ВУД Мастерская «Промышленный дизайн»

Приложение к ООП ООО,
утв. приказом МАОУ «Лицей № 21»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №21»
Рассмотрена на педагогическом совете
МАОУ «Лицей № 21»
Протокол № 01 от 29 августа 2022 г.

Утверждена приказом
МАОУ «Лицей № 21»

от 29.08.2022 г № 74

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Мастерская «Промышленный дизайн»
Уровень основного общего образования.
Срок освоения: 8 недель (6 класс)

Составитель: Садовенко И. Н., учитель
технологии

Г. Первоуральск

I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Промышленный
Дизайн» ООП ООО МАОУ «Лицей № 21» разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Рабочая программ учебного курса внеурочной деятельности «Промышленный
дизайн»» реализуется педагогом с учетом рабочей программы воспитания.
Согласно Рабочей программе воспитания у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества,
знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в
содержании занятий по основным направлениям курса «Лаборатория «Я исследователь»»,
вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное,
эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания,
формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия.
Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному
личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
Направленность
Дизайн является одной из основных сфер творческой деятельности человека,
направленной на проектирование материальной среды. В современном мире дизайн
охватывает практически все сферы жизни. В связи с этим всё больше возрастает
потребность в высококвалифицированных трудовых ресурсах в области промышленного
(индустриального) дизайна. Промышленный дизайн – это мультидисциплинарная
профессия. Дизайнер должен быть специалистом во многих областях: разбираться в
эстетике, эргономике, материалах, технологиях и конструировании, иметь
пространственное мышление и воображение, быть немного психологом и экономистом,
уметь анализировать и критически мыслить, понимать процесс пользования и
проектирования предметов, процессов и среды. Всему этому дизайнер учится многие годы
и совершенствуется всю жизнь. Важнейшими навыками промышленного дизайнера
являются дизайн-мышление, дизайн-анализ и способность создавать новое и
востребованное.
Программа учебного курса «Промышленный дизайн» направлена на
междисциплинарную проектно-художественную деятельность с интегрированием
естественнонаучных, технических, гуманитарных знаний, а также на развитие инженерного
и художественного мышления обучающегося.
Учебный курс «Промышленный дизайн» фокусируется на приобретении
обучающимися практических навыков в области определения потребительской ниши
товаров, прогнозирования запросов потребителей, создания инновационной продукции,
проектирования технологичного изделия. В ходе обучения дети учатся основам скетчинга,
макетирования из различных материалов, создания 3Dмоделей и визуализации объектов.
В программу учебного курса заложена работа над проектной задачей, где
обучающиеся смогут попробовать себя в роли концептуалиста, стилиста, конструктора,
дизайн-менеджера. В процессе разработки проектного продукта обучающиеся коллективно
обсуждают идеи решения поставленной задачи, далее осуществляют концептуальную
проработку, эскизирование, макетирование, трёхмерное моделирование, визуализацию,
конструирование, прототипирование, испытание полученной модели, оценку
работоспособности созданной модели. В процессе обучения производится акцент на
выполнение необходимой технической документации, а также на навыки устной и
письменной коммуникации и командной работы.

2

Актуальность программы состоит в том, что знания и умения, полученные на
занятиях, готовят школьников к творческой конструкторско-технологической деятельности
и созданию, в дальнейшем, более сложных и оригинальных изделий.
Новизна
Данная образовательная программа интегрирует в себе знания таких предметных
областей как эстетика, эргономика, конструирование, моделирование, искусство, рисунок
и композиция. Обучающийся, после окончания курса, имея основу из полученных знаний,
сможет самостоятельно заниматься совершенствованием собственных навыков в дизайнмышлении, дизайн-анализе и создании новых и востребованных изделий.
Педагогическая целесообразность
Программа «Промышленный дизайн» реализует профориентационные задачи,
обеспечивает возможность знакомства с современными профессиями технической
направленности. Освоение инженерных технологий подразумевает получение ряда базовых
Hard - и Soft - компетенций через кейс-технологии. В процессе освоения программы
учащиеся знакомятся с видами деятельности, которые составляют содержание профессии
дизайнер, фактически проходят профессиональные пробы по профессии «Промышленный
дизайн».
Отличительная особенность
Образовательная программа учебного курса «Промышленный дизайн» является
модульной программой.
«Модуль» - структурная единица образовательной программы, имеющая
определенную логическую завершенность по отношению к результатам обучения. (Словарь
рабочих терминов по предпрофильной подготовке). Модуль предполагает использование
кейс – технологий, направленных на формирование определенных компетенций (hard и
soft). Результатом кейса является «продукт» (групповой, индивидуальный),
демонстрирующий сформированность компетенций.
Кейс – история, описывающая реальную ситуацию, которая требует проведения
анализа, выработки и принятия обоснованных решений.
Кейс включает набор специально разработанных учебно-методических материалов.
Кейсовые «продукты» могут быть самостоятельным проектом по результатам освоения
модуля.
Учебный курс «Промышленный дизайн» представляет собой самостоятельный
модуль, изучаемый в течение 9 аудиторных часов параллельно с освоением программ
основного общего образования в предметных областях «Математика», «Информатика»,
«Изобразительное искусство», «Технология», «Русский язык». Курс «Промышленный
дизайн» предполагает возможность выполнения проекта для участия в соревнованиях,
олимпиадах и конкурсах. Режим проведения занятий: 1 раз в неделю.
Адресат общеразвивающей программы
Образовательная программа учебного курса «Промышленный дизайн»
предназначена для учащихся 6-х классов, без ограничений возможностей здоровья,
проявляющих интерес к творческим видам деятельности, моделированию и поиску
инженерных решений.
Количество обучающихся в группе – 10–15 человек.
Цель программы: создание условий для развития творческого потенциала
личности обучающихся, знакомство с процессом дизайн-проектирования, формирование

