ДООП Школьная научно- технологическая студия

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №21»
Принята на заседании педагогического
совета от 25 мая 2022г. Протокол №6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно-научной направленности
«Школьная научно-технологическая студия»
Возраст обучающихся: 12-17 лет

Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
Новоселов Михаил Александрович,

педагог дополнительного образования

г. Первоуральск, 2023

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа
студия» естественно-научной направленности.

«Школьная научно-технологическая

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. №
273ФЗ, с изменениями);
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования со всеми изменениями и дополнениями (ФГОС СОО) со всеми изменениями и
дополнениями;
3.
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189, с изменениями и дополнениями
от 29.06.2011г, 25.12.2013г);
4.
Примерная основная образовательная программа СОО. Одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016
г № 2/16-з);
Для реализации рабочей программы курса «Школьная научно-технологическая студия»
используются УМК:
1.
Логинов Д.А. Примерная программа метапредметного курса «Индивидуальный
проект» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования
/Д.А.Логинов. - Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018.
2.
Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. /
В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014.
3.
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое
пособие / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2014. - 217 с.
4.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое
пособие для работников общеобразовательных учреждений / Сергеев Игорь Станиславович. - М.:
АРКТИ,
2014. - 738 с
5. Н.Ф.Яковлева Проектная деятельность в образовательном учреждении. Учебное пособие.
М.: Флинта, 2014.
Программ «Школьная научнотехнологическая студия» реализуется с учетом рабочей программы
воспитания.
Согласно программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы
ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда,
культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным
направлениям курса «Школьная научно-технологическая студия», вносящим вклад в воспитание
гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое,
воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни,
эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели
2

воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их
позитивной социализации.
На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус
инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения
социальной жизни и культуры. Проект - это особая форма учебной работы, которая развивает
ответственность, повышает мотивацию и эффективность образовательной деятельности. Учебный
предмет «Индивидуальный проект» способствует успешной реализации индивидуального проекта
каждым учащимся. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года либо
двух лет в рамках самостоятельной/групповой работы, в специально отведенное учебным планом
время, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного
проекта.
Цели:
Основная цель изучения метапредметного курса «Школьная научно-технологическая студия»:
формирование проектной компетентности обучающихся, осваивающих основную образовательную
программу среднего общего образования.
Задачи:
Сформировать:
• способность к проблемно-ориентированному анализу неопределенной ситуации;
• способность к рефлексии внутренних и внешних причин, порождающих неопределенность
ситуации;
• способность к созданию моделей преобразуемой ситуации и готовность использовать их в
качестве инструментов ее преобразования.
Развить:
• способность к определению конкретных целей преобразования неопределенной ситуации;
• способность к определению алгоритма конкретных шагов для достижения поставленной
цели;
• способность к рефлексии совершенной деятельности и выбору способа предъявления
достигнутых результатов социуму.
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На уровне среднего общего образования метапредметный курс «Школьная
научнотехнологическая студия» представляет собой особую форму организации деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Курс «Школьная научно-технологическая студия» рассчитан на 112 учебных часа за один год
обучения, по два часа в неделю для учащихся 13-17 лет.
Группа формируется из обучающихся в возрасте от 13 – 17 лет (7 – 10 класс). Набор на
обучение по программе - свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей. Состав группы
постоянный. В течение года возможен дополнительный прием детей после собеседования на
свободные места.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание курса «Школьная научно-технологическая студия» имеет практическую
направленность и продуктом реализации программы является самостоятельно созданная
исследовательская или творческая работа школьника. В связи с этим программой предусмотрены
3

разнообразные виды занятий, призванные как сформировать теоретические знания в области
проектирования, так и оказать индивидуальную помощь в виде тьюторского сопровождения,
контроля и корректировки работы над проектом. Программой предусмотрены следующие виды
занятий.
Теоретические занятия предполагают освоение школьниками теоретического материала из
области проектирования. Формами контроля результатов подобного освоения могут стать
фронтальный и индивидуальный опросы, небольшие тестовые задания, а также задания творческой
направленности.
Практические занятия призваны проверить умения и уровень сформированности УУД в
области проектирования. Содержание практических заданий может быть связано с темой
индивидуального проекта обучающегося, так и не связано с ним. В результате выполнения
практических работ, предусмотренных программой, школьник создает оцениваемый
продукт (паспорт проекта, информационная папка проекта, планирование
исследовательской работы, научный отчет об эксперименте, рецензия и.т.п.)
Индивидуальные практические консультирования направлены на оказание
непосредственной помощи, контроля и корректировки работы над исследовательской работой на
разных этапах ее создания.
Содержание учебного плана I.
Введение (1 час)
Особенности организации работы в рамках учебной дисциплины «Школьная научнотехнологическая
студия». Виды деятельности на занятиях. (теоретическое занятие).
Основные понятия проектирования и организация проектной деятельности (7 часов)
Понятие учебный проект, виды проектных исследовательских работ, критерии выбора
объектной области проекта, типы и виды проектов, проблема исследования, формы продуктов
проектной деятельности, особенности организации исследовательской деятельности в школе,
ознакомление с Положением об индивидуальном проекте.
Теоретических занятий
4 часа
Практических занятий
3 часа
Индивидуальных практических консультаций
0

II.

