Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №21» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом МАОУ "Лицей №21" Приказ МАОУ "Лицей №21" протокол от «23» августа 2023 г., № 01 приказ от «25» августа 2023 г. № 73 . Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности Лаборатория «Химия в задачах и эксперименте» Уровень основного общего образования. Срок освоения: 34 недели (8 класс) Составитель: Меньших Л.А. учитель химии ВКК г. Первоуральск Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия в задачах и экспериментах» составлена на основании Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся. Курс позволит учащимся расширить и углубить свои знания в химии, сформировать необходимых умений и навыков для работы с научно -познавательной литературой, решения задач разных типов, устранение пробелов в знаниях. Решение задач рассматривается не как самоцель, а как один из методов изучения химии. Кроме того, данный курс внеурочной деятельности предусматривает экологическую направленность химического образования, предусматривает ознакомление учащихся с химическими аспектами современной экологии и экологических проблем, формирует естественно научную деятельность. В данной программе реализуется развивающая и практическая направленность обучения, дифференциация обучения, включающая профильную подготовку учащихся. Цель курса: - помочь учащимся освоить углубленный курс неорганической химии; - развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе приобретения курса. Задачи курса: 1) раскрыть более подробно содержание предмета неорганической химии; 2) способствовать развитию способности к самостоятельной работе; 3) совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно – исследовательской деятельности; 4) развивать у учащихся универсальные учебные действия; 5) развивать познавательный интерес к изучению химии; 6) помочь учащимся к осознанному выбору профессии; 7) показ логической последовательности, используемой в ходе решения задачи, выработка навыков ее применения; 8) развивать умения грамотного использования различных способов рассуждения при решении; 9) развивать естественно -научную грамотность у учащихся. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия в задачах и экспериментах» предназначена для учащихся 8 классов с углубленным изучением предметов естественно -научного профиля и рассчитана на 34 часа. Продолжительность занятия – 40 минут. Данный курс связан с базовым курсом химии основной школы, а также с курсами математики (составление пропорций, алгебраических уравнений) и физики (газовые законы). Формы обучения: - коллективные (лекция, беседа, дискуссия, объяснение) - групповые (обсуждение проблемы в группах, решение заданий в парах); - индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование). - практикумы (проведение практических работ). Основные средства бучения: - электронные учебные пособия; - теоретические материалы в электронном и печатном формате; - видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате; - оборудование для лабораторных и практических работ Формы контроля: - текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий); - тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования); - итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов) Планируемые результаты образования Личностные образовательные результаты 1) патриотического воспитания: проявление ценностного отношения к отечественному культурному, научному и историческому наследию, понимание значения химической науки и технологии в жизни современного общества, в развитии экономики России и своего региона; 2) гражданского воспитания: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, проявление коммуникативной культуры в разнообразной совместной деятельности; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе учебной и внеучебной деятельности; готовность оценивать свое поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; 3) формирования ценности научного познания: мировоззренческие представления о веществе и химической реакции, соответствующие современному уровню развития науки и необходимые для понимания сущности научной картины мира; осознание ценности научного познания для развития каждого человека и производительных сил общества в целом, роли и места науки «Химия» в системе научных представлений о закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной и технологической средой; познавательная мотивация и интерес к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, к исследовательской деятельности, к осознанному выбору направления и уровня дальнейшего обучения; 4) воспитания культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в учебных и жизненных ситуациях; 5) трудового воспитания: формирование ценностного отношения к трудовой деятельности как естественной потребности