начальной школы и формируют тем самым уникальное общее пространство общения и взаимодействия обучающихся и педагогов. Такая совместная деятельность становится необходимым условием и основным средством реализации воспитательных функций во внеурочной деятельности лицея в режиме продленного дня. Родители (законные представители) обучающихся активно привлекаются для проведения, участия в различных мероприятиях как в целом внеурочной деятельности, так и для реализации игры-проекта «Путешествие по галактике Детства». Планируемый результат: • развитость личности учащегося, • сформированность опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, • сформированность умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач, • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки учащихся. План внеурочной деятельности из ресурса Учреждения не подлежит оплате при учете часов рабочего времени: направление Внеурочная Кл Количество Внеурочная Кл. Количе деятельность в . часов в деятельност ство рамках неделю ь в рамках часов в должностных должностн неделю обязанностей ых классного обязанносте руководителя й воспитателя группы Программа - 03 36 продленног о дня СпортивноДинамическая оздоровительно пауза е Духовнонравственное Общекультурн ое Тематический классный час Развивающие поездки, образовательные экскурсии, заочные путешествия и др. Проектная деятельность Общеинтеллект уальное Годовая играпроект «Путешествие по галактике Детства» Индивидуальные, групповые консультации по учебным предметам Интеллектуальные игры, предметные олимпиады (очные, дистанционные) Социальное Проектная деятельность Программа - 03 1 1ч ежедневно 14 14 0,5 14 0,5 14 0,5 14 1 24 0,5 14 0,5 1 ч в недели Подвижные 2-4 игры на свежем воздухе Клубный 1-4 час 1 Проект «Портфоли о выходного дня» 1-4 0,5 Проект 1-4 «Портфоли о выходного дня» Социальные 1-4 акции 0,5 0,5 2 1 ч в месяц 37 Уровень начального общего образования Учреждения укомплектован кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных ООП НОО. Внеурочная деятельность реализуется учителями начальных классов, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования. Программно-методическое обеспечение плана внеурочной деятельности в полном объеме. Учет занятий внеурочной деятельности по учебным предметам осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия. Для этого в МАОУ «Лицей № 21» оформляются журналы учета занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся списки учащихся, Ф.И.О. педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий вносятся в журнал в соответствии с рабочими программами курсов внеурочной деятельности. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника. Программа - 03