ВУД Основы финансовой грамотности

Приложение к ООП ООО,
утв. приказом МАОУ «Лицей № 21»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №21»

Рассмотрена на педагогическом совете
МАОУ “Лицей № 21”
Протокол № 1 от 23 августа 2023 г.

Утверждена приказом
МАОУ “Лицей № 21”
от 25августа 2023 г № 73

.

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
Уровень основного общего образования.
Срок освоения: 8 класс

Составитель: Волков В.А.
учитель истории
Портнова Е.С.
учитель истории
Торопова А.А.
учитель истории

г. Первоуральск

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» 8 класс
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, Примерной
программы воспитания.
Содержание программы учитывает возрастные особенности обучающихся и
направлено на постепенное освоение всего комплекса метапредметных и предметных
умений в контексте формирования финансовой культуры.
Количество часов, отведенное на изучение курса «Основы финансовой грамотности»
в 8 классе – 34 часа.

Планируемы результаты
Личностные результаты
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы учебного курса
«Основы финансовой грамотности» для основного общего образования (8 класс).
Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия
коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициямразных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуальногои общественного пространства.
Эстетическое воспитание:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности

художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни <...>; осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдениеправил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет- среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и не
осуждая других;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; <…> уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных
последствия своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой
как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию
изменяющимся условиям социальной и природной среды:

обучающегося к

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного

поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся взаимодействовать в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, повышать уровень своей компетентности черезпрактическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формированияновых знаний,
в том числе способность формулировать идеи, понятия,гипотезы об объектах и явлениях,
в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие; умение распознавать конкретные примеры
понятия по характерным признакам,
выполнять
операции
в
соответствии с
определением
и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении
задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовуюситуацию как вызов,
требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения
и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
Метапредметные результаты

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальныхфактов, основания для их
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

и

противоречия

в

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравниватьнесколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение
проводить по самостоятельно составленному плану <…> небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходеисследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, <…> исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебнойзадачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно.
эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных иписьменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать
и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения в ходе диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного
исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работыпри решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётомпредпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своемунаправлению
и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений в группе)
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и

анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать
своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая;
открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг

Предметные результаты

• Осваивать и применять знания о видах страхования; осваивать и применять знания
об управлении финансовыми рисками; природе страхования; об ответственности за
нарушение прав участника страховой сделки; банках и их функциях; микрозаймах;
небанковских организациях;

• определять и аргументировать необходимость получения кредитов; отличия займа
от кредита

• характеризовать поручительство; рефинансирование; комиссии банков;мобильные
•
•
•
•
•

приложения банков;
устанавливать и объяснять взаимосвязи между банковским вкладом и системой
страхования вкладов; инфляцией и платежеспособностью населения; микрозаймами
в микрофинансовых организациях, потребительских кооперативах, ломбардах;
приводить примеры условий депозитов; банковских услуг; банковских операций, в
том числе валютных операций;
использовать полученные знания о государственных услугах в электронном виде; по
подготовке к пенсии;
решать задачи на проценты по кредитам, микрозаймам; проявлять интерес к
существующим в цифровой среде инструментам, помогающим осуществлять
вычисления, связанные с вкладами икредитами;
овладеть смысловым чтением финансовых документов, в том числе договоров
банковского вклада, кредитного договора; выделять основную информацию в
договоре по заимствованию средств (размер и периодичность платежей, общую
сумму возврата, полную стоимость кредита и др.);

• искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах; защите при
работе с цифровыми устройствами; определять отличия
предложений от подлинных инвестиционных продуктов;
• искать и извлекать информацию о цифровом банкинге;

мошеннических

• анализировать, обобщать, систематизировать информацию по кредитной истории,
видах банковских карт и их функциях;

• принимать грамотные решения относительно целесообразности обращения за
займом и/или кредитом; обращаться за консультацией по займам (в том числе
кредитам) и сберегательным продуктам в надежные,информированные источники до
принятия финансовых решений;

• приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении

финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской деятельности,
при взаимодействии с представителями разных этнических групп.

