ДООП Легион-21

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 21»
Принята на заседании
педагогического совета от 25 мая
2022г.
Протокол №6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Легион-21»
Социально – гуманитарной направленности
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Срок реализации программы: 2 года

Составитель:
Кисурин Сергей Александрович, педагог
дополнительного образования

г. Первоуральск,2023г.
1

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.Пояснительная записка
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Легион-21» имеет
социально - гуманитарную направленность, разработана на основе примерных
(типовых) программ для системы дополнительного образования детей
«Патриотическое воспитание», одобренной и утвержденной Министерством
образования РФ и Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ, в соответствии
с законом «Об образовании»
В последние годы Правительство Российской Федерации одной из важнейших
задач считает оздоровление нации. Наша задача - как можно быстрее отвлечь
подростков и молодёжь от вредных привычек: наркомании, курения, алкоголизма,
токсикомании и бродяжничества.
Актуальность программы:
Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров.
Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального
бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей — слабая физическая
активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические
расстройства, доводящие многих до девиантного поведения. Активизировать
познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как
морально, так и физически — вот еще важнейшие задачи современного
образования. Военно патриотическое направление позволяет реализовать все эти
задачи в полном объеме через грамотно выстроенную систему занятий.
Отличительные особенности программы
При составлении программы учтены следующие разделы: специальная
подготовка - Историческая подготовка, основы первой доврачебной помощи,
техника безопасности, строевая подготовка, общая физическая подготовка.
Использовались материалы программ - Сборник информационно-методических
материалов «Информационно-методическое
обеспечение
деятельности
военно-патриотических клубов»
Составители: С.В. Бородин, Д.Н. Семенов, О.Н. Шаблов. Издательство НИПК и
ПРО – Новосибирск, 2005 г.

2

В основу программы положен принцип последовательности, постепенности и
систематичности. Составные части педагогической системы взаимосвязаны и
образуют целостное единство.
Программа предполагает дальнейшее расширение и углубление знаний по военно
-спортивной подготовке; участие в зачетных соревнованиях: по личной и
командной технике. Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов: аналитическая справка, сдача норматива на право ношения
«оливкового берета», праздник, соревнование, фестиваль.; участие в конкурсных
программах слетов.
Большая часть программы отведена практическим занятиям. Их можно проводить
как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы и времени года.
Программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
1.

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);

2.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);

3.

Стратегия развития

воспитания в

РФ

на

период

до

2025

года

(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
3

общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
8.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
11.

Программа воспитания МАОУ «Лицей №21» Адресат программы:

Программа рассчитана на возраст детей 14 - 17 лет.
Заниматься в группе может каждый обучающийся, не имеющий
противопоказаний, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к
занятиям.
Младший школьный возраст – это период, когда оформляется характер ребенка,
происходит оформление его основных черт. Дети только что пришли в школу и
идет процесс адаптации в новом коллективе.
Одним из основных видов деятельности становится учение, которое требует от
ребенка выдержки, организованности, самостоятельности и дисциплины. Этот
период является очень сложным в жизни детей. Младшие школьники отличаются
неустойчивостью внимания, быстрой сменой настроения и быстрой
утомляемостью. Они с трудом могут сосредоточиться на каком-либо занятии в
течении сравнительно короткого времени.
Характерная особенность детей этого возрастного периода - ярко выраженная
эмоциональность восприятия. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше,
отчётливее. Дети быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные
сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания,
объяснения. Лучше запоминается всё яркое, вызывающее эмоциональный отклик.

4

Учитывая психологические особенности детей данного возраста, программа
предполагает такие виды деятельности как игры, экскурсии, выполнение
простейших практических работ и упражнений, тренировок.

