ВУД Химия в задачах и эксперименте

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №21»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом
МАОУ "Лицей №21"

Приказ МАОУ "Лицей
№21"

протокол от «23» августа
2023 г., № 01

приказ от «25» августа
2023 г. № 73

.

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
Лаборатория «Химия в задачах и эксперименте»
Уровень основного общего образования.
Срок освоения: 34 недели (8 класс)

Составитель: Меньших Л.А.
учитель химии ВКК

г. Первоуральск

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия в задачах и
экспериментах» составлена на основании Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», в соответствие с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся.
Курс позволит учащимся расширить и углубить свои знания в химии, сформировать
необходимых умений и навыков для работы с научно -познавательной литературой,
решения задач разных типов, устранение пробелов в знаниях. Решение задач
рассматривается не как самоцель, а как один из методов изучения химии. Кроме того,
данный курс внеурочной деятельности предусматривает экологическую направленность
химического образования, предусматривает ознакомление учащихся с химическими
аспектами современной экологии и экологических проблем, формирует естественно научную деятельность.
В данной программе реализуется развивающая и практическая направленность
обучения, дифференциация обучения, включающая профильную подготовку учащихся.
Цель курса:
- помочь учащимся освоить углубленный курс неорганической химии;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе
приобретения курса.
Задачи курса:
1) раскрыть более подробно содержание предмета неорганической химии;
2) способствовать развитию способности к самостоятельной работе;
3) совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно – исследовательской
деятельности;
4) развивать у учащихся универсальные учебные действия;
5) развивать познавательный интерес к изучению химии;
6) помочь учащимся к осознанному выбору профессии;
7) показ логической последовательности, используемой в ходе решения задачи, выработка
навыков ее применения;
8) развивать умения грамотного использования различных способов рассуждения при
решении;
9) развивать естественно -научную грамотность у учащихся.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия в задачах и
экспериментах» предназначена для учащихся 8 классов с углубленным изучением
предметов естественно -научного профиля и рассчитана на 34 часа. Продолжительность
занятия – 40 минут.
Данный курс связан с базовым курсом химии основной школы, а также с курсами
математики (составление пропорций, алгебраических уравнений) и физики (газовые
законы).
Формы обучения:
- коллективные (лекция, беседа, дискуссия, объяснение)
- групповые (обсуждение проблемы в группах, решение заданий в парах);
- индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование).
- практикумы (проведение практических работ).
Основные средства бучения:
- электронные учебные пособия;
- теоретические материалы в электронном и печатном формате;

- видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
- оборудование для лабораторных и практических работ
Формы контроля:
- текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов,
результатов выполнения домашних заданий);
- тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
- итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
Планируемые результаты образования
Личностные образовательные результаты
1) патриотического воспитания:
проявление ценностного отношения к отечественному культурному, научному и
историческому наследию, понимание значения химической науки и технологии в жизни
современного общества, в развитии экономики России и своего региона;
2) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, проявление коммуникативной культуры в разнообразной совместной
деятельности;
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе учебной и внеучебной
деятельности;
готовность оценивать свое поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
3) формирования ценности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции,
соответствующие современному уровню развития науки и необходимые для понимания
сущности научной картины мира;
осознание ценности научного познания для развития каждого человека и
производительных сил общества в целом, роли и места науки «Химия» в системе научных
представлений о закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной
и технологической средой;
познавательная мотивация и интерес к обучению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию, к исследовательской деятельности, к осознанному
выбору направления и уровня дальнейшего обучения;
4) воспитания культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установка
на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил
безопасности при обращении с химическими веществами в учебных и жизненных
ситуациях;
5) трудового воспитания:
формирование ценностного отношения к трудовой деятельности как естественной
потребности человека и к исследовательской деятельности как высоко востребованной в
современном обществе;
развитие интереса к профессиям, связанным с химией, в том числе к профессиям
научной сферы, осознание возможности самореализации в этой сфере;
6) экологического воспитания:
осознание необходимости отношения к природе как источнику жизни на Земле,
основе ее существования;

повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; способность применять
знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей
средой; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приемы логического мышления при освоении знаний:
раскрывать смысл химических понятий (выделять их существенные признаки,
устанавливать взаимосвязь с другими понятиями); анализировать, сравнивать, обобщать;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения; строить
логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии); предлагать критерии и
выявлять общие закономерности и противоречия в изучаемых процессах и явлениях;
проводить выводы и заключения; умения применять в процессе познания понятия
(предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в
химии, преобразовывать модельные представления – химический знак (символ элемента),
химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебных задач; с
учетом этих модельных представлений характеризовать изучаемые химические вещества и
химические реакции.
Базовые исследовательские действия (методы научного познания веществ и
явлений):
умения применять методы научного познания веществ и явлений на эмпирическом и
теоретическом уровнях в учебной познавательной и проектно-исследовательской
деятельности;
умения использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания и
самостоятельно ставить вопросы; анализировать факты, выявлять и формулировать
проблему, определять цель и задачи, соответствующие решению проблемы; предлагать
описательную или объяснительную гипотезу и осуществлять ее проверку; умения
проводить измерения необходимых параметров, вычисления, моделирование, наблюдения
и эксперименты (реальные и мысленные), самостоятельно прогнозировать результаты,
формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного опыта, исследования,
составлять отчет о проделанной работе;
Работа с информацией:
умения ориентироваться в различных источниках информации (научно-популярная
литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета);
анализировать информацию и критически оценивать ее достоверность и
непротиворечивость, отбирать и интерпретировать информацию, значимую для решения
учебной задачи; умения применять различные методы и формулировать запросы при
поиске и отборе информации, необходимой для выполнения учебных задач; использовать
информационно коммуникативные технологии и различные поисковые системы;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (схемы,
графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие формы); умения использовать научный
язык в качестве средства работы с химической информацией; применять межпредметные

(физические и математические) знаки и символы, формулы, аббревиатуры, номенклатуру,
использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1) умения общения (письменной и устной коммуникации):
представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных и
письменных текстах; публично выступать с презентацией результатов выполнения
химического эксперимента (исследовательской лабораторной или практической работы,
учебного проекта); в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по обсуждаемой
теме и высказывать идеи, формулировать свои предложения относительно выполнения
предложенной задачи.
2) умения учебного сотрудничества (групповая коммуникация):
участвовать в групповых формах работы: планировать организацию совместной
работы, определять свою роль, распределять задачи между членами группы; выполнять
свою часть работы, координировать свои действия с действиями других членов команды,
определять критерии по оценке качества выполненной работы; решать возникающие
проблемы на основе учета общих интересов и согласования позиций, участвовать в
обсуждении, обмене мнениями, «мозговом штурме» и других формах взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями включает
развитие самоорганизации, самоконтроля, самокоррекции, в том числе:
умения решать учебные и исследовательские задачи: самостоятельно выбирать
способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев), планировать свою
работу при решении учебной или исследовательской задачи; на основе полученных
результатов формулировать обобщения и выводы, прогнозировать возможное развитие
процессов; анализировать результаты: соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять самоконтроль деятельности; корректировать свою
деятельность на основе самоанализа и самооценки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
− применять основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
− описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
− раскрывать смысл закона сохранения массы веществ, атомно-молекулярной теории;
− различать химические и физические явления,
− называть признаки и условия протекания химических реакций;
− соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
− пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
− получать, собирать газообразные вещества и распознавать их; характеризовать
физические и химические свойства основных классов неорганических соединений,
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов
неорганических веществ;
− раскрывать смысл понятия «раствор», вычислять массовую долю растворённого
вещества в растворе, готовить растворы с определённой массовой долей
растворённого вещества;
− характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической
решётки, определять вид химической связи в неорганических соединениях;
− грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.
Формы контроля

Формы и периодичность контроля
•
•
•
•

Входной контроль проводится в начале учебного года для проверки начальных
знаний и умений обучающихся.
Текущий контроль проводится на каждом занятии в форме педагогического
наблюдения.
Тестовый контроль осуществляется по окончании изучения каждого раздела.
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в форме решения
кейса.

Критерии оценки результатов освоения программы курса
Работа обучающихся оценивается по трёхуровневой шкале, предполагающей наличие
следующих уровней освоения программного материала: высокий, средний, низкий.
•

•

•

Высокий уровень: обучающийся демонстрирует высокую ответственность и
заинтересованность в образовательной деятельности, проявляет инициативу, не
пропускает занятия без уважительной причины, демонстрирует высокий уровень
знаний и компетенций, владеет на высоком творческом уровне приобретёнными в
ходе изучения программы умениями и навыками;
Средний
уровень:
обучающийся
демонстрирует
ответственность
и
заинтересованность в образовательной деятельности, проявляет хороший уровень
знаний и компетенций; инициативы не проявляет, но способен поддерживать
инициатора в предлагаемом поле деятельности, в достаточной степени владеет
получаемыми в ходе изучения программы умениями и навыками;
Низкий уровень: обучающийся демонстрирует недостаточную ответственность и
заинтересованность в образовательной деятельности, посещает занятия от случая к
случаю, показывает удовлетворительный уровень знаний и компетенций, в целом
слабо владеет получаемыми в ходе изучения программы умениями и навыками.

