ВУД ПРАКТИКУМ по решению физических задач

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования ГО Первоуральск
МАОУ "Лицей № 21"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета
МАОУ "Лицей №21"

Приказом
МАОУ «Лицей №21»
от «25» августа 2023 г.
№73

Протокол от
«23» августа 2023 г.
№1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Практикум по решению физических задач. 7 класс»

Составитель: Н.Ю. Канашевская
Учитель физики ВКК

г. Первоуральск
2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практикум по
решению физических задач» для учащихся 7 класса на уровне основного
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
на
углубленном
уровне
основной
образовательной
программы,
представленных в ФГОС ООО и федеральной рабочей программы, а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся с учетом требований
рабочей программы воспитания.
Курс реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной
деятельности.
Содержание программы курса внеурочной деятельности «Практикум по
решению физических задач» направлено на удовлетворение повышенных
запросов обучающихся, стремящихся к более глубокому освоению
физических знаний, и на формирование естественно-научной грамотности
обучающихся.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего
образования состоит в формировании естественно-научной грамотности и
интереса к науке у обучающихся.
Изучение физики на углублённом уровне предполагает уверенное
владение
следующими
компетентностями,
характеризующими
естественно­научную грамотность:
• научно объяснять явления;
• оценивать и понимать особенности научного исследования;
• интерпретировать данные и использовать научные доказательства для
получения выводов.
Цели изучения физики на уровне основного общего образования
определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основные общеобразовательные программы, утверждённой решением
Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 3
декабря 2019 г. № ПК-4вн).
Цели изучения физики на углублённом уровне:
• развитие интереса и стремления обучающихся к научному изучению
природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
• развитие представлений о научном методе познания и формирование
исследовательского отношения к окружающим явлениям;

• формирование научного мировоззрения как результата изучения основ
строения материи и фундаментальных законов физики;
• формирование умений применять физические знания и научные
доказательства для объяснения окружающих явлений;
• формирование представлений о роли физики для развития других
естественных наук, техники и технологий;
• развитие
представлений
о
возможных
сферах
будущей
профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к
дальнейшему обучению в этом направлении;
• формирование готовности к дальнейшему изучению физики на
углублённом уровне в рамках соответствующих профилей обучения на
уровне среднего общего образования.
Достижение этих целей программы по физике на уровне основного
общего образования обеспечивается решением следующих задач:
• приобретение знаний о дискретном строении вещества, механических,
тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
• приобретение умений анализировать и объяснять физические явления на
основе изученных физических законов и закономерностей;
• освоение методов решения расчётных и качественных задач, требующих
создания и использования физических моделей, включая творческие и
практико-ориентированные задачи;
• развитие исследовательских умений: наблюдать явления и измерять
физические
величины,
выдвигать
гипотезы
и
предлагать
экспериментальные способы их проверки, планировать и проводить
опыты, экспериментальные исследования, анализировать полученные
данные и делать выводы;
• освоение приёмов работы с информацией физического содержания,
включая информацию о современных достижениях физики,
интерпретация и критическое оценивание информации;
• знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с
физикой, и современными технологиями, основанными на достижениях
физической науки.
Решение физических задач – важная сторона овладения знаниями основ
науки физики. Включение задач в учебный процесс позволяет реализовать
следующие дидактические принципы обучения:
- обеспечение самостоятельности и активности учащихся;
- достижение прочности знаний и умений;
- осуществление связи обучения с жизненными ситуациями;

- реализации политехнического обучения физики, профессиональной
ориентации.
Умение решать качественные, экспериментальные и расчетные задачи
является одним из показателей уровня развития физического мышления
школьников, глубины усвоения ими учебного материала. Задачи повышенной
сложности включают различные сочетания теоретического материала,
являющегося основой различных видов задач, предусмотренных программой;
требуют умения логически связывать воедино отдельные физические явления
и факты; предусматривают знания физических свойств веществ, вызывают
необходимость использовать знания как несколько разделов физики, так и
общих положений физики и математики; стимулируют более углубленное
изучение теоретических вопросов и практических знаний физики.
Кроме этого, в настоящий момент актуальной является цифровизация
образования, поэтому в рамках данного курса используются компьютерные
технологии при решении физических задач.

