Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №21» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом МАОУ Приказ МАОУ "Лицей №21" "Лицей №21" приказ от «25» августа 2023 г. протокол от «23» августа 2023 г., № 73 № 01 . Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Информатика в тестах и задачах» Уровень основного общего образования. Срок освоения: 34 недели (11 класс) Составил: Зозулина Любовь Сергеевна, учитель математики и информатики ВВК г. Первоуральск 2023-2024 учебный год 1 Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике «Информатика в тестах и задачах» для обучающихся 11 класса, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), ориентирован на непрофильную подготовку учащихся по предмету информатика. Характерной чертой развития общества на протяжении последних десятилетий является его все более расширяющаяся информатизация. Отражением и следствием этой тенденции явилась потребность в подготовке подрастающего поколения к вступлению в информационное общество, любая профессиональная деятельность в котором, будет связана с информатикой и информационными технологиями. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий социальной компетентности ученика. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, позволяет получить необходимые знания по темам: «Информация. Измерение информации. Кодирование информации», «Системы счисления», «Основы логики», «Архитектура компьютера», «Обработка звуковой, графической, числовой информации», «Технология поиска и хранения информации», «Программирование», «Моделирование», «Элементы теории алгоритмов», «Теория игр.» Цель курса: повторение и закрепление изученного за весь образовательный курс по информатике, развитие логического и алгоритмического стиля мышления учащихся. Задачи курса: Учащиеся должны знать: -основы логики; -основы программирования на одном из языков программирования; -системы счисление, перевод систем счисления; -технологии поиска и хранения информации; -архитектуру компьютера и компьютерных сетей; Учащиеся должны уметь: -решать логические задачи разной сложности; -знать основы алгоритмизации и программирования; -уметь осуществлять перевод в системах счисления; - составлять математическую модель, алгоритм и программу для решения простых задач; -уметь осуществлять кодирование и декодирование информации; -уметь работать с электронными таблицами; -решать задачи на графах; - решать задачи повышенного уровня сложности. 2 Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Содержание Информация. Измерение информации. Кодирование информации: - измерение количества информации -равномерные и неравномерные двоичные коды -решение задач на кодирование информации Моделирование и компьютерный эксперимент: - решение задач на графах Системы счисления: -двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления -арифметика в системах счисления -тесты и задачи на кодирование Основы логики: -таблицы истинности, законы алгебры логики -задачи, решаемые с использованием таблиц истинности -решение систем логических уравнений Элементы теории алгоритмов: -числовые исполнители -решение типовых тестов и задач Архитектура компьютеров и компьютерных сетей: -файловая система ПК, разбор типовых задач Технология обработки звуковой и графической информации: -определение объема и скорости передачи цифровой мультимедиа – информации -решение типовых задач Обработка числовой информации: -электронные таблицы, ссылки, формулы -электронные таблицы, графики, диаграммы -решение задач Технологии поиска и хранения информации: -базы данных, сортировка данных -решение тестов и задач по сортировке данных -поиск информации в сети интернет -поисковые запросы -решение задач на поисковые запросы в сети интернет Программирование: -условный оператор, решение задач -циклы, анализ алгоритмов -решение заданий с циклами -операции с массивами, анализ программ -операции с массивами, обработка данных -решение задач на массивы -процедуры и функции -решение задач с применением процедур -решение задач с применением функций -задачи на исправление ошибок в программах -задачи на анализ и обработку данных Теория игр: - анализ выигрышных ходов, решение типовых задач Количество часов 3ч 1ч 3ч 3ч 1ч 1ч 2ч 3ч 5ч 11 ч 1ч 3 Календарно-тематическое планирование № Тема 1 Информация. Измерение информации. Кодирование информации: измерение количества информации 2 Информация. Измерение информации. Кодирование информации: равномерные и неравномерные двоичные коды Информация. Измерение информации. Кодирование информации: решение задач на кодирование информации 3 4 Моделирование и компьютерный эксперимент: решение задач на графах 5 Системы счисления: двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления 6 Системы счисления: арифметика в системах счисления 7 Системы счисления: тесты и задачи на кодирование 8 Основы логики: таблицы истинности, законы алгебры логики Кол-во УУД часов 1 Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). 1 Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). 1 Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). 1 Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). 1 Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). 1 Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). 1 Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). 