РАССМОТРЕНО На педагогическом совете МАОУ «Лицей №21» Протокол от 23.08.2023 г № 01 УТВЕРЖДЕНО Приказом МАОУ «Лицей №21» от 25.08.2023 г №73/7 Положение об организации внеурочной деятельности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей №21» 1.Общие положения 1.1 Настоящее Положение об организации внеурочной деятельности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей № 21» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г (с изменениями), Федеральными государственными стандартами начального общего образования и основного общего образования, утвержденными Приказами Минпросвещения Российской Федерации № 286 и № 287 от 31.05.2021 с изменениями от 18.07.2022 года, Федеральным государственным стандартом среднего общего образования, утвержденным Приказом Минпросвещения Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 с изменениями от 12.08.2022 года; Письмом Минпросвещения Российской Федерации от 05.06.2022 № ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; Письмами Минпросвещения Российской Федерации от 17.06.2022 № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном и от 15.08.2022 № 031190 «О направлении методических рекомендаций», с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а также в соответствии Уставом МАОУ «Лицей № 21». 1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения внеурочной деятельности, порядок организации занятий «Разговоры о важном», «Россия – мои горизонты», регулирует систему оценки достижения результатов внеурочной деятельности, а также определяет ответственных лиц за проведение внеурочной деятельности. 1.3. Основные образовательные программы в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей № 21» (далее – Учреждение) реализуются через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами. 1.4. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательной деятельности, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочных. 1.5. Настоящее Положение утверждено с учетом мнения совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся Учреждения (протокол от 23.08.2023 №01). 2. Требования к организации внеурочной деятельности. 2.1. Учреждение самостоятельно определяет объем часов, отведенных на внеурочную деятельность в соответствии с содержательной и организационной спецификой реализуемых основных образовательных программ с учетом времени, отводимого на внеурочную деятельность на каждом уровне общего образования: 1 - на уровне начального общего образования – до1320 часов; - на уровне основного общего образования – до1750 часов; - на уровне среднего общего образования – до 700 часов Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года. 2.2. Целью организации внеурочной деятельности в Учреждении является обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы на каждом уровне образования за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации. 2.3. Участие во внеурочной деятельности должно обеспечить: - удовлетворение индивидуальных запросов учащихся; - развитие личности, ее способностей, удовлетворение образовательных потребностей и интересов; - формирование функциональной грамотности учащихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности); - формирование социокультурных и духовно-нравственных ценностей учащихся, основ их гражданственности, российской гражданской идентичности и социальнопрофессиональных ориентаций; - развитие навыков самостоятельной образовательной, общественной, проектной, учебноисследовательской, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности; - формирование экологической грамотности у учащихся, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; - совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, самоопределения учащихся. 2.4. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности учащегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности, в том числе по направлениям: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному, а также видам деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, проблемно-ценностное общение, художественно-эстетическая, научно-познавательная, военно-патриотическая, общественно-полезная, проектная деятельность, спортивно-оздоровительная, туристскокраеведческая деятельность. 3. Порядок организации внеурочной деятельности 3.1. Внеурочная деятельность организуется на базе МАОУ «Лицей №21». 3.2. В целях реализации плана внеурочной деятельности в Учреждении также предусматривается использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. 3.3. Формы проведения внеурочной деятельности Учреждение определяет самостоятельно, при этом учитывает активность и самостоятельность учащихся, сочетает индивидуальную и групповую работы, обеспечивает гибкий режим занятий 2 (продолжительность, последовательность), переменный состав учащихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. В зависимости от конкретных условий реализации основной образовательной программы, числа учащихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из учащихся разных классов в пределах одного уровня образования. 3.4. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность в Учреждении, определяется планом внеурочной деятельности на текущий учебный год. 3.5. Количество часов зависит от образовательных потребностей участников образовательной деятельности в ходе достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ и возможностями Учреждения, осуществляющего образовательную деятельность по удовлетворению данных потребностей в текущем учебном году, но не более 10 часов в неделю на класс. 