•
•
•
•
•

Основные цели курса:
развитие интереса к физике и решению физических задач;
формирование профориентации;
совершенствование полученных в основном курсе компетенций;
формирование представлений о постановке, классификации, приемах и
методах решения школьных физических задач;
формирование умения использовать компьютерные технологии в
качестве инструмента в решении физических задач.

Задачи курса:
• сформировать умения применять обобщенные методы решения
вычислительных, графических, качественных и экспериментальных
задач как действенному средству формирования физических знаний и
учебных умений;
• способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной
активности и самостоятельности, формированию современного
понимания науки;
• способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое
обеспечит переход от обучения к самообразованию.
Курс внеурочной деятельности «Практикум по решению физических
задач» рассчитан на учащихся 7 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю в
течении года. Всего –34 часа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1)патриотического воспитания:
• проявление интереса к истории и современному состоянию российской
физической науки;
ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков;
2)гражданского и духовно-нравственного воспитания:
• готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых
и этических проблем, связанных с практическим применением
достижений физики;
• осознание важности морально-этических принципов в деятельности
учёного;
3)эстетического воспитания:
• восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного
построения, строгости, точности, лаконичности;
4)ценности научного познания:
• осознание ценности физической науки как мощного инструмента
познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей
культуры;
• ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития природы;
• развитие научной любознательности, интереса к исследовательской
деятельности;
5)формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
• осознание ценности безопасного образа жизни в современном
технологическом мире, важности правил безопасного поведения на
транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в
домашних условиях;
• сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права у другого человека;
6)трудового воспитания:
• активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и

социальной направленности, требующих в том числе и физических
знаний;
• интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;
7)экологического воспитания:
• ориентация на применение физических знаний для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
• осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
8)адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
• потребность во взаимодействии при выполнении исследований и
проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям
других;
• повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность;
• потребность в формировании новых знаний, умений формулировать
идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
• осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области
физики;
• планирование своего развития в приобретении новых физических
знаний;
• стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества
и экономики, в том числе с использованием физических знаний;
• оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду,
возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений), классифицировать их;
• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении физических
явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях
физических величин;

• самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи
(сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее
подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
физический эксперимент, небольшое исследование физического
явления;
• оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования или эксперимента;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов,
а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных с учётом предложенной учебной
физической задачи;
• анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
• оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• в ходе обсуждения учебного материала задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
• выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
• публично представлять результаты выполненного физического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной физической проблемы;

• принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по
её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты
совместной работы, обобщать мнения нескольких людей;
• выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по
своему направлению и координируя свои действия с другими членами
команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
• выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для
решения физических знаний;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или
план исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
• делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
• вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения
физического исследования или проекта) на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям.
• ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на
научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.
• признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в
утверждениях на научные темы и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• использовать понятия: физические и химические явления, наблюдение,
эксперимент, модель, гипотеза, единицы физических величин, атом,

