ВУД Читательская грамотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования ГО Первоуральск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №21"

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
от “23” августа 2023 г.
Протокол №1

УТВЕРЖДЕНА
Приказом МАОУ «Лицей № 21»
от “25” августа 2023 г.
№ 73

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
для обучающихся 8 классов
(основное общее образование)
Составитель: Анохина Т. И.,
учитель русского языка и литературы

ПЕРВОУРАЛЬСК, 2023

Программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
составлена в соответствии с ФГОС ((Приказ Минобрнауки России от
31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. № 1897»).
Согласно плану внеурочной деятельности МАОУ Лицей №21 г. Первоуральск на изучение курса «Читательская грамотность» отведено в 8 классе –
1 час (8 часов в год).
Пояснительная записка
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно
уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей
образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов.

Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания
школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности
и освоение способов их интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к одному из
направлений функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Леонтьев: 2003, с. 35].
Курс создает условия для формирования читательской грамотности
школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по одному из направлений функциональной
(читательской) грамотности. В рамках данного направления в соответствии с
возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой
учебного материала в 8 классе выделяются ключевые проблемы и ситуации,
рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и
опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного
поведения, развитие критического и креативного мышления.
ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
ЗАНЯТИЙ
Программа реализуется в работе с обучающимися 8 класса.
Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в
неделю.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом,

вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит
обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в
различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит
вклад в нравственное и социальное формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного
банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/),
портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17
сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую
работу.
Содержание курса «Читательская грамотность»
Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская
грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными
форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в
рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в
тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и

интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения
оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать
скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и
вырабатывать свою точку зрения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее
благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных
результатов.
Личностные результаты
•

осознание российской гражданской идентичности (осознание

себя, своих задач и своего места в мире);
•

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации

его прав;
•

ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к

науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
•

готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному са-

моопределению;
•

осознание ценности самостоятельности и инициативы;

•

наличие мотивации к целенаправленной социально значимой дея-

тельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
•

проявление интереса к способам познания;

•

стремление к самоизменению;

•

сформированность внутренней позиции личности как особого цен-

ностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
•

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нрав-

ственного выбора;
•

установка на активное участие в решении практических задач, осо-

знание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
•

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории об-

разования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей;
•

активное участие в жизни семьи;

•

приобретение опыта успешного межличностного общения;

•

готовность к разнообразной совместной деятельности, активное

участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
•

проявление уважения к людям любого труда и результатам трудо-

вой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
•

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопас-

ного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
•

освоение социального опыта, основных социальных ролей;

•

осознание личной ответственности за свои поступки в мире;

•

готовность к действиям в условиях неопределенности, повыше-

нию уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

•

осознание необходимости в формировании новых знаний, в том

числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
— овладение универсальными учебными познавательными действиями;
— овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
— овладение универсальными регулятивными действиями.
•

Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются

в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных
учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
•

способность их использовать в учебной, познавательной и соци-

альной практике;
•

готовность к самостоятельному планированию и осуществлению

учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
•

способность организовать и реализовать собственную познава-

тельную деятельность;
•

способность к совместной деятельности;

•

овладение навыками работы с информацией: восприятие и созда-

ние информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых,
с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
•

владеть базовыми логическими операциями:

— сопоставления и сравнения,
— группировки, систематизации и классификации,
— анализа, синтеза, обобщения,
— выделения главного;
•

владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью

схем и знако-символических средств;
•

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (яв-

лений);
•

устанавливать существенный признак классификации, основания

для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
•

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и проти-

воречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
•

предлагать критерии для выявления закономерностей и противо-

речий;
•

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для реше-

ния поставленной задачи;
•

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и

процессов;
•

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных

умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
•

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (срав-

нивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:

•

использовать вопросы как исследовательский инструмент позна-

•

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и

ния;
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
•

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и

суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
•

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, неслож-

ный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
•

оценивать на применимость и достоверность информации, полу-

ченной в ходе исследования (эксперимента);
•

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результа-

там проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
•

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, собы-

тий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
•

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске

и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
•

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать

информацию различных видов и форм представления;
•

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергаю-

щие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
•

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления ин-

формации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

•

оценивать надежность информации по критериям, предложенным

педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
•

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
•

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в со-

ответствии с целями и условиями общения;
•

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных

текстах;
•

распознавать невербальные средства общения, понимать значение

социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
•

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение

к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
•

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу

обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
•

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников

диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
•

публично представлять результаты решения задачи, выполнен-

ного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
•

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач пре-

зентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные
и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
•

понимать и использовать преимущества командной и индивиду-

альной работы при решении конкретной проблемы,

•

обосновывать необходимость применения групповых форм взаи-

модействия при решении поставленной задачи;
•

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить

действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
•

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность

руководить, выполнять поручения, подчиняться;
•

планировать организацию совместной работы, определять свою

роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
•

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата

по своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
•

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,

самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
•

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена

команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
•

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуа-

•

ориентироваться в различных подходах принятия решений (инди-

циях;
видуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

•

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его

часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
•

составлять план действий (план реализации намеченного алго-

ритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
•

делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:
•

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

•

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее измене-

•

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут воз-

ния;
никнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
•

объяснять причины достижения (недостижения) результатов дея-

тельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации;
•

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятель-

ств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
•

оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:
•

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмо-

циями других;
•

выявлять и анализировать причины эмоций;

