Приложение к ООП ООО, утв. приказом МАОУ «Лицей № 21» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №21» Рассмотрена на педагогическом совете МАОУ «Лицей № 21» Протокол № 01 от 29 августа 2022 г. Утверждена приказом МАОУ «Лицей № 21» от 29.08.2022 г № 74 Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Мастерская «Промышленный дизайн» Уровень основного общего образования. Срок освоения: 8 недель (6 класс) Составитель: Садовенко И. Н., учитель технологии Г. Первоуральск I. Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Промышленный Дизайн» ООП ООО МАОУ «Лицей № 21» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программ учебного курса внеурочной деятельности «Промышленный дизайн»» реализуется педагогом с учетом рабочей программы воспитания. Согласно Рабочей программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям курса «Лаборатория «Я исследователь»», вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации. Направленность Дизайн является одной из основных сфер творческой деятельности человека, направленной на проектирование материальной среды. В современном мире дизайн охватывает практически все сферы жизни. В связи с этим всё больше возрастает потребность в высококвалифицированных трудовых ресурсах в области промышленного (индустриального) дизайна. Промышленный дизайн – это мультидисциплинарная профессия. Дизайнер должен быть специалистом во многих областях: разбираться в эстетике, эргономике, материалах, технологиях и конструировании, иметь пространственное мышление и воображение, быть немного психологом и экономистом, уметь анализировать и критически мыслить, понимать процесс пользования и проектирования предметов, процессов и среды. Всему этому дизайнер учится многие годы и совершенствуется всю жизнь. Важнейшими навыками промышленного дизайнера являются дизайн-мышление, дизайн-анализ и способность создавать новое и востребованное. Программа учебного курса «Промышленный дизайн» направлена на междисциплинарную проектно-художественную деятельность с интегрированием естественнонаучных, технических, гуманитарных знаний, а также на развитие инженерного и художественного мышления обучающегося. Учебный курс «Промышленный дизайн» фокусируется на приобретении обучающимися практических навыков в области определения потребительской ниши товаров, прогнозирования запросов потребителей, создания инновационной продукции, проектирования технологичного изделия. В ходе обучения дети учатся основам скетчинга, макетирования из различных материалов, создания 3Dмоделей и визуализации объектов. В программу учебного курса заложена работа над проектной задачей, где обучающиеся смогут попробовать себя в роли концептуалиста, стилиста, конструктора, дизайн-менеджера. В процессе разработки проектного продукта обучающиеся коллективно обсуждают идеи решения поставленной задачи, далее осуществляют концептуальную проработку, эскизирование, макетирование, трёхмерное моделирование, визуализацию, конструирование, прототипирование, испытание полученной модели, оценку работоспособности созданной модели. В процессе обучения производится акцент на выполнение необходимой технической документации, а также на навыки устной и письменной коммуникации и командной работы. 2 Актуальность программы состоит в том, что знания и умения, полученные на занятиях, готовят школьников к творческой конструкторско-технологической деятельности и созданию, в дальнейшем, более сложных и оригинальных изделий. Новизна Данная образовательная программа интегрирует в себе знания таких предметных областей как эстетика, эргономика, конструирование, моделирование, искусство, рисунок и композиция. Обучающийся, после окончания курса, имея основу из полученных знаний, сможет самостоятельно заниматься совершенствованием собственных навыков в дизайнмышлении, дизайн-анализе и создании новых и востребованных изделий. Педагогическая целесообразность Программа «Промышленный дизайн» реализует профориентационные задачи, обеспечивает возможность знакомства с современными профессиями технической направленности. Освоение инженерных технологий подразумевает получение ряда базовых Hard - и Soft - компетенций через кейс-технологии. В процессе освоения программы учащиеся знакомятся с видами деятельности, которые составляют содержание профессии дизайнер, фактически проходят профессиональные пробы по профессии «Промышленный дизайн». Отличительная особенность Образовательная программа учебного курса «Промышленный дизайн» является модульной программой. «Модуль» - структурная единица образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к результатам обучения. (Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке). Модуль предполагает использование кейс – технологий, направленных на формирование определенных компетенций (hard и soft). Результатом кейса является «продукт» (групповой, индивидуальный), демонстрирующий сформированность компетенций. Кейс – история, описывающая реальную ситуацию, которая требует проведения анализа, выработки и принятия обоснованных решений. Кейс включает набор специально разработанных учебно-методических материалов. Кейсовые «продукты» могут быть самостоятельным проектом по результатам освоения модуля. Учебный курс «Промышленный дизайн» представляет собой самостоятельный модуль, изучаемый в