•

•

•

•

•

молекула, агрегатные состояния вещества (твёрдое, жидкое,
газообразное), механическое движение (равномерное, неравномерное,
прямолинейное), траектория, равнодействующая сил, деформация
(упругая, пластическая), невесомость, сообщающиеся сосуды;
уверенно различать явления (диффузия, тепловое движение частиц
вещества, равномерное движение, неравномерное движение, инерция,
взаимодействие тел, равновесие твёрдых тел с закреплённой осью
вращения, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами,
атмосферное давление; плавание тел, превращения механической
энергии) по описанию их характерных свойств и на основе опытов,
демонстрирующих данное физическое явление;
распознавать проявление изученных физических явлений в
окружающем мире (в том числе физические явления в природе: примеры
движения с различными скоростями в живой и неживой природе,
действие сил тяжести, трения, упругости в природе и технике, влияние
атмосферного давления на живой организм, плавание рыб, рычаги в теле
человека), при этом переводить практическую задачу в учебную,
выделять существенные свойства (признаки) физических явлений;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя
физические величины (масса, объём, плотность вещества, время, путь,
средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения,
давление твёрдого тела, давление столба жидкости, выталкивающая
сила, механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы,
коэффициент полезного действия механизмов, кинетическая и
потенциальная энергия), при описании правильно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
физических величин, находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами, строить графики
изученных зависимостей физических величин;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы,
используя правила сложения сил (вдоль одной прямой), закон Гука,
закон Паскаля, закон Архимеда, правило равновесия рычага (блока),
«золотое правило» механики, закон сохранения механической энергии,
при этом давать словесную формулировку закона и записывать его
математическое выражение;
строить простые физические модели реальных объектов, процессов и
явлений, выделять при этом существенные и второстепенные свойства
объектов, процессов, явлений, применять физические модели для
объяснения физических процессов и решения учебных задач;

• объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе в
контексте ситуаций практико-ориентированного характера, и решать
качественные задачи, в том числе требующие численного оценивания
характерных значений физических величин, при этом выбирать
адекватную физическую модель, выявлять причинно-следственные
связи и выстраивать логическую цепочку рассуждений с опорой на
изученные свойства физических явлений, физические законы,
закономерности и модели;
• решать расчётные задачи (в 2–3 действия) по изучаемым темам курса
физики, выбирая адекватную физическую модель, с использованием
законов и формул, связывающих физические величины, записывать
краткое условие и развёрнутое решение задачи, выявлять недостающие
или избыточные данные, обосновывать выбор метода решения задачи,
использовать справочные данные, проводить математические
преобразования и расчёты, оценивать реалистичность полученного
значения физической величины и определять размерность физической
величины, полученной при решении задачи;
• распознавать проблемы, которые можно решить при помощи
физических методов, и предлагать ориентировочный способ решения, в
описании исследования распознавать проверяемое предположение
(гипотезу), интерпретировать полученный результат;
• проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических
свойств тел (диффузия, тепловое расширение газов, явление инерции,
изменение скорости при взаимодействии тел, передача давления
жидкостью и газом, проявление действия атмосферного давления,
действие простых механизмов): формулировать предположение
(гипотезу) о возможных результатах наблюдений, самостоятельно
собирать установку из избыточного набора оборудования и
формулировать выводы;
• проводить прямые и косвенные измерения физических величин
(расстояние, промежуток времени, масса тела, объём тела, сила,
температура, плотность жидкости и твёрдого тела, сила трения
скольжения, давление воздуха, выталкивающая сила, действующая на
погружённое в жидкость тело, коэффициент полезного действия
простых механизмов) с использованием аналоговых и цифровых
приборов, обосновывать выбор метода измерения, фиксировать
показания приборов, находить значение измеряемой величины с
помощью усреднения результатов серии измерений и оценивать
погрешность измерений;