Подростковый возраст
характеризуется значительными изменениями,
происходящими в сфере самосознания, которые имеют базовое основополагающее
значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.
Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные
перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей,
способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к
общению со сверстниками. Оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения
между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются предпосылки для
идентификации ценностного и деятельностного освоения действительности
Военно-патриотическое воспитание способствует всестороннему развитию
личности подростка, направлена на совершенствование его интеллектуального,
духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению
навыков самостоятельной деятельности.
Обучающиеся показывающие в процессе занятий по программе высокие
результаты имеют возможность углубленно заниматься.
Состав группы 1 года обучения (стартовый уровень) – 15 человек;
Состав группы 2 года обучения (базовый уровень) – не менее 12 человек.
Группы формируются, в основном, по возрасту. Состав группы постоянный.
В основу деятельности объединения постоянного состава положен принцип
последовательности, постепенности и систематичности. На обучение по программе
второго года обучения зачисляются (переводятся) обучающиеся, освоившие
программу «стартового» уровня.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут;
Перерыв между занятиями – 10 минут; Общее количество
часов в неделю:
9 часов (стартовый уровень),
5

9 часов (базовый уровень);
Занятия проводятся 3 раза в неделю для обучающихся первого года обучения;
Занятия проводятся 4 раза в неделю для обучающихся второго года обучения.
Объем программы: 2 года, 68 недель, 18 месяцев Срок
освоения программы:
Объем общеразвивающей программы –544 часа, 18 месяцев, 68 недель.
1 год обучения – 272 часа, 9 месяцев, 34 недели; 2
год обучения – 272 часа, 9 месяцев, 34 недели.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в разновозрастной группе, постоянного состава.
Образовательная программа является разноуровневой, содержит два уровня
сложности: «стартовый» и «базовый».
Уровень программы «стартовый», предполагает знакомство с оборудованием,
формой, освоение общедоступных универсальных форм организации занятий
(игры, участие в сюжетных играх, реконструкциях), минимальную сложность
практических упражнений (строевая подготовка, основы тактического боя,
физические упражнения).
Уровень программы «базовый», предполагает больше практических занятий,
направленных на подготовку к соревнованиям, сборам. Обучающиеся владеют
терминологией, выполняют более сложные задания.
Ведущей формой организации образовательного процесса является занятие.
Программа предполагает использование аудиторных занятий (включающих
освоение теории, практические упражнения). Помимо аудиторных занятий в
программе используются внеаудиторные занятия: экскурсии, сборы, соревнования.
Образовательная деятельность по программе осуществляется на русском языке.
Так как программа носит практико-ориентированный характер, обучение
происходит в процессе подготовки к различному уровню соревнований, от
простого к сложному.
Формы обучения – групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная.

6

Виды занятий – беседа, практическое занятие, мастер-класс, экскурсия, открытое
занятие.
Формы подведения итогов реализации программы – беседа, мастер-класс,
практическое занятие, открытое занятие, соревнование.
1.2.Цель и задачи программы Цель и задачи Программы
Цель программы: Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся,
физическое развитие и самореализация обучающихся в процессе занятий
военным многоборьем.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать морально-волевые
настойчивость, терпение и т.д.)

качества

(выносливость,

- формировать коммуникативные способности.
- формировать культуру общения и поведения обучающихся в объединении,
здоровый образ жизни;
- развивать основные физические качества: силу, выносливость, ловкость;
Развивающие:
- развивать мотивацию к военной деятельности; - развивать самостоятельность,
ответственность.
- развивать навыки сотрудничества.
- укреплять здоровье, формировать навыки здорового образа жизни.
Обучающие:
- обучать специальным навыкам и их применению в практической жизни; -обучать
действиям в экстремальных (нестандартных) ситуациях.
-формировать практические навыки и умения по организации страховки и
самостраховки при выполнении упражнений.
7

1.3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

3

Физическая подготовка

Спортивные игры,
соревнования

100

90

ИТОГО

272 часа

272 часа
Всего по программе: 544 часа

№ Название раздела
п/п (модуля)

Количество часов
(теория/практика)
1 год
2 год
92
102

1

Специальная подготовка

2

Основы воинской службы 80

80

Формы
аттестации/контроля
Практическая
подготовка. Поход
Практическая работа.
Сборы

Учебный (тематический) план
Первый год обучения
Наименование
блоков, модулей

Стартовый

Общ. кол.
час.

Теор.

Форма аттестации/
контроля
Практ.

