ДООП Студия эстрадного вокала Радуга

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №21»

Принята на заседании
Утверждаю: Директор МАОУ
педагогического совета «Лицей №21»
Л.Н. Демакова
«30» мая 2023г Протокол № 8
Приказ №62/3 От 30.05 2023г от

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
СТУДИЯ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА «РАДУГА»
Художественная направленность
Возраст обучающихся: 12-16 лет
Срок реализации программы: 2 года

Составитель: Сонькина Светлана Никоноровна
Педагог дополнительного образования.

г. Первоуральск.
2023

2. Основные характеристики
2.1.Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 9.12.2012 г. №273 «Об
образовании в Российской Федерации»; Приказа просвещения Министерства Российской
Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г. №533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»; Устава муниципального автономного образовательного учреждения «Лицей
№21» г. Первоуральска
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы. В настоящее время у подрастающего поколения
повысился интерес к вокальному искусству. В этом большую роль сыграли и средства
массовой информации- телевидение, радио, где очень часто транслируются и передаются
концерты и конкурсы вокалистов разных возрастных групп. Много музыкальных передач
для подрастающего поколения, где звучат современные песни в исполнении детей и
профессиональных известных певцов. Все это даёт повод для подражания, самовыражения,
желания прикоснуться к песенному искусству и, конечно же, попробовать свои силы.
Новизна программы. Одна из основных задач музыкального воспитания формирование у детей чуткого восприятия музыкального искусства, что поможет лучше
понимать музыку, откроет богатство национальной культуры и окажет большое значение на
обучающихся в нравственном, патриотическом, эстетическом воспитании.
Новизна программы заключается в синтезе художественно-эстетического развития
обучающихся, театрализации и освоения современных видов эстрадного вокала: джаз, соул,
поп музыка. В процессе обучения происходит погружение в основы эстрадного вокала,
сценического движения, актёрского мастерства и использования дыхательных, ритмичных,
вокальных упражнений, что в свою очередь, положительное влияние на здоровье
обучающихся.
Содержание учебного материала включает работу над певческой составляющей и над
вокальными навыками таких как дыхание, звукообразование, резонирование, артикуляция, а
также работу над сценическими навыками: артистизм, сценическое движение,
самоконтроль, работа с микрофоном.
Отличительные особенности. Программа ориентирует на приобщение каждого
ребёнка к вокальной и музыкальной культуре, применению полученных знаний, умений и
навыков музыкального творчества в повседневной деятельности, улучшению своего
образовательного результата и применение его в создании индивидуального творческого
продукта. В отличие от других программ обучение детей строится на принципах
дифференцированного подхода к музыкально-творческой деятельности, предполагающего

2

сочетание основ эстрадного вокального искусства с грамотным сценическим движением и
теорией музыки.
Программный материал способствует формированию у обучающихся системы
специальных знаний, умений и навыков, развивает самостоятельную творческую личность,
активно обогащает и расширяет опыт сценической деятельности.
Адресат программы. Программа предназначена для детей от 12 до 16 лет.
Возрастные особенности. Согласно возрастным особенностям детей (мутационный
период), выделяются 2 возрастные категории:
1 категория детей от 12 до 15 лет;
2 категория обучающихся от 15 до 16 лет.
В соответствии с этим выстраивается разный репертуар для каждой категории
вокалистов.
В среднем школьном возрасте - механизм голосового аппарата изменен. Развивается
очень важная мышца, которая управляет всей работой связок. Связки упругие, колебание
перестает быть краевым. Голос компактнее. Период расцвет голоса, у мальчиков звонкость,
у девочек- индивидуальная тембровая окраска.
В старшем школьном возрасте–происходят изменения голосового аппарата,
связанные с половым созреванием. Мутационный период, длится около 15-16 лет.
поразному. У мальчиков быстрый рост гортани. Связки удлиняются в 2 раза. Голос теряет
яркость – тускнеет, может быть тремоляция. Постепенная потеря верхов. рост гортани
может идти не равномерно, что приходится прекращать занятия. У девочек - спокойно,
нет сильно роста гортани. Исчезает звонкость, появляется усталость, сипота.
Режим занятий. В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
учебных часа. Во второй год обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. В
соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для школьников
составляет 40 минут.
Объем общеразвивающей программы. Первый год обучения – 136 часа. Второй год
обучения - 204 часа. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы–340.
Срок освоения программы - 2 года, продолжительность образовательного процесса:
68 учебных недель - 18 учебных месяцев.
Уровневость общеразвивающей программы.
«Стартовый уровень» обучения сочетает в себе формирование у обучающихся
начальных вокальных навыков и изучение основ музыкальной грамоты. На занятиях юные
вокалисты расширяют свой кругозор в рамках эстрадной музыкальной культуры и учатся
владеть микрофоном в аудитории и на сценической площадке.
«Базовый уровень» обучения развивает певческий голос обучающихся, способствует
проявлению творческой инициативы, творческой целеустремленности, осознанию своих
возможностей, умению справляться с психологическими комплексами. В содержание
учебного курса включена сценическая практика, теория музыки и искусство речи.
Формы обучения – групповые занятия, состоящие из теоретической и практической
частей. Обучение очное и предусматривает индивидуальный, дифференцированный подход
к каждому обучающемуся.
Количество детей в учебной группе не менее 10-ти и не более 20-ти человек. Виды
занятий – теоретические, практические, контрольные.
3

Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, контрольные
упражнения и задания, анкеты и тесты, тематические викторины и кроссворды, концертная
и репетиционная деятельность, конкурсы и фестивали разного уровня.
2.2. Цели и задачи программы.
Цель программы – формирование музыкальной культуры обучающихся и развитие
творческих способностей через приобщение к эстрадному искусству средствами вокального
пения.
Задачи первого года обучения (стартовый уровень): Обучающие:
⎯ формирование вокальных и сценических навыков;
⎯ обучение приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтролю;
⎯ Познакомить с техникой безопасности при работе с аппаратурой и научить основным
правилам работы с микрофоном. Развивающие:
⎯ Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому
самовыражению.
⎯ Способствовать повышению самооценки в процессе обучения и преодолению
детских психологических комплексов.
⎯ Способствовать развитию певческого голоса и освоению навыков певческого
дыхания и пения.
Воспитательные:
⎯ Воспитание коммуникативных навыков при взаимодействии со сверстниками.
⎯ Воспитание интереса к певческой деятельности; ⎯
Задачи второго года обучения (базовый уровень): Обучающие:
⎯ формирование координации деятельности голосового аппарата с основными
свойствами певческого голоса;
⎯ Сформировать знания и умения при работе с микрофоном под минусовую
фонограмму.
Развивающие:
⎯ Способствовать развитию певческого голоса и чистоты интонирования в примарной
зоне.
⎯ Способствовать повышению самооценки в процессе концертных выступлений.
⎯ Способствовать проявлению творческой инициативы, целеустремленности и
осознанию своих возможностей. Развивающие:
⎯ Развивать умения в преодолении психологических комплексов.
⎯ Расширять музыкальный кругозор: в процессе обучения познакомить обучающихся
с произведениями известных отечественных авторов. Воспитательные:
⎯ воспитание музыкально - эстетического вкуса обучающихся;
- воспитание сценической культуры;
Педагогическая целесообразность программы. Образовательная программа студии
эстрадного
вокала
строится
на
принципах
интегрированного
подхода
к
музыкальнотворческой деятельности, предполагающего обучение эстрадному вокальному
4

искусству, взаимосвязанного с грамотным сценическим движением, с искусством речи и
теорией музыки.
Являясь частью системы дополнительного образования, программа призвана
формировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, позволяющих
активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся,
но и способствовать активизации развития всех творческих способностей детей, а также
содействовать воспитанию самостоятельной творческой личности.
3. Учебно тематическое планирование
Учебный (тематический) план. Стартовый уровень
№
п/п

Кол-во часов
Название раздела, темы

Всего Теория Практика

Формы
аттестации/конт
роля

1.

Вводное занятие. Знакомство.
Установка на сотрудничество.
Проверка музыкальных данных.

2

1

1

Входная
диагностика

1. 1

Музыкальные игры. Беседа о музыке

1

0,5

0,5

2.

Голосовой аппарат

5

2.5

2.5

2. 1

Охрана голоса

1

0.5

0.5

2. 2

Певческая артикуляция. Гимнастика для
губ и языка

4

2

2

Педагогическое
наблюдение

3

Певческая установка

18

6

12

Устный опрос

3. 1

Певческое дыхание

2

1

1

3. 2

Упражнения на выработку певческого
дыхания

14

4

10

3. 3

Упражнения на развитие дикции и
артикуляции

4

2

2

4

Атака звука. Регистры. Резонаторы.

2

1

1

5

Художественное развитие

70

5. 1

Работа над репертуаром

45

8

37

Педагогическое
наблюдение

5. 2

Работа над текстом. Работа над смыслом
песни

2

1

1

Устный опрос

5. 3

Интонация. Ансамблевый строй. Работа
над унисоном.

