ВУД Решение физических задач

Приложение к ООП ООО,
утв. приказом МАОУ «Лицей № 21»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №21»

Рассмотрена на педагогическом совете
МАОУ “Лицей № 21”
Протокол № 01 от 28 августа 2023 г.

Утверждена приказом
МАОУ “Лицей № 21”
от 29.08.2023 г № 74

Рабочая программа учебного
курса внеурочной деятельности
«Решение физических задач. Практикум»
Уровень основного общего образования.
Срок освоения: 34 недели (8-9 класс)

Составитель: Новоселов М.А.
Учитель физики

г. Первоуральск

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Решение физических задач.
Практикум» ООП ООО МАОУ «Лицей № 21» разработана на основе ФГОС основного общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, Рабочей концепции одаренности. Программа направлена на выращивание физикоматематических способностей и одаренности детей, их обще интеллектуальное и личностное
развитие, повышение качества подготовки к физическим олимпиадам и качества физического
образования в целом.
Целью курса «Решение физических задач. Практикум» является системная подготовка
учащихся 8–9 классов к физическим олимпиадам, ориентированная на вовлечение школьников в
деятельность, связанную с естественнонаучными дисциплинами, развитие мотивации, мышления,
творческих способностей и за счет этого — достижение более высокого уровня их олимпиадной и
общей физической подготовки.
Методологической основой реализации поставленной цели являются следующие
принципы:
1) Принцип развития, который состоит в том, что олимпиадная подготовка должна быть
нацелена прежде всего на создание условий для всестороннего развития мышления и
личностных качеств каждого ученика, а не ограничиваться тренингом в освоении ими методов
олимпиадной физики.
2) Принцип «выращивания» состоит в совмещении, с одной стороны, внутренней активности
ученика, его целенаправленных попыток раскрыть и реализовать свой потенциал, а с другой
стороны, внешней организации этой активности со стороны учителя в рамках той же цели.
3) Принцип успешности состоит в акцентировке на успешность, то есть в создании такой среды,
где к ошибке относятся как к ступеньке роста, а не поводу для огорчения и порицания, где
ценится и поддерживается успех каждого ученика относительно себя, независимо от
начального уровня его подготовки и физико-математических способностей.
1. Планируемые результаты учебного курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
• проявлением интереса к прошлому и настоящему российской физики, ценностным
отношением к достижениям российских физиков и российской физической школы, к
использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
• готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением о физических основах функционирования различных структур, явлений
окружающего мира; готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим
применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в
деятельности учёного.
• установкой на активное участие в решении практических задач физической направленности,
осознанием важности физико-математического образования на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
• ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием физической и
2

математической наук как сфер человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для
развития цивилизации;
• необходимостью в формировании новых знаний, формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Решение задач
повышенной сложности по геометрии» характеризуются овладением:
1) Универсальными познавательными действиями
• воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
• выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных,
наблюдениях и утверждениях;
• делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
• разбирать доказательства выдвинутых утверждений (прямые и от противного), проводить
самостоятельно доказательства физических и математических фактов, выстраивать аргументацию,
приводить примеры и контрпримеры, применять метод математической индукции; обосновывать
собственные рассуждения;
• выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности,
умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной,
образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в
соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в
нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения
познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого
человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
2) Универсальными коммуникативными действиями
• воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения;
ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать
пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
•

3

в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой
задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной
форме формулировать разногласия, свои возражения;
• представлять результаты решения задачи.
3) Универсальными регулятивными действиями
• самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и
корректировать варианты решений с учётом новой информации.
• владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи, самомотивации и рефлексии;
• предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы
в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
•

2. Результаты освоения учебного курса ВУД
Предметные планируемы результаты освоения предметного курса:
• овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости,
количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении,
удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной
теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;
• понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон
сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца;
• понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента,
аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения
безопасности при их использовании;
• владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения,
сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного
сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты,
выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля
конденсатора, энергии конденсатора;
• понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали,
взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие
магнитного поля на проводник с током;
• понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение
света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;
• понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон
отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;
• различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу
линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые
собирающей и рассеивающей линзой.

4

3. Тематическое планирование
Разделы, темы

8 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Физическая задача
Классификация физических задач и алгоритм решения
Основные требования к составлению задачи
Работа с текстом задачи
Решение задача про агрегатные превращения вещества
Анализ физического явление и составление модели
Числовой расчёт. Использование вычислительной техники
Анализ решения задачи и его значение для коррекции решения
Типичные недостатки в оформлении решений
Тепловые явления и законы сохранения
Чтение и построение графиков при решении задач
Решение конструкторских и расчетных задач
Законы сохранения
Задачи на расчет параметров систем реактивных двигателей
Решение задач по теме «Работа газа и пара»
Решение задач по теме «КПД теплового двигателя»
Решение задач по теме «Электрическое поле»
Решение задач по теме «Строение атома»
Решение задач по теме «Проводники и диэлектрики»
Решение задач по теме «Сила тока»
Решение задач по теме «Электрическое напряжение»
Решение задач по теме «Электрическое сопротивление»
Решение задач по теме «Закон Ома для участка цепи»
Решение задач по теме «Последовательное и параллельное
соединение проводников»
Решение задач по теме «Работа и мощность электрического тока»
Решение задач по теме «Закон Джоуля-Ленца»
Решение задач по теме «Конденсатор»
Решение задач по теме «Магнитное поле прямого тока»
Решение задач по теме «Магнитное поле катушки»
Решение задач по теме «Электромагнитные явления»
Решение задач по теме «Закон отражения света»
Решение задач по теме «Закон преломления света»
Решение задач по теме «Линзы»
Итоговое занятие
5

Количество
часов

68
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Разделы, темы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

9 класс
Этапы решения физической задачи. Анализ физического явления
Типичные недостатки при решении задач
Различные приёмы и способы решения задач
Кинематика поступательного движения-1
Кинематика поступательного движения-2
Решение задач на поступательное движение
Графики зависимости кинематических величин
Криволинейное равноускоренное движение
Полеты тел в поле однородной гравитации
Баллистическое движение
Гравитация. Невесомость и перегрузка
Силы трения
Силы сопротивления при движении
Сила упругости. Закон Гука
Вес тела
Решение задач на движение связанных тел-1
Решение задач на движение связанных тел-2
Решение задач на движение по наклонной плоскости-1
Решение задач на движение по наклонной плоскости-2
Решение задач на законы сохранения энергии
Решение задач на законы сохранения импульса
Решение задач на превращение энергии при колебаниях маятников
Решение задач по теме механические волны и звук
Решение задач по теме электромагнитные волны
Решение задач по теме радиоактивные превращения
Решение задач по теме ядерные реакции
Решение задач по теме закон сохранения заряда
Решение задач по теме закон законы отражения и преломления
Решение задач по теме линзы
Решение задач по теме оптические системы
Подготовка к ГИА 9 класс
Подготовка к ГИА 9 класс
Подготовка к ГИА 9 класс
Итоговое занятие

6

Количество
часов

34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».