• проводить несложные экспериментальные исследования зависимостей
физических величин (зависимости пути равномерно движущегося тела
от времени движения тела, силы трения скольжения от силы
нормального давления, качества обработки поверхностей тел и
независимости силы трения от площади соприкосновения тел, силы
упругости от удлинения пружины, выталкивающей силы от объёма
погружённой части тела и от плотности жидкости, её независимости от
плотности тела, от глубины, на которую погружено тело, условий
плавания тел, условий равновесия рычага и блоков): совместно с
учителем формулировать задачу и гипотезу исследования,
самостоятельно планировать исследование, самостоятельно собирать
экспериментальную установку с использованием инструкции,
представлять полученные зависимости физических величин в виде
таблиц и графиков, оценивать погрешности, делать выводы по
результатам исследования;
• соблюдать правила техники безопасного труда при работе с
лабораторным оборудованием;
• указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы,
термометр, динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг,
подвижный и неподвижный блок, наклонная плоскость;
• характеризовать принципы действия изученных приборов, технических
устройств и технологических процессов с опорой на их описания (в том
числе: подшипники, устройство водопровода, гидравлический пресс,
сифон, манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр), используя
знания о свойствах физических явлений и необходимые физические
законы и закономерности;
• использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических
устройств, измерительных приборов и технологических процессов при
решении учебно-практических задач;
• приводить примеры (находить информацию о примерах) практического
использования физических знаний в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде;
• осуществлять отбор источников информации физического содержания в
Интернете, самостоятельно формулируя поисковый запрос, на основе
имеющихся знаний и путём сравнения различных источников выделять
информацию, которая является противоречивой или может быть
недостоверной;

• использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную
литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы
сети Интернет, владеть приёмами конспектирования текста,
преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
• создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на
основе 2–3 источников информации физического содержания, в том
числе публично делать краткие сообщения о результатах проектов или
учебных исследований, при этом грамотно использовать изученный
понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление
презентацией;
• при выполнении учебных проектов и исследований распределять
обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами,
следить за выполнением плана действий, адекватно оценивать
собственный
вклад
в
деятельность
группы,
выстраивать
коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих.
Содержание курса
7 класс
Введение (6 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Этапы
решения. Работа с текстом. Анализ физических явлений, формулировка идеи
решения (лан решения). Различные приёмы и способы решения: алгоритм,
аналогия, геометрические приемы, метод размерностей, графическое решение.
Понятие о физических величинах и единицах их измерения. Перевод
единиц измерения. Старинные единицы измерения. Физические приборы.
Измерительные приборы в Древней Руси. Понятие о погрешностях измерений.
Градуировка шкалы измерительного прибора. Измерение малых величин.
Метод рядов при измерении малых величин. Правила техники безопасности
при решении экспериментальных задач.
Движение и взаимодействие тел (11 ч)
Механическое движение. Путь и перемещение. Равномерное и
неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость при неравномерном
движении. Расчёт пути и времени движения.
Графики зависимостей величин, описывающих движение. Общие
понятия об относительности движения. Сложение скоростей для тел,
движущихся параллельно.

Масса как мера инертности тела в поступательном движении. Плотность
вещества. Связь плотности с количеством молекул в единице объёма
вещества. Смеси и сплавы. Поверхностная и линейная плотность. Способы
измерения массы тела. Способы измерения плотности вещества. Расчет
плотности веществ в сплавах и смесях.
Сила как характеристика взаимодействия тел. Сила упругости и закон
Гука. Измерение силы с помощью динамометра. Явление тяготения и сила
тяжести. Сила тяжести на других планетах. Вес тела. Невесомость. Сложение
сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения.
Трение скольжения и трение покоя, вязкое трение. Трение в природе и
технике.
Давление твердых тел, жидкостей и газов. Плавание тел (9 ч)
Давление. Сила давления. Способы уменьшения и увеличения давления.
Давление газа. Зависимость давления газа от объёма и температуры. Передача
давления твёрдыми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля.
Пневматические машины.
Зависимость
давления
жидкости
от
глубины
погружения.
Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические
механизмы.
Атмосфера Земли и атмосферное давление. Измерение атмосферного
давления. Зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря.
Приборы для измерения атмосферного давления.
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Выталкивающая
(архимедова) сила. Закон Архимеда. Условие возникновения выталкивающей
(архимедовой) силы. Плавание тел. Воздухоплавание. Расчет плотности
вещества с использованием закона Архимеда. Расчет грузоподьемности.
Работа, мощность, энергия. (6 ч)
Механическая работа для сил, направленных вдоль линии перемещения.
Мощность.
Простые механизмы: рычаг, ворот, блок, полиспаст, наклонная
плоскость, ножничный механизм. Момент силы. Равновесие рычага. Правило
моментов. Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое
правило» механики. КПД простых механизмов. Простые механизмы в быту,
технике, живых организмах. Расчет работы при подъеме груза с помощью
подвижного и неподвижного блока. Кинетическая и потенциальная энергия.
Закон сохранения механической энергии.