1 Блок
«Специальная
подготовка»

92

40

52

1«Историческая
подготовка»

20

10

10

Беседа

2 «Основы первой
доврачебной
помощи»

24

10

14

Практическая работа

3 «Туристская
подготовка»

40

16

24

Поход

8

4 «Техника
безопасности»

8

4

4

Поход

2 Блок «Основы
воинской службы»

80

12

68

1 «Строевая
подготовка»

30

0

30

Смотр строя

2 «Основы огневой
подготовки»

32

12

20

Стрелковые
соревнования

3 «Основы
тактической
подготовки»

18

0

18

Игра на местности

3 Блок «Физическая
подготовка»

100

12

88

1 «Общая
физическая
подготовка»

100

12

88

ИТОГО

272

64

208

Спортивны игры

Содержание учебного плана
1 Блок «Специальная подготовка»
1: Тема Историческая подготовка
Теория: История национально-государственной символики. История Русской
армии. Великая Отечественная война 1941-1945.
Практика: просмотр фильма
2: Тема Основы первой доврачебной помощи
Теория: Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Оказание
первой доврачебной помощи. Оказание ПДП в природных условиях. Травмы и
раны. Техника наложения повязок. Транспортная иммобилизация.
Практика: практическая работа
Тема «Основы первой доврачебной помощи»
Теория: Принципы формирования аптечки: Состав, назначение и расчет количества
медикаментов аптечки. Средства народной медицины. Терминальное состояние.
9

Практика: Правила остановки кровотечения и наложения повязок. Навыки
проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Общие правила
бинтования и наложения мягких повязок. Наложение шин при открытых и
закрытых повреждениях конечностей. Реанимационные мероприятия при
утоплении и поражения электрическим током.
3 Тема «Туристская подготовка»
Теория: Снаряжение туриста. Выбор расположения бивака или лагеря.
Обустройства лагеря. Место для костра и его разведение. Приготовление еды на
костре. Дежурный. Тренировочный поход. Техника вязания веревочных узлов.
Практика: Поход выходного дня. Виды узлов и способы их применения: Прямой,
Булинь, пожарная лестница, штыковой.
4. Тема «Техника безопасности»
Теория: Правила пожарной безопасности. Правила безопасности при
приготовлении пищи. Санитарно-гигиенические нормы. Правила поведения в
общественных местах
Практика: Действия в случае пожара. Правила пользования первичными
средствами пожаротушения. Правила поведения на улице в населенном пункте.
2 Блок «Основы воинской службы»
1.Тема «Строевая подготовка»
Теория: Одиночная строевая. Строевая подготовка в составе отделения. Действия в
строю при совершении воинских ритуалов. Строевой смотр. Ритуальное
прохождение.
Практика: Строевая стойка, повороты на месте. Команды «Становись, смирно,
вольно, разойдись». Строевой пеший шаг. Движение. Повороты в движении.
Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из
строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Развернутый и
походный строй отделения. Построение, перестроение повороты на месте,
размыкание смыкание на месте. Выполнение воинского приветствия в строю, на
месте и в движении. Построение для проведения воинских ритуалов.
2. Тема «Основы огневой подготовки»
Теория: Основы и правила стрельбы. Защита от последствий чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени. Неполная разборка и сборка автомата
Калашникова. Отечественное оружие. Снаряжение магазина патронами.
Практика: Формирование навыков стрельбы из пневматической винтовки.
Заряжание оружие. Изготовка и производство стрельбы из положения лежа с руки,
10

