МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования ГО Первоуральск Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №21" РАССМОТРЕНО на педагогическом совете от “23” августа 2023 г. Протокол №1 УТВЕРЖДЕНА Приказом МАОУ «Лицей № 21» от “25” августа 2023 г. № 73 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для обучающихся 8 классов (основное общее образование) Составитель: Анохина Т. И., учитель русского языка и литературы ПЕРВОУРАЛЬСК, 2023 Программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» составлена в соответствии с ФГОС ((Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»). Согласно плану внеурочной деятельности МАОУ Лицей №21 г. Первоуральск на изучение курса «Читательская грамотность» отведено в 8 классе – 1 час (8 часов в год). Пояснительная записка АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности. Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов. Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции. Программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к одному из направлений функциональной грамотности. Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Леонтьев: 2003, с. 35]. Курс создает условия для формирования читательской грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных. Содержание курса строится по одному из направлений функциональной (читательской) грамотности. В рамках данного направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой учебного материала в 8 классе выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления. ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Программа реализуется в работе с обучающимися 8 класса. Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю. Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности. Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу. Содержание курса «Читательская грамотность» Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов. Личностные результаты • осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; • ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; • готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному са- моопределению; • осознание ценности самостоятельности и инициативы; • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой дея- тельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; • проявление интереса к способам познания; • стремление к самоизменению; • сформированность внутренней позиции личности как особого цен- ностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нрав- ственного выбора; • установка на активное участие в решении практических задач, осо- знание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории об- разования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; • активное участие в жизни семьи; • приобретение опыта успешного межличностного общения; • готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; • проявление уважения к людям любого труда и результатам трудо- вой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопас- ного поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: • освоение социального опыта, основных социальных ролей; • осознание личной ответственности за свои поступки в мире; • готовность к действиям в условиях неопределенности, повыше- нию уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; • осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Метапредметные результаты Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: — овладение универсальными учебными познавательными действиями; — овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; — овладение универсальными регулятивными действиями. • Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); • способность их использовать в учебной, познавательной и соци- альной практике; • готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; • способность организовать и реализовать собственную познава- тельную деятельность; • способность к совместной деятельности; • овладение навыками работы с информацией: восприятие и созда- ние информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: • владеть базовыми логическими операциями: — сопоставления и сравнения, — группировки, систематизации и классификации, — анализа, синтеза, обобщения, — выделения главного; • владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств; • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (яв- лений); • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и проти- воречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; • предлагать критерии для выявления закономерностей и противо- речий; • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для реше- ния поставленной задачи; • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (срав- нивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: • использовать вопросы как исследовательский инструмент позна- • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и ния; желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, неслож- ный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; • оценивать на применимость и достоверность информации, полу- ченной в ходе исследования (эксперимента); • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результа- там проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, собы- тий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергаю- щие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления ин- формации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; • эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в со- ответствии с целями и условиями общения; • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; • публично представлять результаты решения задачи, выполнен- ного опыта (эксперимента, исследования, проекта); • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач пре- зентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: • понимать и использовать преимущества командной и индивиду- альной работы при решении конкретной проблемы, • обосновывать необходимость применения групповых форм взаи- модействия при решении поставленной задачи; • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуа- • ориентироваться в различных подходах принятия решений (инди- циях; видуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; • составлять план действий (план реализации намеченного алго- ритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; • делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее измене- • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут воз- ния; никнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; • объяснять причины достижения (недостижения) результатов дея- тельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятель- ств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; • оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмо- циями других; • выявлять и анализировать причины эмоций; • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и наме- рения другого; • регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: • осознанно относиться к другому человеку, его мнению; • признавать свое право на ошибку и такое же право другого; • принимать себя и других, не осуждая; • открытость себе и другим; • осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности. Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература». По учебному предмету «Русский язык»: • понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; • овладение умениями информационной переработки прослушан- ного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; • представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента; • извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею; • анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи; • определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту). По учебному предмету «Литература»: • овладение умениями смыслового анализа художественной литера- туры, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное; • умение анализировать произведение в единстве формы и содержа- ния; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения; • овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа). Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 8 класс № Тема Ко Основное со- Основные Формы про- Образова- л- виды дея- ведения за- тельные ре- тельности нятий сурсы во держание часо в Введение в курс «Функциональная (читательская) грамотность» (1 час) 1 Введе- 1 Знакомство Развить мо- Игры и Портал Рос- ние участников тивацию программы. целенаправ- Обсуждение ленной соци- гающие школы понятий ально значи- объединить (https://fg.res «функцио- мой деятель- участников h.edu.ru/) к упражнения, сийской помо- электронной нальная гра- ности; стрем- программы, Портал мотность», ление быть которые бу- ФГБНУ «составляю- полезным, дут щие функци- интерес к со- щать посе- ИСРО РАО, заня- Сетевой ком- ональной циальному тия. Беседа, плекс инфор- грамотности сотрудниче- работа (читатель- ству; группах, взаимодей- планирова- ствия субъек- ская). дания Ожи- Сформиро- в мационного каж- вать внутрен- ние работы. тов дого школь- нюю Россий- пози- ской Федера- лично- ции в про- группы в це- сти как осо- екте Монито- лом от сов- бого ринг форми- ника и цию цен- местной ра- ностного от- рования боты. функцио- Об- ношения суждение к себе, окружа- нальной гра- планов и ор- ющим людям мотности ганизации учащихся» работы и жизни в цев лом; (http://skiv.in strao.ru/); рамках про- Сформиро- материалы из граммы. пособий вать уста- новку на ак- «Функцио- тивное нальная гра- уча- стие в реше- мотность. нии практи- Учимся ческих задач, жизни» изда- осознанием тельства важности об- «Просвеще- разования на ние». протяжении всей жизни для успеш- ной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; Приобрести опыт успешного межличностного общения; го- товность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в для коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах Читательская грамотность. Шаг за пределы текста: пробуем действовать (7 часов) 2- Чело3 век 2 и книга Особенности Использо- Практикум «Книга из чтения и по- вать инфор- интернета» нимания (http://skiv.in мацию из электронных текста для текстов strao.ru) различных «Милорд»: целей образовательный ресурс изда- тельства «Просвещение» (https://media .prosv.ru/func /) 4- Позна- 2 5 ние Научная ин- Использоформация: Практикум. вать инфор- Конферен- анализ и мацию оценка текста из ция для «Исчезающая пища. Бананы»: образователь- различных ный ресурс целей издательства «Просвещение» (https://media .prosv.ru/func /) «Исчезающая пища»: (Читательская грамотность. Сборник эталон- ных заданий. Выпуск Учеб. 2. посо- бие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. – Москва, Санкт-Петербург: «Про- свещение», «Но- 2021). вости» (http://skiv.in strao.ru) 6- Смысл 2 Художе- Интегриро- жизни ственный вать и интер- Творческая (я текст 7 и как претировать моя средство жизнь) осмысления Практикум. лаборато- информацию рия «За тенью» (http://skiv.in strao.ru) «Зачем?»: образовательный действитель- ресурс изда- ности тельства «Просвещение» (https://media .prosv.ru/func /) 8 Итого- 1 Демонстра- вое за- ция нятие внеурочных Решение Театрализо- итогов практиче- занятий ских ванное задач, представле- по успешное ние, фести- читательской межличностграмотности ного ние валь, обще- ставка в сов- бот местной деятельности, активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах. Про- смотр слайдшоу с фотографиями видео, и выра- сделанными педагогами и детьми во время тий. заняБлаго- дарности друг другу за совместную работу.