Формы внеурочной деятельности: беседа; физическая игра; практикум
по решению качественных, расчетных и экспериментальных задачи.
Организация проведения занятий: сбор информации с помощью
различных источников, смысловое чтение и работа с текстом задачи,
графическое и экспериментальное моделирование, решение конструкторских
задач и задач на проекты (проекты различных устройств, проекты методов
определения каких-либо характеристик или свойств тела); подбор,
составление и решение по интересам различных сюжетных задач:
занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим
и краеведческим содержанием.
Формами контроля за усвоением материала курса служат отчёты по
решению задач, отчеты по практическим работам, самостоятельные
творческие работы, тесты.
Итоговое занятие проходит в виде игры
«Физический бой» по решению задач.

Тематическое планирование
7 класс
№
Тема
1 Введение
2 Движение и взаимодействие тел
3 Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Плавание тел
4 Работа. Мощность. Энергия.
Резерв

Всего
6
11
9

Практика
4
11
8

6
2

6

Календарно-тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7

Тема
Классификация физических задач по требованию, содержанию,
способу задания и решения.
Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.
Виды погрешностей.
Математическая запись больших и малых величин. Старинные меры.
Пространство и его свойства. Как изучают пространство.
Этапы решения физических задач.
Решение задач по теме «Строение вещества»
Решение задач по теме «Равномерное движение»

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Решение экспериментальных задач по теме «Механическое движение»
Решение задач на неравномерное движение. Расчет средней скорости.
Решение графических задач по теме «Механическое движение»
Решение качественных задач по теме «Плотность вещества»
Решение задач по теме «Плотность смеси и сплава»
Решение задач на нахождение объема полости
Решение задач на расчет характеристик при взаимодействии тел.
Использование закона Гука для решения прикладных задач.
Решение экспериментальных задач по теме «Силы вокруг нас»
Решение графических задач по теме «Силы вокруг нас»
Решение задач по теме «Давление твердого тела»
Решение качественных задач по теме «Давление»
Решение задач на расчет характеристик пневматических устройств.
Решение задач по теме «Давление жидкости»
Решение задач на сообщающиеся сосуды.
Изменение атмосферного давления с высотой. Решение задач на
атмосферное давление.
Решение расчётных задач по теме «Выталкивающая сила»
Расчет плотности вещества с использованием закона Архимеда.
Условия плавания тел. Осадка судна. Расчет грузоподьемности.
Решение расчетных задач по теме «Механическая работа и
мощность»
Решение задач по теме «Простые механизмы»
Решение задач по теме «Механическая энергия»
Расчет работы при подъеме груза с помощью подвижного и
неподвижного блока.
Решение задач на КПД простых механизмов.
Итоговое занятие «Физический бой» по решению задач.
Резерв -2 ч.
Физическая задача в мире профессий. Составление и решение задач с
профессиональным содержанием

Источники информации
1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение,
1983;
2. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. – М:
Просвещение, 1977;
3. Дружинин Б.Л. Развивающие задачи по физик для школьников 5-9
классов.- М.: Илекса, 2013.
4. Каменецкий С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе.
– М.: Просвещение, 1987;
5. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.:
Наука, 1985;
6. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.:
Просвещение, 1980;
7. Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по
физике. – М.: Просвещение, 1971;
8. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение,
1972;
9. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. – М.: Просвещение, 1984.
10.Волков В.А., Московкина Е.Г. Сборник задач по физике 7-9 класс.
Задачи 4 уровня сложности. – М.: Вако, 2015


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».