МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования ГО Первоуральск Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №21" РАССМОТРЕНО на педагогическом совете от “23” августа 2023 г. Протокол №1 УТВЕРЖДЕНА Приказом МАОУ «Лицей № 21» от “25” августа 2023 г. № 73 . Рабочая программа краткосрочного курса внеурочной деятельности «CorelDRAW» Уровень основного общего образования. Срок освоения: 8 недель (5 класс) г. Первоуральск, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «CorelDRAW» ООП ООО МАОУ «Лицей № 21» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «CorelDRAW» реализуется с учетом рабочей программы воспитания. Согласно Рабочей программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям курса «CorelDRAW», вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации. Настоящая программа имеет научно-техническую направленность и предназначена для получения школьниками знаний и умений в области новых информационных технологий. Курс внеурочной деятельности «CorelDRAW» дает возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Изобразительное искусство» и «Информатика». Курс ориентирован на изучение графической компьютерной программы векторной графики CorelDRAW в рамках её широкого использования, а также специальных профессиональных возможностей. Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку выступает своего рода “индикатором” правильности выбора. Ведь узнав свои возможности, имея широкое представление о профессиях и сделав для себя выбор, человек не сможет определить, нравится ему работа или нет и сможет ли он выполнять все ее требования, пока реально не попробует себя в ней. Пробы – еще один эффективный вид образовательной деятельности, педагогической задачей введения которого является получение обучающимися самостоятельного опыта деятельности в той или иной сфере. Как известно, склонность к профессии развивается в процессе деятельности, поэтому обучающимся необходимо пробовать себя в самых различных видах занятий. Профессиональная проба помогает «окунуться» в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения. CorelDRAW — это многофункциональный редактор с расширенными возможностями. Его активное использование, как любителями, так и профессионалами объясняется, прежде всего, тем, что она обладает большим набором средств создания и редактирования графических образов, удобным интерфейсом, сравнительно небольшим размером, высоким качеством получаемых изображений. Графический редактор CorelDRAW идеально подходит для создания иллюстраций, состоящих из множества рисунков, фотографий и надписей. CorelDraw -- один из лучших представителей векторных графических редакторов. Свойства и возможности этой программы позволяют работать с формой изображения: сжатие, растяжение, изменения размера и т. д. Особенности программы CorelDRAW в том, что при работе с ней легко сочетать изображения с произвольно размещёнными разного рода надписями. Назначение CorelDRAW заключается в изготовлении эмблем, товарных знаков, в книжной, журнальной, рекламной вёрстке любой сложности. В векторном графическом редакторе задаются координаты начала и конца отрезка, его толщина и цвет. Достоинства CorelDRAW заключаются в точности форм, возможности ввода с клавиатуры любого параметра, использовании градиента, огромном количестве встроенных палитр, удобном интерфейсе и поддержке множества форматов. Таким образом, векторный редактор CorelDRAW позволяет выполнить самые разные по уровню сложности графические задачи. Актуальность программы в том, что в нашем современном мире возникла необходимость укрепления связей ребенка с новыми информационными технологиями. Учащиеся приобретают необходимые навыки создания собственной визитки, плаката, презентации. Кроме того, они познают изнутри труд художника – графика, что им помогает определиться с профессиональной сферой деятельности на будущее. Данная программа «CorelDRAW» является практико-ориентированной и предлагается для изучения в школах, имеющих необходимое учебно-методическое и техническое оснащение. Она предназначена для учащихся, имеющих элементарные навыки работы с операционной системой WINDOWS. Целью данной программы является создание условий для учащихся, при которых они смогут создавать иллюстрации различного уровня сложности и редактировать изображения. Задачи: • ознакомление учащихся с основами компьютерной графики в рамках изучения программы векторной графики CorelDRAW; • формирование алгоритма работы с учетом особенностей векторной графики; • ознакомление с профессией, связанной с данной программой, формирование до профессиональных навыков. Форма организации: краткосрочный курс внеурочной деятельности для учащихся 5 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего – 8 ч. Обучение ведется в форме практических занятий. Итоговая оценка освоения программы имеет форму выполнения зачетной работы (индивидуальная тематика по интересам) и ее защиты. Срок реализации, продолжительность образовательного процесса: в течение одной из учебных четвертей. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха. Возраст обучающихся. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной внеурочной деятельности составляет от 11 до 12 лет. Период 11–12 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому. Изучение материала курса требует начальной подготовки основ пользования персональным компьютером и основ пользования стандартными инструментами офисных приложений. Формы проведения занятий: ➢ демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах; ➢ фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога; ➢ самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий. Ожидаемые результаты. К концу обучения ребенок будет знать: ➢ особенности, достоинства и недостатки векторной графики; ➢ методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели; ➢ способы получения цветовых оттенков на экране; ➢ проблемы преобразования форматов графических файлов; - уметь: ➢ создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы CorelDRAW, а именно: • создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т. д.); • выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др.); • закрашивать