течение 9 аудиторных часов параллельно с освоением программ основного общего образования в предметных областях «Математика», «Информатика», «Изобразительное искусство», «Технология», «Русский язык». Курс «Промышленный дизайн» предполагает возможность выполнения проекта для участия в соревнованиях, олимпиадах и конкурсах. Режим проведения занятий: 1 раз в неделю. Адресат общеразвивающей программы Образовательная программа учебного курса «Промышленный дизайн» предназначена для учащихся 6-х классов, без ограничений возможностей здоровья, проявляющих интерес к творческим видам деятельности, моделированию и поиску инженерных решений. Количество обучающихся в группе – 10–15 человек. Цель программы: создание условий для развития творческого потенциала личности обучающихся, знакомство с процессом дизайн-проектирования, формирование 3 правильного восприятие профессии промышленного дизайнера, освоение обучающимися спектра компетенций на предмете промышленного дизайна через кейс-технологии. Задачи программы: Обучающие: - объяснить базовые понятия сферы промышленного дизайна, ключевые особенности методов дизайн-проектирования, дизайн - аналитики, генерации идей; сформировать основы дизайн - мышления в решении и постановке творческих аналитических задач проектирования предметной среды; ознакомить с процессом создания дизайн-проекта, его основными этапами; формировать базовые навыки ручного макетирования из различных материалов; формировать базовые навыки создания презентаций; формировать базовые навыки дизайн - скетчинга; привить навыки проектной деятельности, в том числе использование инструментов планирования. Развивающие: - формировать 4K-компетенции (критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация); - способствовать расширению словарного запаса; - способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления, изобретательности; - способствовать формированию интереса к знаниям; - способствовать формированию умения практического применения полученных знаний; - формировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - формировать умение выступать публично с докладами, презентациями; - развивать практические навыки осуществления процесса дизайнерского проектирования; - развивать навыки технического рисунка; - развитие аналитических способностей и творческого мышления; - формировать трудовые умения и навыки, умение планировать работу; - по реализации замысла предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; - развивать умения планировать свои действия с учётом фактора времени, в обстановке с элементами конкуренции. - развивать умения визуального представления информации и собственных проектов; - развивать коммуникативные умения: излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; - развитие основ коммуникативных отношений внутри проектных групп и в коллективе в целом Воспитательные: - воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы; способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности; способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий; воспитывать трудолюбие, уважение к труду; формировать чувство коллективизма и взаимопомощи; воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за отечественные достижения в промышленном дизайне. 4 - воспитание этики групповой работы; воспитание отношений делового сотрудничества, взаимоуважения; воспитание ценностного отношения к своему здоровью; Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты: − критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; − осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий; − развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; − развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности; − развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; − освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; − формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими обучающимися. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: − умение принимать и сохранять учебную задачу; − умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; − умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой цели; − умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; − способность адекватно воспринимать оценку наставника и других обучающихся; − умение различать способ и результат действия; − умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок; − умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи; − способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; − умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; − умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: − умение осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах обучающегося, информационной среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; − умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач; − умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач; − умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; − умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; − умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; − умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; 5 − умение моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); − умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов. Коммуникативные универсальные учебные действия: − умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; − умение выслушивать собеседника и вести диалог; − способность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; − умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; − умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; − умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; − умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; − владение монологической и диалогической формами речи. Предметные результаты В результате освоения программы обучающиеся должны знать: − правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием. уметь: − применять на практике методики генерирования идей; методы дизайн-анализа и дизайн-исследования; − анализировать формообразование промышленных изделий; − строить изображения предметов по правилам линейной перспективы; − передавать с помощью света характер формы; − различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; − получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов дизайна; − применять навыки формообразования, использования объёмов в дизайне (макеты из бумаги, картона); − описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения; − анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; − оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищённости; − выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения; − модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности; − проводить оценку и испытание полученного продукта; − представлять свой проект. 6 владеть: − научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами проектирования, конструирования, моделирования, макетирования, прототипирования в области промышленного (индустриального) дизайна. Смежные предметы основного общего образования Математика Статистика и теория вероятностей Выпускник научится: ● представлять данные в виде таблиц, диаграмм; ● читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы. В повседневной жизни и при изучении других предметов выпускник сможет: ● извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений. Геометрия Геометрические фигуры Выпускник научится: ● оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля. В повседневной жизни и при изучении других предметов выпускник сможет: ● решать практические задачи с применением простейших свойств фигур. Измерения и вычисления Выпускник научится: ● выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов. Информатика Выпускник научится: ● различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях. Технология Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся Выпускник научится: ● следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта; 7 ● оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищённости; ● проводить оценку и испытание полученного продукта; ● проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах; ● анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; ● проводить и анализировать разработку и/или реализацию прикладных проектов, предполагающих: ▪ определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование, ▪ встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку, ▪ изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке; ● проводить и анализировать разработку и/или реализацию проектов, предполагающих: ▪ планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации), ▪ планирование (разработку) материального продукта проведённых исследований потребительских интересов. на основе самостоятельно Выпускник получит возможность научиться: ● выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения; ● модифицировать имеющиеся продукты ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности в соответствии с Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы Подведение итогов реализуется в рамках презентации и защиты результатов выполнения кейсов, представленных в программе. Формы демонстрации результатов обучения Представление результатов образовательной деятельности пройдёт в форме публичной презентации решений кейсов командами и последующих ответов, выступающих на вопросы наставника и других команд. Формы диагностики результатов обучения Беседа, тестирование, опрос. Итоговый контроль Защита проектной работы. 8 Содержание программы Программа предполагает приобретение умений в области проектирования, конструирования и изготовления прототипа продукта. Занятия предполагают развитие личности: •развитие интеллектуального потенциала обучающегося (анализ, синтез, сравнение); •развитие практических умений и навыков (эскизирование, конструирование, макетирование, 3D-моделирование, презентация). Учебно-воспитательный процесс направлен на формирование и развитие у обучающихся таких важных социально значимых качеств, как готовность к нравственному самоопределению, стремление к сохранению и приумножению технических, культурных и исторических ценностей. Становление личности через творческое самовыражение. Тематическое планирование № Название раздела, темы п/п Количество часов Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика 8 2 6 Презентация результатов 1.1. Введение. Ознакомление с видами дизайна и профессией дизайнер. ИОТ при проведении занятий. 1 1 1.2. Урок рисования (перспектива, линия, штриховка). Основы композиции. 1 1 Выставка работ, обсуждение. 1.3. Анализ формообразования промышленного изделия. Изучение функции, формы, эргономики промышленного изделия 1 1 Презентация работы 1.4. Урок рисования (способы передачи объёма, светотень). Натурные зарисовки промышленного изделия 1 1 Выставка, обсуждение 1.5. Техники скетчинга. Методики формирования идей 1 1.6. Изучение устройства и принципа функционирования промышленного изделия. Генерирование идей по улучшению промышленного изделия 1 1. Кейс «Пенал» 9 Выставка, обсуждение 1 1 1.7. Основы и различные техники макетирования. Создание прототипа промышленного изделия из бумаги и картона 1 1 1.8. Формы и способы визуализации 1 объекта. Презентация объектов. Представление результата проекта перед аудиторией. 1 Защита проекта Содержание программы Все задания блока носят практический характер: каждый урок предполагает выполнение упражнения на заданную тему определенного раздела. Кейс «Пенал»/Кейс «Ланч-бокс»/Кейс «Настольный органайзер»/ Кейс «Шкатулка» Понятие функционального назначения промышленных изделий. Связь функции и формы в промышленном дизайне. Анализ формообразования (на примере школьного пенала). Развитие критического мышления, выявление неудобств в пользовании промышленными изделиями. Генерирование идей по улучшению промышленного изделия. Изучение основ макетирования из бумаги и картона. Представление идеи проекта в эскизах и макетах. 1.1. Введение в промышленный дизайн. Основные понятия, история. 1.2. Урок рисования (перспектива, линия, штриховка) 1.3. Изучение основ скетчинга: инструментарий, постановка руки, понятие перспективы, построение простых геометрических тел, понятие света и тени; техника передачи объёма. Создание подробного эскиза проектной разработки в технике скетчинга. 1.4. Анализ формообразования промышленного изделия на примере школьного пенала. Сравнение разных типов пеналов (для сравнения используются пеналы обучающихся), выявление связи функции и формы. 1.5. Выполнение натурных зарисовок пенала в технике скетчинга. 1.6. Выявление неудобств в пользовании пеналом. Генерирование идей по улучшению объекта. Фиксация идей в эскизах и плоских макетах. 1.7. Фиксация идеи проекта в технике скетчинга. 1.8. Создание действующего прототипа пенала из бумаги и картона, имеющего принципиальные отличия от существующего аналога. 1.9. Испытание прототипа. Внесение изменений в макет. 1.10. Презентация проекта перед аудиторией. Кадровые условия реализации программы Компетенции педагогического работника, реализующего основную образовательную программу: - навык обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; - навык осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; - владение инструментами проектной деятельности; - умение организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся; 10 - умение интерпретировать результаты достижений обучающихся; базовые навыки эскизирования, макетирования и прототипирования. 11 Материально-технические условия реализации программы Аппаратное и техническое обеспечение: − Рабочее место обучающегося: ноутбук: производительность процессора (по тесту PassMark — CPU BenchMark http://www.cpubenchmark.net/): не менее 2000 единиц; объём оперативной памяти: не менее 4 Гб; объём накопителя SSD/еММС: не менее 128 Гб (или соответствующий по характеристикам персональный компьютер с монитором, клавиатурой и колонками); мышь. − Рабочее место наставника: - - ноутбук: процессор Intel Core i5-4590/AMD FX 8350 — аналогичная или более новая модель, графический процессор NVIDIA GeForce GTX 970, AMD Radeon R9 290 — аналогичная или более новая модель, объём оперативной памяти: не менее 4 Гб, видеовыход HDMI 1.4, DisplayPort 1.2 или более новая модель (или соответствующий по характеристикам персональный компьютер с монитором, клавиатурой и колонками); презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру — 1 комплект; флипчарт с комплектом листов/маркерная доска, соответствующий набор письменных принадлежностей — 1 шт.; Программное обеспечение: − офисное программное обеспечение; Расходные материалы: - бумага А4 для рисования и распечатки; бумага А3 для рисования; набор простых карандашей — по количеству обучающихся; набор цветных карандашей — по количеству обучающихся; клей ПВА — 2 шт.; клей-карандаш — по количеству обучающихся; скотч прозрачный/матовый — 2 шт.; скотч двусторонний — 2 шт.; картон/гофрокартон для макетирования — 1200*800 мм, по одному листу на двух обучающихся; нож макетный — по количеству обучающихся; лезвия для ножа сменные 18 мм — 2 шт.; ножницы — по количеству обучающихся; коврик для резки картона — по количеству обучающихся; 12 Список литературы и методического материала 1. Адриан Шонесси. Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу / Питер. 2. Фил Кливер. Чему вас не научат в дизайн-школе / Рипол Классик. 3. Майкл Джанда. Сожги своё портфолио! То, чему не учат в дизайнерских школах / Питер. 4. Жанна Лидтка, Тим Огилви. Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров / Манн, Иванов и Фербер. 5. Jim Lesko. Industrial Design: Materials and Manufacturing Guide. 6. Rob Thompson. Product and Furniture Design (The Manufacturing Guides). 7. Rob Thompson, Martin Thompson. Sustainable Materials, Processes and Production (The Manufacturing Guides). 13