человека и к исследовательской деятельности как высоко востребованной в современном обществе; развитие интереса к профессиям, связанным с химией, в том числе к профессиям научной сферы, осознание возможности самореализации в этой сфере; 6) экологического воспитания: осознание необходимости отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе ее существования; повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; способность применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей средой; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: умения использовать приемы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их существенные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями); анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии); предлагать критерии и выявлять общие закономерности и противоречия в изучаемых процессах и явлениях; проводить выводы и заключения; умения применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать модельные представления – химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебных задач; с учетом этих модельных представлений характеризовать изучаемые химические вещества и химические реакции. Базовые исследовательские действия (методы научного познания веществ и явлений): умения применять методы научного познания веществ и явлений на эмпирическом и теоретическом уровнях в учебной познавательной и проектно-исследовательской деятельности; умения использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания и самостоятельно ставить вопросы; анализировать факты, выявлять и формулировать проблему, определять цель и задачи, соответствующие решению проблемы; предлагать описательную или объяснительную гипотезу и осуществлять ее проверку; умения проводить измерения необходимых параметров, вычисления, моделирование, наблюдения и эксперименты (реальные и мысленные), самостоятельно прогнозировать результаты, формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного опыта, исследования, составлять отчет о проделанной работе; Работа с информацией: умения ориентироваться в различных источниках информации (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета); анализировать информацию и критически оценивать ее достоверность и непротиворечивость, отбирать и интерпретировать информацию, значимую для решения учебной задачи; умения применять различные методы и формулировать запросы при поиске и отборе информации, необходимой для выполнения учебных задач; использовать информационно коммуникативные технологии и различные поисковые системы; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие формы); умения использовать научный язык в качестве средства работы с химической информацией; применять межпредметные (физические и математические) знаки и символы, формулы, аббревиатуры, номенклатуру, использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности. Коммуникативные универсальные учебные действия: 1) умения общения (письменной и устной коммуникации): представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных и письменных текстах; публично выступать с презентацией результатов выполнения химического эксперимента (исследовательской лабораторной или практической работы, учебного проекта); в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по обсуждаемой теме и высказывать идеи, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи. 2) умения учебного сотрудничества (групповая коммуникация): участвовать в групповых формах работы: планировать организацию совместной работы, определять свою роль, распределять задачи между членами группы; выполнять свою часть работы, координировать свои действия с действиями других членов команды, определять критерии по оценке качества выполненной работы; решать возникающие проблемы на основе учета общих интересов и согласования позиций, участвовать в обсуждении, обмене мнениями, «мозговом штурме» и других формах взаимодействия. Регулятивные универсальные учебные действия Овладение универсальными учебными регулятивными действиями включает развитие самоорганизации, самоконтроля, самокоррекции, в том числе: умения решать учебные и исследовательские задачи: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев), планировать свою работу при решении учебной или исследовательской задачи; на основе полученных результатов формулировать обобщения и выводы, прогнозировать возможное развитие процессов; анализировать результаты: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль деятельности; корректировать свою деятельность на основе самоанализа и самооценки. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ − применять основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент; − описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; − раскрывать смысл закона сохранения массы веществ, атомно-молекулярной теории; − различать химические и физические явления, − называть признаки и условия протекания химических реакций; − соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; − пользоваться лабораторным оборудованием и посудой; − получать, собирать газообразные вещества и распознавать их; характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических соединений, проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; − раскрывать смысл понятия «раствор», вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе, готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества; − характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки, определять вид химической связи в неорганических соединениях; − грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни. Формы контроля Формы и периодичность контроля • • • • Входной контроль проводится в начале учебного года для проверки начальных знаний и умений обучающихся. Текущий контроль проводится на каждом занятии в форме педагогического наблюдения. Тестовый контроль осуществляется по окончании изучения каждого раздела. Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в форме решения кейса. Критерии оценки результатов освоения программы курса Работа обучающихся оценивается по трёхуровневой шкале, предполагающей наличие следующих уровней освоения программного материала: высокий, средний, низкий. • • • Высокий уровень: обучающийся демонстрирует высокую ответственность и заинтересованность в образовательной деятельности, проявляет инициативу, не пропускает занятия без уважительной причины, демонстрирует высокий уровень знаний и компетенций, владеет на высоком творческом уровне приобретёнными в ходе изучения программы умениями и навыками; Средний уровень: обучающийся демонстрирует ответственность и заинтересованность в образовательной деятельности, проявляет хороший уровень знаний и компетенций; инициативы не проявляет, но способен поддерживать инициатора в предлагаемом поле деятельности, в достаточной степени владеет получаемыми в ходе изучения программы умениями и навыками; Низкий уровень: обучающийся демонстрирует недостаточную ответственность и заинтересованность в образовательной деятельности, посещает занятия от случая к случаю, показывает удовлетворительный уровень знаний и компетенций, в целом слабо владеет получаемыми в ходе изучения программы умениями и навыками. Формы результатов освоения программы внеурочной деятельности: 1. Отметка уровня достижений обучающегося в листе педагогического наблюдения; 2. Записи в журнале учёта о результативности участия обучающихся в мероприятиях разного вида и уровня (диплом, грамота, благодарность, другое). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ курса внеурочной деятельности «Химия в задачах и экспериментах» для 8 классов (34 часа) Раздел 1. Первоначальные химические понятия (11 часов) Химия – наука экспериментальная. Вводный инструктаж по ТБ Демонстрационный эксперимент № 1. Ознакомление с лабораторным оборудованием; приёмы безопасной работы с ним. Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Изучение строения пламени» Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии. Лабораторный опыт №1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия) Лабораторный опыт № 2. До какой температуры можно нагреть вещество? Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: действие магнитом, отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Демонстрационный эксперимент № 3«Измерение температуры кипения воды и растворов с помощью датчика температуры и термометра». Лабораторный опыт № 3. «Определение растворимости веществ в воде» Лабораторный опыт № 4. «Поведение веществ при нагревании» Практическая работа № 2. Очистка медного купороса перекресталлизацией. Физические и химические явления. Атомы и молекулы, ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Демонстрационный эксперимент № 4. «Температура плавления веществ с разными типами кристаллических решёток» Химические превращения. Химические реакции. Физические и химические явления. Демонстрационный эксперимент № 5. Выделение и поглощение тепла. – признак химической реакции. Лабораторный опыт № 5. Физические и химические процессы. Закон сохранения массы веществ. Демонстрационный эксперимент № 6. Закон сохранения массы веществ Химические уравнения. Тренировочные упражнения по составлению уравнений химических реакций. Тестовый контроль: «Первоначальные химические понятия». Раздел 2. Основы расчетной химии (6 ч) Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в соединении. Мольная доля элемента в соединении. Формулы сложных веществ. Качественный и количественный состав вещества. Моль — единица количества вещества. Молярная масса. Вычисления по химическим уравнениям. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Раздел 3. Практикум по изучению газов: кислород и водород (3 ч) Сравнение физических и химических свойств кислорода и водорода. Методы собирания газов. Практическая работа № 3 Обнаружение каталазы в пищевых продуктах. Раздел 4. Практикум по изучению свойств воды и растворов (4 ч) Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Лабораторный опыт № 6. «Определение водопроводной и дистиллированной воды» Физические и химические свойства воды. Практическая работа № 4. Свойства воды. Сравнение проб воды: водопроводной, из городского открытого водоема. Вода — растворитель. Растворы. Массовая и молярная доля вещества в растворе. Практическая работа № 5 «Определение концентрации веществ колориметрическим методом по калибровочному графику» Кристаллогидраты. Раздел 5. Практикум по изучению свойств веществ основных классов неорганических соединений (8 ч) Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. Лабораторный опыт № 6. Наблюдение растворимости оксидов алюминия, натрия, кальция и меди в воде. Лабораторный опыт № 7. Определение кислотности-основности среды полученных растворов с помощью индикатора. Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение. Практическая работа № 6 «Определение рН растворов кислот и щелочей» Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Генетические ряды металлов и неметаллов. Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Практикум по изучению свойств веществ основных классов неорганических соединений» Подготовка к ГИА, ВПР Тестовый контроль: «Практикум по изучению свойств веществ основных классов неорганических соединений». КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса внеурочной деятельности «Химия в задачах и экспериментах» - 8 класс (34 часа) № п/п 1. 2. Тема занятия Раздел 1. Первоначальные химические понятия – 11 часов Вводный инструктаж по ТБ Химия – наука экспериментальная. ТР Демонстрационный эксперимент № 1.Ознакомление с лабораторным оборудованием; приёмы безопасной работы с ним. Практическая работа № 1 «Правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Изучение строения пламени» Кол-во часов Из общего колва часов Теоре Практ тичес ическ кие ие Использование оборудования «ЕНЦ» 1 1 Техника безопасности в кабинете химии. Знакомство с оборудованием. 1 1 Датчик температуры (термопарный), спиртовка Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии Лабораторный опыт №1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия ТР Лабораторный опыт № 2 «До какой температуры можно нагреть вещество?» Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: действие магнитом, отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Демонстрационный эксперимент № 3 «Измерение температуры кипения воды и растворов с помощью датчика температуры и термометра». Лабораторный опыт № 3. «Определение растворимости веществ в воде» Лабораторный опыт № 4. «Поведение веществ при нагревании» Практическая работа № 2. Очистка медного купороса перекресталлизацией. 2 2 2 1 7. Атомы и молекулы, ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. ТР Демонстрационный опыт № 4. «Температура плавления веществ с разными типами кристаллических решёток» 1 1 Датчик температуры платиновый, датчик температуры термопарный 8. Химические превращения. Химические реакции Физические и химические явления. ТР 1 1 Реактивы и химическое оборудование, Датчик температуры платиновый ЛК (ч.1, стр 133) 3 -4 5-6. Датчик температуры (термопарный), спиртовка 1 Датчик температуры платиновый, термометр, электрическая плитка ЦЛ «Унитех» (опыт стр. 5, стр. 8) Демонстрационный эксперимент №5. «Выделение и поглощение тепла – признак химической реакции» Лабораторный опыт № 5. Физические и химические процессы 9. Закон сохранения массы веществ. ТР Демонстрационный эксперимент № 6. «Закон сохранения массы веществ» 1 1 10. Химические уравнения. Выполнение тренировочных упражнений по составлению уравнений химических реакций Тестовый контроль «Первоначальные химические понятия» Раздел 2. Основы расчетной химии – 6 часов Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в соединении. Мольная доля элемента в соединении Практикум № 1 «Вычисление массовой доли элемента в соединении» Формулы сложных веществ. Качественный и количественный состав вещества. Практикум № 2 Вывод молекулярной формулы вещества по массовой доле элемента в соединении 1 1 Моль. Молярная масса. Постоянная Авогадро Практикум № 3 Вычисления по химическим уравнениям Тестовый контроль «Основы расчетной химии» 11. 12. 13. 14. 15 16. 17. 18. 19. 20. 21. Раздел 3. Практикум по изучению газов: кислорода и водорода- 3 часа Сравнение физических, химических свойств кислорода и водорода, методов собирания газов. Практическая работа № 3 «Обнаружение каталазы в пищевых продуктах» Вычисление с использованием молярный объем газов Раздел № 4 Практикум по изучению свойств воды и растворов – 4 часа Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. ТР Лабораторный опыт № 6. Реактивы и химическое оборудование, весы электронные 1 1 1 1 1 1 1 2 2 Банк заданий ВПР, ОГЭ, олимпиадные задания КИМ 1 1 1 1 1 Приборы для получения газов Задачники 1 1 Банк заданий ВПР, ОГЭ Олимпиадные задания 1 Датчик электропроводности, цифровой микроскоп 22. 