1 Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, Дата 01.09.23 08.09.23 15.09.23 22.09.23 29.09.23 06.10.23 20.10.23 27.10.23 4 № Тема Кол-во часов 9 Основы логики: задачи, решаемые с использованием таблиц истинности 1 10 Основы логики: решение систем логических уравнений 1 11 Элементы теории алгоритмов: числовые исполнители 1 12 Элементы теории алгоритмов: решение типовых тестов и задач 1 13 Архитектура компьютеров и компьютерных сетей: файловая система ПК, разбор типовых задач 1 Технология обработки звуковой и графической информации: определение объема и скорости передачи цифровой мультимедиа – информации 15 Технология обработки звуковой и графической информации: решение типовых задач 14 1 1 УУД продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Дата 03.11.23 10.11.23 17.11.23 01.12.23 08.12.23 15.12.23 22.12.23 5 № Тема 16 Обработка числовой информации: электронные таблицы, ссылки, формулы 17 Обработка числовой информации: электронные таблицы, графики, диаграммы 18 Обработка числовой информации: решение задач 19 Технологии поиска и хранения информации: базы данных, сортировка данных 20 Технологии поиска и хранения информации: решение тестов и задач по сортировке данных 21 Технологии поиска и хранения информации: поиск информации в сети интернет 22 Технологии поиска и хранения информации: поисковые запросы 23 Технологии поиска и хранения информации: решение задач на поисковые запросы в сети интернет Кол-во УУД Дата часов 1 Познавательные (общеучебные, логические), 29.12.23 коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). 1 Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). 1 Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). 1 Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). 1 Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). 1 Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). 1 Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). 1 Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, 6 № Тема Кол-во часов 24 Программирование: условный оператор, решение задач 1 25 Программирование: циклы, анализ алгоритмов 1 26 Программирование: решение заданий с циклами 1 27 Программирование: решение заданий с циклами 1 28 Программирование: операции с массивами, анализ программ 1 29 Программирование: операции с массивами, обработка данных 1 30 Программирование: решение задач на массивы 1 31 Программирование: процедуры и функции 1 УУД Дата планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, 7 № Тема Кол-во часов 32 Программирование: решение задач с применением процедур 1 33 Программирование: решение задач с применением функций 1 34 Программирование: задачи на исправление ошибок в программах 1 35 Программирование: задачи на анализ и обработку данных 1 36 Теория игр: анализ выигрышных ходов, решение типовых задач 1 37 Всего часов: УУД Дата продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). Познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные (интеграция в группу сверстников, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество и взаимодействие), регулятивные (контроль, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция), личностные (самоопределение, смыслообразование). 34 8 Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса В результате освоения курса обучающиеся должны знать: - основы программирования на алгоритмическом языке программирования и языке программирования PascalABC; - правила записи операторов языка, порядок выполнения операций, стандартные и пользовательские функции, записи и выполнения арифметических и логических функций; - правила записи на языке программирования условного оператора, оператора выбора, цикла с предусловием, цикла с постусловием; -правила программирования задач с использованием одномерных и многомерных массивов; - правила программирования процедур и функций; -технологии обработки числовой информации; -способы измерения информации; -технологии обработки звуковой и графической информации; -основы логики; -правила перевода систем счисления; -архитектуру компьютера и компьютерных сетей; -элементы теории алгоритмов. Обучающиеся должны уметь: - составлять и записывать программы, используя известные алгоритмические конструкции; - распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи; - использовать процедуры и функции при решении задач; - составлять математическую модель, алгоритм и программу для решения простых задач; - понимать листинг, корректировать программу; - решать задачи на измерение количества информации; -осуществлять перевод между системами счисления; -решать задачи на графах; -решать задачи, с использованием таблиц истинности; -решать системы логических уравнений; -решать задачи с исполнителями – вычислителями; -решать задачи на операции с файлами; -пользоваться электронными таблицами; -решать задачи, связанные с определением объема и скоростью передачи цифровой мультимедиа – информацией; -работать с базами данных; -решать задачи, по осуществлению поиска информации в сети интернет; -решение задач повышенной сложности. Список литературы 1. Информатика : новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / О. Б. Богомолова. – Москва : Издательство АСТ, 2017. – 447. 2. Зорина Е.М., Зорин М.В. ЕГЭ 2018. Сборник заданий. — М.: Эксмо, 2017. 3. Самылкина Н.Н., Синицкая И.В., Соболева В.В., — М.: Эксмо, 2017. 4. Самылкина Н.Н., Синицкая И.В., Соболева В.В., ЕГЭ 2018. Сдаем без проблем!— М.: Эксмо, 2017 5. Крылов С.С., Ушаков Д.М. ЕГЭ – 2018. Тренажер. — М.: Экзамен, 2017. 6. Паскаль для школьников / Д. М. Ушаков, Т. А. Юркова. Издательство Питер, 2017. 7. Информатика Задачник – практикум в 2-х томах/ Под ред. И.Г.Семакина – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. 8. Информатика и ИКТ. 9 класс/ Под ред Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2008. 9. http://www.computer-museum.ru - учебные материалы по информатике Виртуальный компьютерный музей 10.http://inf.1september.ru - газета "Информатика" Издательского дома "Первое сентября" 11.http://comp-science.narod.ru Дидактические материалы по информатике и математике 12.http://www.intuit.ru интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру) 13.http://www.phis.org.ru/informatika/ - Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников 14.http://school87.kubannet.ru/info/ - Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям 15.http://www.osp.ru - Открытые системы: издания по информационным технологиям 16.http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm - Персональный компьютер, или "Азбука PC" для начинающих 10