с упора. Дыхание при стрельбе. Прицеливание спуск крюка. Общевойсковой
защитный костюм и фильтрующие противогазы. Порядок не полной разборки и
сборки. Чистка, смазка и хранение автомата. Снаряжение магазина патронами
Калашникова.
3. Тема «Основы тактической подготовки»
Теория: Действия и обязанности солдата в бою. Передвижение и выбор места для
стрельбы. Преодоление препятствия, инженерных заграждений и зараженных
участков. Отработка выполнение команд и основных действий, выполняемых
солдатом в бою.
Практика: Самоокапывание и маскировка под огнем противника. Использование
местных предметов и укрытии для ведения огня. Отработка по надеванию
противогаза и общевойскового защитного костюма (ОЗК, Л-1)
Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя,
порядок их подачи различными способами. Ориентирование, выдерживание
наступления и обозначения своего положения. Составление схемы местности,
обнаружение целей, нанесение данных на схему и доклад о результатах
наблюдения.
3 Блок «Физическая подготовка»
1. Тема «Общая физическая подготовка»
Теория: Спорт и здоровый образ жизни. Упражнения на гимнастических снарядах.
Кроссовая подготовка. Спортивные развивающие игры.
Практика:
Правильное
выполнение
разминки.
Выполнение
простых
гимнастических упражнений на перекладине, на брусьях. Комплекс упражнений
поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание и разгибание рук в
упоре лежа на полу. Разучивание техники бега. Техника бега на короткие
дистанции. Техника бега на длинные дистанции. Футбол.
1.5. Планируемые результаты.
В ходе освоения программы у обучающихся планируются
образовательные результаты: Личностные результаты:

следующие

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
11

3) овладение начальными навыками адаптации в развивающемся мире;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

6)

Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать учебные действия; 4)
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) использование различных способов поиска, сбора информации; 6) готовность
слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
7) адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты: знать:
1) В познавательной сфере
-

знание основ строевой подготовки; умение выполнять обязанности перед

построением в строю, выполнение строевых приёмов на месте и в движении; знание видов боевого оружия; знаков отличия, правила ношения формы.
-

знание правил безопасного поведения в лесу;

знание правил ношения формы и знаков; строгое соблюдение правил
ношения форменного оборудования;
-

знание правил оказания медицинской помощи;

понимание ключевых проблем
ценностноориентационной сфере:

патриотического

воспитания;

2)

в

приобщение к духовно-нравственным ценностям, культуре и истории своего
государства через изучение военной истории; 3) в коммуникативной сфере:
умение отвечать на вопросы, создавать устные монологические
высказывания, умение вести диалог, осмысленно воспринимать информацию на
слух;
12

умение строить высказывания на темы, связанные с патриотической
тематикой.
Учебный (тематический) план
Второй год обучения
Наименование блоков,
модулей

Базовый (2 год обучения)

Общ. кол.
час.

Теор.

Практ.

Форма аттестации/
контроля

1 Блок «Специальная
подготовка»

102

40

62

1«Историческая подготовка»

20

10

10

Беседа

2 «Основы первой
доврачебной помощи»

34

10

24

Практическая работа

3 «Туристская подготовка»

40

16

24

Поход

4 «Техника безопасности»

8

4

4

Поход

2 Блок «Основы воинской
службы»

80

12

68

1 «Строевая подготовка»

30

0

30

Смотр строя

2 «Основы огневой
подготовки»

32

12

20

Стрелковые
соревнования

3 «Основы тактической
подготовки»

18

0

18

Игра на местности

3 Блок «Физическая
подготовка»

90

12

78

1 «Общая физическая
подготовка»

100

12

78

ИТОГО

272

64

208

Спортивны игры

Содержание учебного плана
1 Блок «Специальная подготовка»
1: Тема Историческая подготовка
13

Теория: История национально-государственной символики. История Русской
армии. Великая Отечественная война 1941-1945.
Практика: просмотр документальных хроник времен Великой
Отечественной войны. Посещение ветеранов г. Первоуральск.
2: Тема «Основы первой доврачебной помощи»
Теория: Состав, назначение и расчет количества медикаментов аптечки. Средства
народной медицины. Терминальное состояние.
Практика: Правила остановки кровотечения и наложения повязок. Навыки
проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Общие правила
бинтования и наложения мягких повязок. Наложение шин при открытых и
закрытых повреждениях конечностей. Реанимационные мероприятия при
утоплении и поражения электрическим током.
3 Тема «Туристская подготовка»
Теория: Снаряжение туриста. Выбор расположения бивака или лагеря. Место для
костра и его разведение. Тренировочный поход. Виды узлов и способы их
применения: Прямой, Булинь, пожарная лестница, штыковой.
Практика: Обустройства лагеря. Поход выходного дня. «Паек туриста».
Приготовление еды на костре. Отработка техник вязания веревочных узлов.
4. Тема «Техника безопасности»
Теория: Правила пожарной безопасности. Правила безопасности при
приготовлении пищи. Санитарно-гигиенические нормы. Правило поведения в
общественных местах
Практика: Действия в случае пожара. Отработка правил пользования первичными
средствами пожаротушения. Учебная эвакуация
2 Блок «Основы воинской службы»
1.Тема «Строевая подготовка»
Теория: Одиночная строевая. Строевая подготовка в составе отделения. Действия в
строю при совершении воинских ритуалов. Строевой смотр. Ритуальное
прохождение.
Практика: Строевая стойка, повороты на месте. Команды «Становись, смирно,
вольно, разойдись». Отработка строевого пешего шага. Повороты в движении.
Выполнение воинского приветствия без оружия и с оружием на месте и в
движении. Повторение команд «Выход из строя» и «возвращение в строй».
14