23. 24. 25. 26. 27 – 29. 30. 31 32. 33. «Определение водопроводной и дистиллированной воды» Свойства воды физические и химические Практическая работа № 4 «Свойства воды» 1 1 Реактивы и химическое оборудование (ЛК часть 1, стр. 163 Реактивы и химическое оборудование, датчик оптической плотности Практическая работа № 5 1 1 «Определение концентрации веществ колориметрическим по калибровочному графику» ТР Практикум № 4 Решение задач «Массовая 1 1 и молярная доля вещества в растворе Раздел № 5 Практикум по изучению свойств основных классов неорганических соединений (8 ч) Оксиды: классификация, номенклатура, 1 Реактивы и свойства, получение, применение. химическое ТР оборудование Лабораторный опыт №6. Наблюдение растворимости оксидов алюминия, натрия, кальция и меди в воде. Лабораторный опыт №7 Определение кислотности-основности среды полученных растворов с помощью индикатора. Гидроксиды: классификация, 1 1 Датчик рН номенклатура, получение. ТР Практическая работа № 6. «Определение рН растворов кислот и щелочей» Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь классами неорганических веществ. Цепочки превращений неорганических веществ. Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Практикум по изучению свойств веществ основных классов неорганических соединений» 3 Подготовка к ВПР 2 Банк заданий ВПР Итоговое обобщение 2 Реактивы и химическое оборудование 1 1 1 Реактивы и химическое оборудование Обеспечение учащихся: 1. Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин Задачник по химии, 8 класс М. Издательский центр «Вентана - Граф» 2. Электронные образовательные ресурсы «Моя школа». Перечень доступных источников информации В разделе представлен список книг и ссылок на сайты, в которых более подробно освещены различные аспекты рассматриваемых вопросов. Их можно рекомендовать как учителю, так и обучаемым, проявившим интерес к изучаемой теме. 1. Васильев В.П., Морозова Р.П., Кочергина Л. А.Практикум по аналитической химии: Учеб.пособие для вузов.— М.: Химия, 2000.— 328 с. 2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты.ГДР.1974.Пер.с нем.— Л.: Химия, 1979.— 392 с. 3. Дерпгольц В. Ф.Мир воды.— Л.: Недра, 1979.— 254 с. 4. Жилин Д. М. Общая химия. Практикум L-микро. Руководство для студентов.— М.: МГИУ, 2006.— 322с. 5. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе/ Беспалов П. И.Дорофеев М.В., Жилин Д.М., Зимина А.И., Оржековский П.А.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.— 229 с. 6. Кристаллы. Кристаллогидраты: Методические указания к лабораторным работам. Мифтахова Н.Ш., Петрова Т.Н., Рахматуллина И. Ф.— Казань: Казан. гос. технол.ун-т., 2006.— 24 с. 7. Леенсон И.А.100 вопросов и ответов по химии: Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: Учебное пособие.— М.: «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002.— 347 с. 8. Леенсон И. А. Химические реакции: Тепловой эффект, равновесие, скорость.— М.: ООО «Издательство Астрель, 2002.— 192 с. 9. Лурье Ю. Ю. Справочник по аналитической химии.— М.: Химия, 1971.— С.71―89. 10. Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе.— М.: Просвещение, 1987.—240 с. 11. Неорганическая химия: В 3 т./ Под ред. Ю. Д.Третьякова.Т.1: Физико-химические основы неорганической химии: Учебник для студ. высш. учеб.заведений/М. Е.Тамм, Ю. Д.Третьяков.— М.: Издательский центр «Академия», 2004.—240 с. 12. Петрянов И. В. Самое необыкновенное вещество в мире.— М.: Педагогика, 1976.— 96 с. 13. Стрельникова Л. Н. Из чего всё сделано? Рассказы о веществе.— М.: Яуза-пресс.2011.— 208 с. 14. Сусленникова В.М, Киселева Е. К. Руководство по приготовлению титрованных растворов.— Л.: Химия, 1967.— 139 с. 15. Фарадей М. История свечи: Пер.с англ./Под ред.Б. В. Новожилова.— М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы,1980.— 128 с., ил.— (Библиотечка «Квант») 16. Хомченко Г.П., Севастьянова К. И. Окислительно-восстановительные реакции.— М.: Просвещение, 1989.— 141 с. 17. Энциклопедия для детей.Т.17.Химия / Глав.ред.В. А.Володин, вед.науч.ред.И.Леенсон.— М.: Аванта +, 2003.— 640 с. 18. ЭртимоЛ.Вода: книга о самом важном веществе в мире: пер.с фин.—М.: Компас Гид, 2019.— 153 c. 19. Чертков И.Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. М.: Просвещение, 1989.— 191 с. 20. Сайт МГУ. Программа курса химии для учащихся 8—9 классов общеобразовательной школы. http://www.chem.msu.su/rus/books/2001-2010/eremin-chemprog. 21. Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti 22. Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/