МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования ГО Первоуральск Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №21" РАССМОТРЕНО на педагогическом совете от “23” августа 2023 г. Протокол №1 УТВЕРЖДЕНА Приказом МАОУ «Лицей № 21» от “25” августа 2023 г. № 73 Рабочая программа краткосрочного курса внеурочной деятельности «3D моделирование» Уровень основного общего образования. Срок освоения: 8 недель (6 класс) г. Первоуральск, 2023 Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «3D моделирование» ООП ООО МАОУ «Лицей № 21» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «3D моделирование» реализуется с учетом рабочей программы воспитания. Согласно Рабочей программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям курса «3D моделирование», вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации. Программа «3D моделирование» (с использованием системы КОМПАС) является краткосрочным курсом. Её содержание дает возможность познакомиться и изучать отдельные разделы «Черчения» и «Информатики». Пробы – еще один эффективный вид образовательной деятельности, педагогической задачей введения которого является получение обучающимися самостоятельного опыта деятельности в той или иной сфере. Как известно, склонность к профессии развивается в процессе деятельности, поэтому обучающимся необходимо пробовать себя в самых различных видах занятий. Профессиональная проба помогает «окунуться» в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения. Использование САПР «КОМПАС-3D» поднимает на качественно новый уровень учебный процесс. Учащиеся имеют хорошую возможность расширить свои представления о чертежно-конструкторской деятельности, познакомиться курсом черчения. Позволяет активизировать работу учащихся, расширяется кругозор, при этом повышается образовательный уровень учащихся и их самооценка, совершенствуются навыки самостоятельной работы. Освоение этой передовой технологии в школе – хороший старт для тех учащихся, кто свяжет свою жизнь со сферой материального производства, строительством, транспортом, в военных и инженерных профессиях, и в рабочих специальностях. Трёхмерная графика (3D (от англ. 3 Dimensions — «3 измерения») Graphics, Три измерения изображения) — раздел компьютерной графики, совокупности приемов и инструментов (как программных, так и аппаратных), предназначенных для изображения объёмных объектов. Программа внеурочной деятельности «3D моделирование» ориентирована на ознакомление и расширение знаний учащихся по теме «Графические редакторы» курса информатики и предусматривает изучение 3D графики, цветовых моделей, форматов графических файлов, выполнение практических работ в графическом редакторе. Данный курс раскрывает перед учащимися удивительные возможности трехмерной графики. В качестве инструментального средства для выполнения графических работ используется система КОМПАС-ГРАФИК 3D LT, разработанная российской компанией АСКОН. Актуальность программы заключается в том, что существует необходимость укрепления связей учащегося между восприятием реальных объектов окружающего мира с их виртуальной формой представления – в трехмерной графике. Таким образом, техническое моделирование является первоначальной ступенью научнотехнического творчества, которое, в свою очередь, признано приоритетным направлением дополнительного образования детей. Применение инновационного продукта – Программного обеспечения КОМПАС-3D LT позволяет изменить подход к преподаванию школьного курса, так как обладает возможностями, недоступными в ручном черчении: • наглядного представления моделей объектов; • автоматического создания чертежей по их моделям; • имитации технологических процессов при создании деталей и изделий. При этом возможно применение аналоговых, параметрических и координатных методов создания чертежей и объёмных объектов (моделей или деталей), а также автоматические расчёты объёма, массы и других геометрических параметров изделий. Знания и навыки, полученные учащимися при изучении данного краткосрочного курса, являются актуальными и перспективными и пригодятся в дальнейшей их профессиональной деятельности. Изучение компьютерной программы «КОМПАС» поможет вызвать у учащихся познавательный интерес. Основной целью краткосрочного курса «3D моделирование» является освоение приёмов проектирования, создания и редактирования моделей объектов и чертежей – в программном обеспечении КОМПАС-3D LT. Задачи: • Знакомство с видами инженерных объектов, особенностями их классификации и понятие об инженерных качествах объектов. • Изучение правил вычерчивания чертежей и требований Государственных стандартов на оформление и создание чертежа, как документа. Овладение чертёжными инструментами и приёмами построения проекционных изображений, и практикой чтения чертежей. • Развитие пространственного воображения учащихся при работе с 3D-моделями. • Расширение технического кругозора для обеспечения безопасности жизнедеятельности в сложном мире с современной развитой инженерной инфраструктурой. • Подготовка к выбору профессий, связанных с проектированием, производством и эксплуатацией инженерных объектов и оборудования. Форма организации: краткосрочный курс внеурочной деятельности для учащихся 6-х классов. К этому моменту ученики уже владеют основами графического языка, передаваемого с помощью ручного способа создания графической информации. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего – 8 часов. Обучение ведется в форме практических занятий. Итоговая оценка освоения программы имеет форму выполнения зачетной работы (разработка эскиза и печать брелка на 3Dпринтере). Срок реализации программы: в течение одной из учебных четвертей. Прогнозируемые результаты Полученные при изучении данного предмета знания, умения и навыки позволяют повысить мотивацию учащихся при выборе профессий технической направленности. Предлагаемый курс позволит школьникам выстроить личностную образовательную траекторию, определив, насколько необходимо им получение технического образования. Критерии оценки Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. Личностные результаты В ценностно-ориентационной сфере: • Осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности; • Понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы; • Освоение современной графической культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах; • Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать и оценивать предметный окружающий мир; В трудовой сфере: • Овладение основами современной компьютеризированной графической культуры в процессе практической деятельности; В познавательной сфере: • Понимание информационных возможностей чертежа, выполненного с помощью графической компьютерной программы; • Овладение средствами графического изображения машинным способом формы предметов, геометрических тел, их положения (ориентации) в пространстве; • Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его критической оценки; Метапредметные результаты • Умение воспринимать и терпимо относиться к критике, к другой точке зрения; В трудовой сфере: • Обретение самостоятельного практического опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям; • Умение эстетически подходить к любому виду деятельности; В познавательной сфере: • Развитие логического и пространственного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; • Формирование способности к целостному художественному восприятию предметного мира; • Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; • Получения опыта восприятия и аргументированной оценки предметов окружающего мира как основы формирования навыков коммуникации. Предметные результаты Ценностно-ориентационная сфера: • Эмоционально-ценностное отношение к современной графической культуре; • Восприятие предметного мира с эстетических позиций; В познавательной сфере: • Самостоятельно выполнять задания с учетом последовательности отдельных этапов компьютерной графики; • Приобретения практических навыков, умений самостоятельно выполнять чертежи с помощью графической программы; • Осуществлять преобразования простой геометрической формы, изменять положение (ориентацию) объекта в пространстве, отображать перечисленные преобразования на дисплее; • Осуществлять преобразования структуры пространственных моделей (разрезы, сечения), отображать преобразования на дисплее. В коммуникативной сфере: • Умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию для моделирования с помощью компьютерной графической программы; • Оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков графической информации (целесообразности); В трудовой сфере: • Применять различные командные операции графической программы по принципу экономии времени и целесообразности. Тематическое планирование № п/п Тема занятия Кол-во часов Форма занятия 1 1. 4 Введение. Вводное занятие «3D моделирование», правила ТБ. Запуск программы КОМПАС. Интерфейс системы. Знакомство с профессиями. Геометрические построения. Рабочее окно. Геометрические примитивы. Основы 3D-моделирования. Геометрические тела и их элементы. Моделирование изделия. 3D-принтер. Знакомство с 3D-принтером. Возможности 3D печати. 3D печать изделия. ИТОГО 5 1 6 Интерактивная экскурсия, практика 1 практика 4 практика 2 Интерактивная экскурсия, практика 2. 3. 4. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 7 Электронная презентация Форма контроля 8 Устный опрос Анализ выполненных графических работ Электронная презентация 9 Содержание программы 1. Введение (1 час) Роль машинной графики в различных сферах жизни общества. Из истории развития машинной графики. Начальное представление о профессиях, связанных черчением. Графические системы. КОМПАС. Запуск программы КОМПАС. Название основных элементов окна. Управление изображением в окне документа. Инструментальная панель. Строка параметров. 2. Геометрические построения (1 час) Основные элементы рабочего окна документа. Фрагмент. Построение геометрических примитивов. Управление отображением документа в окне. Построение чертежа простейшими командами с применением привязок. 3. Основы 3D-моделирования (4 часа) Окно документа. Геометрические тела и их элементы. Создание геометрических тел. Многогранники. Создание геометрических тел. Тела вращения. Создание группы геометрических тел. Создание 3D-модели с помощью операций «приклеить выдавливанием» и «вырезать выдавливанием». Редактирование 3D-модели. Создание 3Dмодели с элементами скругления и фасками. Создание 3D-модели с помощью «операции вращения» по её плоскому чертежу. Отсечение части детали плоскостью. Построение трехмерных моделей, сконструированных по заданным условиям. 4. 3D-принтер (2часа) Знакомство с 3D-принтером. 3D печать изделия. Список литературы и интернет-ресурсов: 1. Степакова В. В. «Черчение с элементами компьютерной графики». 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.-19с 2. Баранова И. В. «КОМПАС - 3D для школьников». - М.: ДМК, 2009.- 272 с. 3. Монахов М.Ю. «Учимся практиковать на компьютере». Элективный курс. Практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.- 172 с. 4. Потемкин А. «Инженерная графика. Просто и доступно». – М.: Лори, 2000. - 487 с. 5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических идей. Материалы для специалистов образовательного учреждения. – С-Пб.: КАРО, 2005. -368 с. 6. сайт АСКОН: http: // www.ascon.ru 7. всезнающий сайт про черчение. Онлайн учебник – Черчение http://cherch.ru/