Формы результатов освоения программы внеурочной деятельности:
1. Отметка уровня достижений обучающегося в листе педагогического наблюдения;
2. Записи в журнале учёта о результативности участия обучающихся в мероприятиях
разного вида и уровня (диплом, грамота, благодарность, другое).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
курса внеурочной деятельности «Химия в задачах и экспериментах»
для 8 классов (34 часа)
Раздел 1. Первоначальные химические понятия (11 часов)
Химия – наука экспериментальная. Вводный инструктаж по ТБ
Демонстрационный эксперимент № 1. Ознакомление с лабораторным оборудованием;
приёмы безопасной работы с ним.
Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием. Изучение строения пламени»
Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии.
Лабораторный опыт №1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами
(медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия)
Лабораторный опыт № 2. До какой температуры можно нагреть вещество?
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: действие магнитом, отстаивание,
фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция.

Демонстрационный эксперимент № 3«Измерение температуры кипения воды и
растворов с помощью датчика температуры и термометра».
Лабораторный опыт № 3. «Определение растворимости веществ в воде»
Лабораторный опыт № 4. «Поведение веществ при нагревании»
Практическая работа № 2. Очистка медного купороса перекресталлизацией.
Физические и химические явления.
Атомы и молекулы, ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Кристаллические решетки.
Демонстрационный эксперимент № 4. «Температура плавления веществ с разными
типами кристаллических решёток»
Химические превращения. Химические реакции. Физические и химические явления.
Демонстрационный эксперимент № 5. Выделение и поглощение тепла. – признак
химической реакции.
Лабораторный опыт № 5. Физические и химические процессы.
Закон сохранения массы веществ.
Демонстрационный эксперимент № 6. Закон сохранения массы веществ
Химические уравнения. Тренировочные упражнения по составлению уравнений
химических реакций.
Тестовый контроль: «Первоначальные химические понятия».
Раздел 2. Основы расчетной химии (6 ч)
Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля
элемента в соединении. Мольная доля элемента в соединении. Формулы сложных веществ.
Качественный и количественный состав вещества. Моль — единица количества вещества.
Молярная масса. Вычисления по химическим уравнениям.
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов.
Раздел 3. Практикум по изучению газов: кислород и водород (3 ч)
Сравнение физических и химических свойств кислорода и водорода. Методы собирания
газов.
Практическая работа № 3 Обнаружение каталазы в пищевых продуктах.
Раздел 4. Практикум по изучению свойств воды и растворов (4 ч)
Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез.
Лабораторный опыт № 6. «Определение водопроводной и дистиллированной воды»
Физические и химические свойства воды.
Практическая работа № 4. Свойства воды. Сравнение проб воды: водопроводной, из
городского открытого водоема.
Вода — растворитель. Растворы. Массовая и молярная доля вещества в растворе.
Практическая работа № 5 «Определение концентрации веществ колориметрическим
методом по калибровочному графику»
Кристаллогидраты.
Раздел 5. Практикум по изучению свойств веществ основных классов неорганических
соединений (8 ч)
Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.
Лабораторный опыт № 6. Наблюдение растворимости оксидов алюминия, натрия,
кальция и меди в воде.
Лабораторный опыт № 7. Определение кислотности-основности среды полученных
растворов с помощью индикатора.
Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение.
Практическая работа № 6 «Определение рН растворов кислот и щелочей»

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Генетические
ряды металлов и неметаллов.
Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Практикум по
изучению свойств веществ основных классов неорганических соединений»
Подготовка к ГИА, ВПР
Тестовый контроль: «Практикум по изучению свойств веществ основных классов
неорганических соединений».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса внеурочной деятельности «Химия в задачах и экспериментах» - 8 класс (34
часа)
№
п/п

1.

2.

Тема занятия

Раздел 1. Первоначальные химические
понятия – 11 часов
Вводный инструктаж по ТБ
Химия – наука экспериментальная.
ТР Демонстрационный эксперимент №
1.Ознакомление с лабораторным
оборудованием; приёмы безопасной
работы с ним.
Практическая работа № 1
«Правила техники безопасности при
работе с лабораторным оборудованием.
Изучение строения пламени»

Кол-во
часов

Из общего колва часов
Теоре Практ
тичес
ическ
кие
ие

Использование
оборудования «ЕНЦ»

1

1

Техника безопасности
в кабинете химии.
Знакомство с
оборудованием.