3.6. Часы внеурочной деятельности используют для реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования с помощью одной из трех моделей планов внеурочной деятельности (Приложение 1): - учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности; - с преобладанием педагогической поддержки учащихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы; - с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий. 3.7. Занятия внеурочной деятельности проводятся педагогическими работниками Учреждения (учителями, педагогом-психологом, социальным педагогом и др.), педагогами учреждений дополнительного образования (по согласованию). 3.8. Учащиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности. Зачисление учащихся в объединения внеурочной деятельности осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) с 1 сентября по 31 мая текущего учебного года. 3.9. Каждый учащийся в соответствии с планируемыми результатами основных образовательных программ выбирает направления внеурочной деятельности из числа предложенных, общее количество часов внеурочной деятельности не должно превышать 10 часов в неделю. Оптимальным является посещение не более 2 -х внеурочных занятий в день. 3.10. Каждый учащийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности. Учащийся не в праве менять, выбравший курс внеурочной деятельности до его завершения. 3.11. Учреждение самостоятельно решением Педагогического совета разрабатывает и утверждает: • рабочие программы внеурочной деятельности; • план внеурочной деятельности; • расписание занятий внеурочной деятельности. 3.12. Планы внеурочной деятельности начального общего, основного общего, среднего образования осуществляются посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности. 3.13. План внеурочной деятельности общеобразовательной организации является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. 3.14. План внеурочной деятельности составляется на учебный год и может включать как регулярные внеурочные занятия (проводятся с фиксируемой периодичностью), так и формы внеурочной деятельности, которые не являются регулярными. 3 3.15. Часы внеурочной деятельности реализуется как в течение учебной недели, так и в каникулярное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием, походы, поездки, соревнования, посещение театров, музеев и других мероприятий, профессиональные пробы, образовательные интенсивы, общественно - полезные практики). 3.16. Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает расписание занятий внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки учащихся. При этом занятия внеурочной деятельности могут включаться в расписание уроков, если общий объем нагрузки в течение дня не превышает гигиенических требований к максимальной общей нагрузке учащихся в течение дня. 3.17. Согласно, письму Минпросвещения РФ от 5 июля 2022 года № ТВ1290/03, для обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной деятельности Учреждения целесообразно предусмотреть, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности общеобразовательной организации направления внеурочной деятельности для всех обучающихся (Приложение 2). 3.18. Рабочая программа внеурочной деятельности является частью основной общеобразовательной программы соответствующего уровня образования и наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы, разрабатывается на основе требований к результатам освоения общеобразовательных программ с учетом основных направлений программ, включенных в структуру общеобразовательной программы. Для разработки рабочих программ могут использоваться авторские, примерные (рекомендованные Министерством образования и науки РФ) программы, самостоятельно разработанные, либо программы учреждений дополнительного образования детей. Курсы внеурочной деятельности могут разрабатываться на учебный год (не менее 34 часа), быть краткосрочными (8 часов, 17 часов). 3.19. Рабочие программы внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.20. Рабочие программы внеурочной деятельности включают в себя: - титульный лист, -пояснительную записку - содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; - тематическое планирование; - планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности; - учебно-методическое обеспечение. 3.21. Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. 3.22. Учреждение самостоятельно определяет порядок зачета результатов освоения учащимися образовательных программ внеурочной деятельности. 3.23. Учреждение может осуществлять зачет результатов освоения учащимися образовательных программ, программ внеурочной деятельности, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в организациях дополнительного образования, согласно разработанному Положению о порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ, полученных в других образовательных организациях. 4 3.24. При зачете результатов освоения рабочих программ внеурочной деятельности педагогическим работникам рекомендуется провести сопоставительный анализ планируемых результатов дополнительной общеобразовательной программы и рабочей программы внеурочной деятельности. 3.25. Текущий контроль достижения планируемых результатов внеурочной деятельности определятся ее моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления внеурочной деятельности. Оценивание достижения планируемых результатов внеурочной деятельности учащихся осуществляется в порядке и на условиях, установленных рабочей программой курса внеурочной деятельности. 3.26. Промежуточная аттестация по курсам внеурочной деятельности определяется ее моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления внеурочной деятельности. Оценивание планируемых результатов внеурочной деятельности учащихся осуществляется в порядке и на условиях, установленных основной образовательной программой. 