3

правильного восприятие профессии промышленного дизайнера, освоение обучающимися
спектра компетенций на предмете промышленного дизайна через кейс-технологии.
Задачи программы:
Обучающие:
-

объяснить базовые понятия сферы промышленного дизайна, ключевые особенности
методов дизайн-проектирования, дизайн - аналитики, генерации идей;
сформировать основы дизайн - мышления в решении и постановке творческих
аналитических задач проектирования предметной среды;
ознакомить с процессом создания дизайн-проекта, его основными этапами;
формировать базовые навыки ручного макетирования из различных материалов;
формировать базовые навыки создания презентаций;
формировать базовые навыки дизайн - скетчинга;
привить навыки проектной деятельности, в том числе использование инструментов
планирования.

Развивающие:
- формировать 4K-компетенции (критическое мышление, креативное мышление,
коммуникация, кооперация);
- способствовать расширению словарного запаса;
- способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления,
изобретательности;
- способствовать формированию интереса к знаниям;
- способствовать формированию умения практического применения полученных
знаний;
- формировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формировать умение выступать публично с докладами, презентациями;
- развивать практические навыки осуществления процесса дизайнерского
проектирования;
- развивать навыки технического рисунка;
- развитие аналитических способностей и творческого мышления;
- формировать трудовые умения и навыки, умение планировать работу;
- по реализации замысла предвидеть результат и достигать его, при необходимости
вносить коррективы в первоначальный замысел;
- развивать умения планировать свои действия с учётом фактора времени, в
обстановке с элементами конкуренции.
- развивать умения визуального представления информации и собственных проектов;
- развивать коммуникативные умения: излагать мысли в четкой логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и
самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- развитие основ коммуникативных отношений внутри проектных групп и в
коллективе в целом
Воспитательные:
-

воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;
способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности;
способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества
при выполнении командных заданий;
воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;
воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за отечественные
достижения в промышленном дизайне.

4

-

воспитание этики групповой работы;
воспитание отношений делового сотрудничества, взаимоуважения;
воспитание ценностного отношения к своему здоровью;

Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
− критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
− осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
− развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
− развитие
внимательности,
настойчивости,
целеустремлённости,
умения
преодолевать трудности;
− развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления;
− освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах;
− формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с
другими обучающимися.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
− умение принимать и сохранять учебную задачу;
− умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
− умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой
цели;
− умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
− способность адекватно воспринимать оценку наставника и других обучающихся;
− умение различать способ и результат действия;
− умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения
задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок;
− умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи;
− способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
− умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных
ситуациях;
− умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с
изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта,
либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
− умение осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных
архивах обучающегося, информационной среде образовательного учреждения,
федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
− умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
− умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
− умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
− умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте;
− умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;

5

− умение моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая
или знаково-символическая);
− умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельно
достраивать с восполнением недостающих компонентов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
− умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при
выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
− умение выслушивать собеседника и вести диалог;
− способность признавать возможность существования различных точек зрения и
право каждого иметь свою;
− умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими
обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
− умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске
и сборе информации;
− умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;
− умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
− владение монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
В результате освоения программы обучающиеся должны
знать:
− правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием.
уметь:
− применять на практике методики генерирования идей; методы дизайн-анализа и
дизайн-исследования;
− анализировать формообразование промышленных изделий;
− строить изображения предметов по правилам линейной перспективы;
− передавать с помощью света характер формы;
− различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная
перспектива;
− получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов дизайна;
− применять навыки формообразования, использования объёмов в дизайне (макеты из
бумаги, картона);
− описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического
изображения;
− анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и
недостатки в контексте заданной ситуации;
− оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической
защищённости;
− выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
− модифицировать
имеющиеся
продукты
в
соответствии
с
ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности;
− проводить оценку и испытание полученного продукта;
− представлять свой проект.