8

4

4

5. 4

Работа над унисоном

4

2

2

5. 5

Работа с микрофоном

4

2

2

Викторина
Контрольные
задания

Кроссворд
Контрольные
упражнения

5

5. 6

Развитие навыков концертного
выступления. Сценические движения

8

2

6

57

Средства музыкальной выразительности.
Нюансировка

6

2

4

6

Ансамблевый строй

8

7

Концертная деятельность

4

7. 1

Показ проделанной работы

7. 2

Анализ проделанной работы
Итого

8

Концерт

-

4

Репетиция

2

-

2

2

-

2

136

39

97

Итоговое
анкетирование

Содержание учебного (тематического) плана
Первый год обучения
1. Знакомство
Теория: установка на сотрудничество. Знакомство с участниками коллектива. Общие
требования безопасности при проведении занятий.
Практика: игровые задания. Проверка музыкальных данных (входная диагностика).
Проверка творческих способностей детей. Проверка слуха, музыкальности, чувства
ритма.
1.1 Музыкальные игры. Беседа о музыке Теория:
беседа о музыкальной культуре. Практика:
игровые задания.
2. Голосовой аппарат
Теория: теория образования звука и работа вокального аппарата.
Практика: лицевые мышцы, голосовые связки, артикуляция, зубы, язык, нос,
подбородок. Выполнение упражнений в движении.
2.1. Охрана голоса
Теория: забота о голосовом аппарате. Разница между громким пением и криком, тихим
пением и тусклой звучностью голоса.
Практика: приложена в иллюстрации (см. Приложение).
2.2. Певческая артикуляция. Гимнастика для губ и языка Теория:
научить разогревать артикуляционный аппарат. Практика:
выполнять гимнастику для губ и языка:
⎯ покусать кончик языка (4-8 раз)
⎯ пожевать язык попеременно с одной стороны и с другой стороны на коренных зубах;
⎯ пощелкать языком, меняя конфигурацию рта;
⎯ протыкать языком верхнюю и нижнюю губы, щеки. Упражнение «Иголочка»
⎯ упражнение «щеточка». Чистить зубы круговым движением языка;
⎯ произношение гласных и согласных далеко в гортани;
6

3. Певческая установка
Теория: поза, положение певца во время пения, сидя и стоя. Общее здоровье организма,
обучающегося - главное условия здорового голоса.

7

во время пения ученик стоит ровно, на 2х ногах с прямой спиной. Голова
во время пения не задирается на вверх, мышцы шейного отдела не напряжены,
состояние покоя, взгляд устремлён вперёд. Активная работа артикуляционного
аппарата, ровное дыхание при исполнении.
3.1. Певческое дыхание
Теория: Диафрагмальное дыхание. Научить чувствовать расширение диафрагмы на
вдохе, задерживать дыхание с поддержкой мышцами живота, выдох на зевок и на
передние зубы.
Практика: Выполнение упражнений на звуки А, О, Ы, Э, У. Выполнять с
эмоциональным состоянием (удивление, восторг, радость, испуг). Для раскрепощения
аппарата добавляем раскрытие рук, медленное поднятие глаз. Упражнения делают
стоя, сидя, приседая.
3.2. Упражнения на выработку певческого дыхания
Теория: Комплекс упражнений предоставлен в приложении.
3.3. Упражнения на развитие дикции и артикуляции
Теория: Декламация и пение скороговорок. Освоение декламации на дыхании на
основе изучения произведений поэтов.
Практика: читать стихи, басни, контролируя дыхание.
4. Аттака звука. Регистры. Резонаторы
Теория: Виды атаки – мягкая, твёрдая. Верхний регистр он же головной, нижний
регистр он же грудной. Слияние головного и грудного звучания называется микстовым
регистром. Освоение и развитие головного и грудного резонаторов.
Практика: обучающиеся используют в исполнении в основном мягкую атаку.
Мягкая атака- основа вокала. Упражнения на развитие регистров. (см. Приложение).
5.Художественное развитие
5.1. Работа над репертуаром
Теория: Произведения должны подходить ученику по диапазону, тесситуре, качеству
музыкального материала. При подборе необходимо учитывать индивидуальные
особенности каждого ребёнка: Возрастные, психофизические и эмоциональные,
вокальные данные, здоровье голосового аппарата. Преподаватель должен ясно
представлять цели каждого разученного произведения и те навыки, которые при этом
должен приобрести обучающийся.
Практика: Практическая работа по созданию единого эстрадного состоит из:
сценического воплощения, эмоциональности, художественной отработки звучания
песни. Доведение исполнения песни до уровня, приемлемого для публичного
исполнения.
5.2. Работа над текстом и смыслом песни
Теория: Процесс разучивания песни используются различные методические приёмы:
определение формы произведения, нахождение смысловой и динамической
кульминации. Это важный этап в работе над вокальным произведением - осмысление
формы, в которую композитор облёк поэтический текст и определение наиболее
яркого, эмоционального места в динамическом развитии музыки. Любое музыкальное
произведение становится ярким, образным, понятным и интересным для восприятия,
когда оно не монотонно, а многогранно по динамическим оттенкам и имеет своё
динамическое развитие от вступления до кульминационного момента и далее до
завершающего аккорда.
8

