Приложение к ООП ООО, утв. приказом МАОУ «Лицей № 21» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №21» Рассмотрена на педагогическом совете МАОУ “Лицей № 21” Протокол № 01 от 29 августа 2022 г. Утверждена приказом МАОУ “Лицей № 21” от 29.08.2022 г № 74 . Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «CUBORO» Уровень основного общего образования Срок освоения: 8 недель (6 класс) Составитель: Сушинцева И.А., учитель математики г. Первоуральск 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «CUBORO» ООП ООО МАОУ «Лицей № 21» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программ учебного курса внеурочной деятельности ««CUBORO» реализуется с учетом рабочей программы воспитания. Согласно Рабочей программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям курса «Геометрическое конструирование», вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации. Cuboro – это игра многих поколений. Способствует развитию интеллектуальных способностей у детей и взрослых. Cuboro развивает пространственное воображение, логическое мышление, концентрацию внимания и творческие способности. На поверхности и внутри кубиков Cuboro (куборо) имеются симметрично подобранные углубления и отверстия. Соединяя кубики, играющий имеет возможность создать лабиринты разной сложности. «Cuboro» способствует развитию воображения (пространственного) и творческих навыков. Построение из кубиков требует аккуратности и терпения. Благодаря многофункциональным элементам (на разных уровнях или в разных направлениях) можно создать две и более пересекающиеся дорожки-лабиринта, что делает и игру, и ее планирование (в т. ч. с несколькими участниками) интереснее. Командная/групповая работа с системой cuboro обязательна. Большинство задач системы cuboro рассчитаны именно на командную, коллективную работу. Главное, что нужно подчеркнуть: команда в системе cuboro может состоять из разных возрастных групп. Опытные игроки могут давать инструкции, подсказки. Развитие детей протекает очень индивидуально, и, соответственно, навык строительства тоже может быть выражен у разных детей очень по-разному. 2. Содержание курса Описание конструктора «Cuboro» «Cuboro» представляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 на 5 см) кубических элементов, из которых можно, по желанию, построить какую угодно дорожку-лабиринт для шарика. Кубические элементы с 12 различными функциями можно использовать в любых комбинациях. В кубиках прорезаны отверстия – прямые либо изогнутые желобки и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек-лабиринтов различных форм. Построение таких систем способствует развитию навыков комбинации и экспериментирования. Цели: - создать организационные и содержательные условия, обеспечивающие развитие у младших школьников первоначальных технических навыков через конструкторские умения на основе «Cuboro»; - пропедевтика инженерного образования. Задачи: 1. Развитие когнитивных способностей школьников (трёхмерное, комбинаторное, оперативное и логическое мышление). 2. Развитие памяти и концентрации у детей. 3. Учить решать неограниченное количество задач разной степени сложности. 4. Развитие у школьников пространственного воображения, творчества, креативности и умения работать в команде: творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального. 5. Совершенствование практических навыков конструирования и моделирования: обучение конструированию по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу. 6. Выявление и поддержка детей, одаренных в области инженерного образования для дальнейшего развития «Cuboro». 3. Содержание курса 1. Игра в Cuboro без карточек и заданий 2. Построение фигур по рисунку 3. Построение фигур уровень за уровнем 4. Плавное и резкое движение шарика по дорожке 5. Движение по поверхности. Движение через тоннели 6. Фигуры с двумя дорожками 7. Работа с виртуальным приложением Cuboro 8. Соревнования Cuboro 4. Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности Образовательная система Cuboro знакомит учащихся с основами конструирования и моделирования, закрепляет фундаментальные навыки математики и геометрии; развивает аналитическое и стратегическое мышление; внимательность, трудолюбие, ловкость, выносливость, развивает творческое, логическое инженерное мышление; тренирует пространственное воображение; учит согласованно работать в команде, коллективе. Работа с конструктором Cuboro как нельзя лучше способствует формированию универсальных учебных действий (УУД): 1. Развитие творческого мышления при создании действующих моделей. 2. Развитие словарного запаса и навыков общения при сборке общих моделей или решении умственных задач. 3. Установление причинно-следственных связей. 4. Анализ результатов и поиск новых решений. 5. Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них. 6. Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов. 7. Проведение систематических наблюдений и измерений. 8. Использование бланков отчета для отображения и анализа данных. 9. Построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам. 10. Освоение технического рисования проектируемой модели 11. Логическое мышление и пространственное воображения работы построенной системы. 12. Проведение соревнований по конструирования с учетом критериев оригинальности, геометрии конструкции, эстетики, функциональности. Вся работа с новым для детей конструктором может быть организована как одно большое исследование, когда дети, открыв коробку с кубиками, начинают исследовать её содержимое: сопоставление графических изображений кубиков cuboro с множеством желобов и тоннелей с реальными кубиками из набора, организация тактильных игр направленных на поиск/определения кубиками подключая только тактильное восприятие, написание букв, цифр, слов с помощью желобов на поверхности кубиков cuboro, составление простых дорожек от старта до финиша, постоянно усложняя задания задавая себе или друг другу все новые и новые условия и наконец построение простых и далее сложных конструкций. Большие возможности система Cuboro открывает для развития коммуникативных УУД. Дети, работая в парах или группах, учатся договариваться и сотрудничать, представлять свои проекты перед слушателями, выдвигать и доказывать свои идеи, передавать свои знания новичкам или людям не имеющих опыта игры в Cuboro. Очень важно, чтобы дети научились рефлексии своей деятельности, пробовали описывать работу построенной ими системы cuboro, используя специальную терминологию. Для этого ребята получают карточки c заданиями, опираясь на которые они выстраивают свою речь. 5. Тематическое планирование 6. Тема занятия Кол. Формы часов организации Форма контроля занятия 1 Игра в Cuboro без карточек 1 работа в парах и своей трассы, экскурсия по трассам других заданий 2 тестирование команд Построение 1 работа в парах фигур по рисунку сравнение полученной трассы с эталоном, тестирование своей трассы 3 4 5 Построение 1 работа в парах сравнение полученной трассы с фигур уровень за эталоном, тестирование своей уровнем трассы Плавное и резкое 1 соревнование контрольное время на движение шарика прохождение по дорожке (наибольшее и наименьшее) Движение по 1 соревнование тестирование трассы своей трассы, поверхности. экскурсия по трассам других Движение команд через тоннели 6 Фигуры с двумя 1 работа в парах дорожками тестирование своей трассы, экскурсия по трассам других команд 7 Работа с 1 виртуальным практическая тестирование работа экскурсия по трассам других приложением своей трассы, команд Cuboro 8 Соревнования 1 контрольное время прохождение трассы Cuboro ИТОГО работа в парах 8 на