ВУД Решение экономических задач ООО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №21»
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом МАОУ "Лицей №21"

Приказ МАОУ "Лицей №21"

протокол от «23» августа 2023 г., № 01

приказ от «25» августа

2023 г. № 73

.

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Решение экономических задач»
Уровень основного общего образования.
Срок освоения: 34 недели (9 класс)

Составитель: Балабанова И.Г.
учитель экономики ВКК

г. Первоуральск

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии со следующими
нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
редакции от 26.05.2021;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№ 413 (далее - ФГОС среднего общего образования);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования по вопросам воспитания обучающихся»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021
№ 115 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «О
направлении рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2015 № НТ-670/08 «Методические
рекомендации по организации самоподготовки обучающихся при осуществлении
образовательной деятельности»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических
рекомендациях по реализации курсов по выбору»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-412 «О методических
рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О
внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 (далее - Гигиенические нормативы);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.43598-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утверждена
распоряжением Правительства Российской федерации от 24 декабря 2013 г. №2506-р.
Исследования уровня образования показали, что учащиеся хуже всего справляются с задачами, в
которых требуется построить математическую модель, исходя из конкретной жизненной ситуации.
Умение применить математические знания для решения жизненных проблем не может появиться
само собой. Этим умениям необходимо обучать целенаправленно.
Программа ориентирована на единство учебной и внеурочной деятельности. Вся работа по
программе проходит с опорой на междисциплинарные связи, практическую деятельность

школьников, их жизненный опыт. Предлагаемый курс соблюдает преемственность с ООП ООО и
непосредственно связан с основным курсом математики 9 класса, но значительно расширяет и
обогащает его; даёт возможность на дополнительном математическом материале углубить и
закрепить у учащихся знания по математике и финансовой грамотности, способствует расширению
кругозора, тренировке логического мышления. В ходе занятий у школьников развиваются не только
познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка,
настойчивость, трудолюбие, самокритичность, умение работать в группе. На занятиях выполняются
творческие групповые и индивидуальные задания, проекты, которые требуют дальнейшей защиты.
Решение финансово-экономических задач демонстрирует учащимся применение
математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов
рыночной экономики и задач технологии производства; ориентируют учащихся по
естественнонаучному и социально-экономическому профилю; способствует познавательной и
социальной активности школьников.
Велико прикладное значение этой темы и потому, что затрагивает финансовую,
демографическую и другие стороны нашей жизни, а также связь с будущей профессией.
Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой
аттестации за курс основной школы.
Цели данного курса :
привить учащимся основы экономической грамотности, помочь ученику оценить свой потенциал с
точки зрения образовательной перспективы.
сформировать умения применять математические знания для решения жизненных проблем.
Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи:
•
овладение наиболее известными приемами и методами применения
математических знаний в различных областях науки, техники и в жизненных
ситуациях;
•
формирование продуктивного мышления, обеспечивающего успешность жизни
в обществе.
•
формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
• выявление и развитие математических способностей;
• подготовка к ЕГЭ и к обучению в вузе.
Место курса в учебном плане: Курс рассчитан на 34 часа. Реализуется в течение учебного года.
Занятия проводятся один раз в неделю в течении 1 академического часа, возможно дистанционное
проведение занятий, индивидуальная работа над проектами. Программа рассчитана на детей 9
класса.
Предлагаемый курс позволяет расширить предметные умения, и формировать универсальных
учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС
личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и
умения для решения различных жизненных задач.
1 .ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные:
1) готовность и способность к самостоятельной информационно -познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
2) развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на
уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для
последующего обучения в высшей школе;
Метапредметные: освоение способов деятельности
Познавательные:
1) самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач
творческого и поискового характера;
2) творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от
образца, искать оригинальное решение.
Коммуникативные:
1)
умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства;

2)
адекватное восприятие языка средств массовой информации;
3)
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог,
дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
4)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие
способы работы;
5)
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки,
передачи, систематизации информации, создание базы данных, презентации результатов
познавательной и практической деятельности.
Регулятивные:
1)
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2)
понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
3)
объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
4)
умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей
деятельности;
5)
конструктивное восприятие иных мнений и идей, учёт индивидуальности партнёров по
деятельности;
6)
умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях,
оценивать их последствия;
7)
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей
профессиональной деятельности.
2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Содержание курса
1.
Простые проценты. Налоги 4 час
2.
Сложные проценты 3 часа
3.
Кредиты 9 часов
4.
Вклады 6 часов
5.
Контрольное занятие «Вклады» 1 час
6.
Производственные и бытовые задачи 3 часа
7.
Задачи на оптимальный выбор 4 часа
8.
Решение задач на все темы курса 4 часа

№
урока
I
1-4

Тема занятия
Простые проценты.
Налоги
Понятие процента.
Основные задачи на
проценты.
Технологические задачи
на сплавы и процентное
содержание

Содержание материала

Формы и виды
деятельности

Определение процента. Выражение процента
дробью. Замена дроби процентами.
Нахождение:
процента от числа;
числа по его процентам;
-процентного соотношения
Формулы и схемы «простого процентного
роста».
Решение задач на:
повышение и понижение цен на
товары и услуги;
Решение задач на сплавы
Решение задач на концентрацию

Решение задач в парах, в
группах, индивидуально.
Презентация решенной
задачи.
Выбор рационального
решения , оформление
решения.