Практика:
5.3. Интонация. Ансамблевый строй. Работа над унисоном
Теория: Сольфеджирование выбранной песни и своей партии голоса.
Пение унисона — это пение как 1, а именно однозвучие, одновременное звучание двух
или нескольких звуков одинаковой высоты.
Пение без инструментального сопровождения, accapello-исполнение вокалистом
вокального номера без поддержки, без инструментального сопровождения.
Практика: Пение маленьких песен и упражнений без инструментального
сопровождения, пение канонов.
5.5. Работа с микрофоном
Теория: Микрофон — это основной элемент в работе эстрадного певца на современной
сцене. Микрофон- связующее звено между реальным акустическим звуком и его
представлением слушателями.
Практика: Чтобы микрофон не обострил недочеты голоса, следует помнить о
некоторых правилах работы вокалиста с микрофоном:
1.Микрофон следует держать не за голову, а за корпус, чтобы звук не искажался.
2.Не направлять микрофон в сторону колонок— появится резкий свист, чтобы этого
не происходило, колонки ставятся перед исполнителем, а не сзади. Если сцена
маленькая, встать на одной линии с колонками. Если же свист или резкий звук
неожиданно появился, отвернуть микрофон от колонок.
3.При воспроизведении высоких звуков нужно отвести микрофон ото рта, чтобы не
было перегрузки от громкого звучания.
4.Если петь низкие звуки на тихой звучности- приближать микрофон ближе к губам,
чтобы было лучше слышно
5.6. Развитие навыков концертного выступления. Сценические движения
Теория: Изучение и практическое применение мелизмов и других голосовых приемов.
Практика: Особенности и передача актерского образа. Репетиционная деятельность.
5.7. Средства музыкальной выразительности. Нюансировка
Теория: Средства музыкальной выразительности–это оттенки звучания.
Практика: В процессе разучивания песен используются различные методические
приемы такие как пропевание по частям, исполнение с преподавателем и
индивидуально. Произведения можно разделить на части, периоды, предложения,
фразы, мотивы. Как и в речи, в музыке два основных средства передачи эмоций- это
темп (скорость) и динамика (громкость). Это два главных инструмента, которые
используются для того, чтобы превратить четко отмеренные ноты на письме в
гениальное музыкальное произведение, которое никого не оставит равнодушным.
6. Ансамблевый строй
Теория: Строй – это чистое воспроизведение музыкального материала.
Практика: Работа над чистотой интонирования: проверка усвоения песни и мелодии
в целом; слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по
музыкальным фразам; исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
7. Концертная деятельность
Теория: Выбор концертного репертуара.
Разучивание концертных номеров - концертная подготовка; подготовка
костюмов для выступлений; постановка номеров; репетиции на сцене; работа со
звукооператором.
9

7. 1. Показ проделанной работы
Теория: Опрос обучающихся, внешняя диагностика; тематическое занятие.
Практика: Творческое сотрудничество к подготовке сценических номеров и
изготовление костюмов, отчётный концерт; участие в конкурсе и празднике;
открытое занятие; музыкальное соревнование;
7. 2. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов года. Анализ проделанной работы.
Планируемые мероприятия на учебный год:
1. Отчетные концертные номера для родителей в 1-м и во 2-м полугодиях.
2. Участие обучающихся в муниципальном конкурсе патриотической песни.
3. Участие обучающихся в муниципальном конкурсе эстрадного вокала.
4. Участие обучающихся в региональном фестивале патриотической песни.
Учебный (тематический) план
Базовый уровень
№
п/п

Название раздела, темы

1.

Кол-во часов

Формы аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

Знакомство. Установка
на сотрудничество

2

2

-

2.

Певческая установка

3

1

2

2.1

Постановка голоса

3

2

1

2.2

Развитие вокальных
навыков

15

2

13

3.

Дикция и артикуляция

5

1

4

3.1

Упражнения на развитие
дикции и артикуляции.

5

1

4

Регистры

5

1

4

4.1

Значение регистров

13

3

10

4.2

Комплекс упражнений на
выравнивание сглаживание
регистров

2

-

2

5

Развитие диафрагмы

5

1

4

6

Навыки пения в
ансамбле на два голоса
(двухголосие)

4

1

3

6.1

Интонационный строй
ансамбля

6

3

3

6.2

Способы звуковедения

30

15

15

Кроссворд

6.3

Унисон

5

3

2

Контрольные задания

6.4

Пение a capella

7

3

2

4

Диагностика

Педагогическое
наблюдение
Устный опрос
Анализ заданий
Контрольные
упражнения

Викторина

Дискуссия

10

Практика:
Работа над
произведением

40

10

30

7.1

Подбор репертуара

10

-

10

7.2

Анализ произведения
Исполнение.

10

5

5

7.3

Выравнивание баланса
звучания и минусовой
фонограммы

3

1

2

8

Работа с микрофоном

10

2

8

9

Работа над Средствами
музыкальной
выразительности

20

8

12

10

Концертная
деятельность

5

-

-

10

2

8

Фестиваль

2

1

1

Тестовые задания

204

93

111

7.

10.1
10. 2

Показ проделанной работы
Итоговое занятие
Итого

Педагогическое
наблюдение Конкурс
Сканворд
Устный опрос
Концерт

Содержание учебного (тематического) плана
Второй год обучения
1.