Содержание учебного курса «Основы финансовой грамотности»
Тема I. Личное финансовое планирование. Введение в предмет. (3 часов).
Человеческий капитал. Принятие решений по финансовому планированию. Домашняя
бухгалтерия. Составление личного финансового плана.
Тема II. Депозит. Накопления и инфляция.(6 часа).
Накопления и инфляция. Что такое депозит и какова его природа? Условия депозита.
Управление рисками по депозиту.
Тема III. Кредит. Как работает кредит. (5 часов).
Условия кредитов. Виды кредита. Основные характеристики кредита. Как выбрать наиболее
выгодный кредит. Как уменьшить стоимость кредита. Типичные ошибки при использовании
кредита.
Тема IV Расчетно-кассовые операции (3 ч)
Знание понятия «банковская система», функции центрального банка. Решение
познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации.
Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная).
Понимание, в чем состоит
механизм получения банковской прибыли. Умение характеризовать основные виды
банковских процентов. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между
дебетовыми и кредитными картами. Знание правила пользования банкоматами, мобильными
банками.
Тема V. Страхование. Способы защиты о рисков. (4 часа).
Что такое страхование? Виды страхования. Как использовать страхование в современной
жизни?
Тема VI. Инвестиции. Основы инвестирования. (3 часа).
Что такое инвестиции. Как выбрать активы. Как делать инвестиции. Кейс. Куда вложить
деньги.
Тема VII. Пенсии. Пенсионная система.(2 часа).
Пенсионная система. Как сформировать частную пенсию.
Тема VIII. Налоги. Как работает налоговая система. (3 часа).
Правила расчета налогов на физлиц в России. Виды налогов. НДФЛ. Подача налоговой
декларации.
Тема IX. Финансовые махинации. Махинации с банковскими картами (3часа).
Финансовые пирамиды. Махинации с кредитами.
Итоговое занятие: защита проекта «Мой личный финансовый план» (2 час)

Тема урока

1

Человеческий капитал. Принятие
решений

Количес
тво
часов

1

2 -3 Домашняя бухгалтерия.
2
Составление
личного
финансового плана.
4-5

Накопления и инфляция.

6-7

Что такое депозит и какова его 2
природа? Условия депозита
Преимущества и недостатки 2
депозита
Что такое кредит?
1

8-9
10

11
1213

2

Практикум. Принятие решения о 1
взятии кредита
Как выбрать наиболее выгодный 2
кредит.

Форма занятия

Деловая игра
Использование
выбора карьеры

SWOT-анализа

Работа в группах
Решение практических задач

Решение практических задач, работа в
группах

работа в группе Практикум «Кредитный
договор»

15

Как
сэкономить
при 1
использовании кредита
Хранение обмен и перевод денег 1

16

Виды платёжных средств

17

2021

Формы
дистанционного 1
банковского обслуживания
Что
такое
страхование? 2
Страховые
кампании.
Виды
страхования
Как использовать страхование в 2
повседневной жизни?

Практикум «Выбор страховой
кампании»

22

Что такое инвестиции?

1

Деловая игра

23

Как выбирать активы

1

24

Как делать инвестиции.

1

25

Пенсионная система.
1
Практикум
«Пенсионные
системы в разных странах.

14

1819

для

1

Работа в группах Практикум «Мой
инвестиционный портфель
Решение познавательных задач

Работа с различными видами
информации

27

Корпоративные
пенсионные 1
программы и негосударственные
пенсионные фонды.
Налоги. Виды налогов
1

28

НДФЛ.

1

Практикум «Как рассчитать НДФЛ»

29

Имущественный налог

1

30

31

Махинации
с
банковскими 1
картами, защита карты от
махинаций.
Махинации с кредитами.
1

32

Махинации с инвестициями

1

3334

Итоговое занятие

2

26

Решение познавательных задач

Проблемная беседа, разбор ситуаций на
примере заданий ОГЭ
Практикум «Способы защиты от
махинаций», разбор ситуаций на
примере заданий ОГЭ

Защита проекта «Личный финансовый
план»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».