ВУД Подросток и закон

Приложение к ООП ООО,
утв. приказом МАОУ «Лицей № 21»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №21»

Рассмотрена на педагогическом совете
МАОУ “Лицей № 21”
Протокол № 01 от 23 августа 2023 г.

Утверждена приказом
МАОУ “Лицей № 21”
от25.08. 2023 г № 73

.

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Подросток и закон»
Уровень основного общего образования.
Срок освоения: 5-7 класс

Составитель: Волков В.А.
учитель истории
Портнова Е.С.
учитель истории
Торопова А.А.
учитель истории

г. Первоуральск

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Подросток и закон»
ООП ООО МАОУ «Лицей № 21» разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программ учебного курса внеурочной деятельности «Подросток и закон»
реализуется с учетом рабочей программы воспитания.
Согласно Рабочей программе воспитания у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества,
знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в
содержании занятий по основным направлениям курса «Подросток и закон», вносящим
вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое,
экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование
культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса
способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному
развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
Курс «Подросток и закон», предлагаемый для изучения в 5-7классах, рассчитан на
50 учебных часов:5- 6 класс по 8ч, 7 класс – 34ч. Тематическое планирование с оставлено
из расчёта 1 час в неделю (34 часа в год) для 7 класса.
Содержание курса представлено модулями: «Я гражданин России» (5 класс), «Права
ребенка» (6 класс), «Правовая азбука» (7 класс).
Курс создаёт условия для формирования функциональной грамотности
(читательской, финансовой грамотности, креативного мышления, глобальных
компетенций) школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от
урочных
1.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Подросток

и закон»

Содержание курса внеурочной деятельности «Подросток и закон»: модуль «Я –
гражданин России» 5 класс.
Раздел 1 «Я – ученик» 1 час. Я в школе, правила внутреннего распорядка. Мои права
и обязанности
Раздел 2. «Я и моя семья» 1 часа. Зачем нужна семья? Семейные праздники и
традиции. Моя родословная.

Раздел 3. «Моя Родина» 2 часа. Россия и её история. Символика РФ – герб, гимн,
флаг. Что такое малая Родина? Моя малая Родина. Я – гражданин России: мои обязанности
Раздел 4. 1. Я-ребенок, Я-человек (2 ч)
Конвенция о правах ребенка. Познакомить детей с идеей возникновения прав
ребенка, с принятыми соответствующими документами.
Право на жизнь. Право на собственное имущество. Право на отдых и благоприятную
окружающую среду. Право на образование. Право на охрану здоровья. Право на труд.
Раздел 5. Защита прав. (1 ч)
Защита своих прав. Учить детей замечать нарушения прав человека. На примере
героев басни И.А. Крылова «Волк и ягненок» показать учащимся, как в данном случае
нарушены права человека по статье 6 Конвенции о правах ребенка. Вырабатывается
алгоритм действий при нарушении права ребенка на неприкосновенность личности при
жестоком обращении в семье.
Раздел 6. Итоговое занятие (1 ч)

Содержание курса внеурочной деятельности «права ребенка» 6 класс

Конвенция о правах ребенка. Познакомить детей с идеей возникновения прав
ребенка, с принятыми соответствующими документами.
Право на жизнь. Каждый человек имеет право на жизнь; самоубийство – насилие
над собой. Безвыходных ситуаций не бывает, так как, по словам Сервантеса, «исправить
можно все, кроме смерти». Расширить знания детей о праве человека на жизнь, учить
сохранению жизни.
Право на собственное имущество. Необходимо содержать свое жилье в порядке,
право каждого – впускать в дом только того, кого желаешь. Формировать представления о
праве человека на свое имущество, учить цивилизованно отстаивать это право.
Право на отдых и благоприятную окружающую среду Каждый человек имеет
право на отдых, но отдыхать надо уметь. Прежде всего, надо быть культурным, вежливым
человеком, заботиться не только о себе, но и о других. И тогда все будет хорошо.
Право на образование. В современном высокоразвитом техническом мире трудно
выжить человеку необразованному, поэтому каждый ребенок должен обязательно получить
хотя бы элементарные знания, умения, навыки. Декларация о правах ребенка (статья 26).
Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть
бесплатным. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и
профессиональное – общедоступным.
В мире профессий. Проект «Не место красит человека». Участники выбирают
интересную для себя сферу деятельности (профессию, род занятий) и в виде проекта
отслеживают, какие знания необходимы человеку в данной профессии, качества личности,
в чем интерес и трудность данного занятия. Либо на конкретном примере (родителей,
знакомых) знакомят остальных участников с выбранной профессией.
Право на труд. Работа с документами (Конвенция ООН о правах ребенка,
Декларация прав ребенка). Труд важен для человека, труд прославляется в пословицах у
всех народов. Трудолюбие – одно из качеств, которое ценилось всегда высоко.
Защита своих прав. Учить детей замечать нарушения прав человека. Знакомство с
56 статьей СК РФ (право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов – с
14 лет).
Можно ли быть свободным без ответственности? Формировать понятие
«ответственность», показать значимость понятий «свобода» и «ответственность» в жизни