3.27. Основными формами промежуточной аттестации учащихся в рамках внеурочной деятельности являются: - учет накопленных результатов (оценок) учащегося по итогам освоения курса внеурочной деятельности; - формирование портфолио; - выполнение письменной работы, проекта или творческой работы. 3.28. В качестве результатов промежуточной аттестации по предметам учебного плана, учебного курса, дисциплины (модуля) соответствующего уровня образования учащимся могут быть зачтены внеучебные образовательные достижения (в т.ч достижения внеурочной деятельности, дополнительного образования), документально подтвержденные. 4. Проведение занятий и организация контроля за внеурочной деятельностью 4.1. План внеурочной деятельности каждого уровня образования (начального общего, основного общего, среднего общего) может корректироваться на следующий учебный год в конце текущего года с учетом предварительного выбора учащимися и их родителями (законных представителями) рабочих программ внеурочной деятельности. 4.2. Для учащихся 1 классов набор направлений и программ внеурочной деятельности предлагается для ознакомления на установочном (организационном) родительском собрании, для учащихся 5 - 11 классов -на родительских собраниях и через официальный сайт Учреждения. 4.3. Наполняемость группы устанавливается от 8 человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление одного класса на две группы. Комплектование групп проходит в соответствии с запросом участников образовательной деятельности (законных представителей) учащегося. 4.4. Продолжительность занятий – 40 минут. Продолжительность занятий внеурочной деятельности регламентируется действующими Санитарноэпидемиологическими правилами и нормами СП 2.4.3648-20. 4.5. Занятия внеурочной деятельностью проводятся в соответствии с расписанием, утверждённым директором Учреждения. 4.6. Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью из инвариантной части плана внеурочной деятельности («Разговоры о важном», «Россия -мои горизонты», «Функциональная грамотность» осуществляется педагогическим работником в электронном классном журнале. Внеурочная деятельность вариативной части учебного плана – в журнале внеурочной деятельности. 4.7. Содержание записей в электронном журнале, журнале внеурочной деятельности должно соответствовать содержанию рабочей программы внеурочной деятельности (разделу «тематическое планирование») и тематике проводимого занятия. 5 4.8. Контроль за заполнением документации, фиксирующей проведение занятий внеурочной деятельности (электронные журналы) осуществляют заместители директора по учебно-воспитательной деятельности и должностные лица, назначенные в Учреждении ответственными за ведение электронных журналов. 4.9. Организацией, координацией и контролем занятий внеурочной деятельности учащихся конкретного класса занимается классный руководитель, который: • доводит до сведения родителей (законных представителей) информацию о реализуемых в Учреждении рабочих программах внеурочной деятельности; • координирует (вносит предложения) по формированию графика проведения занятий внеурочной деятельностью; • осуществляет контроль за посещаемостью учащимися занятий в соответствии с утвержденным расписанием; • осуществляет взаимосвязь между родителями (законными представителями) учащихся и учителями - предметниками по вопросу организации внеурочной деятельности, включая оценку - образовательных достижений учащихся в рамках обучения по образовательным (рабочим) программам внеурочной деятельности. 4.10. Общее руководство и контроль за внеурочной деятельностью в Учреждении осуществляет заместитель директора на основе своих должностных обязанностей: оценку содержания и качества программ внеурочной деятельности, разработку, согласование (утверждение) планов внеурочной деятельности и расписания проведения занятий внеурочной деятельности, системы оценивания результатов освоения рабочих программ внеурочной деятельности учащимися. 5. Об организации занятий «Разговоры о важном» 5.1. В соответствии с письмом Минпросвещения Российской Федерации от 17.06.2022 года №03-871 в рамках внеурочной деятельности учащихся Учреждение вводит еженедельные информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (34 часа в учебном году). 5.2. В целях организации и проведения занятий «Разговоры о важном» для учащихся является: • воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; • совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; • повышение общей культуры учащихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России; • развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; • формирование культуры поведения в информационной среде. 5.3. Методические материалы для общеобразовательной организации цикла еженедельных занятий, включающие сценарий занятия, методические рекомендации по его проведению, интерактивный визуальный контент, разрабатываются на федеральном уровне для обучающихся 1-2, 3-4, 5-7, 8-9, 10-11 классов и размещены на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Внеурочная деятельность». 5.6. Для каждой возрастной группы разработан полный пакет материалов, включающий: сценарий занятия, методические рекомендации для учителя, видеоролик. интерактивные задания, презентационные материалы, плакат, а также инструкции и дополнительные материалы к занятию. 5.7. Основным форматом проведения внеурочного занятия является разговор, или беседа с учащимися. 5.8. Основные темы занятий «Разговоры о важном» связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием 6 сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения. 5.9. Ответственный за организацию и проведение занятий «Разговоры о важном» в каждом классе является классный руководитель. 