Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №21» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом МАОУ Приказ МАОУ "Лицей №21" "Лицей №21" приказ от «25» августа 2023 г. № 73 протокол от «23» августа 2023 г., № 01 . Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Решение экономических задач» Уровень среднего общего образования Срок освоения: (учебный год) Составитель: Балашова Е.И. г. Первоуральск Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса по математике для обучающихся 11-го класса «Решение математических задач с экономическим содержанием» (профильный уровень) составлена на основе следующих нормативно - правовых и инструктивно-методических документов: Актуальность данной программы обусловлена тем, что задачи экономического содержания (вклады, кредиты, на производственные и бытовые отношения, на оптимизацию) включены с 2016 года в ЕГЭ (задача №16) , но решение таких задач отсутствует в программе среднего (полного) общего образования на профильном уровне по математике (задачи на оптимизацию представлены в ограниченном объеме и в основном не соответствуют содержанию предлагаемых задач для подготовки к единому государственному экзамену). Включение таких задач в ЕГЭ объясняется тем, что ориентация выпускников на социально-экономические профессии требует экономического мышления, в немалой степени, основанного на специальных математических методах. Цель курса: формирование и развитие умений в работе с математическими моделями при решении задач экономического содержания. Задачи курса: • научить анализировать информацию экономического содержания, представленную в виде графиков, таблиц, диаграмм; • сформировать понятия о простых и сложных процентах, о дифференцированных и аннуитетных платежах, о целевых функциях; • показать применение математических знаний (об арифметической и геометрической прогрессиях, о производной, интеграле и т.д.) в решении прикладных задач на вклады, кредиты, оптимизацию и т.п.; • углубить знания обучающихся по теме «Функции, их применение на практике»; • формировать умения перевода задач экономического содержания на язык математики; • расширить представления обучающихся о сферах применения математики; • способствовать развитию алгоритмического мышления обучающихся;убедить школьников в практической необходимости овладения способами выполнения математических действий; • развивать навыки и потребности в самостоятельной учебной деятельности; • создать условия для подготовки к единому государственному экзамену; • расширить сферу математических знаний, общекультурный кругозор учащихся. Данная программа рассчитана на преподавание элективного курса в объеме 1 час в неделю, 34 часов в год. Основное содержание учебного курса 1. Основы математического моделирования при решении задач с экономическим содержанием. Понятие о математической модели. О математических моделях в экономике. Схема процесса математического моделирования. Чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм, таблиц. Примеры использования математических знаний: проценты, функции, формулы n-го члена и суммы арифметической и геометрической прогрессий, уравнения и неравенства, производная в решении задач с экономическим содержанием. 2. Текстовые арифметические задачи на товарно-денежные отношения. Практико- ориентированные задачи товарно-денежные отношения базового и повышенного уровней сложности из открытого банка ЕГЭ на сайте Федерального института педагогических измерений. 3. Текстовые арифметические задачи на проценты. Задачи, связанные с налогами. Сравнение стоимости товара в процентах. Задачи на последовательное увеличение и уменьшение цены на определенное количество процентов. Задачи на проценты с экономическим содержанием по теории вероятностей. 4. Задачи о вкладах и кредитах. Формула сложных процентов. Проценты по вкладам (депозитам). Дифференцированные платежи. Аннуитетные платежи. 5. Задачи оптимизации производства товаров и услуг. Понятие о задачах оптимизации. Линейное программирование. Понятие о целевой функции. Логический перебор в задачах оптимизации. Линейные целевые функции с целочисленными точками экстремума. Линейные нецелевые функции с целочисленными точками экстремума. Графическая иллюстрация в задачах на оптимизацию. Нелинейные целевые функции с целочисленными точками экстремума. Нелинейные целевые функции с нецелочисленными точками экстремума. Применение производной к исследованию нелинейных целевых функций. 6. Другие задачи. Задачи с экономическим содержанием, не вошедшие в предыдущие разделы: на распределение, прибыль и т.п. Календарно-тематическое планирование (1 ч в неделю, всего 34 ч.) Дата № п/п по плану факт. Содержание учебного материала Колво часов Элементы содержания федерального компонента государственного стандарта по математике обязательный минимум требования к уровню содержания основных подготовки образовательных выпускников программ Экономико-математические модели (21 часов) 1 Простейшие задачи на проценты 2 2 Пропорциональное деление величины 2 Обучающиеся должны знать: понятия о простых и сложных процентах, дифференцированных и аннуитетных платежах, о целевых функциях; формулу сложных процентов; формулы для вычисления n–го члена и суммы арифметической и геометрической прогрессий для решения задач на вклады; формулы для вычисления суммы выплаты и долга при погашении кредитов; правила и формулы дифференцирования и Обучающиеся должны уметь: решать задачи на погашение кредита равными долями; решать задачи на погашение кредита неравными долями; решать задачи на равномерное изменение величины долга; решать задачи на переменные процентные ставки; решать задачи оптимизации; решать задачи на ренты Формы контроля Корректировка 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Процентное изменение величины Проценты и соотношения между величинами Формула простых процентов Формула сложных процентов Обобщенная формула сложных процентов Задачи с целочисленными переменными Задачи на оптимизацию Средние величины Числовые характеристики дискретной случайной величины 1 1 интегрирования; алгоритм отыскания наименьшего и наибольшего значений непрерывной функции на промежутке. Диагностическая работа № 1 2 4 1 1 4 2 Диагностическая работа № 2 1 Сюжетные задачи (13 часов) 12 13 14 15 16 17 Задачи и вкладах Задачи о кредитах Торгово-денежные отношения Курсы валют Инфляционные процессы Выборы и социологические опросы 5 4 1 1 1 1 Обучающиеся должны знать: знать этапы математического моделирования в процессе решения задач, особенности моделирования экономических процессов; знать типологию задач с экономическим содержанием; значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и Обучающиеся должны уметь: анализировать информацию экономического содержания, представленную в виде графиков и диаграмм; решать задачи на вклады, кредиты с применением формул простых и сложных процентов; решать задачи на оптимизацию, производственного и бытового характера с применением аппарата математического анализа и без него (через исследование функций без производной); уметь реализовывать этапы построения моделей при решении задач с экономическим содержанием. ситуаций, связанных с некоторыми экономическими задачами. Требования к уровню подготовки В результате изучения курса обучающийся должен знать/понимать • понятия о простых и сложных процентах, дифференцированных и аннуитетных платежах, о целевых функциях; • формулу сложных процентов; • формулы для вычисления n–го члена и суммы арифметической и геометрической прогрессий для решения задач на вклады; • формулы для вычисления суммы выплаты и долга при погашении кредитов; • правила и формулы дифференцирования и интегрирования; • алгоритм отыскания наименьшего и наибольшего значений непрерывной функции на промежутке; • знать этапы математического моделирования в процессе решения задач, особенности моделирования экономических процессов; • знать типологию задач с экономическим содержанием; • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; • широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; • значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций, связанных с некоторыми экономическими задачами. В результате изучения курса обучающийся должен уметь • анализировать информацию экономического содержания, представленную в виде графиков и диаграмм; • решать задачи на вклады, кредиты с применением формул простых и сложных процентов; • решать задачи на оптимизацию, производственного и бытового характера с применением аппарата математического анализа и без него (через исследование функций без производной); • уметь реализовывать этапы построения моделей при решении задач с экономическим содержанием.