Приложение к ООП ООО,
утв. приказом МАОУ «Лицей № 21»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №21»
Рассмотрена на педагогическом совете
МАОУ “Лицей № 21”
Протокол № 01 от 29 августа 2022 г.
Утверждена приказом
МАОУ “Лицей № 21”
от 29.08.2022 г № 74
.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«CUBORO»
Уровень основного общего образования
Срок освоения: 8 недель (6 класс)
Составитель: Сушинцева И.А.,
учитель математики
г. Первоуральск
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «CUBORO» ООП ООО МАОУ
«Лицей № 21» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программ учебного курса внеурочной деятельности ««CUBORO» реализуется
с учетом рабочей программы воспитания.
Согласно Рабочей программе воспитания у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания,
здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании
занятий по основным направлениям курса «Геометрическое конструирование», вносящим
вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое,
экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры
здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует
осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников
и созданию условий для их позитивной социализации.
Cuboro – это игра многих поколений. Способствует развитию интеллектуальных
способностей у детей и взрослых. Cuboro развивает пространственное воображение, логическое
мышление, концентрацию внимания и творческие способности.
На поверхности и внутри кубиков Cuboro (куборо) имеются симметрично подобранные
углубления и отверстия. Соединяя кубики, играющий имеет возможность создать лабиринты
разной сложности.
«Cuboro» способствует развитию воображения (пространственного) и творческих
навыков.
Построение
из
кубиков
требует
аккуратности
и
терпения.
Благодаря
многофункциональным элементам (на разных уровнях или в разных направлениях) можно
создать две и более пересекающиеся дорожки-лабиринта, что делает и игру, и ее планирование
(в т. ч. с несколькими участниками) интереснее. Командная/групповая работа с системой cuboro
обязательна.
Большинство задач системы cuboro рассчитаны именно на командную, коллективную
работу. Главное, что нужно подчеркнуть: команда в системе cuboro может состоять из разных
возрастных групп. Опытные игроки могут давать инструкции, подсказки. Развитие детей
протекает очень индивидуально, и, соответственно, навык строительства тоже может быть
выражен у разных детей очень по-разному.
2. Содержание курса
Описание конструктора «Cuboro»
«Cuboro» представляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 на 5 см) кубических
элементов, из которых можно, по желанию, построить какую угодно дорожку-лабиринт для
шарика. Кубические элементы с 12 различными функциями можно использовать в любых
комбинациях. В кубиках прорезаны отверстия – прямые либо изогнутые желобки и туннели.
Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции
дорожек-лабиринтов различных форм. Построение таких систем способствует развитию
навыков комбинации и экспериментирования.
Цели:
- создать организационные и содержательные условия, обеспечивающие развитие у
младших школьников первоначальных технических навыков через конструкторские умения на
основе «Cuboro»;
- пропедевтика инженерного образования.
Задачи:
1. Развитие когнитивных способностей школьников (трёхмерное, комбинаторное,
оперативное и логическое мышление).
2. Развитие памяти и концентрации у детей.
3. Учить решать неограниченное количество задач разной степени сложности.
4. Развитие у школьников пространственного воображения, творчества, креативности и
умения работать в команде: творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск
нового и оригинального.
5. Совершенствование практических навыков конструирования и моделирования:
обучение конструированию по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу.
6. Выявление и поддержка детей, одаренных в области инженерного образования для
дальнейшего развития «Cuboro».
3. Содержание курса
1. Игра в Cuboro без карточек и заданий
2. Построение фигур по рисунку
3. Построение фигур уровень за уровнем
4. Плавное и резкое движение шарика по дорожке
5. Движение по поверхности. Движение через тоннели
6. Фигуры с двумя дорожками
7. Работа с виртуальным приложением Cuboro
8. Соревнования Cuboro
4. Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности
Образовательная система Cuboro знакомит учащихся с основами конструирования и
моделирования, закрепляет фундаментальные навыки математики и геометрии; развивает
аналитическое и стратегическое мышление; внимательность, трудолюбие, ловкость, выносливость,
развивает
творческое,
логическое
инженерное
мышление;
тренирует
пространственное
воображение; учит согласованно работать в команде, коллективе.
Работа с конструктором Cuboro как нельзя лучше способствует формированию универсальных
учебных действий (УУД):
1. Развитие творческого мышления при создании действующих моделей.
2. Развитие словарного запаса и навыков общения при сборке общих моделей или решении
умственных задач.
3. Установление причинно-следственных связей.
4. Анализ результатов и поиск новых решений.
5. Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.
6. Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.
7. Проведение систематических наблюдений и измерений.
8. Использование бланков отчета для отображения и анализа данных.
9. Построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам.
10. Освоение технического рисования проектируемой модели
11. Логическое мышление и пространственное воображения работы построенной системы.
12. Проведение соревнований по конструирования с учетом критериев оригинальности,
геометрии конструкции, эстетики, функциональности.
Вся работа с новым для детей конструктором может быть организована как одно большое
исследование, когда дети, открыв коробку с кубиками, начинают исследовать её содержимое:
сопоставление графических изображений кубиков cuboro с множеством желобов и тоннелей с
реальными кубиками из набора, организация тактильных игр направленных на поиск/определения
кубиками подключая только тактильное восприятие, написание букв, цифр, слов с помощью
желобов на поверхности кубиков cuboro, составление простых дорожек от старта до финиша,
постоянно усложняя задания задавая себе или друг другу все новые и новые условия и наконец
построение простых и далее сложных конструкций.
Большие возможности система Cuboro открывает для развития коммуникативных УУД. Дети,
работая в парах или группах, учатся договариваться и сотрудничать, представлять свои проекты
перед слушателями, выдвигать и доказывать свои идеи, передавать свои знания новичкам или
людям не имеющих опыта игры в Cuboro. Очень важно, чтобы дети научились рефлексии своей
деятельности, пробовали описывать работу построенной ими системы cuboro, используя
специальную терминологию. Для этого ребята получают карточки c заданиями, опираясь на
которые они выстраивают свою речь.
5. Тематическое планирование
6. Тема занятия
Кол.
Формы
часов
организации
Форма контроля
занятия
1
Игра в Cuboro без
карточек
1
работа в парах
и
своей
трассы,
экскурсия по трассам других
заданий
2
тестирование
команд
Построение
1
работа в парах
фигур по рисунку
сравнение полученной трассы с
эталоном, тестирование своей
трассы
3
4
5
Построение
1
работа в парах
сравнение полученной трассы с
фигур уровень за
эталоном, тестирование своей
уровнем
трассы
Плавное и резкое
1
соревнование
контрольное
время
на
движение шарика
прохождение
по дорожке
(наибольшее и наименьшее)
Движение
по
1
соревнование
тестирование
трассы
своей
трассы,
поверхности.
экскурсия по трассам других
Движение
команд
через
тоннели
6
Фигуры с двумя
1
работа в парах
дорожками
тестирование
своей
трассы,
экскурсия по трассам других
команд
7
Работа
с
1
виртуальным
практическая
тестирование
работа
экскурсия по трассам других
приложением
своей
трассы,
команд
Cuboro
8
Соревнования
1
контрольное
время
прохождение трассы
Cuboro
ИТОГО
работа в парах
8
на