Принято решением педагогического совета МАОУ «Лицей № 21» Протокол № 05 от 23.03.2020 УТВЕРЖДЕНО приказом по МАОУ «Лицей № 21» от 20.03.2020 № 33/2 ПОЛОЖЕНИЕ о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей №21» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2020 г, приказ МАОУ «Лицей № 21» от 01.09.2020 г № 71/16) I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и порядок реализации образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения для учащихся в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей № 21» (далее - МАОУ «Лицей №21») в соответствии с их образовательными потребностями и способностями. 1.2. Положение разработано в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 г № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Федеральным законом от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» (в ред. от 31.12.2017 г), Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 02.12.2019 г), Федеральным законом от 22 октября 2004 г. 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2017 г), Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019 г) СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» п.10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса», Уставом и локальными нормативными актами МАОУ «Лицей № 21». 1.3. В Положении используются следующие понятия: дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических работников (ст. 16 п.1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие учащихся и педагогических работников (ст. 16 п.1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 1.4. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, 2 дистанционных образовательных технологий является место нахождения МАОУ «Лицей № 21» независимо от места нахождения учащихся. II. Цели и задачи применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ или их частей 2.1. Целью применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий является предоставление возможности получения доступного, качественного и эффективного образования всем категориям учащихся независимо от места их проживания, возраста, состояния здоровья и социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей и на основе персонализации учебного процесса. 2.2. Реализация образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий является одной из форм организации образовательного процесса, которая направлена на решение следующих задач: • повышение эффективности и качества образования учащихся в соответствии с их интересами, способностями и потребностями; • усиление роли самостоятельной работы учащегося для повышения самостоятельности, инициативы и ответственности учащихся за свое образование; • формирование основ цифровой грамотности для жизни в условиях «цифровой экономики»; • создание единой информационно- образовательной среды МАОУ «Лицей № 21»; • ориентация образовательного процесса на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; • обеспечение реализации освоения учащимися образовательных программ в период введения карантина в МАОУ «Лицей № 21» вследствие превышения эпидемиологического порога заболеваемости, а также введения иных ограничительных мер; • ориентация на профильное образования в рамках реализации индивидуальных учебных планов учащихся МАОУ «Лицей № 21» на основе использования информационных технологий как комплекса социально-педагогических преобразований; • предоставление учащимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства учащегося или его временного пребывания (нахождения). 2.3. Основными принципами реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий являются: • принцип доступности, выражающийся в предоставлении учащимся возможности освоения программ общего образования и программ дополнительного образования непосредственно по местожительству или месту временного пребывания; • принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося; • принцип адаптивности, позволяющий использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебной деятельности, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.; • принцип гибкости, дающий возможность учащимся работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; • • • 3 принцип модульности, позволяющий учащимся и педагогическим работникам использовать необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося; принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательной деятельности с помощью специализированной информационно-образовательной среды; принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся. III. Организация реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий 3.1. Образовательная деятельность с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий может осуществляться как по отдельным предметам, курсам (модулям), иным компонентам, определенных образовательной программой, включенным в учебный план МАОУ «Лицей № 21», так и по всему перечню предметов и учебных курсов учебного плана, плана внеурочной деятельности, плана дополнительного образования. 3.2. Образовательная деятельность с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий реализуется на основе заявления родителей (законных представителей) или учащихся. В период введения карантина в МАОУ «Лицей № 21» вследствие превышения эпидемиологического порога заболеваемости, а также введения иных ограничительных мер обучение с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется по инициативе МАОУ «Лицей № 21». 3.3. МАОУ «Лицей № 21» устанавливает порядок и формы доступа к используемым МАОУ «Лицей № 21» информационным ресурсам при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 3.4. Обучение осуществляется с применением разработанных рабочих программ учебного предмета, курса (модуля), иных компонентов, определенных образовательной программой, учебных пособий, методических рекомендаций для учащегося по изучению учебного предмета, курса (модуля) иных компонентов, определенных образовательной программой, организации самоконтроля, текущего контроля. Рабочие программы учебного предмета, курса (модуля), реализуемые с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий утверждаются в соответствии с локальными нормативными актами МАОУ «Лицей № 21». 