6. Об организации занятий «Россия – мои горизонты» 6.1. В соответствии с письмом Минпросвещения Российской Федерации от 01.06.2023 года № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» в рамках внеурочной деятельности учащихся Лицей вводит еженедельные профориентационные уроки «Россия - мои горизонты» (34 часа в учебном году) для всех учащихся 6 – 11 классов. 6.2. В целях организации и проведения занятий «Россия - мои гороизонты» для учащихся лицея является: - формирование у учащихся готовности к профессиональному самоопределению; - ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда. 6.3. В рамках таких занятий проводятся профориентационные уроки, диагностики, моделирующие профессиональные пробы и др. 6.4. Методические материалы для общеобразовательной организации цикла еженедельных занятий, включающие сценарий занятия, методические рекомендации по его проведению, интерактивный визуальный контент, разрабатываются на федеральном уровне для обучающихся 6-7, 8-9, 10-11 классов и размещены на портале https://bvbinfo.ru/profminimum. 6.5. Ответственный за организацию и проведение занятий «Россия - мои горизонты» в каждом классе назначается приказом директора Учреждения. 7. Финансово-экономические условия организации внеурочной деятельности. 7.1. Финансово-экономические условия реализации Учреждения в соответствии с ФГОС обеспечивают реализацию основных образовательных программ, в том числе в части внеурочной деятельности. 7.2. При расчете нормативов финансового обеспечения реализации государственных услуг Учреждения в соответствии с ФГОС в норматив включены затраты рабочего времени педагогических работников Учреждения на внеурочную деятельность. 7.3. Фонд оплаты труда педагогических работников Учреждения на внеурочную деятельность формируется из учета финансирования, установленного технологическим регламентом на оказание государственной услуги по реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с ФГОС. 7.4. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника. 8. Заключительные положения 8.1. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения. Дополнения и изменения к нему утверждаются приказом директора лицея в соответствии с п.19 Устава МАОУ «Лицей №21». 7 Приложение 1 Модель плана внеурочной деятельности Модель плана внеурочной деятельности Преобладание учебно-познавательной деятельности Преобладание педагогической поддержки обучающихся Преобладание деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий Содержательное наполнение занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных учебных предметов; занятия обучающихся по формированию функциональной грамотности; занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими проектно-исследовательскую деятельность; профориентационные занятия обучающихся; дополнительные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в освоении учебной программы; дополнительные занятия обучающихся, испытывающих трудности в освоении языков обучения; специальные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в социальной коммуникации; специальные занятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими деятельность детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; занятия обучающихся в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира; занятия обучающихся в социально ориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых и т.п. Приложение 2 Направления внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности образовательной организации Направление Рекомендуемое Основное содержание занятий внеурочной количество часов деятельности в неделю Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационно1 Основная цель: развитие ценностного просветительские отношения обучающихся к своей Родине занятия России, населяющим ее людям, ее патриотической, уникальной истории, богатой природе и нравственной и великой культуре. экологической направленности Основная задача: формирование "Разговоры о важном" соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного 8 поведения в обществе. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся 1 Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся 1 Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие 9 Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся 3 профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. Вариативная часть Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; 10 Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов 2 специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации. Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.); занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях туристско-краеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев); Занятия, направленные на удовлетворение 2 занятия по Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов "Орлята России". Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений - заботиться о других 11 социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро и микро коммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни. Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности Российского движения школьников и Юнармейских отрядов; волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы; выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией; Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов); творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций; созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе и т.п. От школьного проектирования - к готовности управ 12 13