ВУД Информатика в тестах и задачах

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №21»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом МАОУ
Приказ МАОУ "Лицей №21"
"Лицей №21"
приказ от «25» августа 2023 г.
протокол от «23» августа 2023 г.,
№ 73
№ 01

.

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Информатика в тестах и задачах»
Уровень основного общего образования.
Срок освоения: 34 недели (11 класс)

Составил:
Зозулина Любовь Сергеевна,
учитель математики и информатики ВВК

г. Первоуральск
2023-2024 учебный год

1

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике «Информатика в
тестах и задачах» для обучающихся 11 класса, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю),
ориентирован на непрофильную подготовку учащихся по предмету информатика.
Характерной чертой развития общества на протяжении последних десятилетий
является его все более расширяющаяся информатизация. Отражением и следствием этой
тенденции явилась потребность в подготовке подрастающего поколения к вступлению в
информационное общество, любая профессиональная деятельность в котором, будет связана
с информатикой и информационными технологиями. Умение представлять информацию в
виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий
социальной компетентности ученика. Программа построена с учетом принципов
системности, научности и доступности, позволяет получить необходимые знания по темам:
«Информация. Измерение информации. Кодирование информации», «Системы счисления»,
«Основы логики», «Архитектура компьютера», «Обработка звуковой, графической, числовой
информации», «Технология поиска и хранения информации», «Программирование»,
«Моделирование», «Элементы теории алгоритмов», «Теория игр.»
Цель курса: повторение и закрепление изученного за весь образовательный курс по
информатике, развитие логического и алгоритмического стиля мышления учащихся.
Задачи курса:
Учащиеся должны знать:
-основы логики;
-основы программирования на одном из языков программирования;
-системы счисление, перевод систем счисления;
-технологии поиска и хранения информации;
-архитектуру компьютера и компьютерных сетей;
Учащиеся должны уметь:
-решать логические задачи разной сложности;
-знать основы алгоритмизации и программирования;
-уметь осуществлять перевод в системах счисления;
- составлять математическую модель, алгоритм и программу для решения простых
задач;
-уметь осуществлять кодирование и декодирование информации;
-уметь работать с электронными таблицами;
-решать задачи на графах;
- решать задачи повышенного уровня сложности.

2

Тематическое планирование
№
1

2
3

4

5

6
7

8

9

10

11

Содержание
Информация. Измерение информации. Кодирование
информации:
- измерение количества информации
-равномерные и неравномерные двоичные коды
-решение задач на кодирование информации
Моделирование и компьютерный эксперимент:
- решение задач на графах
Системы счисления:
-двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы
счисления
-арифметика в системах счисления
-тесты и задачи на кодирование
Основы логики:
-таблицы истинности, законы алгебры логики
-задачи, решаемые с использованием таблиц истинности
-решение систем логических уравнений
Элементы теории алгоритмов:
-числовые исполнители
-решение типовых тестов и задач
Архитектура компьютеров и компьютерных сетей:
-файловая система ПК, разбор типовых задач
Технология обработки звуковой и графической
информации:
-определение объема и скорости передачи цифровой
мультимедиа – информации
-решение типовых задач
Обработка числовой информации:
-электронные таблицы, ссылки, формулы
-электронные таблицы, графики, диаграммы
-решение задач
Технологии поиска и хранения информации:
-базы данных, сортировка данных
-решение тестов и задач по сортировке данных
-поиск информации в сети интернет
-поисковые запросы
-решение задач на поисковые запросы в сети интернет
Программирование:
-условный оператор, решение задач
-циклы, анализ алгоритмов
-решение заданий с циклами
-операции с массивами, анализ программ
-операции с массивами, обработка данных
-решение задач на массивы
-процедуры и функции
-решение задач с применением процедур
-решение задач с применением функций
-задачи на исправление ошибок в программах
-задачи на анализ и обработку данных
Теория игр:
- анализ выигрышных ходов, решение типовых задач

Количество часов
3ч

1ч
3ч

3ч

1ч
1ч
2ч

3ч

5ч

11 ч

1ч

3

Календарно-тематическое планирование
№

Тема

1

Информация. Измерение
информации.
Кодирование
информации:
измерение количества
информации

2

Информация. Измерение
информации.
Кодирование
информации:
равномерные и
неравномерные двоичные
коды
Информация. Измерение
информации.
Кодирование
информации:
решение задач на
кодирование информации

3

4

Моделирование и
компьютерный
эксперимент:
решение задач на графах

5

Системы счисления:
двоичная, восьмеричная,
шестнадцатеричная
системы счисления

6

Системы счисления:
арифметика в системах
счисления

7

Системы счисления:
тесты и задачи на
кодирование

8

Основы логики:
таблицы истинности,
законы алгебры логики

Кол-во
УУД
часов
1
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
1
Познавательные (общеучебные, логические),
коммуникативные (интеграция в группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные (контроль, целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
1
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
1
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
1
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
1
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
1
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
1
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,

Дата
01.09.23

08.09.23

15.09.23

22.09.23

29.09.23

06.10.23

20.10.23

27.10.23

4

№

Тема

Кол-во
часов

9

Основы логики:
задачи, решаемые с
использованием таблиц
истинности

1

10

Основы логики:
решение систем
логических уравнений

1

11

Элементы теории
алгоритмов:
числовые исполнители

1

12

Элементы теории
алгоритмов:
решение типовых тестов и
задач

1

13

Архитектура
компьютеров и
компьютерных сетей:
файловая система ПК,
разбор типовых задач

1

Технология обработки
звуковой и графической
информации:
определение объема и
скорости передачи
цифровой мультимедиа –
информации
15 Технология обработки
звуковой и графической
информации:
решение типовых задач
14

1

1

УУД
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).

Дата

03.11.23

10.11.23

17.11.23

01.12.23

08.12.23

15.12.23

22.12.23

5

№

Тема

16

Обработка числовой
информации:
электронные таблицы,
ссылки, формулы

17

Обработка числовой
информации:
электронные таблицы,
графики, диаграммы

18

Обработка числовой
информации:
решение задач

19

Технологии поиска и
хранения информации:
базы данных, сортировка
данных

20

Технологии поиска и
хранения информации:
решение тестов и задач по
сортировке данных

21

Технологии поиска и
хранения информации:
поиск информации в сети
интернет

22

Технологии поиска и
хранения информации:
поисковые запросы

23

Технологии поиска и
хранения информации:
решение задач на
поисковые запросы в сети
интернет

Кол-во
УУД
Дата
часов
1
Познавательные
(общеучебные,
логические), 29.12.23
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
1
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
1
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
1
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
1
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
1
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
1
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
1
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
6

№

Тема

Кол-во
часов

24

Программирование:
условный оператор,
решение задач

1

25

Программирование:
циклы, анализ алгоритмов

1

26

Программирование:
решение заданий с
циклами

1

27

Программирование:
решение заданий с
циклами

1

28

Программирование:
операции с массивами,
анализ программ

1

29

Программирование:
операции с массивами,
обработка данных

1

30

Программирование:
решение задач на массивы

1

31

Программирование:
процедуры и функции

1

УУД

Дата

планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
7

№

Тема

Кол-во
часов

32

Программирование:
решение задач с
применением процедур

1

33

Программирование:
решение задач с
применением функций

1

34

Программирование:
задачи на исправление
ошибок в программах

1

35

Программирование:
задачи на анализ и
обработку данных

1

36

Теория игр:
анализ выигрышных
ходов, решение типовых
задач

1

37

Всего часов:

УУД

Дата

продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).
Познавательные
(общеучебные,
логические),
коммуникативные
(интеграция
в
группу
сверстников, умение слушать и вступать в диалог,
продуктивное сотрудничество и взаимодействие),
регулятивные
(контроль,
целеполагание,
планирование, волевая саморегуляция), личностные
(самоопределение, смыслообразование).

34

8

Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса
В результате освоения курса
обучающиеся должны знать:
- основы программирования на алгоритмическом языке программирования и языке
программирования PascalABC;
- правила записи операторов языка, порядок выполнения операций, стандартные и
пользовательские функции, записи и выполнения арифметических и логических функций;
- правила записи на языке программирования условного оператора, оператора
выбора, цикла с предусловием, цикла с постусловием;
-правила программирования задач с использованием одномерных и многомерных
массивов;
- правила программирования процедур и функций;
-технологии обработки числовой информации;
-способы измерения информации;
-технологии обработки звуковой и графической информации;
-основы логики;
-правила перевода систем счисления;
-архитектуру компьютера и компьютерных сетей;
-элементы теории алгоритмов.
Обучающиеся должны уметь:
- составлять и записывать программы, используя известные алгоритмические
конструкции;
- распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической
конструкции при решении задачи;
- использовать процедуры и функции при решении задач;
- составлять математическую модель, алгоритм и программу для решения простых
задач;
- понимать листинг, корректировать программу;
- решать задачи на измерение количества информации;
-осуществлять перевод между системами счисления;
-решать задачи на графах;
-решать задачи, с использованием таблиц истинности;
-решать системы логических уравнений;
-решать задачи с исполнителями – вычислителями;
-решать задачи на операции с файлами;
-пользоваться электронными таблицами;
-решать задачи, связанные с определением объема и скоростью передачи цифровой
мультимедиа – информацией;
-работать с базами данных;
-решать задачи, по осуществлению поиска информации в сети интернет;
-решение задач повышенной сложности.

Список литературы
1. Информатика : новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / О. Б.
Богомолова. – Москва : Издательство АСТ, 2017. – 447.
2. Зорина Е.М., Зорин М.В. ЕГЭ 2018. Сборник заданий. — М.: Эксмо,
2017.
3. Самылкина Н.Н., Синицкая И.В., Соболева В.В., — М.: Эксмо, 2017.
4. Самылкина Н.Н., Синицкая И.В., Соболева В.В., ЕГЭ 2018. Сдаем без
проблем!— М.: Эксмо, 2017
5. Крылов С.С., Ушаков Д.М. ЕГЭ – 2018. Тренажер. — М.: Экзамен,
2017.
6. Паскаль для школьников / Д. М. Ушаков, Т. А. Юркова. Издательство
Питер, 2017.
7. Информатика Задачник – практикум в 2-х томах/ Под ред.
И.Г.Семакина – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
8. Информатика и ИКТ. 9 класс/ Под ред Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер,
2008.
9. http://www.computer-museum.ru - учебные материалы по информатике
Виртуальный компьютерный музей
10.http://inf.1september.ru - газета "Информатика" Издательского дома
"Первое сентября"
11.http://comp-science.narod.ru
Дидактические
материалы
по
информатике и математике
12.http://www.intuit.ru
интернет-университет
информационных
технологий (ИНТУИТ.ру)
13.http://www.phis.org.ru/informatika/ - Информатика и информация: сайт
для учителей информатики и учеников
14.http://school87.kubannet.ru/info/ - Информатор: учебно-познавательный
сайт по информационным технологиям
15.http://www.osp.ru - Открытые системы: издания по информационным
технологиям
16.http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm - Персональный компьютер, или
"Азбука PC" для начинающих

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».