Знакомство
Теория: Установка на сотрудничество. Знакомство с участниками коллектива.
Общие требования безопасности при проведении занятий. Практика:
Игровые задания. Анкетирование.
1.1. Проверка музыкальных данных
Теория: Входная диагностика. Проверка творческих способностей детей. Проверка
слуха, музыкальности, чувства ритма.
Практика: Музыкальные игры. Беседы о музыке. Музыкальные игры. Беседа о звуках:
музыкальные, не музыкальные.
2. Певческая установка
Теория: Беседа о позе, положение певца во время пения, сидя и стоя. Беседа об общем
здоровье обучающегося - главном условии здорового голоса.
Практика: Активная работа артикуляционного аппарата. Повторение и закрепление
комплекса дыхательных упражнений 1-го года обучения. Разучивание комплекса
дыхательных упражнений усложненной системы. Отработка техники дыхания.
2.1. Постановка голоса
Теория: Беседа о певческих данных.
Практика: Упражнения на выстраивание певческого аппарата с максимальным
вокальным звучанием. Упражнения на достижение максимальной свободы голосового
аппарата. Упражнения на улучшение тембральной окрашенности голоса Упражнения
11

на достижение максимальной слитности регистров за счёт прикрытия переходных
тонов. Упражнения на развитие диапазона и полётности голоса.
2.2. Развитие вокальных навыков
Практика: Упражнения на развитие вокальных навыков. (см. Приложение)
3. Дикция и артикуляция
Теория: Определение дикции и артикуляции.
Комплекс упражнений на развитие дикции и артикуляции.
4. Регистры
Теория: Комплекс упражнений на развитие регистров голоса - верхний регистр,
головной, он же «фальцет», грудной.
Вокальная работа
Теория: Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции
и дикции
Практика: Упражнения на артикуляцию. Упражнения на правильную вокализацию,
единую подтекстовку. Упражнения на унисонное пение. Упражнения на освоение
элементов двухголосного пения гармонических интервалов. Разучивание песен
индивидуально и в составе вокальной группы. Исполнение ансамблем.
Концертная деятельность (творческие отчеты, конкурсные выступления).
Теория: Беседа об основах техники безопасности на массовых мероприятиях.
Практика: Участие в мероприятиях; творческие часы; концертные выступления.
Музыкально-образовательные беседы, музыкальные проекты
Теория: Беседа о музыке XX века, о возникновение рока и джаза, о творчестве
современных композиторов и исполнителей.
Практика:
Разучивание и
слушание
высокохудожественных
произведений. Музыкальные проекты обучающихся.
Работа с одаренными обучающимися
Практика: Развитие музыкальных и творческих способностей. Создание условий для
творческой самореализации. Практические занятия по отдельным темам программы.
Итоговые занятия
Практика: Аттестация обучающихся.
Теория: Открытое занятие. Отчетный концерт. Подведение итогов обучения по
программе.
Планируемые мероприятия на учебный год:
1. Отчетные концертные номера для родителей в 1-м и во 2-м полугодиях.
2. Участие обучающихся в муниципальном конкурсе патриотической песни.
3. Участие обучающихся в муниципальном конкурсе эстрадного вокала.
4. Участие обучающихся в региональном фестивале патриотической песни.
Планируемые результаты Предметные:
Обучающиеся после окончания первого года обучения должны знать:
⎯ как образуется звук;
⎯ о работе голосового аппарата, охрану и гигиену голоса;
⎯ приемы звуковедения;
12

Практика:
⎯ о роли слов в песне;
⎯ о средствах музыкальной выразительности;
⎯ приемы чистого интонирования;
⎯ приемы разучивания песен;
⎯ правила при работе с микрофоном;
⎯ правила создания единого эстрадного сценического образа.
Метапредметные:
⎯ соблюдать певческую установку сидя и стоя;
⎯ равномерно расходовать дыхание при пении музыкальной фразы, петь короткие фразы
на одном дыхании;
⎯ пользоваться мягкой атакой звука, петь без напряжения легким звуком;
⎯ применять сценические движения при исполнении песни;
⎯ петь маленькие песни и упражнения без инструментального сопровождения, петь
каноны;
⎯ декламировать и петь скороговорки;
⎯ находить общий язык в коллективе и оказывать поддержку товарищам.
Личностные:
⎯Сформированы коммуникативные навыки при взаимодействии со сверстниками.
⎯ Воспитан интерес к певческой деятельности;
Предметные
К концу второго года обучения, обучающиеся должны знать:
⎯ о своих певческих данных;
⎯ главные условия здорового голоса;
⎯ правила развития регистров голоса;
⎯ цикл упражнений на дыхании;
⎯ цикл упражнений для развития резонаторов; ⎯
основные стили и направления эстрадной музыки;
⎯ музыкальную терминологию.
Метапредметные:

-

пользоваться приобретенными знаниями и навыками вдоха и выдоха в
упражнениях и произведениях;
⎯ добиваться ровности звучания голосового и грудного резонаторов;
⎯ анализировать свое исполнение;
⎯ работать в ансамбле;

⎯ разучивать и слушать высокохудожественные произведения; ⎯ уверенно
держаться на сцене;
Личностные:
-проявлять чуткость к товарищам.
13

-

любознательность, инициативность, усидчивость, добросовестное отношение к
труду; - навык культуры общения и поведения на занятиях и культурных
мероприятиях. -проявление эстетического вкуса во время выступлений

14

4.Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации
программы Календарный учебный график

Год обучения
1
2

1
полугодие

ОП

2
полугоди
Зимние
е
праздники

ОП

Летние
каникулы

Всего в
год

01.09-31.12

16
нед.

