Приложение к ООП ООО, утв. приказом МАОУ «Лицей № 21» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №21» Рассмотрена на педагогическом совете МАОУ “Лицей № 21” Протокол № 01 от 29 августа 2022 г. Утверждена приказом МАОУ “Лицей № 21” от 29.08.2022 г № 74 Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность. Решение задач повышенной сложности по геометрии» Уровень основного общего образования. Срок освоения: 34 недели (9 класс) Составитель: Балашова Е.И. учитель математики Крестьянинов С.А. Учитель математики г. Первоуральск 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности по геометрии» ООП ООО МАОУ «Лицей № 21» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программ учебного курса внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности по геометрии» реализуется с учетом рабочей программы воспитания. Согласно Рабочей программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям курса «Решение задач повышенной сложности по геометрии», вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации. Цель программы: - создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов; - максимальное развитие познавательных способностей учащихся; - обучение нестандартным подходам к решению нестандартных задач; Задачи программы: -формировать у обучающихся навыки решения нестандартных задач; - организовывать деятельность для овладения умением решать нестандартные задачи, выбирать наиболее эффективные и рациональные способы их решения; - формировать математическую грамотность; - формировать представление учащихся о практическом значении геометрии в различных сферах деятельности. 2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности по геометрии»: Тема Содержание Углы и треугольники Аксиомы планиметрии. Основные определения геометрии. Свойства углов и параллельных прямых. Теорема Чевы. Теорема Менелая. Средняя линия треугольника. Свойства равнобедренного треугольника. Свойства прямоугольного треугольника Равенство и подобие Признаки равенства треугольников. Признаки равенства треугольников прямоугольных треугольников. Признаки подобия треугольников Пропорциональные отрезки Теорема Фалеса. Обобщенная теорема Фалеса. Пропорциональные отрезки в произвольном треугольнике. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора Окружность и углы Свойства хорд. Свойства углов Окружность, секущие касательная и Свойства касательных и секущих. Медианы, биссектрисы Четырёхугольники высоты, Свойства медиан. Свойства высот. Свойства биссектрис. Внутренняя и внешняя биссектрисы треугольника Свойства параллелограмма. Свойства прямоугольника. Свойства ромба. Свойства квадрата. Трапеция. Вписанные и описанные четырёхугольники и их свойства. Вписанные углы Теорема о вписанном угле. Вписанный четырёхугольник. Вспомогательная окружность. Угол между касательной и хордой. Биссектриса делит дугу пополам. Счёт дуг. Вписанный угол и ортоцентр. Две пересекающиеся окружности. Точка Микеля Треугольник и вписанные, Центры окружностей. Формулы, связывающие радиусы описанные и вневписанные окружностей, площадь и периметр треугольника окружности Теорема синусов и косинусов, Расширенная теорема синусов. Теорема косинусов. Решение решение треугольников треугольников Площадь Формулы площадей фигур (различные варианты). Площадь круга и его частей. Отношение площадей. Расстояния на прямой Расстояния на координатной плоскости 3. Планируемые результаты учебного курса внеурочной деятельности Личностные результаты • • • • • проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сфера. готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр ); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; необходимостью в формировании новых знаний, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Решение задач повышенной сложности по геометрии» характеризуются овладением: • • • • • • • • • • • 1) Универсальными познавательными действиями воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, применять метод математической индукции; обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) Универсальными коммуникативными действиями воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи. 3) Универсальными регулятивными действиями самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи, самомотивации и рефлексии; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; Результаты освоения учебного курса ВУД Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы, пользоваться их свойствами при решении геометрических задач. Различать признаки и свойства параллелограмма, ромба и прямоугольника, доказывать их и уверенно применять при решении геометрических задач. Использовать свойства точки пересечения медиан треугольника (центра масс) в решении задач. Владеть понятием средней линии треугольника и трапеции, применять их свойства при решении геометрических задач. Использовать теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках, применять их для решения практических задач. Владеть понятиями подобия треугольников, коэффициента подобия, соответственных элементов подобных треугольников. Иметь представление о преобразовании подобия и о подобных фигурах. Пользоваться признаками подобия треугольников при решении геометрических задач. Доказывать и применять отношения пропорциональности в прямоугольных треугольниках. Применять подобие в практических задачах. Выводить и использовать простейшие формулы для площади треугольника, параллелограмма, ромба и трапеции. Вычислять (различными способами) площадь треугольника и площади многоугольных фигур (пользуясь, где необходимо, калькулятором). Знать отношение площадей подобных фигур и применять при решении задач. Применять полученные умения в практических задачах. Пользоваться теоремой Пифагора для решения геометрических и практических задач. Строить математическую модель в практических задачах, самостоятельно делать чертёж и находить соответствующие длины. Владеть понятием вписанного и центрального угла, угла между касательной и хордой, описанной и вписанной окружности треугольника и четырёхугольника, применять их свойства при решении задач. Применять полученные знания на практике — строить математические модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрии (пользуясь, где необходимо, калькулятором). 4. Тематическое планирование. Тема Углы и треугольники Равенство и подобие треугольников Пропорциональные отрезки Окружность и углы Окружность, касательная и секущие Медианы, высоты, биссектрисы Четырёхугольники Вписанные углы Треугольник и вписанные, описанные и вневписанные окружности Теорема синусов и косинусов, решение треугольников Площадь Расстояния на прямой Расстояния на координатной плоскости Часы 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 5 1 2