Рабочая программа учебного курса Стилистика СОО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования города Первоуральска
МАОУ "Лицей №21"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом
МАОУ "Лицей №21"

Приказ МАОУ "Лицей
№21"

протокол от «23» августа
2023 г., № 01

приказ от «25» августа
2023 г. № 73

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Стилистика»
для обучающихся 10 –11 классов

Первоуральск 2023

Пояснительная записка
Программа составлена на основе требований ФГОС СОО и опирается
на учебные пособия Л. Г. Смирновой «Культура русской речи» и «Нормы
русского литературного языка» (под ред. О. В. Загоровской).
Цель:
повышение
уровня
коммуникативной
компетенции
обучающихся, что предполагает, прежде всего, формирование умения
оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении
в различных речевых ситуациях.
Задачи:
- формирование стилистических, лексических и грамматических
(морфологических и синтаксических) умений и навыков учащихся,
- обеспечение планомерной подготовки к единому государственному экзамену
по русскому языку.
Особенность предложенного курса состоит в направленности содержания на
подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Учитывая специфику контрольных
измерительных материалов, в программе рассмотрены наиболее сложные
случаи правописания и употребления языковых единиц в соответствии со
стилистическими, лексическими, грамматическими (морфологическими,
синтаксическими) и пунктуационными нормами русского литературного языка.
Программа составлена в соответствии со стандартом среднего общего
образования по русскому языку, кроме того, опирается на учебные пособия Л.
Г. Смирновой
«Культура русской речи» и «Нормы русского литературного языка» (под ред.
О. В. Загоровской).
Данный курс предназначен для учащихся 10 классов.
Программа рассчитана на 34 часа
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во
многом определяют достижения выпускника школы практически во всех
областях жизни, способствуют его успешной социализации в современном
мире.
В содержании программы реализован личностно ориентированный и
коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в
установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом
использования языка через формирование у обучающихся умений
нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств
в разнообразных условиях общения.
Основное содержание курса составляют знания о литературных нормах, видах
речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах
художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, речевом
этикете. Первостепенное внимание в содержании программы уделено
формированию практических навыков анализа языковых
явлений всех уровней и построения коммуникативно-целесообразной речи.
2

В результате изучения практической стилистики на профильном уровне в
старшей школе ученик должен
знать:
– смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи, стилистическая окраска, стилистическая
оценка, языковые средства выразительности;
– орфоэпические, лексические, грамматические, нормы современного
русского литературного языка; нормы речевого поведения в различных сферах
общения;
уметь:
– осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка;
– создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в различных сферах общения с
учетом выразительных возможностей русского языка;
– применять в практике речевого общения основные лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
– соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения;
– использовать основные приемы информационной переработки устного и
письменного текста;
владеть:
- коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями;
- навыками самообразования и активного участия в культурной и
общественной жизни государства;
- навыками самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в
различных областях человеческой деятельности.
Содержание курса
10 класс
34 часа
Стилистика как раздел науки о языке. (1 час)
Стилистика как раздел науки о языке. Общее понятие о стилистических
нормах.
Орфоэпические нормы русского языка. (4 часа)
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных
гласных звуков, согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых
грамматических форм.

3

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и
отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения
от произносительных норм.
Исторические изменения в произношении и ударении.Допустимые варианты
произношения и ударения.
Разбор заданий ЕГЭ - задание 4.
Лексические нормы в русском языке. (9 часов)
Синонимия. Синонимические ряды. Скрытое и открытое использование
синонимов.
Ошибки при употреблении синонимов. Антонимия. Внутренняя антонимия.
Стилистические
функции антонимов. Ошибки при употреблении антонимов. Паронимия и
парономазия. Стилистические функции паронимов. Стилистическое
использование парономазии. Полисемия.
Слова однозначные и многозначные. Ошибки при употреблении
многозначных слов. Омонимия. Омонимы, омоформы, омофоны, омографы.
Искажение смысла речи из-за случайной омонимии. Омонимия как основа
каламбуров.__
Стилистическая
окраска
фразеологизмов.
Разговорная,
книжная,
общеупотребительная
фразеология.
Выразительные
возможности
фразеологии. Фразеологические синонимы и антонимы. Омонимия
фразеологизмов. Стилистическое использование фразеологизмов писателями. Речевые ошибки при употреблении фразеологизмов.
Лексические ошибки в речи. Употребление слова без учета семантики.
Эвфемистичность речи. Анахронизм. Нарушение лексической сочетаемости.
Речевая избыточность.
Плеоназм. Тавтология. Речевая недостаточность. Логические ошибки в речи.
Подмена понятия. Алогизм. Стилистическое использование лексики
ограниченной сферой употребления
(диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы). Стилистическая оценка
иноязычной лексики. Заимствованная лексика неограниченной сферы
употребления. Заимствованная лексика
ограниченного употребления. Новые слова. Типы неологизмов. Устаревшие
слова. Историзмы и архаизмы. Стилистическое использование устаревшей лексики.
Ошибки при употреблении архаизмов.
Разбор заданий ЕГЭ - задания 3, 5, 22
Словообразовательные
нормы.
Выразительные
особенности
словообразования.
(3 часа)
Словообразование и стилистика. Разнообразие способов словообразования в
русском языке. Стилистические возможности русского словообразования.
Экспрессивное словообразование в художественной речи. Стилевая
закрепленность словообразовательных средств.
4