6

владеть:
− научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами
проектирования,
конструирования,
моделирования,
макетирования,
прототипирования в области промышленного (индустриального) дизайна.
Смежные предметы основного общего образования
Математика
Статистика и теория вероятностей
Выпускник научится:
● представлять данные в виде таблиц, диаграмм;
● читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
В повседневной жизни и при изучении других предметов выпускник сможет:
● извлекать,
интерпретировать
и
преобразовывать
информацию,
представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики
реальных процессов и явлений.
Геометрия
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
● оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая,
луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и
квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать
изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов выпускник сможет:
● решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
Выпускник научится:
● выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов
для измерений длин и углов.
Информатика
Выпускник научится:
● различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам ее
представления на материальных носителях.
Технология
Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам
содержания
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления
обучающихся
Выпускник научится:
● следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;

7

● оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической
защищённости;
● проводить оценку и испытание полученного продукта;
● проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных
продуктах;
● анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и
недостатки в контексте заданной ситуации;
● проводить и анализировать разработку и/или реализацию прикладных проектов,
предполагающих:
▪

определение характеристик и разработку материального продукта, включая его
моделирование,

▪

встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку,

▪

изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;

● проводить и анализировать разработку и/или реализацию проектов, предполагающих:
▪

планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной
деятельности (включая моделирование и разработку документации),

▪

планирование (разработку) материального продукта
проведённых исследований потребительских интересов.

на

основе

самостоятельно

Выпускник получит возможность научиться:
●

выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

●

модифицировать
имеющиеся
продукты
ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности

в

соответствии

с

Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы
Подведение итогов реализуется в рамках презентации и защиты результатов
выполнения кейсов, представленных в программе.
Формы демонстрации результатов обучения
Представление результатов образовательной деятельности пройдёт в форме публичной
презентации решений кейсов командами и последующих ответов, выступающих на
вопросы наставника и других команд.
Формы диагностики результатов обучения
Беседа, тестирование, опрос.
Итоговый контроль
Защита проектной работы.

8

Содержание программы
Программа предполагает приобретение умений в области проектирования,
конструирования и изготовления прототипа продукта.
Занятия предполагают развитие личности:
•развитие интеллектуального потенциала обучающегося (анализ, синтез, сравнение);
•развитие практических умений и навыков (эскизирование, конструирование,
макетирование, 3D-моделирование, презентация).
Учебно-воспитательный процесс направлен на формирование и развитие у
обучающихся таких важных социально значимых качеств, как готовность к нравственному
самоопределению, стремление к сохранению и приумножению технических, культурных и
исторических ценностей. Становление личности через творческое самовыражение.
Тематическое планирование
№

Название раздела, темы

п/п

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

8

2

6

Презентация
результатов

1.1. Введение. Ознакомление с видами
дизайна и профессией дизайнер.
ИОТ при проведении занятий.

1

1

1.2. Урок рисования (перспектива,
линия, штриховка). Основы
композиции.

1

1

Выставка
работ,
обсуждение.

1.3. Анализ формообразования
промышленного изделия.
Изучение функции, формы,
эргономики промышленного
изделия

1

1

Презентация
работы

1.4. Урок рисования (способы
передачи объёма, светотень).
Натурные зарисовки
промышленного изделия

1

1

Выставка,
обсуждение

1.5. Техники скетчинга. Методики
формирования идей

1

1.6. Изучение устройства и принципа
функционирования
промышленного изделия.
Генерирование идей по
улучшению промышленного
изделия

1

1.

Кейс «Пенал»

9

Выставка,
обсуждение

1
1

1.7. Основы и различные техники
макетирования. Создание
прототипа промышленного
изделия из бумаги и картона

1

1

1.8. Формы и способы визуализации
1
объекта. Презентация объектов.
Представление результата проекта
перед аудиторией.

