ВУД Программирование на языке Питон

Приложение к ООП ООО
Утверждено приказом МАОУ «Лицей №21»

Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Лицей №21»
Рассмотрена
на педагогическом совете
МАОУ «Лицей №21»
от«_23_» __августа_2023_г.
Протокол №01

Утверждена
Приказом МАОУ «Лицей №21»
от «_25_» _августа_2023__г.
№73

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Программирование на языке Питон»
Уровень основного общего образования
Срок освоения: 3 года (7-9 класс)

Составитель:
Л. С. Зозулина, учитель информатики и математики
высшей квалификационной категории

г. Первоуральск
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и
навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна
из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает
мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной
деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании.
Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для
развития
мышления
школьников,
формирования
многих
общеучебных,
общеинтеллектуальных и метапредметных умений и навыков было бы, наверное,
неправильно.
Изучая программирование на Питоне, учащиеся прочнее усваивают основы
алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии
программиста.
Место курса в системе предпрофильной подготовки
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по информатике. Он
расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является
практико- и предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с
интересными, нестандартными вопросами информатики.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания.
Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет
способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области
информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои
возможности по информатике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Программирование - стержень профильного курса информатики. Изучение основ
программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности,
планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и
формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.
Элективный курс «Программирование на языке Питон» является курсом внеурочной
деятельности для учащихся 7–9 классов основной школы. Курс рассчитан на 102 часа,
которые проводятся в течение трёх учебных лет по 1 часу в неделю в каждом классе.
Курс условно рассчитан на три года. В первый год обучения изучаются основы языка
Питон, типы данных, базовые алгоритмические структуры (следование, ветвление, циклы),
структурное программирование. Во второй год обучения изучаются структурированные
типы данных. В третий год изучаются записи и графические возможности языка
программирования Питон.
Усвоив материал курса, учащиеся могут применять свои знания в изучении
присоединяемых модулей языка Питон, а также объектно-ориентированного
программирования.
Цели и задачи курса
▪
Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.
▪
Формирование алгоритмической культуры.
▪
Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.
▪
Научить
учащихся
структурному
программированию
как
методу,
предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых
программ, характерными особенностями которых является: модульность,
использование унифицированных структур следования, выбора и повторения,
отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование
глобальных переменных.
▪
Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном
варианте.
▪
Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Питон.
▪
Развитие алгоритмического мышления учащихся.

Формирование навыков грамотной разработки программ.
▪
Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и
алгоритмизации.
Личностно-ориентированная направленность курса. Личность ученика – вот, что
должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное
обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель,
использования личностно-ориентированного подхода – не просто видеть на уроке (занятии)
каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно создать на уроке ситуацию успеха.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала
осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу
курса. В течение изучения курса предполагается написание двух курсовых работ. Итоговый
контроль реализуется в форме итогового практикума. Знания теоретического материала
проверяются с помощью тестовых заданий.
Организация учебного процесса. В основу организации учебного процесса
положена система лекционно-практических занятий. Поэтому учебный процесс можно
организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
▪
урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал (лекции),
консультирует учащихся в процессе решения задач;
▪
внеурочная форма, в которой учащиеся после занятий (дома или в компьютерном
классе) самостоятельно выполняют компьютерные практикумы.
Лекции. Представление учебного материала учащимся проводится в форме лекций.
Каждая лекция – дидактическая единица, требующая примерно одинакового времени на
изложение теоретического материала (1 час).
Практикум по решению задач. Основной формой проведения занятий являются
практикумы по решению задач. Организация личностно-ориентированных практикумов по
решению задач, личностно-ориентированного контроля – это как раз то, что необходимо
учащемуся для его уверенности, успешности в очень сложном разделе информатики.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Первый год обучения
Введение в Питон. Данные. Типы данных. Алгоритмы линейной структуры.
Алгоритмы разветвляющейся структуры. Циклы. Одномерные массивы.
Второй год обучения
Двумерные массивы. Строки. Подпрограммы. Файлы.
Третий год обучения
Записи. Графика в Паскале. Решение олимпиадных задач.
Планируемые результаты курса
В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и
способами деятельности:
• знают роль программного обеспечения и его виды;
• у учащихся сформировано целостное представление об организации данных для
эффективной алгоритмической обработки;
• знают основные алгоритмические конструкции и правила их записи, знакомы с
основными способами организации данных;
• умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих
алгоритмических конструкций;
• умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической
конструкции при решении задачи;
• умеют организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки;
• умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Python;
• умеют осуществлять отладку и тестирование программы.
▪