3.5. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника и учащегося. Также допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с учащимися в аудитории. 3.6. Формы организации образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий: групповые и индивидуальные дистанционные уроки, педагогическое сопровождение в удаленном формате домашней самостоятельной работы учащихся, проведение образовательных событий, дистанционные конкурсы и олимпиады; дистанционные самообучение в Интернете; видеоконференции; online-тестирование; сервис электронного журнала; вебинары; облачные сервисы и др. 4 3.7. В образовательной деятельности с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий используются следующие организационные формы: • лекция; • консультация; • семинар; • предметные и творческие мастерские; • конференция; • практическое занятие; • лабораторная работа; • проверочная работа; • контрольная работа; • самостоятельная работа; • учебно-исследовательская и проектная деятельность; • групповые и рефлексивные занятия; • образовательные события. 3.8. Самостоятельная работа учащихся может включать следующие организационные формы (элементы) электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: • работа с электронными ресурсами (учебниками); • просмотр видео-лекций, интернет-уроков; • прослушивание аудиофайлов; • контрольно-оценочная деятельность, включая компьютерное тестирование; • изучение печатных и других учебных и методических материалов; • групповые формы решения разного вида задач (проектные, исследовательские, творческие, конструкторские и т.п.); • создание видеороликов, аудиофайлов, презентаций, электронного портфолио. 3.9. МАОУ «Лицей № 21» обеспечивает каждому учащемуся, педагогическому работнику возможность доступа к образовательной онлайн-платформе, используемой МАОУ «Лицей № 21» в качестве основного информационного ресурса, в объеме часов учебного плана, необходимом для освоения соответствующей программы, а также осуществляет первоначальное обучение навыкам работы в информационно - образовательной среде МАОУ «Лицей № 21». 3.10. Педагогические работники, осуществляющие реализацию образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вправе применять имеющиеся электронные ресурсы и средства обучения или создавать собственные. Разработанные курсы (учебные материалы) должны соответствовать содержанию федеральным государственным образовательным стандартам или с использованием соответствующих требований к минимуму содержания дополнительных общеразвивающих программ при наличии таковых. 3.11. Директор МАОУ «Лицей № 21» назначает ответственного за осуществление контроля за реализацией образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 3.12. МАОУ «Лицей №21» доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора. 3.13. Учебные и методические материалы могут предоставляться учащимся в виде: электронных учебных курсов, виртуальных лабораторных практикумов, компьютерных систем контроля знаний с наборами тестов, других электронных материалов на магнитных или оптических носителях, печатных изданий, электронных ресурсов с доступом по сети Интернет. 5 Все учебные и методические материалы передаются в личное пользование обучающегося без права их тиражирования или передачи третьим лицам. 3.14. Научно-методическое обеспечение реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает: • электронные и мультимедийные учебники; • компьютерные обучающие программы; • контрольно-измерительные материалы; • учебные видеофильмы; • аудио- и видеолекции; • учебники и учебные пособия; • авторские разработки; • новые педагогические приемы и методики их использования. 3.15. Текущий контроль при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий проводится учителем в соответствии с образовательными программами и локальными нормативными актами МАОУ «Лицей № 21». 3.16. Промежуточная аттестация учащихся, осваивающих образовательные программы или их часть по предметам, курсам (модулям) учебного плана с применением дистанционных образовательных технологий является обязательной. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с тематическим планированием как в рамках традиционной классно-урочной формы организации обучения, так и с использованием дистанционных образовательных технологий. Результаты промежуточной аттестации учащихся отражаются в классных журналах на бумажном носителе и/или в электронном журнале информационной системы «Сетевой город. Образование». 3.17. Государственная итоговая аттестация выпускников, освоивших образовательные программы или их части с применением дистанционных образовательных технологий, осуществляется в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования. 3.18. Освоение учащимися образовательных программ или их частей в виде онлайн – курсов подтверждается документом об образовании либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей образовательные программы или их части в виде онлайн -курсов. МАОУ «Лицей № 21» после представления учащимся документом об образовании либо документом об обучении, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн -курсов в иной организации, допускает учащегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или засчитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа. Зачет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных в МАОУ «Лицей № 21» посредством сопоставления планируемых результатов обучения по соответствующим учебным предметам, курсам (модулям), иным компонентам образовательной программы, по которой учащийся проходил обучение, при предоставлении учащимся документов, подтверждающих пройденное им обучение. IV. Права и обязанности участников образовательных отношений 4.1. МАОУ «Лицей № 21» имеет право: 4.1.1. МАОУ «Лицей № 21» вправе реализовывать образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных законодательством РФ формах обучения или при их сочетании, при 6 проведении учебных занятий, лабораторных или практических занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой аттестации учащихся. МАОУ «Лицей № 21» самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с учащимися, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 