ВУД 3D моделирование

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования ГО Первоуральск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №21"

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
от “23” августа 2023 г.
Протокол №1

УТВЕРЖДЕНА
Приказом МАОУ «Лицей № 21»
от “25” августа 2023 г.
№ 73

Рабочая программа краткосрочного курса
внеурочной деятельности
«3D моделирование»
Уровень основного общего образования.
Срок освоения: 8 недель (6 класс)

г. Первоуральск, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «3D моделирование»
ООП ООО МАОУ «Лицей № 21» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «3D моделирование»
реализуется с учетом рабочей программы воспитания.
Согласно Рабочей программе воспитания у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества,
знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в
содержании занятий по основным направлениям курса «3D моделирование», вносящим
вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое,
экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование
культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса
способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному
развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
Программа «3D моделирование» (с использованием системы КОМПАС) является
краткосрочным курсом. Её содержание дает возможность познакомиться и изучать
отдельные разделы «Черчения» и «Информатики».
Пробы – еще один эффективный вид образовательной деятельности, педагогической
задачей введения которого является получение обучающимися самостоятельного опыта
деятельности в той или иной сфере. Как известно, склонность к профессии развивается в
процессе деятельности, поэтому обучающимся необходимо пробовать себя в самых
различных видах занятий. Профессиональная проба помогает «окунуться» в будущую
профессию, убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках. Профессиональные
пробы также являются возможностью самовыражения.
Использование САПР «КОМПАС-3D» поднимает на качественно новый уровень
учебный процесс. Учащиеся имеют хорошую возможность расширить свои представления
о чертежно-конструкторской деятельности, познакомиться курсом черчения. Позволяет
активизировать работу учащихся, расширяется кругозор, при этом повышается
образовательный уровень учащихся и их самооценка, совершенствуются навыки
самостоятельной работы.
Освоение этой передовой технологии в школе – хороший старт для тех учащихся,
кто свяжет свою жизнь со сферой материального производства, строительством,
транспортом, в военных и инженерных профессиях, и в рабочих специальностях.
Трёхмерная графика (3D (от англ. 3 Dimensions — «3 измерения») Graphics, Три
измерения изображения) — раздел компьютерной графики, совокупности приемов и
инструментов (как программных, так и аппаратных), предназначенных для изображения
объёмных объектов.
Программа внеурочной деятельности «3D моделирование»
ориентирована на ознакомление и расширение знаний учащихся по теме «Графические
редакторы» курса информатики и предусматривает изучение 3D графики, цветовых
моделей, форматов графических файлов, выполнение практических работ в графическом
редакторе. Данный курс раскрывает перед учащимися удивительные возможности
трехмерной графики. В качестве инструментального средства для выполнения графических
работ используется система КОМПАС-ГРАФИК 3D LT, разработанная российской
компанией АСКОН. Актуальность программы заключается в том, что существует

необходимость укрепления связей учащегося между восприятием реальных объектов
окружающего мира с их виртуальной формой представления – в трехмерной графике.
Таким образом, техническое моделирование является первоначальной ступенью научнотехнического творчества, которое, в свою очередь, признано приоритетным направлением
дополнительного образования детей.
Применение инновационного продукта – Программного обеспечения КОМПАС-3D
LT позволяет изменить подход к преподаванию школьного курса, так как обладает
возможностями, недоступными в ручном черчении:
•
наглядного представления моделей объектов;
•
автоматического создания чертежей по их моделям;
•
имитации технологических процессов при создании деталей и изделий.
При этом возможно применение аналоговых, параметрических и координатных
методов создания чертежей и объёмных объектов (моделей или деталей), а также
автоматические расчёты объёма, массы и других геометрических параметров изделий.
Знания и навыки, полученные учащимися при изучении данного краткосрочного
курса, являются актуальными и перспективными и пригодятся в дальнейшей их
профессиональной деятельности. Изучение компьютерной программы «КОМПАС»
поможет вызвать у учащихся познавательный интерес.
Основной целью краткосрочного курса «3D моделирование» является освоение
приёмов проектирования, создания и редактирования моделей объектов и чертежей – в
программном обеспечении КОМПАС-3D LT.
Задачи:
• Знакомство с видами инженерных объектов, особенностями их классификации и
понятие об инженерных качествах объектов.
• Изучение правил вычерчивания чертежей и требований Государственных
стандартов на оформление и создание чертежа, как документа. Овладение
чертёжными инструментами и приёмами построения проекционных изображений, и
практикой чтения чертежей.
• Развитие пространственного воображения учащихся при работе с 3D-моделями.
• Расширение
технического
кругозора
для
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности в сложном мире с современной развитой инженерной
инфраструктурой.
• Подготовка к выбору профессий, связанных с проектированием, производством и
эксплуатацией инженерных объектов и оборудования.
Форма организации: краткосрочный курс внеурочной деятельности для учащихся 6-х
классов. К этому моменту ученики уже владеют основами графического языка,
передаваемого с помощью ручного способа создания графической информации. Занятия
проводятся 1 раз в неделю. Всего – 8 часов.
Обучение ведется в форме практических занятий. Итоговая оценка освоения программы
имеет форму выполнения зачетной работы (разработка эскиза и печать брелка на 3Dпринтере).
Срок реализации программы: в течение одной из учебных четвертей.
Прогнозируемые результаты
Полученные при изучении данного предмета знания, умения и навыки позволяют
повысить мотивацию учащихся при выборе профессий технической направленности.