Разбор заданий ЕГЭ – 8, 9, 10
Морфологические нормы. (8 часов)
Употребление форм существительных. Семантико-стилистические различия
имен существительных, имеющих вариантные формы рода. Род несклоняемых
существительных.
Склонение имен и фамилий. Употребление единственного числа в значении
множественного. Употребление отвлеченных, вещественных и собственных
существительных в форме
множественного числа. Типичные морфологические ошибки при
употреблении имен существительных и их устранение.
Употребление
форм
прилагательных.
Семантико-стилистическая
характеристика полных и кратких форм, форм степеней сравнения имен
прилагательных. Употребление притяжательных прилагательных. Синонимия
форм косвенных падежей прилагательных и существительных. Типичные
морфологические ошибки при употреблении имен прилагательных и их
устранение.
Употребление числительных. Варианты сочетаний числительных с
существительными. Собирательные и количественные числительные как
синонимы. Числительные в составе
сложных слов. Критерии редакторской оценки использования вариантных
форм имени числительного. Типичные морфологические ошибки при
употреблении числительных и их устранение.
Употребление местоимений. Стилистическое использование личных
местоимений. Употребление возвратных и притяжательных местоимений.
Синонимия определительных местоимений. Синонимия неопределенных
местоимений. Типичные морфологические ошибки при употреблении
местоимений их устранение.
Употребление форм глагола. Особенности образования и функционирования
некоторых личных форм глагола. Семантико-стилистические оттенки в
высказывании при использовании форм одного глагольного лица и числа для
выражения другого. Синонимия глагольных времен и наклонений. Варианты
глагольных форм разных видов. Синонимия возвратных и невозвратных
глаголов. Типичные морфологические ошибки при употреблении глаголов и
их устранение. Варианты форм причастий и деепричастий. Устранение
ошибок, возникших при употреблении причастий и деепричастий.
Разбор заданий ЕГЭ – задания 6, 10, 11, 12, 13, 14
Синтаксические нормы русского языка. (7 часов)
Понятие синтаксической синонимии. Стилистическое использование разных
типов простого предложения. Варианты форм сказуемого. Синтаксическое и
стилистическое значение порядка слов в предложении. Типичные ошибки в
строе простого предложения. Стилистически не оправданная инверсия.
Немотивированный эллипсис. Двусмысленность предложения как следствие неясности связей между его компонентами.
Предложения со смещенной конструкцией.
5

Варианты согласования определения с определяемым существительным.
Согласование приложений. Варианты глагольного и именного управления.
Синонимия беспредложных
и предложных конструкций. Синонимия предлогов со значением
изъяснительным, временным, причины и др.
Управление при однородных членах предложения. Стилистические
особенности предложений с однородными членами. Синонимические союзы
при однородных членах.
Значение пропуска и повторения союзов. Предлоги при однородных членах
предложения.
Условия пропуска и повторения предлогов. Типичные ошибки в сочетании
однородных членов: смешение разных рядов однородных членов, соединение
скрещивающихся понятий, неверное использование парных сочетаний
однородных членов. Мотивированное объединение
в качестве однородных членов логически несопоставимых понятий.
Стилистическая характеристика причастных конструкций. Ошибки в
употребление причастий и причастных конструкций. Стилистическая
характеристика деепричастных конструкций. Ошибки в употребление деепричастий и деепричастных
конструкций.
Конструкции
с
отглагольными
существительными.
Стилистические возможности различных типов
отглагольных существительных. Способы замены конструкций с
отглагольными
существительными
придаточными
предложениями,
деепричастными и причастными оборотами.
Разбор заданий ЕГЭ – задания 7, 15 -19
Изобразительно-выразительные средства языка (3 часа)
Тропы как семантические преобразования. Сравнение. Метафора.
Соотношение метафоры и метонимии. Олицетворение в ряду тропов. Эпитет. Оксюморон.
Гипербола и литота.
Ирония. Взаимодействие тропов, их обратимость.
Стилистические фигуры (фигуры речи). Фигуры добавления. Фигуры,
образуемые на
основе созвучия. Фигуры убавления (сокращения). Фигуры речи в пределах
слова. Виды
языковой игры, связанные с трансформациями слова. Сферы употребления
стилистических
фигур. Функции риторических фигур.
Разбор заданий ЕГЭ – задания 24
III. Тематическое планирование
№

