Приложение к ООП ООО,
утв. приказом МАОУ «Лицей № 21»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №21»
Рассмотрена на педагогическом совете
Утверждена приказом
МАОУ “Лицей № 21”
МАОУ “Лицей № 21”
Протокол № 01 от 29 августа 2022 г.
от 29.08.2022 г № 74
.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Математические игры»
Уровень основного общего образования.
Срок освоения: 8 недель (5 класс)
Составитель: Кротова А.В.,
Старшая вожатая
г. Первоуральск
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Математические
игры» ООП ООО МАОУ «Лицей № 21» разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Рабочая программ учебного курса внеурочной деятельности «Математические
игры» реализуется с учетом рабочей программы воспитания. Согласно Рабочей программе
воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины,
человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и
красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным
направлениям «Математические игры», вносящим вклад в воспитание гражданское,
патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое,
воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа
жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению
главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию
условий для их позитивной социализации.
Цель программы
Формирование логического мышления посредством освоения основ содержания
математической деятельности.
Задачи программы
1. Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные упражнения;
2. Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
3. Развивать коммуникативные умения учащихся с применением коллективных форм
организации занятий и использованием современных средств обучения;
4. Способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий,
обучить методике выполнения логический заданий;
5. Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
6. Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности,
мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные
выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Математические
игры»
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Числовые головоломки: соединение
чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск
нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных
чисел. Заполнение числовых кроссвордов Поиск и чтение слов, связанных с математикой
(в таблице, ходом шахматного коня и др.). Время. Единицы времени. Масса. Единицы
массы. Литр. Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с
недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько
решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и
вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации,
содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных
задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств
для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора.
«Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том
числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Игры-соревнования «Веселый счёт», «Дом для трех поросят», «Математическое домино»,
«Математическое пенальти», «Морской бой», «Колесо фортуны», «Счастливый случай» и
др.
3. Планируемые результаты учебного курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
• развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
• развитие
внимательности,
настойчивости,
целеустремленности,
умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого
человека;
• воспитание чувства справедливости, ответственности;
• овладение способами исследовательской деятельности;
• развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления;
• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты:
•
умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них
верные;
• умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
• умение принимать и сохранять учебную задачу;
• умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
• умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
• умение использовать знаково-символические средства;
• умение формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты:
•
•
•
•
правильно выполнять арифметические действия;
умение рассуждать логически грамотно;
знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа(величины);
• умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
4. Тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Форма занятия
1
4
Домик для трех поросят
Колесо фортуны
Математическое домино
Морской бой
5
1
1
2
1
Математическое пенальти
Математический экспресс
Заключительное занятие
ИТОГО
1
1
1
8
6
Индивидуальная
Групповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Командная
Командная
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.