01.01.08.01

09.0125.05

18
нед. 01.06-31.08

34 нед.

01.09-31.12

16
нед.

01.01.08.01

09.0125.05

18
нед. 01.06-31.08

34 нед.

Методическое обеспечение программы
Основная форма проведения занятия – это очное учебное занятие. Такая форма
обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять, развивать
полученные умения и навыки. Общие педагогические приемы и методы организации
учебно-воспитательного процесса.
Методы обучения
Выбор методов музыкального воспитания и формирования голоса зависит от того,
каким источником будут пользоваться дети при получении знаний. Естественно, что первым
источником является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства
ребёнка. Вначале работа с детьми на вокальных занятиях идёт преимущественно по
накоплению опыта вокальной техники. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период.
Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей
к пониманию конкретных музыкальных (вокальных) задач.
Третьим источником является непосредственная музыкальная (вокальная) деятельность
самих детей, потому что вне её, вне упражнений не могут быть выработаны умения и навыки
в пении, ритмике.
В музыкальном воспитании и обучении детей вокальной технике в данной программе
применяются следующие взаимосвязанные методы работы:
Методы и приемы организации занятий Методы
обучения:
⎯ словесный (рассказ, беседа, объяснение);
⎯

наглядный: наглядно-слуховой (музыкальное исполнение,
нагляднозрительный (иллюстрация, демонстрация);

слушание

музыки);

⎯ практический (метод формирования умений и навыков, метод применения знаний, метод
творческой деятельности); ⎯ видео-метод (просмотр).
Методы воспитания:
⎯ методы прямого педагогического влияния (предполагают немедленную или
отстроченную реакцию ученика и его соответствующего действия, направленное на
самовоспитание);
⎯ методы косвенного педагогического влияния (предполагают создание такой ситуации в
творческой деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая установка
15

на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его
отношений с педагогом и студийцами). Методы формирования сознания:
⎯

показ; ⎯ инструктаж;

⎯ разъяснение.
Методы формирования деятельности и поведения: ⎯ самостоятельная работа;
⎯ метод положительного примера.
Методы стимулирования познания и деятельности:
⎯ поощрение;
⎯ контроль;
⎯ самоконтроль;
⎯ оценка;
⎯ самооценка.
Методы закрепления изученного материала:
⎯ упражнение;
⎯ участие в концертах;
⎯ участие в вокальных конкурсах.
Методы поощрения:
⎯ вручение подарка; ⎯
одобрение словом;
⎯ благодарность.
Материально-техническое обеспечение Материально- техническое обеспечение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Стол учителя
- 1 штук
Офисное кресло 4101360047
- 1 штук
Офисное кресло 4101360048
- 1 штука
Компьютер
- 1 штук
Стол ученический
- 9 штук
Стул ученический
-24 штуки
Доска аудиторная зеленая 1/3
-1 штука
Доска маркерная
-1штука
Шкафная группа "Универсал" 2900*415*2300
Вишня Оксфорд
-1штука
10. Набор шумовых инструментов
-17 штук
11. Усилитель 120 Вт РА-4000А, 6 микр/лин. входа,
5-ти полосный эквалайзер, 5 зон
12. Барабанная установка
13. Моноблок MSI AP 1900 *Black*
14. Музыкальный мир (комплект таблиц) 310106539
15. Набор музыкальных инструментов 1380416
16. Цифровое фортепиано CASIO

-1 штука
-1 штука
-1 штука
-1 штука
-1 штука
16

(стойка с двойной рамой)
17. Стационарный рециркулятор бактерицидный
Cronos
Площадь учебного класса 60м2.