Предлагаемый курс позволит школьникам выстроить личностную образовательную
траекторию, определив, насколько необходимо им получение технического образования.
Критерии оценки
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностные результаты
В ценностно-ориентационной сфере:
• Осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности;
• Понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной
формы;
• Освоение современной графической культуры как сферы материального выражения
духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
• Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать и
оценивать предметный окружающий мир;
В трудовой сфере:
• Овладение основами современной компьютеризированной графической культуры в
процессе практической деятельности;
В познавательной сфере:
• Понимание информационных возможностей чертежа, выполненного с помощью
графической компьютерной программы;
• Овладение средствами графического изображения машинным способом формы
предметов, геометрических тел, их положения (ориентации) в пространстве;
• Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать,
анализировать и структурировать визуальный образ на основе его критической оценки;
Метапредметные результаты
• Умение воспринимать и терпимо относиться к критике, к другой точке зрения;
В трудовой сфере:
• Обретение самостоятельного практического опыта, формирующего способность к
самостоятельным действиям;
• Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
В познавательной сфере:
• Развитие логического и пространственного мышления как неотъемлемой части
целостного мышления человека;
• Формирование способности к целостному художественному восприятию предметного
мира;
• Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
• Получения опыта восприятия и аргументированной оценки предметов окружающего мира
как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результаты
Ценностно-ориентационная сфера:
• Эмоционально-ценностное отношение к современной графической культуре;
• Восприятие предметного мира с эстетических позиций;
В познавательной сфере:
• Самостоятельно выполнять задания с учетом последовательности отдельных этапов
компьютерной графики;

• Приобретения практических навыков, умений самостоятельно выполнять чертежи с
помощью графической программы;
• Осуществлять преобразования простой геометрической формы, изменять положение
(ориентацию) объекта в пространстве, отображать перечисленные преобразования на
дисплее;
• Осуществлять преобразования структуры пространственных моделей (разрезы, сечения),
отображать преобразования на дисплее.
В коммуникативной сфере:
• Умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию для
моделирования с помощью компьютерной графической программы;
• Оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков графической информации
(целесообразности);
В трудовой сфере:
• Применять различные командные операции графической программы по принципу
экономии времени и целесообразности.
Тематическое планирование
№
п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Форма
занятия

1
1.

4
Введение. Вводное занятие
«3D моделирование»,
правила ТБ. Запуск
программы КОМПАС.
Интерфейс системы.
Знакомство с профессиями.
Геометрические построения.
Рабочее окно.
Геометрические примитивы.
Основы 3D-моделирования.
Геометрические тела и их
элементы. Моделирование
изделия.
3D-принтер. Знакомство с
3D-принтером. Возможности
3D печати. 3D печать
изделия.
ИТОГО

5
1

6
Интерактивная
экскурсия,
практика

1

практика

4

практика

2

Интерактивная
экскурсия,
практика

2.

3.

4.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
7
Электронная
презентация

Форма
контроля

8

Устный
опрос
Анализ
выполненных
графических
работ
Электронная
презентация

9

Содержание программы
1. Введение (1 час)
Роль машинной графики в различных сферах жизни общества. Из истории развития
машинной графики. Начальное представление о профессиях, связанных черчением.
Графические системы. КОМПАС. Запуск программы КОМПАС. Название основных

элементов окна. Управление изображением в окне документа. Инструментальная панель.
Строка параметров.
2. Геометрические построения (1 час)
Основные элементы рабочего окна документа. Фрагмент. Построение
геометрических примитивов. Управление отображением документа в окне. Построение
чертежа простейшими командами с применением привязок.
3. Основы 3D-моделирования (4 часа)
Окно документа. Геометрические тела и их элементы. Создание геометрических тел.
Многогранники. Создание геометрических тел. Тела вращения. Создание группы
геометрических тел. Создание 3D-модели с помощью операций «приклеить
выдавливанием» и «вырезать выдавливанием». Редактирование 3D-модели. Создание 3Dмодели с элементами скругления и фасками. Создание 3D-модели с помощью «операции
вращения» по её плоскому чертежу. Отсечение части детали плоскостью. Построение
трехмерных моделей, сконструированных по заданным условиям.
4. 3D-принтер (2часа)
Знакомство с 3D-принтером. 3D печать изделия.
Список литературы и интернет-ресурсов:
1. Степакова В. В. «Черчение с элементами компьютерной графики». 10-11 классы.
Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.-19с
2. Баранова И. В. «КОМПАС - 3D для школьников». - М.: ДМК, 2009.- 272 с.
3. Монахов М.Ю. «Учимся практиковать на компьютере». Элективный курс. Практикум. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.- 172 с.
4. Потемкин А. «Инженерная графика. Просто и доступно». – М.: Лори, 2000. - 487 с.
5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических идей. Материалы для специалистов
образовательного учреждения. – С-Пб.: КАРО, 2005. -368 с.
6. сайт АСКОН: http: // www.ascon.ru
7. всезнающий сайт про черчение. Онлайн учебник – Черчение http://cherch.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».