человека. «Ответственность – это груз дающий силы». Написание мини-сочинения на
заданную тему.
Обобщающий урок по разделу «Мои обязанности»
Содержание курса внеурочной деятельности «Подросток и закон»:
модуль «Азбука права» 7 класс
1. Роль права в жизни человека и общества – 1 час.
Право, его роль в судьбе отдельного гражданина и общества. Основные отрасли
права: уголовное, гражданское, семейное, трудовое, административное. Законы – лишь
разновидность различных нормативно-правовых актов. Правила поведения и нормы права
– это не диктат государства, а удобные образцы человеческой жизни, вносящее в нее
организованность и стабильность.
2. Гражданин и государство – 1 час.
Понятие «гражданин». Правовой статус личности. Гражданство. Основания
приобретения гражданства. Принцип «крови» и принцип «почвы». Выход из гражданства.
3. Право и мораль: «Лучше молчать, нежели лгать» – 1 час.
Из истории возникновения государства и права. Теории возникновения государства
и права. Источники права. Право и мораль.
4. Право на образование – 3 час.
Государственная

политика

в

области

образования;

основные

принципы:

гуманистический характер образования, общедоступность образования, светский характер
образования, свобода и плюрализм в образовании.
Виды и формы получения образования. Виды учебных заведений.
Мои права и обязанности в школе. Школа и мои личные цели. Закон об образовании.
Я и мои отношения с одноклассниками. Права и обязанности учащихся. Моё образование
– моё будущее.
5. Семейное право – 4 часа.
Семья: за и против. Семейный кодекс – отражение государственной политики в
области семейного права. Правовое регулирование института брака в РФ. Гражданский и
церковный браки. Имущественные права и брачный договор.
Роль мужчины и женщины в обществе и семье. Правоспособность и дееспособность.
Порядок расторжения брака. Порядок назначения и выплаты алиментов. Развод
родителей и его влияние на судьбу детей. Я и семья. Права ребенка в семье. Личные права.
Взаимные обязанности родителей и детей друг перед другом. Опека и попечительство.
Безопасное финансовое поведение семьи.
6. Трудовое право – 4 часа.

Право человека на свободный труд. Человек и работа: что учитываем, когда делаем
выбор. Нормативно-правовая база трудового права. Работник и работодатель на рынке
труда. Порядок приема на работу. Расторжение трудового договора. Споры между
участниками трудовых отношений. Порядок увольнения.
Подросток и право на труд. Права детей по трудовому законодательству. Запреты на
использование труда подростков. Права и обязанности подростка, работающего по
трудовому договору. Льготы работающим подросткам. Труд, зарплата и налоги.
7. Я – предприниматель – 3 часа.
Предприимчивый человек. Предпринимательство и бизнес. Прибыль – цель
предпринимателя. Эмансипация. Что нужно для того, чтобы стать предпринимателем.
8. Права потребителя – 2 часа.
Понятие информации. Основные источники информации для потребителя.
Советы друзей: плюсы и минусы данного источника информации для потребителя.
Информация производителя. Этикетка и упаковка товара. Делаем покупки: как
правильно выбирать товары.
Реклама как источник информации для потребителя. Влияние рекламы на
потребности.
Кто такой потребитель по российскому закону «О защите прав потребителей». Право
на качественный товар или услугу – основное право потребителей. Право на безопасность
товаров и услуг. Судебная защита прав потребителей. Комитет по защите прав
потребителей.
9. Жилищные права граждан – 2 часа.
Нормативно-правовые акты, регулирующие жилищное право. Конституция РФ и
Жилищный кодекс РФ о праве на жилище и порядке найма жилого помещения.
Приватизация жилья. Виды сделок с жильем. Купля-продажа, дарение, наследование
жилья. Участие несовершеннолетних в приватизации жилья.
Несовершеннолетние как собственники жилья. Условия совершения сделок с
жильем,

в

котором

проживают

несовершеннолетние.

Права

органов

опеки

и

попечительства. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем.
10. Уголовное право – 2 часа.
Уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ.
Различные виды преступлений. Обстоятельства, исключающие преступность
деяний.
Проблемы юридической ответственности. Мораторий на смертную казнь.
Порядок расследования преступления и судебного разбирательства.