-1 штука
-1штука

Информационное обеспечение:
⎯ Информационная и справочная литература
⎯ Наглядные учебные пособия, схемы певческого аппарата.
⎯ Пособия по вокалу и начальной музыкальной грамоте.
⎯ Аудио-, видеоматериалы по концертным выступлениям и репертуару.
Интернет-ресурсы:
⎯ www.vkmoline.com
⎯ www.pedmir.ru
⎯ www.startvocal.ru
⎯ www.vest-tda.ru
Педагогические кадры:
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования
первой категории с высшим образованием и стажем работы с детьми подросткового
возраста.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Система оценки достижения
планируемых результатов
Используются следующие виды контроля: входящий, итоговый, промежуточный,
итоговый. Основной вид контроля - педагогическое наблюдение. Подведение итогов
проводится на отрытых занятиях по окончании тематических разделов (декабрь, май), в
конкурсах и на концертах. Входящий контроль:
⎯ Диагностика степени интересов и выявление подготовленности детей к занятиям.
⎯ Выявление природных физических данных каждого ребенка.
⎯ Выявление уровня развития общей культуры ребенка.
Текущий контроль:
⎯ Педагогическое наблюдение.
Промежуточный контроль:
⎯ Выявление уровня исполнения песенного произведения.
⎯ Определение
степени
развития
интеллектуальных,
художественнотворческих способностей ребенка, его личностных качеств.
Итоговый контроль:
⎯ Концертная деятельность.
⎯ Конкурсы.
⎯ Выступления на сцене.

17

Способы определения результативности
Оценка усвоения программы может осуществляться в процессе наблюдения,
прослушивания, тестирования, бесед, а также через использование методов рефлексии.
Общие критерии оценивания результатов
Владение знаниями по программе:
⎯ Активность.
⎯ Участие в конкурсах.
⎯ Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
⎯ Уровень воспитанности и культуры.
⎯ Творческий рост и личностные достижения.
Критерии замера прогнозируемых результатов:
⎯ Педагогическое наблюдение.
⎯ Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через: проведение
открытых занятий с их последующим обсуждением.
⎯ Участие в конкурсах.
⎯ Концертная деятельность.
Формами
подведения итогов
являются
концертные выступления, участие
в мероприятиях, предусмотренных программой обучения.
Способы
определения
результативности. Оценка
усвоения
программы может осуществляться в процессе наблюдения, прослушивания,
тестирования, бесед, а также через использование методов рефлексии.
Критерии оценивания учебных результатов:
⎯ Активность.
⎯ Участие в конкурсах.
⎯ Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
⎯ Уровень воспитанности и культуры.
⎯ Творческий рост и личностные достижения.
Инструменты для замера прогнозируемых результатов:
⎯ Педагогическое наблюдение.
⎯ Проведение итоговых занятий, обобщение, обсуждение результатов через проведение
открытых занятий с обсуждением.
⎯ Концертная деятельность и участие в конкурсах.
Основные принципы педагогического оценивания обучающихся:
⎯ Положительное отношение к личности обучающегося и к его усилиям в обучении.
⎯ Конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок каждого ребенка.
⎯ Конкретные советы по достижению результативности. ⎯ Показатели
музыкального развития по трехуровневой системе.
18

Трехуровневая система:
На высоком уровне оценивается работа обучающегося, владеющего основами
исполнительского мастерства.
⎯ Полностью выполнил учебную программу.
⎯ Имеет сформированный голосовой аппарат.
⎯ Владеет основами звукоизвлечения.
⎯ Чисто интонирует.
⎯ Эмоционально передает настроение произведения.
⎯ Раскованно чувствует себя на сцене.
На среднем уровне оценивается работа обучающегося, не справившегося с
поставленной задачей по какому-то из вышеперечисленных критериев.
На низком уровне оценивается работа обучающегося: слабо реализовавшего
поставленные задачи в процессе обучения; слабо владеющего певческими навыками, с
приблизительной интонацией в звуке, не передающего эмоциональное настроение
исполняемого произведения.
Промежуточная аттестация обучающегося проводится в конце учебного года в мае
месяце. Она нацелена на выявление соответствия реальных результатов обучения,
воспитания, развития обучающихся планируемым, по окончании курса обучения.
5.Список литературы
1. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения. - М.: Музыка, 2005.
2. Дубровская Е.А., Ступеньки музыкального развития от 5 до 6 лет. – Издательство
«Детство», 2006.
3. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - М.: Музыка, 2005.
4. Емельянов В.
Работа
над голосом.
Распевки.
–
Москва:
Издательство «Всероссийское хоровое общество», 2007.
5. Журавленко Н.И. Уроки пения. - Минск: Полиграфмаркет, 2006.
6. Менабени А. Методы вокальной работы в школе. - М.: Музыка, 2008.
7. Струве Г. Методические работы с детским вокально-хоровым коллективом. – Москва:
Издательство «Просвещение», 2008.
8. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. - М.: Артакт, 2006.
9. Струве М.Г. Мы желаем вам добра. Методическое пособие. - М.: Артакт, 2008. 10.
Огородников Д.Е., Система распевания гласных. - Москва: Издательство «Музыка»,
2009.
11. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. –
12. Издательство «Музыка», 2008.
13. Щетинин М.Н., Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – Москва:
14. Издательство «Метафора», 2008.
15. Чибрикова Луговская А.Е. Ритмика. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.
19

16. для учащихся:
17. Киворков В.Радуга детства. Москва 2006г.
18. Абелян Л. «Как рыжик научился петь» учебное пособие для детей дошкольного и
младшего школьного возраста. Москва «Советский композитор» 2008.
19. М.Н. Щетинин «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой» - издательство
«Метафора», Москва 2008.
20. Метлов Н.А. – «Музыка – детям». М.: Просвещение, 2009.
21. Энтин Ю. «Лучшие песни для детей». РИО Москва 2010.