Формулы и схемы « сложного процентного
роста».
Нахождение величин по формуле сложных
процентов.

Индивидуальное решение
задач

II
5

Сложные проценты
Сложные проценты

6-7

Задачи на сложные
проценты

III

Кредиты

8-10

Решение практических
Задачи на
Понятие двух основные схем погашения
задач. Возможность
дифференцированную
кредитов
схему погашения
Решение задач на дифференцированную схему работы над проектом
кредитов
погашения кредитов
Задачи на ануитентную
Решение задач на ануитентную схему
Решение практических
схему погашения
погашения кредитов
задач Возможность
кредитов
работы над проектом
Решение задач на кредиты Решение задач на кредиты из ОГЭ
Конкурсное решение
из ОГЭ
задач
Вклады
Банковские вклады.
Исторические сведения о применении
Исследование жизненных
Решение задач на вклады. процентов ростовщиками и банками.
ситуаций, составление,
Специфические термины, встречающиеся при конкурс задач
решении задач на проценты в жизненных
ситуациях.
Решение задач на:
начисление простых процентов
за часть года;
изменение годовых ставок
простых процентов;
капитализацию простых
процентов;
ежегодные начисления сложных
процентов;

11-13

14-16
IV
17-22

Решение
исследовательских
задач

-многократное начисление процентов в течение
одного года;
-многократное начисление сложных процентов
в течение нескольких лет.
23
IV
24-26

V
27-30

VI
31-34

Контрольное занятие
«Вклады»
Производственные и
бытовые задачи
Решение задач
производственного
содержания

Составление уравнений и неравенств в
соответствии с условиями задачи Решение
уравнений и неравенств Применение свойств
делимости чисел Преобразование числовых и
буквенных выражений, полученных в
результате решения задачи

Решение задач
Составление уравнений и
неравенств в соответствии
с условиями задачи
Решение уравнений и
неравенств Применение
свойств делимости чисел
Преобразование числовых
и буквенных выражений,
полученных в результате
решения задачи.
Групповая,
индивидуальная, парная
работа

Задачи на оптимальный
выбор
Решение задач на
Применение знаний об
оптимальный выбор
Решение экономических задач, сводимые к
исследовании функций
отысканию экстремальных значений функции для решения задач
Решение задач на все
темы курса
Решение экономических Решение задач ОГЭ
задач по всем темам

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№
урока
I
1-4

Тема з
Простые проценты. Налоги

Кол-во часов
4
4

II
5

Понятие процента.
Основные задачи на проценты.
Технологические задачи на сплавы и процентное содержание
Сложные проценты
Сложные проценты

6-7
III

Задачи на сложные проценты
Кредиты

2
9

8-10
11-13
14-16
IV

Задачи на дифференцированную схему погашения кредитов
Задачи на дифференцированную схему погашения кредитов
Решение задач на кредиты из ОГЭ
Вклады

3
3
3
6

3
1

17-22

Банковские вклады.
Решение задач на вклады.

6

23
IV
24-26
V
27-30
VI
31-34

Контрольное занятие «Вклады»
Производственные и бытовые задачи
Решение задач производственного содержания
Задачи на оптимальный выбор
Решение задач на оптимальный выбор
Решение задач на все темы курса
Решение экономических задач по всем темам

1
3
3
4
4
4
4

Приложение 1
Материально-техническая база и программно-методическое обеспечение
1.
Гущин Д.Д.Встречи с финансовой математикой Санкт-Петербург 2016
2.
Математика ЕГЭ Задача с экономическим содержанием. Учебно-методическое пособие
/Под редакцией Ф,Ф. Лысенко и С.Ю. Калабухова-Изд. 2-е, переработ. и доп Ростов н/Дону Легион,
2016.- 96 с.
3.

И.С. Григорьева «Обольстительные финансы». Математика для школьников,2011г.,

№4.
4.
Ш.А. Музенитов « Задачи с экономическим содержанием на уроках математики».
Математика в школе,2011г., №10.
5.
Сайт Сдам ГИА
Цифровые образовательные ресурсы
1.
http://allforchildren.ru - Все для детей
2.
http://simplescience.ru - Научно-популярный канал simple-science.ru
3.
http://mathem.hut1.ru - Занимательная математика
4.
http://intelmath.narod.ru - Приглашение в мир математики
5.
http://funnymath.ru - Занимательная математика
6.
http://zanimatika.narod.ru - Методическая копилка
Материально-техническое обеспечение курса
Программа реализуется с использованием компьютеров.

ОПД 58-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».