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Часы
Первый год обучения
Введение в Питон. Данные. Типы данных – 3 часа
1 Введение в Python. Структура программы на языке Python. Рекомендации по
1
стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка.
2 Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный.
1
Константы. Переменные.
3 Организация ввода-вывода. Оператор присваивания.
1
Алгоритмы линейной структуры – 5 часов
4 Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи
1
арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование.
5 Составление программ с использованием основных арифметических
1
операций
6 Составление программ с использованием операций целочисленного деления
1
7 Составление программ с использованием основных математических
1
функций
8 Решение олимпиадных задач с линейными алгоритмами
1
Алгоритмы разветвляющейся структуры – 7 часов
9 Организация ветвлений в программах. Условный оператор
1
10 Составление программ с условным оператором с простым условием
1
11 Основные понятия математической логики.
1
12 Составление программ с условным оператором с составным условием
1
13 Перечислимые и ограниченные типы данных. Каскадное ветвление
1
14 Составление программ с оператором каскадного ветвления
1
15 Решение олимпиадных задач разветвляющимися алгоритмами
1
Циклы – 6 часов
16 Программирование циклических алгоритмов, виды циклов.
1
17 Оператор цикла с предусловием
1
18 Оператор цикла с постусловием
1
19 Оператор цикла с параметром
1
20 Вложенные циклы.
1
21 Решение олимпиадных задач с циклическими алгоритмами
1
Одномерные массивы – 10 часов
22 Одномерные массивы: объявление и способы заполнения.
1
23 Суммирование элементов массива
1
24 Поиск минимального и максимального значения в массиве, замена в
1
одномерном массиве.
Составление программ на поиск и подсчёт элементов, удовлетворяющих
25
1
заданному условию
26-27 Сортировка массива. Способы сортировки.
2
28 Составление программ на сортировку одномерного массива
1
29 Составление программ с базовыми алгоритмами в массивах
1
30-33 Решение олимпиадных задач с использованием массивов
3
33-34 Резерв
2
Итого за первый год обучения
34

1
2
3-4
5-6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18-19
20-21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31-32
33-34

Второй год обучения.
Повторение изученного в первый год обучения – 6 часов
Линейные алгоритмы
Разветвляющиеся алгоритмы
Циклические алгоритмы
Одномерные массивы
Двумерные массивы – 6 часов
Понятие двумерного массива (матрицы). Объявление и способы заполнения.
Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных
массивов
Составление программ на поиск и подсчёт элементов, удовлетворяющих
заданному условию в двумерных массивах
Сортировка массива. Способы сортировки.
Составление программ на сортировку двумерного массива
Решение олимпиадных задач с использованием массивов
Строки – 9 часов
Строковый тип данных. Действия со строками
Обращение к символам. Срезы
Встроенные методы
Поиск в символьных строках
Преобразование «строка-число»
Составление программ с использованием символов и строк.
Решение олимпиадных задач с использованием строк
Подпрограммы – 6 часов
Процедуры. Формальные и фактические параметры.
Составление программ с использованием процедур.
Функции.
Составление программ с использованием функций.
Рекурсия
Составление программ с использованием подпрограмм.
Файлы – 5 часов
Файловые типы.
Текстовые файлы. Операции над текстовыми файлами.
Составление программ с использованием файлового ввода и вывода
Решение олимпиадных задач с использованием файлового ввода и вывода
Резерв
Итого за второй год обучения

1
1
2
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
34

1-2
3-4
5-6
7
8
9
10-11
12
13
14
15
16
17-18
19
20-21
22
23
24-25
26
27
28-29
30
31
33-34

Третий год обучения.
Повторение изученного во второй год обучения – 7 часов
Двумерные массивы.
Строки.
Подпрограммы.
Файлы.
Структуры – 4 часа
Комбинированный тип - структуры.
Оператор присоединения. Сортировка структур.
Составление программ с использованием записей
Графика в Python – 14 часов
Графика в Python. Система координат. Структура графической программы.
Прямые линии. Прямоугольники.
Графика. Окружность.
Графика. Закрашивание. Штриховка.
Графика. Изменение координат.
Создание рисунков.
Процедуры и функции в графике
Построение графиков на экране.
Анимация
Обработка нажатия клавиш
Построение движущихся изображений
Решение олимпиадных задач – 7 часов
Составление программ с использованием условных операторов
Составление программ с использованием операторов цикла
Составление программ с использованием массивов
Составление программ с использованием подпрограмм
Составление программ с использованием строк
Резерв
Итого за третий год обучения
Итого за три года обучения

2
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
34
102

1.
2.
3.
4.
5.

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ И
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ
К.Ю. Поляков, Е. А. Еремин. «Информатика», углубленный уровень, М.: Бином.
Лаборатория Знаний, 2013.
Самоучитель Python. Дмитрий Мусин.2016 pythonworld.ru.
Доусен М. Программируем на Python / М. Доусен - СПб.: Питер, 2016. - 416c.
Лутц М. Изучаем Python, 4 издание / М. Лутц - СПб.: Символ Плюс, 2011. - 1280 с.
Любанович Б. Простой Python. Современный стиль программирования / Б.
Любанович. - СПб.: Питер, 2016. - 480c.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».