Приложение к ООП ООО, утв. приказом МАОУ «Лицей № 21» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №21» Рассмотрена на педагогическом совете Утверждена приказом МАОУ “Лицей № 21” МАОУ “Лицей № 21” Протокол № 01 от 29 августа 2022 г. от 29.08.2022 г № 74 . Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Математические игры» Уровень основного общего образования. Срок освоения: 8 недель (6 класс) Составитель: Кротова А.В., Старшая вожатая г. Первоуральск 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программой школы, является продолжением программы курса Математические игры в 5 классе. Актуальность программы определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности и вычислительные навыки. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия внеурочного курса содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Цель программы Формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности. Задачи программы 1. Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные упражнения; 2. Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики; 3. Развивать коммуникативные умения учащихся с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения; 4. Способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, обучить методике выполнения логический заданий; 5. Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности; 6. Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. 2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Математические игры» Решение и составление ребусов, содержащих числа. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Игрысоревнования «Веселый счёт», «Дом для трех поросят», «Математическое домино», «Математическое пенальти», «Морской бой», «Колесо фортуны», «Счастливый случай» и др. 3. Планируемые результаты учебного курса внеурочной деятельности Личностные результаты: • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; • воспитание чувства справедливости, ответственности; • овладение способами исследовательской деятельности; • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Метапредметные результаты: • умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные; • умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи. • умение принимать и сохранять учебную задачу; • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; • умение использовать знаково-символические средства; • умение формулировать собственное мнение и позицию. Предметные результаты: • • • • правильно выполнять арифметические действия; умение рассуждать логически грамотно; знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность; умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины); • умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. 4. Тематическое планирование № п/п Тема занятия Кол-во часов Форма занятия 1 4 Математическое домино Математическое пенальти Устный счет Заключительное занятие ИТОГО 5 3 3 1 1 8 6 Групповая Командная Индивидуальная 1. 2. 3. 4.