4.1.2. Применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при наличии руководящих и педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки и специально оборудованных помещений с соответствующей технологией, позволяющей реализовывать образовательные программы и их части с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 4.1.3. Вести учет результатов образовательной деятельности и внутренний документооборот; 4.1.4. Для обеспечения использования дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ или их частей организовывать повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала. 4.2. Обязанности МАОУ «Лицей № 21»: 4.2.1. Выявление потребности и необходимости учащихся 1-11 классов в освоении образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 4.2.2. Принятие педагогическим советом МАОУ «Лицей № 21» решения реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий для удовлетворения образовательных потребностей учащихся. 4.2.3. Включение часов с применением дистанционных образовательных технологий в учебное расписание МАОУ «Лицей № 21», назначение времени консультаций. 4.2.4. Обеспечение доступа учащихся, педагогических работников к электронным ресурсам, позволяющим обеспечить освоение и реализацию образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий в соответствии с порядком и формами доступа к используемым информационным ресурсам при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 4.2.5. Учет результатов освоения учащимися образовательных программ или их частей, на основе предоставленных педагогами данных при аттестации. 4.2.6. Осуществление контроля за качеством реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 4.2.7. Регистрация участников образовательных отношений на сайте или сетевом ресурсе, где размещены материалы. 4.2.8. Ведение учета и осуществление хранения результатов образовательного процесса и внутреннего документооборота на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». 4.3. Права и обязанности учащихся, осваивающих образовательные программы или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий определяются законодательством Российской Федерации, Уставом МАОУ “Лицей №21”, локальными нормативными актами. 7 4.4. Права и обязанности родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений определяются законодательством Российской Федерации, Уставом МАОУ “Лицей №21” и иными предусмотренными уставом локальными нормативными актами. V. Правила работы в информационной образовательной среде. 5.1. Пользователи несут ответственность за сохранность своих реквизитов доступа, исключающую подключение посторонних лиц. VI. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение обязательно для соблюдения всеми работниками, учащимися и родителями (законными представителями) учащихся МАОУ «Лицей № 21». 6.2. Директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, администратор сайта МАОУ «Лицей № 21» имеют доступ ко всем ресурсам электронного обучения, дистанционных образовательных технологий МАОУ «Лицей № 21», контролируют процессы их создания и модернизации, а также их использования. 8 Приложение № 1 к Положению, утвержденному приказом от 20.03.2020 № 33/2 Регламент организации реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий 1. Действия учащегося 1.1. Зарегистрироваться на платформе для обратной связи Оffice365 Teams . 1.2. Заходить каждый день на платформу для обратной связи Оffice365 Teams в соответствии с расписанием уроков, которое отображается в электронном дневнике АИС “Сетевой город” и в объявлениях АИС “Сетевой город”. 1.3. На платформе Оffice365 Teams выкладываются обучающие материалы и задания для самостоятельной работы. Обучающие материалы включают видеоматериалы и сценарии уроков библиотеки РЭШ, тесты, собственные материалы учителя и материалы сторонних ресурсов («Просвещение», «Яндекс. Учебник», ЯКласс, «Учи.ру» и др.), с которыми учащийся работает самостоятельно. 1.4. Проверять ежедневно электронный дневник АИС “Сетевой город”, электронную почту в АИС “Сетевой город”, где ежедневно отражается расписание занятий и онлайн консультаций, объем заданий и сроки его исполнения, форма отчета о выполненном задании. 1.5. Выполнять задания по указаниям учителя и в срок, который учитель установил. 1.6. Выполненные задания и другие работы направлять учителю на проверку посредством платформы для обратной связи Оffice365 Teams или через другие средства сообщения, которые определил учитель. 1.7. Проверять комментарии и замечания учителя в отношении выполненных работ через один рабочий день после того, как отправил работу на проверку.4 2. Действия учителя 2.1. Зарегистрироваться на платформе обратной связи Оffice365 Teams. 2.2. В соответствии с расписанием выкладывать обучающие материалы на платформу обратной связи Оffice365 Teams и домашние задания в АИС “Сетевой город” с использованием дистанционных образовательных ресурсов. 2.3. Проверять выполненные работы в день их получения, своевременно выставлять отметки в электронный журнал. 2.4. Осуществлять обратную связь с учащимися, давать текстовые или аудиорецензии, проводить онлайн-консультации. 2.5. Планировать занятия в соответствии с нормами СанПиН. 2.6. Заблаговременно назначать на платформе обратной связи Оffice365 Teams проведение видеоконференции, другого онлайн занятия, в котором принимает личное участие в соответствии с расписанием на каждый учебный день. 2.7. Проводить онлайн занятия на платформе обратной связи Оffice365 Teams по составленному расписанию в назначенное время с обязательной видео записью занятия. 2.8. Заполнять электронный журнал в АИС “Сетевой город” по своему предмету (курсу) в соответствии с расписанием. 2.9. Соблюдать требования СанПиН при определении объема домашнего задания, планировании содержания учебной деятельности, и составлении расписания электронных занятий. Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором составляет: для учащихся 1 -2 -х классов – не более 20 минут, для учащихся 3 -4 классов – не более 25 минут, для учащихся 5 -6 классов - не более 30 минут, 7–11-х классов – 35 минут. 2.10. Оценивать учебные достижения учащихся в соответствии с системой оценивания, применяемой в МАОУ “Лицей № 21”. 9