Тема занятия

Элементы содержания

Колич.
часов
6

1

2

3
4

5

6
7

Стилистика как
раздел науки о
языке.
Стилистика как
раздел науки о языке.
Общее понятие о стилистических нормах.
Орфоэпические
нормы русского
языка
(4 часа)
Типы орфоэпических норм

Акцентологические нормы
Нормы произношения гласных
звуков.
Произношение согласных
звуков
Лексические нор мы
в русском языке
(9 часов)

Лексическое значение слова
Лексика русского
языка с точки зре- ния
происхожде- ния

8

Лексика русского
языка с точки зрения активного/пассивного
запаса

9

Лексика русского
языка с точки зрения
сферы употребления
Стилистическая
окраска слов

10

Национальный язык и его
основные
разновидности. Культура речи как
научная
дисциплина. Качества хоро- шей
речи.
Понятие нормы

1

Произношение гласных и
4
согласных звуков.
Особенности произношения
русских имен и
отчеств. Произношение
заимствованных
слов. Акценто- логические нормы.
Русское словесное ударение.
Ударение в грамматических
формах.
1
1

Лексическая система
национального
русского языка. Функциональностилистическая окраска слова.
Функциональные стили русского
литературного языка
1
Стилистическая оценка новых и
заимствованных слов. Особенности
употребления историзмов и
архаизмов. Экспрессивностилистическая
окраска слова.
Стилистическая оценка
профессиональных, диалектных, жаргонных
и
просторечных слов.
Особенности использования
книжной и
разговорной лексики
литературного языка
Экспрессивно-стилистическая
окрас-

1

1

1

1
7

11

Паронимы

12

Фразеологические
обороты.

13 Крылатые слова

14 Лексические
ошибки

15 Словообразовательные нормы.
Выразительные
особенности словообразования (3
часа)

16 Словообразовательные нормы.
17 Выразительные
особенности словообразования
18 Морфологические
нормы (8 часов)

ка слова. Стилистическая функция
синонимов и антонимов.
Паронимия и парономазия. Стили
стические функции паронимов.
Стилистическое использование
парономазии.
Экспрессивно-стилистическая
окраска
фразеологизмов. Стилистическая
функция фразеологизмов.
Антонимы и синонимы
среди фразеологизмов.
Употребление фразеологизмов
речи.
Стилистическое использование
фразеологизмов писателями.
Речевые ошибки
при употреблении фразеологизмов.
Лексические ошибки в речи. Употребление слова без учета
семантики. Эвфемистичность
речи. Анахронизм. Нарушение
лексической
сочетаемости. Речевая
избыточность.
Плео- назм. Тавтология. Речевая
недостаточность.
Логические ошибки в речи.
Подмена понятия. Алогизм.
Словообразование и стилистика.
Разнообразие способов
словообразования в
русском языке. Стилистические
возможности русского
словообразования.
Экспрессивное словообразование в
художественной речи. Стиле- вая
закрепленность словообразовательных
средств.

1

1

1

3

1
1
8
8

19 Особенности употребления имён
существительных
20 Особенности употребления имён
прилагательных
21 Особенности употребления имён
числительных

1
1

22
23
24
25
26
27
28
29
30

УМК
1. А л е к с а н д р о в а 3. Е. Словарь синонимов русского языка. — М.,
2. Аристова Т.С., Ковшова М. С. Словарь образных выражений рус3. Ашукин Н. С, А ш у к и н а М. Г. Крылатые слова: Литературные цита4. Бельчиков Ю. А. Стилистика русского языка. — М., 1994.
5. Г о л у б И. Б. Новый справочник по русскому языку и практической
стилистике. М., 1999.
6. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. — М., 1993.
7. Р о з е н т а л ь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. — М.,
1989
9

8. Розенталь Д. Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 2012.
9. С о л г а н и к Г. Я. Русский язык: Стилистика. 10— 11 классы. — М.,
2012.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».