Развернутый и походный строй отделения. Построение, перестроение повороты на
месте, размыкание смыкание на месте. Выполнение воинского приветствия в
строю, на месте и в движении. Построение для проведения воинских ритуалов.
Прохождение торжественным маршам. Строевой смотр. Техника смены на
Посту№1. Подготовка знаменной группы. Подготовка группы для возложения
венка, гирлянды.
2. Тема «Основы огневой подготовки»
Теория: Правила стрельбы. Разборка и сборка автомата Калашникова.
Отечественное оружие. Снаряжение магазина патронами.
Практика: Стрельбы из пневматической винтовки в тире. Изготовка и производство
стрельбы из положения лежа с руки, с упора. Дыхание при стрельбе. Прицеливание
спуск крюка. Общевойсковой защитный костюм и фильтрующие противогазы.
Порядок разборки и сборки. Чистка, смазка и хранение автомата. Снаряжение
магазина патронами Калашникова.
3. Тема «Основы тактической подготовки»
Теория: Действия и обязанности солдата в бою. Передвижение и выбор места для
стрельбы. Преодоление препятствия, инженерных заграждений и зараженных
участков. Отработка выполнение команд и основных действий, выполняемых
солдатом в бою.
Практика: Самоокапывание и маскировка под огнем противника. Использование
местных предметов и укрытии для ведения огня. Отработка по надеванию
противогаза и общевойскового защитного костюма (ОЗК, Л-1)
Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя,
порядок их подачи различными способами. Ориентирование, выдерживание
наступления и обозначения своего положения. Составление схемы местности,
обнаружение целей, нанесение данных на схему и доклад о результатах
наблюдения.
3 Блок «Физическая подготовка»
1. Тема «Общая физическая подготовка»
Теория: Спорт и здоровый образ жизни. Упражнения на гимнастических снарядах.
Кроссовая подготовка. Спортивные развивающие игры.
Практика: Правильное выполнение разминки. Выполнение гимнастических
упражнений на перекладине, на брусьях. Комплекс упражнений поднимание
туловища из положения лежа на спине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на
15

полу. Бег на короткие дистанции. Бега на длинные дистанции. Подвижные
спортивные игры, эстафеты.
2.2. Планируемые результаты
Личностные
- соблюдать дисциплину;
- выполнять правила внутреннего распорядка;
-осознать себя как индивидуальность и одновременно как члена детского
коллектива;
- способность к самооценке своих действий и поступков; -проявлять в конкретных
ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.
- усвоить гуманистические, демократически
многонационального российского общества;

и

традиционные

ценности

- принять чувство ответственности и долга перед Родиной овладение умениями и
навыками личной гигиены и закаливания,
-освоение приемами строевой подготовки;
-получение навыков походной и маршевой подготовки, умения ориентироваться
на местности, обустраивать бивак, добывать воду и пищу, различать съедобные и
лекарственные растения;
- выполнение нормативов «Юный стрелок»;
- знакомство с историей Вооруженных Сил и силовых структур России.
Метапредметные
Регулятивные
- уметь самостоятельно определять цель при выполнении работы; - выстраивать
последовательность необходимых операций;
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные
- выделять и обобщать смысл поставленной учебной задачи; - определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать аналогии; -уметь работать с информацией.
Коммуникативные
- уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе совместной
деятельности;
16

-работать индивидуально и в группе;
сознавать ответственность за общее дело; выделять моральное содержание ситуации. укрепление общей физической подготовки;
- совершенствование строевой подготовки;
- совершение марш-броска на 5 км с элементами ориентирования, обустройство
ночлега без туристского снаряжения; - выполнение норматива «Меткий стрелок»;
- выполнение упражнений учебных стрельб из АК-74;
- знакомство с основными законодательными документами, касающимися обороны
и безопасности государства, структурой, техникой и вооружением Вооруженных
Сил и силовых структур России.
Предметные знать:
- меры безопасности во время занятий;
-воинские традиции Советской и российской армии;
-символы воинской чести;
-государственную символику России;
-элементы строя и обязанности в строю;
-материальную часть автомата Калашникова;
-требования к личному и групповому снаряжению;
- организацию привалов и ночлегов;
- принципы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
уметь:
-выполнять строевые команды на месте и в движении;
-выполнять сборку-разборку автомата АК-74;
-выполнять приемы рукопашного боя;
- организовать ночлег в полевых условиях;
- ориентироваться на местности;
- выполнять комплексы физических упражнений;
- оказать первую медицинскую помощь при травмах и ранениях; - оказать помощь
при чрезвычайных ситуациях. наращивание мускулатуры, владение телом,
совершенствование скоростных
17

качеств;
- совершенствование строевой подготовки;
- выполнение упражнений контрольных стрельб из АК-74 и ПМ;
- умение провести ночь в лесу зимой без туристского снаряжения, маршбросок 30
км, поход с ориентированием на 1 сутки в составе группы учащихся в автономном
режиме (педагог выполняет роль наблюдателя).
Раздел 2. «Комплекс организационно-методических условий» 2.1.
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№п/п Основные
характеристики Первый год/второй год
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
34/34
2
Количество учебных дней
68/102
3
Количество часов в неделю
9/9
4
Количество часов
272/272
5
Недель в 1 полугодии
14
6
Недель во 2 полугодии
20
7
Начало занятий
1 сентября
8
Окончание учебного года
31 мая
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: Противогазы, плакаты по
устройству:7,62 мм автомат Калашникова5,6 мм малокалиберная винтовка,
палатки 4-х местные, коврики туристические, спальные мешки, форма полевая,
страховочная система, карабины стальные автоматические, аптечка первой
помощи
Информационное обеспечение – аудио, фото,видео материалы и интернет
источники.
Кадровое обеспечение
Программу реализует

педагог

дополнительного

образования,

высшей

квалификационной категории
Методическое обеспечение:
18

Военные плакаты для оформления учебных классов, казарм и военных городков.
Формат: CDR, JPG, TIF, PUB, VSD. Архив (общий вес): 2,94 ГБ плакаты по
антитеррору - 9 шт.
- плакаты по ВМП – 5 шт.
- военная техника:
КамАЗ - 2 шт., МТ-ЛБ - 3 шт., УРАЛ - 2 шт.
- плакаты по вождению - 2 шт.
- плакаты по инженерной подготовке - 2 шт.
- караульное помещение: бирки и указатели – 6 шт., обязанности – 5 шт., прочие –
6 шт.
- плакаты по огневой подготовке:
автомат - 8 шт., АГС - 2 шт., ГП-25 - 2шт., гранаты – 1 шт., иностранное оружие 6 шт., пистолет – 1 шт., прочие – 11 шт., пулемет – 2 шт., РПГ – 1 шт., СВД – 2
шт., стрельбы – 3 шт., таблички - 3 шт.
2.1. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Программой предусмотрены следующие формами контроля: зачет, тест,
контрольная работа, творческая работа, конкурсы, викторины, собеседование,
устный и письменный опрос, написание докладов, сообщений, сочинений,
рассказов.
- Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая
справка, аудиозапись, видеозапись, грамота, журнал посещаемости, материал
анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень
готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей,
свидетельство (сертификат), статья и др. - Формы предъявления и демонстрации
образовательных результатов:
аналитическая справка, сдача норматива на право ношения «оливкового берета»,
праздник, соревнование, фестиваль.
Оценочные материалы
Методики диагностики по работе с детским коллективом
В содержание данной программы вошли коррекционные, развивающие занятия,
упражнения, описанные в программах В.Б.Волкова «Тренинг активности», а также
19

опыт отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся данной
проблемой (И. Вагин, А.Глущай, Б.Ньюмен).
Название методики,
автор

С какой целью применяется

Методика изучения
мотивов участия
школьников в
деятельности (авт.