1

1

Датчик температуры
(термопарный),
спиртовка

Методы познания в химии.
Экспериментальные основы химии
Лабораторный опыт №1. Рассмотрение
веществ с различными физическими
свойствами
(медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид
натрия
ТР
Лабораторный опыт № 2 «До какой
температуры можно нагреть вещество?»
Чистые вещества и смеси. Способы
разделения смесей: действие магнитом,
отстаивание, фильтрование, выпаривание,
кристаллизация, дистилляция.
Демонстрационный эксперимент № 3
«Измерение температуры кипения воды и
растворов
с
помощью
датчика
температуры и термометра».
Лабораторный опыт № 3. «Определение
растворимости веществ в воде»
Лабораторный опыт № 4. «Поведение
веществ при нагревании»
Практическая работа № 2. Очистка
медного купороса перекресталлизацией.

2

2

2

1

7.

Атомы и молекулы, ионы. Вещества
молекулярного и немолекулярного
строения. Кристаллические решетки.
ТР Демонстрационный опыт № 4.
«Температура плавления веществ с
разными типами кристаллических
решёток»

1

1

Датчик температуры платиновый, датчик температуры термопарный

8.

Химические превращения. Химические
реакции Физические и химические
явления.
ТР

1

1

Реактивы и
химическое
оборудование, Датчик
температуры платиновый
ЛК (ч.1, стр 133)

3 -4

5-6.

Датчик температуры
(термопарный),
спиртовка

1

Датчик температуры
платиновый,
термометр,
электрическая плитка
ЦЛ «Унитех» (опыт
стр. 5, стр. 8)

Демонстрационный эксперимент №5.
«Выделение и поглощение тепла – признак
химической реакции»
Лабораторный опыт № 5. Физические и
химические процессы
9.

Закон сохранения массы веществ.
ТР
Демонстрационный эксперимент № 6.
«Закон сохранения массы веществ»

1

1

10.

Химические уравнения.
Выполнение тренировочных упражнений
по составлению уравнений химических
реакций
Тестовый контроль «Первоначальные
химические понятия»
Раздел 2. Основы расчетной химии – 6
часов
Относительная атомная масса.
Относительная молекулярная масса.
Массовая доля элемента в соединении.
Мольная доля элемента в соединении
Практикум № 1 «Вычисление массовой
доли элемента в соединении»
Формулы сложных веществ.
Качественный и количественный состав
вещества.
Практикум № 2 Вывод молекулярной
формулы вещества по массовой доле
элемента в соединении

1

1

Моль. Молярная масса. Постоянная
Авогадро
Практикум № 3 Вычисления по
химическим уравнениям
Тестовый контроль «Основы расчетной
химии»

11.

12.

13.
14.

15 16.

17.

18.

19.
20.

21.

Раздел 3. Практикум по изучению газов:
кислорода и водорода- 3 часа
Сравнение физических, химических
свойств кислорода и водорода, методов
собирания газов.
Практическая работа № 3 «Обнаружение
каталазы в пищевых продуктах»
Вычисление с использованием молярный
объем газов
Раздел № 4 Практикум по изучению
свойств воды и растворов – 4 часа
Вода. Методы определения состава воды
- анализ и синтез.
ТР
Лабораторный опыт № 6.

Реактивы и
химическое
оборудование, весы
электронные

1

1

1

1

1

1

1

2

2

Банк заданий ВПР,
ОГЭ, олимпиадные
задания
КИМ

1

1

1

1

1

Приборы для
получения газов

Задачники

1

1

Банк заданий ВПР,
ОГЭ
Олимпиадные задания

1

Датчик электропроводности,
цифровой микроскоп

22.

23.

24.

25.

26.

27
–
29.

30.

31 32.
33.

«Определение водопроводной и
дистиллированной воды»
Свойства воды физические и химические
Практическая работа № 4 «Свойства
воды»

1

1

Реактивы и
химическое
оборудование
(ЛК часть 1, стр. 163
Реактивы и
химическое
оборудование,
датчик оптической плотности