Обжалование решения суда.
11. Молодежь и правонарушения – 2 часа.
Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст
уголовной ответственности. Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической
ответственности.
12. Как не стать жертвой преступления – 2 часа.
Виктимология – наука о жертве правонарушений. Виктимность. Типы виктимности.
Что такое насилие? Виды насилия. Как они проявляются? Виктимное поведение. Варианты
поведения в ситуациях возможного или реального проявления насилия.
13. Скажи наркотикам «Нет!» – 2 часа.
Вовлечение подростков в преступную деятельность. Наркомания и алкоголизм –
путь к преступности. Воспитательная роль государства.
14. Избирательное право – 4 часа.
Выборы в истории человечества. Первобытная демократия. Реформы Солона,
Перикла в Древней Греции. Выборы в Древнем Риме. Английский парламент в XIII веке.
Демократия и ее признаки. Роль выборов в условиях демократического правления.
Особенности демократических выборов. Участие в референдуме.
Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», «О выборах
Президента РФ», «О референдуме РФ».
Активное и пассивное избирательное право. Избирательная кампания.
Кандидат в депутаты – кто он? Политическая активность.
15. Итоговое занятие «Я – гражданин России» – 1 час.
Правовой статус гражданина России. Права и обязанности подростков.

2.

Планируемые

результаты

учебного

курса

внеурочной

деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности «Подросток и закон», формы
организации и виды деятельности позволяют достичь следующих результатов:
Личностные результаты.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;

Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России,
государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной

организации,

города,

края)

технологической

и

социальной

направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода

Метапредметные результаты
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания
для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

4. Тематическое планирование
Содержание курса внеурочной деятельности «Подросток и закон»: модуль «Я –
гражданин России» 5 класс
Тема занятия

№

Кол-во
часов

Форма занятия

Беседа.
Изучение Устава
МАОУ «Лицея
№21»
Исследовательск
ий мини-проект
«Семейные
традиции»
Беседа.
Экскурсия «Моя
Малая Родина»
Беседа.
Знакомство с
Конвенцией о
правах ребенка,
Конституцией
РФ.
Работа в группах

1

«Я – ученик»

1

2

«Я и моя семья»

1

3

«Моя Родина»

2

4

Я-ребенок, Я-человек

2

5
6

Защита прав.
Итоговое занятие

1
1

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

Форма
контроля

Проектная
задача

Содержание курса внеурочной деятельности «Подросток и закон»: модуль «Права
ребенка» 6 класс
№

Тема занятия

Колво
часо
в

Форма
занятия

Работа в
группах
Работа в
группах

1

Конвенция о правах ребенка

1

2

1

3

Право
на
отдых
и
благоприятную окружающую
среду
Право на образование

1

Решение
правовых
задач

4

Право на труд

1

5

В мире профессий

2

беседа, работа
с
законодательн
ыми актами
Практическая
работа.
Проблемное

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

Форма
контроля

задание. Работа
в группах.
Работа в
группах

6

Защита своих прав

7

Право и ответственность
Повторение «Мои
обязанности».

8

Работа в
группах

2

права

и

2

Проектна
я задача

«Подросток и закон»: модуль «Правовая азбука»,7 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Форма занятия

1

Роль права в жизни человека и
общества
Гражданин и государство
Право и мораль: «Лучше
молчать, нежели лгать»

1

Работа в группах

4

Право на образование

1

5

Мои права и обязанности в
школе

1

6

Моё образование – моё

1

2
3

1
1

Электрон
ные
(цифровы
е)
образоват
ельные
ресурсы

Работа в группах
Дискуссия по вопросам:
«Лгут только негодяи»
(Ф.М. Достоевский);
Богатеют только те, кто
ворует.
беседа, работа с
законодательными актами
Практическая работа.
Проблемное задание. Работа
в группах.

будущее.
7
8-9

Семейное право
Я и семья

1
2

Безопасное
финансовое
поведение семьи.
11
Трудовое право
12-13 Подросток и право на труд

1
2

Труд, зарплата и налоги.

1

Я – предприниматель
Права потребителя

3
1

Беседа, работа с
законодательными актами

РЭШ

10

14

15-17
18
19

Делаем

покупки:

как

правильно выбирать товары

1

беседа
Беседа, работа в группах
работа с законодательными
актами

РЭШ
Деловая игра

Решение проблемных
ситуаций
Решение проблемных
задач

РЭШ

20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-33
34

Жилищные права граждан
Уголовное право
Молодежь и правонарушения
Как
не
стать
жертвой
преступления
2
Скажи наркотикам – «Нет!»
Избирательное право
Итоговое занятие «Я –
гражданин России»

4

2
2
2
2

РЭШ
Беседа, работа с документом
работа в группах
Анализ реальных случаев из
судебной практики
Беседа, работа в группах
Работа в группах по
проектной задаче


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».