Интернет- ресурсы:
1. http://ddtstep.ucoz.kz/
2. http://ikliros.com/blog/uprazhneniya-dlya-razvitiya-pevcheskogo-dykhaniya.
3. http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn14-05/1219
4. http://muzsmile.ru/?page_id=191
5. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2013/11/02/programmapoestradnomu-vokalu

20

Приложение №1
Артикуляционная гимнастика
Каждое упражнение повторяется 4 раза
⎯ Слегка покусать кончик языка
⎯ Слегка покусывая поверхность языка, высовывать его вперёд и убирать назад.
⎯ Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами закрытым ртом.
⎯ Круговыми движениями провести языком между губами и зубами при закрытом рте
сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
⎯ Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую
щёки, как бы протыкая их насквозь.
⎯ Пощёлкать языком, меняя объём рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась.
(Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие
– медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко).
⎯ Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
⎯ Втянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
⎯ Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу
обиженное выражение.
⎯ Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное
выражение.
⎯ Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.
⎯ Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их.
⎯ Прищуривать попеременно глаза (подмигивать) ⎯ Сильно наморщить переносицу
и расслабить её.
⎯ Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.

Дыхательные упражнения
«Воздушный шарик». Вдыхаем и выдыхаем ртом. Живот-это воздушный шарик, который
надувается на вдохе и сдувается на выдохе (ладонь лежит на животе). Повторить три
раза.
«Раздувание мехов». Дети кладут руки на ребра для контроля своего дыхания. Вдох-меха
раздувают, выдох-сдувают. Повторить три раза.
«Морозный узор». Дети ставят пальчик перед собой для проверки своего выдоха. Быстрый
вдох-удивление с последующей задержкой, затем сложить губы трубочкой и медленно
дуть перед собой «на морозный узор на стекле».
21

«За окошком ветер». Озвучиваем выдох со звуком «с-с-с» и во время выдоха имитируем
усиление и затихание ветра.
«Мячики». Выполнить вдох носом, рассмотреть растягивание диафрагмы, выдыхать
ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за выдох.
«Свечи». Вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х», как будто
тушим свечи (повторить 4 раза).
Артикуляционная гимнастика
использованы артикуляционные упражнения В.Емельянова
Упражнения для нижней челюсти:
Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.
Жевательные движения с сомкнутыми губами.
Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
“Заборчик” – верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.
Упражнения для губ:
“Улыбка” – растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты).
“Трубочка” – вытягивание губ вперед.
«Круги» - собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения сначала
по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы. «Шторки»
- на счёт «раз» — верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы; на счёт «два»
— губа возвращается на место. На счёт «три» — нижняя губа опускается и обнажает
нижние зубы. На счёт «четыре» — губа возвращается на место. Движения губ
напоминают движение шторок, которые поочерёдно открываются и закрываются.
Упражнения для языка:
(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):
“Болтушка” - движение языком вперед-назад. “Часики”
– движение языком вправо –влево. “Качели” –
движение языком вверх- вниз.
Круговые движения языком.
“Лошадки” - цокание языком.
“Лопатка” – широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.
“Иголочка” – узкий, напряженный язык высунут вперед.
“Желобок” – высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх,втянуть в себя щеки
и воздух.
“Чашечка” - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края языка прижаты к
коренным зубам.
Упражнение в стихах
Очень любит наш роток улыбаться ("Улыбка")
А подвижный язычок работой заниматься (Круговые движения языком между губами и
зубами)
22

Наш язык лопатку сделал раз, два ("Лопатка")
А потом забор построил. Красота! ("Заборчик")
Рядом с новеньким забором – желобок ("Желобок")
По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)
Мясорубку надо сделать не спеша. ("Мясорубка") Физкультура получилась хороша.
Скороговорки
Исполнение скороговорок, чистоговорок в различных вариантах говорения - от шепота
до громкого звучания, от медленного темпа до быстрого, от коллективного
проговаривания до распределения текста по ролям. Произносится текст активным
шепотом на крепком выдохе в ладошку Жарко жабе лежать в луже. Жаба ждет дождя
и тужит - Ох ужасная жара!
Лить дождю уже пора.
Марина любила малину
Малина манила Марину. Три
дня по малину ходила, С
собою Ирину водила.
Мышки, не мешайте кошке Ловить мошек
на окошке.
Кошка мошку лапкой – хвать! Лучше кошке
не мешать.

⎯ Хвастал храбрый краб три дня:
⎯ «Краба нет храбрей меня!»
⎯ Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.
⎯ Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
⎯ Карл у Клары украл кораллы.
⎯ А Клара у Карла украла кларнет!
⎯ Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
⎯ «Хохо-хехе-хихи-хаха, