ВУД История рус культуры

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования ГО Первоуральск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №21"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете

Приказом МАОУ «Лицей № 21»

от “23” августа 2023 г.

от “25” августа 2023 г.

Протокол №1

№ 73

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«История русской культуры»
для обучающихся 9 класса
(основное общее образование)

ПЕРВОУРАЛЬСК, 2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «История русской культуры»
ООП ООО МАОУ «Лицей № 21» разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программ учебного курса внеурочной деятельности «История русской культуры»
реализуется с учетом рабочей программы воспитания.
Согласно Рабочей программе воспитания у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания,
здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по
основным направлениям курса «История русской культуры», вносящим вклад в воспитание
гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое,
воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни,
эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели
воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их
позитивной социализации.
Курс рассчитан на 9 класс:
- 9 класс - 34 часа (1 час в неделю)
Цель программы внеурочной деятельности: создание условий для активизации
познавательного интереса к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу
позволяющую осветить особенности развития русской культуры.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
• освоение систематизированных знаний об истории как науки и элементов философскоисторических и методологических знаний об историческом процессе;
• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с
точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность
различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано
представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории русской культуры;
• овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических
источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения
исследовательских задач.
Курс строится на материале истории России, поможет восполнить пробелы предыдущей
подготовки ученика, даёт возможность ученику проявить себя. Предмет истории культуры имеет
своё содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает,
прежде всего, комплексное изучение различных её сфер – истории науки и техники, быта,
просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д.
По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая
культуру целостной системой и взаимодействии всех её областей. Исследования культуры по
отдельным отраслям являются важнейшим материалом изучения историко-культурного процесса в
целом. При рассмотрении научно-технической, нравственно-идейной, художественной сферы
деятельности человека для историка важно выявить и показать социальные аспекты истории
культуры, роль народа, деятельность интеллигенции в этом процессе. Важное место в содержании
курса отводится знакомству с известными деятелями науки, выдающимися изобретателями,
писателями, поэтами, художниками, чьи имена вошли в историческую память человечества.
2. Планируемые результаты:
Личностные результаты:

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания;
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
1) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и
средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;
2) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников,
способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
3) умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно
сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке
общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и
аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с
партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать
конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки
альтернативных способов разрешения конфликтов;
4) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий как инструментальной основы
развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий,
включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем,
способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать
широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий.
Предметными результатами освоения программы внеурочной деятельности в основной
школе является следующая система знаний и умений:
- ключевые понятия культурно-исторической эпохи;
- владеть элементами исследовательской работы, связанной с поиском, отбором, анализом,
обобщением материала, выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- выявлять культурную доминанту исторического времени через специфику картины мира и
системы ценностей;
- классифицировать исторические события через культурный опыт, биографию человека;

- определять культурно-исторические эпохи в истории России через ведущие формы
культурного творчества;
- определять стилевые особенности памятников отечественной литературы и искусства,
сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры с контекстом данной культурно-исторической
эпохи;
- систематизировать полученные знания (составлять аннотации, рецензии, схемы, таблицы и
т.д.);
- представлять результаты своей деятельности в форме исторического эссе, рецензии,
презентации, тезисов, реферата и т.п.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни,
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданина России.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
• участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;
• оценивать работу одноклассников;
• в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
• уважительно и доброжелательно относится к другому человеку и его мнению.
Обучающийся получит возможность научиться:
• адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции,
• сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты;
• критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения и корректировать его.
3. Содержание курса
Тема 1. Источники по истории и культуре России (1 часа).
Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития
исторической мысли в России. В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский.
Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.
Тема 2. Культура Древней Руси. (3 часа)
Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи.
Культура древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.
Древнерусские храмы. Мозаика, фрески.
Тема 3. Древнерусские княжества в XII – середине XV века (2 часа).
Православная церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Расцвет
культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития )Новгородской
земли, Владимиро-Суздальского и других княжеств).
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII- середине XV веков. Влияние
внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и
белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание
русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».
Тема 4. Культура народов Российского государства во второй половине XV– конце XVI
веков (4 ч.).
Культура народов Российского государства во второй половине XV – конце XVI веков.
Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и
утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы
зодчества.
Перестройка Кремля в Москве. Успенский и Благовещенский соборы Московского кремля,
Грановитая палата. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор (храм
Василия Блаженного). Расцвет русской фресковой живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев,
Дионисий.

Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало
книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и
нравах.
Тема 5. Культура России XVII века (4 ч.).
Особенности русской традиционной культуры. Формирование национального самосознания.
Усиление светских элементов в русской культуре семнадцатого века. Расширение культурных связей
со странами Западной Европы.
Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках.
Церковь Троицы в Никитниках в Москве. Церковь Покрова в Филях (Нарышкинское барокко).
Теремной дворец Кремля. Дворец в селе Коломенском.
Русская монументальная живопись семнадцатого века. Портретная живопись (парсуны). Симон
Ушаков. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства.
Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно- греко-латинская академия.
Тема 6. Российская культура XVIII века (6 ч.).
Новый характер взаимодействия
российской и западноевропейской культуры в
восемнадцатом веке. Особенности Российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии
на развитие русской литературы. Феофан Прокопович, Н.И. Новиков, А.Н.Радищев, Н.М.Карамзин,
Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин. Основание Академии наук и Московского университета.
И.И.Шувалов, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой. Деятельность Вольного экономического общества.
Географические экспедиции. Создание Академии художеств.
Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи и
скульптуре восемнадцатого века.
Архитекторы А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, И.Е.Старов,
В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Растрелли
Художники Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский.
Скульпторы К.Б.Растрелли, Ф.И.Шубин.
Ф.Г.Волков. Развитие музыкального искусства. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.
Тема 7. Российская культура XIX века (12 ч.).
Развитие научных знаний. Наука. Географические открытия. Вклад рязанцев в исследование
мира. Русская медицина. Н.Пирогов.
«Золотой век» русской литературы. Религиозные искания А.С. Пушкина. Литературное
наследие декабристов. Героико-патриотические, национальные сюжеты в музыке. Михаил
Виноградов. Монументальные ансамбли Петербурга, стиль русского ампира в Москве. Интерес к
человеческой личности, к жизни простых людей в живописи. Россия XIX столетия в
изобразительном искусстве. Скульптуры И. Мартоса и П. Клодта.
Религиозная мысль в первой половине XIX в. Филарет Дроздов. Серафим Саровский.
Теория официально народности. Наследие Феофана затворника
Частное коллекционирование - феномен русского меценатства. Достижения русской науки.
Сокровищница мировой культуры – произведения литературы и искусства. Жизнь народа в
творчестве художников – передвижников. «Могучая кучка». Становление и развитие русской оперы.
Эклектика и неорусский стиль в архитектуре: возврат к национальным традициям. Монументальная
скульптура
Тема 8. Русская культура рубежа веков.
Понятие «культура Серебряного века» и ее хронологические рамки, мировоззренческие истоки.
Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской
философской школы. И. Ильин., Н. Бердяев, П Флоренский, П. Сорокин.
«Русские сезоны». «Мир искусства»
Поиски и открытия в литературе. Символизм как новое миропонимание и новая поэзия.
Философские и литературные объединения интеллигенции.
Художественный язык модерна. Идеология нового театра. Роль меценатства в культурной
жизни России конца XIX - начала XX в.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы

№ п/п

Тема урока

Содержание

Дата
планир

Тема 1. Источники по истории и культуре России (1 часа).
1

Источники по
истории и культуре
России

Историография, научнопопулярная и учебная литература
по курсу. Основные этапы
развития исторической мысли в
России. В.Н.Татищев, Н.М.
Карамзин, С.М. Соловьев, В.О.
Ключевский. Советская
историческая наука. Современное
состояние российской
исторической науки.

Тема 2. Культура Древней Руси. (3 часа)
2

Культура как один
из факторов
образования
древнерусской
народности.

Христианская культура и
языческие традиции. Влияние на
Русь Византии и народов Степи.
Культура древней Руси как один
из факторов образования
древнерусской народности.
Происхождение славянской
письменности. Древнерусские
монастыри как центры культуры.

3-4

Зодчество и
живопись в Древней
Руси.

Древнерусские храмы. Мозаика,
фрески.

Тема3. Древнерусские княжества в XII – середине XV века (2 часа).
5

Культура
Православная церковь и идея
домонгольской Руси. единства Русской земли. «Слово о
полку Игореве». Расцвет культуры
домонгольской Руси.
Региональные особенности
культурного развития
(Новгородской земли, ВладимироСуздальского и других княжеств. )

6

Культура русских
земель в конце XIII
–середине XV века.

Культурное развитие русских
земель и княжеств в конце XIIIсередине XV веков. Влияние
внешних факторов на развитие
русской культуры. Формирование
русского, украинского и
белорусского народов. Москва как
центр развития культуры
великорусской народности.

Дата
фактич

Возрождение традиций храмового
строительства. Расцвет
древнерусской иконописи.
Создание русского иконостаса.
Древнерусская литература:
летописи, жития, сказания и
«хождения».
Тема 4. Культура народов Российского государства во второй половине XV– конце XVI
веков (4 ч.).
7

Особенности
культурного
развития в условиях
укрепления
централизованного
государства.

Культура народов Российского
государства во второй половине
XV – конце XVI веков.
Особенности культурного
развития в условиях укрепления
централизованного государства и
утверждения самодержавия.
«Ренессансные» тенденции в
русском искусстве. Новые формы
зодчества.

8-9

Памятники
архитектуры и
живописи XV-XVI
веков.

Перестройка Кремля в Москве.
Успенский и Благовещенский
соборы Московского кремля,
Грановитая палата. Шатровый
стиль. Церковь Вознесения в
Коломенском, Покровский собор
(храм Василия Блаженного).
Расцвет русской фресковой
7живописи. Феофан Грек, Андрей
Рублев, Дионисий.

10

Развитие «книжного
дела».

Развитие «книжного дела» на
Руси. «Великие Четьи-Минеи»
митрополита Макария. Начало
книгопечатания и его влияние на
общество. «Домострой»:
патриархальные традиции в быте и
нравах.

Тема5. Культура России XVII века (4 ч.).
11-12

Архитектура

Обновление принципов
градостроительства. Светские
мотивы в культовых постройках.
Церковь Троицы в Никитниках в
Москве. Церковь Покрова в Филях
(Нарышкинское барокко).
Теремной дворец Кремля. Дворец

в селе Коломенском.
13

Русская живопись
семнадцатого века.

Русская монументальная
живопись семнадцатого века.
Портретная живопись (парсуны).
Симон Ушаков. Расцвет
ювелирного и декоративноприкладного искусства.

14

Грамотность и
школы.

Распространение грамотности.
Зарождение публицистики. Славяно- греко-латинская академия.

Тема 6. Российская культура XVIII века (6 ч.).
15

Влияние
западноевропейской
культуры на
русскую.

Новый характер взаимодействия
российской и западноевропейской
культуры в восемнадцатом веке.
Особенности Российского
Просвещения. Влияние
просветительской идеологии на
развитие русской литературы.
Феофан Прокопович, Н.И.
Новиков, А.Н.Радищев,
Н.М.Карамзин, Д.И. Фонвизин,
Г.Р. Державин. Основание
Академии наук и Московского
университета. И.И.Шувалов,
М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой.
Деятельность Вольного
экономического общества.
Географические экспедиции.
Создание Академии художеств.

16-17

Русская архитектура
и скульптура 18 века

Эстетические принципы барокко,
рококо и классицизма в русской
архитектуре, живописи и
скульптуре восемнадцатого века.
Архитекторы А.Д.Захаров,
А.Н.Воронихин, И.Е.Старов,
В.И.Баженов, М.Ф.Казаков,
В.Растрелли.

18-19

Живопись 18 века.

Художники Ф.С.Рокотов,
Д.Г.Левицкий,
В.Л.Боровиковский. Скульпторы
К.Б.Растрелли, Ф.И.Шубин.

20

Зарождение
профессионального
театра.

Ф.Г.Волков. Развитие
музыкального искусства. Быт и
нравы дворянства: русская

усадьба.

Российская культура XIX века (12 часа).
21

22
23

24-25

26

27
28-29

30

Формирование русской национальной
культуры во вто-рой
половине XVIII –
начале XIX вв.
Золотой век русской
литературы
Литературное
наследие
декабристов
Русская наука
первой половины 19
в.
Русская музыка
первой половины 19
в.
Русские меценаты

Мировоззренческие и
художественные истоки русского
классицизма. Петербургский и
московский классицизм

Русская наука
второй половины 19
в.
«Могучая кучка» и
другие

Достижения русской науки.

31-32

Архитектура второй
половины 19 в.

33

«Культура
Серебряного века»
Урок обобщение.
Выполнение
творческой работы

Творческие искания писателей
Пушкинской эпохи
В. Кюхельбекер, Н. Бестужев, А.
Бестужев – Марлинский, К.
Рылеев, И. Пущин.
Развитие
научных
знаний.
Географические открытия.
Героико-патриотические,
национальные сюжеты в музыке.
Михаил Виноградов.
Частное коллекционирование феномен русского меценатства.

«Могучая кучка». Становление и
развитие русской оперы.

Эклектика и неорусский стиль в
архитектуре:
возврат
к
национальным традициям.
Тема 8. Русская культура рубежа веков.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».