1

Защита
проекта

Содержание программы
Все задания блока носят практический характер: каждый урок предполагает
выполнение упражнения на заданную тему определенного раздела.
Кейс «Пенал»/Кейс «Ланч-бокс»/Кейс «Настольный органайзер»/ Кейс
«Шкатулка»
Понятие функционального назначения промышленных изделий. Связь функции и
формы в промышленном дизайне. Анализ формообразования (на примере школьного
пенала). Развитие критического мышления, выявление неудобств в пользовании
промышленными изделиями. Генерирование идей по улучшению промышленного изделия.
Изучение основ макетирования из бумаги и картона. Представление идеи проекта в эскизах
и макетах.
1.1.
Введение в промышленный дизайн. Основные понятия, история.
1.2.
Урок рисования (перспектива, линия, штриховка)
1.3.
Изучение основ скетчинга: инструментарий, постановка руки, понятие
перспективы, построение простых геометрических тел, понятие света и тени;
техника передачи объёма. Создание подробного эскиза проектной разработки в
технике скетчинга.
1.4.
Анализ формообразования промышленного изделия на примере школьного
пенала. Сравнение разных типов пеналов (для сравнения используются пеналы
обучающихся), выявление связи функции и формы.
1.5.
Выполнение натурных зарисовок пенала в технике скетчинга.
1.6.
Выявление неудобств в пользовании пеналом. Генерирование идей по
улучшению объекта. Фиксация идей в эскизах и плоских макетах.
1.7.
Фиксация идеи проекта в технике скетчинга.
1.8.
Создание действующего прототипа пенала из бумаги и картона, имеющего
принципиальные отличия от существующего аналога.
1.9.
Испытание прототипа. Внесение изменений в макет.
1.10. Презентация проекта перед аудиторией.
Кадровые условия реализации программы
Компетенции педагогического работника, реализующего основную образовательную
программу:
- навык обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а
также самомотивирования обучающихся;
- навык осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью
современных информационно-поисковых технологий;
- владение инструментами проектной деятельности;
- умение организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную
деятельность обучающихся;

10

-

умение интерпретировать результаты достижений обучающихся;
базовые навыки эскизирования, макетирования и прототипирования.

11

Материально-технические условия реализации программы
Аппаратное и техническое обеспечение:
− Рабочее место обучающегося:
ноутбук: производительность процессора (по тесту PassMark — CPU BenchMark
http://www.cpubenchmark.net/): не менее 2000 единиц; объём оперативной памяти: не менее
4 Гб; объём накопителя SSD/еММС: не менее 128 Гб (или соответствующий по
характеристикам персональный компьютер с монитором, клавиатурой и колонками); мышь.
− Рабочее место наставника:
-

-

ноутбук: процессор Intel Core i5-4590/AMD FX 8350 — аналогичная или более новая
модель, графический процессор NVIDIA GeForce GTX 970, AMD Radeon R9 290 —
аналогичная или более новая модель, объём оперативной памяти: не менее 4 Гб,
видеовыход HDMI 1.4, DisplayPort 1.2 или более новая модель (или
соответствующий по характеристикам персональный компьютер с монитором,
клавиатурой и колонками);
презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру — 1
комплект;
флипчарт с комплектом листов/маркерная доска, соответствующий набор
письменных принадлежностей — 1 шт.;

Программное обеспечение:
−

офисное программное обеспечение;

Расходные материалы:
-

бумага А4 для рисования и распечатки;
бумага А3 для рисования;
набор простых карандашей — по количеству обучающихся;
набор цветных карандашей — по количеству обучающихся;
клей ПВА — 2 шт.;
клей-карандаш — по количеству обучающихся;
скотч прозрачный/матовый — 2 шт.;
скотч двусторонний — 2 шт.;
картон/гофрокартон для макетирования — 1200*800 мм, по одному листу на двух
обучающихся;
нож макетный — по количеству обучающихся;
лезвия для ножа сменные 18 мм — 2 шт.;
ножницы — по количеству обучающихся;
коврик для резки картона — по количеству обучающихся;

12

Список литературы и методического материала
1.

Адриан Шонесси. Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу / Питер.

2.

Фил Кливер. Чему вас не научат в дизайн-школе / Рипол Классик.

3.
Майкл Джанда. Сожги своё портфолио! То, чему не учат в дизайнерских школах /
Питер.
4.
Жанна Лидтка, Тим Огилви. Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для
менеджеров / Манн, Иванов и Фербер.
5.

Jim Lesko. Industrial Design: Materials and Manufacturing Guide.

6.

Rob Thompson. Product and Furniture Design (The Manufacturing Guides).

7.
Rob Thompson, Martin Thompson. Sustainable Materials, Processes and Production (The
Manufacturing Guides).

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».