Практическая работа № 5
1
1
«Определение концентрации веществ
колориметрическим по
калибровочному графику»
ТР
Практикум № 4 Решение задач «Массовая 1
1
и молярная доля вещества в растворе
Раздел № 5 Практикум по изучению свойств основных классов неорганических соединений (8
ч)
Оксиды: классификация, номенклатура,
1
Реактивы и
свойства, получение, применение.
химическое
ТР
оборудование
Лабораторный опыт №6.
Наблюдение растворимости оксидов
алюминия, натрия, кальция и меди в
воде.
Лабораторный опыт №7
Определение кислотности-основности
среды полученных растворов с помощью
индикатора.
Гидроксиды: классификация,
1
1
Датчик рН
номенклатура, получение.
ТР
Практическая работа № 6.
«Определение рН растворов кислот и
щелочей»
Генетические ряды металлов и
неметаллов.
Генетическая связь классами
неорганических веществ.
Цепочки превращений неорганических
веществ.
Практическая работа №6. Решение
экспериментальных задач по теме
«Практикум по изучению свойств
веществ основных классов
неорганических соединений»

3

Подготовка к ВПР

2

Банк заданий ВПР

Итоговое обобщение

2

Реактивы и
химическое
оборудование

1

1

1

Реактивы и
химическое
оборудование

Обеспечение учащихся:
1.
Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин Задачник по химии, 8 класс М. Издательский центр «Вентана - Граф»
2.
Электронные образовательные ресурсы «Моя школа».
Перечень доступных источников информации
В разделе представлен список книг и ссылок на сайты, в которых более подробно освещены различные
аспекты рассматриваемых вопросов. Их можно рекомендовать как учителю, так и обучаемым, проявившим
интерес к изучаемой теме.
1.
Васильев В.П., Морозова Р.П., Кочергина Л. А.Практикум по аналитической химии: Учеб.пособие
для вузов.— М.: Химия, 2000.— 328 с.
2.
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные
опыты.ГДР.1974.Пер.с нем.— Л.: Химия, 1979.— 392 с.

3.
Дерпгольц В. Ф.Мир воды.— Л.: Недра, 1979.— 254 с.
4.
Жилин Д. М. Общая химия. Практикум L-микро. Руководство для студентов.— М.: МГИУ, 2006.—
322с.
5.
Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе/ Беспалов П.
И.Дорофеев М.В., Жилин Д.М., Зимина А.И., Оржековский П.А.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2014.— 229 с.
6.
Кристаллы. Кристаллогидраты: Методические указания к лабораторным работам. Мифтахова Н.Ш.,
Петрова Т.Н., Рахматуллина И. Ф.— Казань: Казан. гос. технол.ун-т., 2006.— 24 с.
7.
Леенсон И.А.100 вопросов и ответов по химии: Материалы для школьных рефератов,
факультативных занятий и семинаров: Учебное пособие.— М.: «Издательство АСТ»: «Издательство
Астрель», 2002.— 347 с.
8.
Леенсон И. А. Химические реакции: Тепловой эффект, равновесие, скорость.— М.: ООО
«Издательство Астрель, 2002.— 192 с.
9.
Лурье Ю. Ю. Справочник по аналитической химии.— М.: Химия, 1971.— С.71―89.
10.
Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе.— М.:
Просвещение, 1987.—240 с.
11.
Неорганическая химия: В 3 т./ Под ред. Ю. Д.Третьякова.Т.1: Физико-химические основы
неорганической химии: Учебник для студ. высш. учеб.заведений/М. Е.Тамм, Ю. Д.Третьяков.— М.:
Издательский центр «Академия», 2004.—240 с.
12.
Петрянов И. В. Самое необыкновенное вещество в мире.— М.: Педагогика, 1976.— 96 с.
13.
Стрельникова Л. Н. Из чего всё сделано? Рассказы о веществе.— М.: Яуза-пресс.2011.— 208 с.
14.
Сусленникова В.М, Киселева Е. К. Руководство по приготовлению титрованных растворов.— Л.:
Химия, 1967.— 139 с.
15.
Фарадей М. История свечи: Пер.с англ./Под ред.Б. В. Новожилова.— М.: Наука. Главная редакция
физико-математической литературы,1980.— 128 с., ил.— (Библиотечка «Квант»)
16.
Хомченко Г.П., Севастьянова К. И. Окислительно-восстановительные реакции.— М.: Просвещение,
1989.— 141 с.
17.
Энциклопедия для детей.Т.17.Химия / Глав.ред.В. А.Володин, вед.науч.ред.И.Леенсон.— М.:
Аванта +, 2003.— 640 с.
18.
ЭртимоЛ.Вода: книга о самом важном веществе в мире: пер.с фин.—М.: Компас Гид, 2019.— 153 c.
19.
Чертков И.Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. М.:
Просвещение, 1989.— 191 с.
20.
Сайт МГУ. Программа курса химии для учащихся 8—9 классов общеобразовательной школы.
http://www.chem.msu.su/rus/books/2001-2010/eremin-chemprog.
21.
Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности.
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
22.
Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://fcior.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».