рисунки, используя различные виды заливок; • работать с контурами объектов; • создавать рисунки из кривых; • создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов; • получать объёмные изображения; • применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.); • создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории. Личностные результаты: - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения находить выходы из спорных ситуаций. Межпредметные результаты результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) - регулятивные УУД: - определять и формулировать цель своей деятельности - проговаривать последовательность действий; - объяснять выбор наиболее подходящих технологий и инструментов для выполнения задания - давать эмоциональную оценку своей работы - получать позитивные эмоции от выполненных работ - познавательные УУД: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии и путём пополнения своего кругозора - коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; - договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений: - свободно владеть приемами и техникой работы в базовых программах по предмету - уметь логически подойти к созданию и обработки информаций, - владеть приемами и методами дизайна и применять их в создании творческих проектов Межпредметные связи Знания, полученные при изучении курса «CorelDRAW», учащиеся могут в дальнейшем использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных предметных областях знаний – физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа презентации, размещено на web-странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «CorelDRAW», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности. Формы подведения итогов реализации программы. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Основная часть курса проводится в форме практических занятий. Сначала занятия преподаватель рассказывает новый материал (10–15 минут). После этого учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу, состоящую из нескольких заданий. Разработанная пошаговая инструкция по выполнению практических работ и консультация преподавателя позволяют эффективно выполнять поставленные задачи. Так как уровень подготовки учащихся различен, то и количество выполненных заданий в самостоятельной практической работе будет неодинаковым. В конце каждого практического занятия учащиеся должны получить результат – рисунок на экране монитора. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Название темы п/п 1. Вводное занятие «Основные понятия векторной графики и возможности ее применения», знакомство с профессиями, правила ТБ. 2. Создание и редактирование объектов. 3. Возможности растра в векторной программе. 4. Работа с текстом. 5. Творческое задание. 6. Защита творческих работ. ИТОГО: Количество часов теория практика всего 1 1 0,5 - 1 1 1,5 1 0,5 2 1 2 1 6 1,5 2 1 8 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 1. Вводное занятие. Компьютерная графика: векторная и растровая. Особенности, достоинства и недостатки растровой графики. Особенности растровой и векторной программ. Начальное представление о профессии. Основы техники безопасности. Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности при работе в помещении компьютерного класса. Тема 2. Создание и редактирование объектов. Средства и технологии работы с графикой. Знакомство с векторной графикой. Графический редактор CorelDRAW. Рабочее окно CorelDRAW. Особенности меню. Рабочее поле. Сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы. Панель инструментов. Сохранение выполненной работы. Инструменты для рисования линий. Инструменты для рисования фигур. Выделение и перемещение объектов. Изменение формы и цвета объектов. Тема 3. Работа с текстом. Работа с текстом в программах векторной графики. Фигурный текст. Преобразование фигурного текста: редактирование текста, перемещение отдельного символа, поворот текста. Методы упорядочивания и объединения объектов. Применение эффектов. Эффект объема. Эффект перетекания. Создание рисунков из кривых. Тема 4. Творческое задание. Оформление издательской продукции: открытка, листовка, рекламный лист, упаковка и т. д. Тема 5. Заключительное занятие. Подведение итогов работы учебно-творческого коллектива за четверть. Защита творческих работ. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ В качестве форм занятий по данной программе предполагаются лекции, беседы, объяснение нового материала, демонстрация примеров работ, комбинированные занятия, состоящие из теории и практики, показ приемов работы инструментами, самостоятельная тренировочная работа за компьютером, практические учебные занятия, защита проектов, конкурс творческих работ. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: • беседа; • лекция; • объяснение материала; • метод демонстрации; • комбинированные теоретически-практические занятия; • самостоятельная практическая работа за компьютером. Необходимое оснащение для реализации программы: • персональные компьютеры с ПО, оснащенные выходом в Интернет; • центральный компьютер (сервер) с более высокими техническими характеристиками и содержащий на жестких дисках все изучаемое программное обеспечение; • принтер цветной. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Систематизация всех интересных находок позволит организовать последующие коллективные и персональные выставки работ. 2. Компьютерные навыки, полученные во внеурочной деятельности, могут быть востребованы в будущем и помогут самореализоваться в социуме. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андрианов В. И. Самое главное о…. CorelDRAW. – СПб.: Питер, 2004. – 127 с.: ил. 2. Л. А. Залогова. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум, 3-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 3. Макарова В. Подарки своими руками с CorelDRAW и Photoshop. БХВ-Петербург, 2010 г. 4. Пташинский В.С. CorelDRAW X5 на 100%. – СПб.: Питер, 2011. 5. Тайц А.М, Тайц А.А. CorelDRAW Graphics Suite 11: все программы пакета. – СПб.: БХВПетербург, 2004. 6. Интернет источники: 1. https://soft.mydiv.net/win/download-CorelDRAW-Graphics-Suite.html 2. http://www.klyaksa.net/