III. Целеполагание и планирование исследовательской деятельности (12 часов)
Особенности формулирования цели, задач, гипотезы учебного проекта, объектная область, объект,
предмет исследования. Этапы проектирования, особенности составления плана работы над
проектом. Паспорт проекта
Теоретических занятий

6 часов

Практических занятий

1 час

Индивидуальных практических консультаций

5 часов

IV.

Методология работы над проектом (33 часов)

Теоретические, эмпирические, статистические методы исследования, виды и источники
информации, обработка информации, создание информационной папки проекта. Разновидности
экспериментальной деятельности. Этапы создания экспериментальной части проекта. Соблюдение
авторских прав и правила законного заимствования информации.
Теоретических занятий
7 часов
Практических занятий
7 часов
4

Индивидуальных практических консультаций

19 часов

V.
Оформление проектной работы (33 часов)
Правила оформления письменной части работы. Структура проектной работы, правила и способы
оформления всех ее частей. Требования ГОСТ к оформлению списка литературы, ссылок, рисунков,
таблиц, формул. Тезисы работы. Правила оформления презентации проектной работы. Создание и
оформление буклета. Правила создания рецензии на проект.
Теоретических занятий
6 часов
Практических занятий
10 часов
Индивидуальных практических консультаций
33 часов
VI. Представление результатов работы над индивидуальным проектом (14 часов)
Правила успешной защиты, стили изложения информации, способы ведения дискуссии. Критерии
и система оценки проекта. Предварительная защита проекта.
Теоретических занятий
Практических занятий
Индивидуальных практических консультаций

1 час
6 часов
7 часов

VII. Рефлексия исследовательской деятельности (2 часа)
Анализ проектных работ. Самоанализ и оценка исследовательской деятельности, сравнительный
анализ проектных работ.
Теоретических занятий
1 час
Практических занятий
1 час
Индивидуальных практических консультаций
0

5

Календарно-математическое планирование
Номер
урока

Кол-во
часов

1

1

2

1

3
4
5
6
7

1
1
1
1
1

8

1

9
10

1
1

11

1

12

1

13
14
15
16
17
18
19

Наименование темы

Организация работы учебного курса
Определение понятия проект, его понятийно содержательные элементы. Виды
проектных исследовательских работ.
Критерии выбора предметной области проектирования.
Виды проектов и их особенности.
Что такое проблема. Актуальность проблемы.
Типовая классификация проектов. Особенности формулировки темы проекта
Формы продуктов проектной деятельности.
Нормативно-правовая база учебного курса «Школьная научно-технологическая студия».
Положение об индивидуальном проекте в образовательной организации.
Циклограмма работы над проектом.
От проблемы к гипотезе. Виды гипотез
Структура и специфика проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Проблема, объектная область, объект исследования предмет исследования.
Практическое занятие. Составляем паспорт проекта.

2

Тема, объектная область, объект, предмет исследования
Индивидуальные практические консультации по формулированию темы,
объектной области, предмету исследования

1
1
1

Цель, задачи, гипотеза исследования.
Индивидуальные практические консультации по формулированию целей, задач гипотез исследований.
Правила составления плана работы над проектом.

3

Индивидуальные практические консультации по составлению плана проекта.
6

20
21

1

Исследовательские методы и
методики.
Методы теоретического и
эмпирического исследования

22

1

Применение методов исследования

23
24
25
26

1
1

Статистические методы исследования
Правила проведения статистического анализа
Индивидуальное практическое консультирование по составлению и обработке анкетирования и
социальных опросов

27

1

28

1

29

1

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

2

Виды и источники информации.
Этические законы заимствования информации, соблюдение авторских прав.
Источники информации. Правила работы с каталогами.
Обоснование
выбора
темы и актуальность.

6

Индивидуальные практические консультации по созданию текста главы «Введение»

1

Работа с информацией и первоисточниками

2

Работа с понятийным аппаратом в соответствии с выбранной темой.

6

Индивидуальное консультирование по составлению информационной папки проекта
7

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

2

Экспериментальная часть проекта. Разновидности исследовательской и экспериментальной деятельности
части

6

Индивидуальные
практические
консультирования
экспериментальной исследовательского проекта.

по

созданию

2

Правила оформления письменных работ. Основные требования к структуре работы.

5

Структура раздела «Введение». Основные требования и приемы оформления

1

Оформление титульного листа и раздела «Введение»

61

1

Правила оформления списка литературы и текстуальной части письменных работ.