Позволяет выявить мотивы участия школьников в
деятельности клуба. Обучающимся предлагается
определить, что и в какой степени привлекает их в
совместной деятельности.

Л.В.Байбородова)

Сравнение позволяет определить преобладающие
мотивы участия школьников в деятельности:
коллективистские мотивы,
личностные мотивы или престижные мотивы.

Методика выявления
уровня воспитанности
(авт. Капустин Н.П.)

Выявление качеств личности, которые надо
выработать учащемуся, чтобы достичь успеха.

Методика определения
общественной активности
учащихся. (доц.
Е.Н.Степанов)

Помогает определить общественную активность
учащихся. Сопоставление самооценки и оценки
общественной активности позволяет определить
степень адекватности первой, а также увидеть: она
завышается, занижается или соответствует мнению
одноклассников.

Методика изучения
социализированности
личности учащегося.
(проф. М.И.Рожков)

Позволяет выявить уровень социальной
адаптированности, активности, автономности и
нравственной воспитанности учащихся.

Методика
Сравнительный анализ помогает выявить развитие
В.Ф.Ряховского «Оценка коммуникативных способностей у обучающихся.
уровня общительности»

2.3. Список литературы
20

Литература для педагога
Нормативные документы: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);

3.

Стратегия развития

воспитания в

РФ

на

период

до

2025

года

(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820
«Санитарно-эпидемиологические требования к

организациям

воспитания

и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
Литература для обучающихся и родителей
1.
Военно-патриотическая хрестоматия для детей. - М.: АСТ, Времена 2, 2015.
- 480 c.
2.
Военно-патриотическая хрестоматия для детей. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО
"АСТ", 2015. - 480 c.
3.

Гуськов, Ю.В. Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации
отношений государства и гражданского общества / Ю.В. Гуськов. - М.:
МПСИ,

2018. - 311 c.
4.
Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание. Для
работы с детьми / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 c.
5.
Лутовинов, Владимир Военно-патриотическое воспитание: история и
современность / Владимир Лутовинов. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2011.
- 240 c.
Перечень информационных
источников
реализации
программы (электронных образовательных ресурсов, внутренних и внешних
сетевых ресурсов):
21

Сборник

информационно-методических

материалов

«Информационнометодическое обеспечение деятельности военно-патриотических
клубов»
Составители: С.В. Бородин, Д.Н. Семенов, О.Н. Шаблов. Издательство НИПК и
ПРО – Новосибирск, 2005 г.
Интернет-ресурсы по патриотическому воспитанию
1. «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015
годы». Официальный сайт государственной программы. Интернет-сайт
«Госпатриотпрограмма.РФ»
Российского
государственного
военного историкокультурного Центра при Правительстве Российской
Федерации (Росвоенцентра)
2. САЙТЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Президент России: официальный сайт
Обобщенный банк данных «Мемориал»
Общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа»
Портал 65 лет Великой Победы ГУК ЦБС «Кунцево»
3. БИТВЫ, ОПЕРАЦИИ, СРАЖЕНИЯ, ПОТЕРИ, ВОЕНАЧАЛЬНИКИ
Вторая мировая война (1941-1945)
Искатель Начало Великой Отечественной Войны — Великая Отечественная Война
ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны
Мультимедийная модель хода войны. Воспоминания и архивные хроники.
Список ветеранов с системой поиска.
Хроника второй мировой войны
Я помню. Герои и участники Великой Отечественной войны. Книга памяти
22

4. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ, КИНОХРОНИКА
Архив документальных фильмов и кинохроники
5. ФОТОДОКУМЕНТЫ, ФОТОАРХИВЫ
Военный альбом — фотоархив Второй мировой и Великой Отечественной войны
Победа. 1941-1945 — фотоматериалы.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».