•

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и наме-

рения другого;
•

регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

•

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

•

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

•

принимать себя и других, не осуждая;

•

открытость себе и другим;

•

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей,
затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
•

понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных,

официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных
функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в
устной и письменной форме содержания текста;
•

овладение умениями информационной переработки прослушан-

ного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
•

представление содержания прослушанного или прочитанного

учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или
его фрагмента;

•

извлечение информации из различных источников, ее осмысление

и оперирование ею;
•

анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных

речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
•

определение лексического значения слова разными способами

(установление значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
•

овладение умениями смыслового анализа художественной литера-

туры, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанное;
•

умение анализировать произведение в единстве формы и содержа-

ния; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию
героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять
особенности языка художественного произведения;
•

овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки

текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать
и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях
решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
8 класс
№

Тема

Ко Основное со-

Основные

Формы про-

Образова-

л-

виды дея-

ведения за-

тельные ре-

тельности

нятий

сурсы

во

держание

часо
в
Введение в курс «Функциональная (читательская) грамотность» (1 час)
1

Введе- 1

Знакомство

Развить

мо- Игры

и Портал Рос-

ние

участников

тивацию

программы.

целенаправ-

Обсуждение

ленной соци- гающие

школы

понятий

ально значи- объединить

(https://fg.res

«функцио-

мой деятель- участников

h.edu.ru/)

к упражнения,

сийской

помо- электронной

нальная гра- ности; стрем- программы, Портал
мотность»,

ление

быть которые бу- ФГБНУ

«составляю-

полезным,

дут

щие функци- интерес к со- щать

посе- ИСРО РАО,
заня- Сетевой ком-

ональной

циальному

тия. Беседа, плекс инфор-

грамотности

сотрудниче-

работа

(читатель-

ству;

группах,

взаимодей-

планирова-

ствия субъек-

ская).
дания

Ожи- Сформиро-

в мационного

каж- вать внутрен- ние работы. тов

дого школь- нюю

Россий-

пози-

ской Федера-

лично-

ции в про-

группы в це- сти как осо-

екте Монито-

лом от сов- бого

ринг форми-

ника

и цию

цен-

местной ра- ностного от-

рования

боты.

функцио-

Об- ношения

суждение

к

себе, окружа-

нальной гра-

планов и ор- ющим людям

мотности

ганизации

учащихся»

работы

и жизни в цев лом;

(http://skiv.in
strao.ru/);

рамках про- Сформиро-

материалы из

граммы.

пособий

вать

уста-

новку на ак-

«Функцио-

тивное

нальная гра-

уча-

стие в реше-

мотность.

нии практи-

Учимся

ческих задач,

жизни» изда-

осознанием

тельства

важности об-

«Просвеще-

разования на

ние».

протяжении
всей

жизни

для

успеш-

ной профессиональной
деятельности
и развитием
необходимых умений;
Приобрести
опыт успешного межличностного общения;

го-

товность

к

разнообразной совместной деятельности, активное участие в

для

коллективных учебноисследовательских,
проектных и
других творческих работах
Читательская грамотность. Шаг за пределы текста: пробуем действовать (7 часов)
2- Чело3

век

2
и

книга

Особенности Использо-

Практикум

«Книга

из

чтения и по- вать инфор-

интернета»

нимания

(http://skiv.in

мацию

из

электронных текста

для

текстов

strao.ru)

различных

«Милорд»:

целей

образовательный ресурс

изда-

тельства
«Просвещение»
(https://media
.prosv.ru/func
/)
4- Позна- 2
5

ние

Научная ин- Использоформация:

Практикум.

вать инфор- Конферен-

анализ

и мацию

оценка

текста

из ция
для

«Исчезающая

пища.

Бананы»: образователь-

различных

ный

ресурс

целей

издательства

«Просвещение»
(https://media
.prosv.ru/func
/) «Исчезающая

пища»:

(Читательская грамотность. Сборник

эталон-

ных заданий.
Выпуск
Учеб.

2.
посо-

бие для общеобразоват.
организаций.
В 2-х ч. Часть
2. – Москва,
Санкт-Петербург:

«Про-

свещение»,
«Но-

2021).
вости»

(http://skiv.in
strao.ru)
6- Смысл 2

Художе-

Интегриро-

жизни

ственный

вать и интер- Творческая

(я

текст

7

и

как претировать

моя

средство

жизнь)

осмысления

Практикум.
лаборато-

информацию рия

«За

тенью»

(http://skiv.in
strao.ru) «Зачем?»: образовательный

действитель-

ресурс изда-

ности

тельства
«Просвещение»
(https://media
.prosv.ru/func
/)

8

Итого- 1

Демонстра-

вое за-

ция

нятие

внеурочных

Решение

Театрализо-

итогов практиче-

занятий

ских

ванное

задач, представле-

по успешное

ние, фести-

читательской межличностграмотности

ного
ние

валь,

обще- ставка
в

сов- бот

местной деятельности,
активное
участие

в

коллективных учебноисследовательских,
проектных и
других творческих работах.

Про-

смотр слайдшоу с фотографиями
видео,

и

выра-

сделанными
педагогами и
детьми

во

время
тий.

заняБлаго-

дарности
друг другу за
совместную
работу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».