62

1

Правила

63
64

5

Особенности подготовки к защите письменных работ. Подготовка текста выступления.

оформления ссылок. Рисунков, таблиц, формул.

8

65
66
67
68
69
70
71
72

4

Индивидуальные практические консультации по составлению текста защиты проекта. Тезисное
изложение материала.

1

Правила оформления презентации проекта.
Оформление презентации проекта.

73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90

4
2

Правила оформления буклета проекта.

1

Правила написания рецензии на проект

5

Посещение защиты проектов обучающихся. Написание рецензии. Оценка проектов обучающихся.

2

Правила успешной полемики. Искусство полемики

3

Критерии оценки проекта.

5
9

91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Индивидуальные практические консультации по окончательному оформлению
и проверке текстуальной части проектной работы.

3

Индивидуальные практические консультации по
окончательному оформлению презентационной части проектной работы

3

Проведение предварительной защиты.

1
1

Рефлексия и самоанализ защиты проекта. Сравнительный анализ собственных проектов
Значение проектной исследовательской деятельности в работе ученого.

10

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Критерии замера прогнозируемых результатов:
- Педагогическое наблюдение.
- Проведение итоговых занятий после завершения кейса.
- Участие в олимпиадах, конкурсах и т.п.
Формы подведения итогов:
- Педагогическое наблюдение.
- Презентация кейсов.
- Лабораторные дневники.
- Стендовые доклады.
- Итоговые занятия.
Промежуточная и итоговая аттестация результатов
обучения детей.
- Промежуточная аттестация проводится в виде текущего
контроля в течение всего учебного года. Она
предусматривает отчеты учащихся после каждого кейса. Итоговая аттестация проводится в конце первого года
обучения и предполагает рефлексию и анкетирование
учащихся. Итоговый контроль проводится с целью
определения степени достижения результатов обучения и
получения сведений для совершенствования программы и
методов обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя:

11

• А.А. Азбель, Л.С. Илюшин Тетрадь кейсовых практик:
опыт самостоятельных исследований в 8 -9 классах, г.
Санкт – Петербург, 2014 г.
• Кружки 2.0. Научно-технические кружки в экосистеме
практик будущего. Инструкция по сборке. – М., 2018. С.
17.
• План мероприятий "Дорожная карта" "Кружковое
движение" Национальной технологической инициативы
• Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г.
N317 "О реализации Национальной технологической
инициативы".
• Проектное
обучение:
практики
внедрения
в
университета
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
• http://www.en.edu.ru
Естественно-научный
образовательный портал;
• http://fcior.edu.ru
Федеральный
центр
информационнообразовательных ресурсов;
• http://school-collection.edu.ru
Единая
коллекция
цифровых образовательных ресурсов;
Литература для учащихся:
• Петров, В. М. Думай иначе. Креативное мышление /
Владимир Петров. — Москва: СОЛОН-Пресс,2020. 123
с. • Бубенцов, В. Ю. Алгоритм первичного анализа
проблемной ситуации / Бубенцов В. Ю. — Москва:
СОЛОН-Пресс, 2020. — 151 с.

12

• Орлов, М. А. Учим проектному мышлению в школе:
эффективный тренинг по методике МТРИЗ: [теория
решения изобретательских задач (ТРИЗ) — для
профессионального будущего выпускника школы:
учебнометодическое пособие] / Орлов М. А., Духанина,
Л. Н., Вильчинский А. В. — Москва: Солон-Пресс, 2018.
— 176 с. • Глазунов, В. Н. Концептуальное
проектирование: теория изобретательства: [учебное
пособие] / В. Н. Глазунов. — Москва: URSS: ЛЕНАНД,
2018. — 508 с.
• Орлов, М. А. Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного
мышления = ABC-TRIZ for the modern youngsters to be
certificated at a level Modern TRIZ Apprentice:
школьникам,
студентам
и
начинающим
для
сертификации на уровень Модерн ТРИЗ Ученик:
адаптированный практический курс — 6 уроков и 97
примеров / Михаил Орлов. — Москва: Солон Пресс,
2016. — 207 с.
• Бугаец, Е. «Истинная система» — единственно верное
решение любой задачи / Е. Бугаец // Изобретатель и
рационализатор. — 2015. — № 6. — С. 11.
• Михайлов, В. А. Решение учебных задач по ТРИЗ: учеб.
пособие для вузов / В.А. Михайлов. — Чебоксары: Издво Чуваш. ун-та, 1992. — 92 с.
• Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в теорию
решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. —
2-е изд., доп. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991.
225 с. • Поиск новых идей: от озарения к технологии:
(теория и практика решения изобретательских задач) /

13

Г.С. Альтшуллер [и др.].
Молдовеняскэ, 1989. — 381 с.

14

—

Кишинев:

Картя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».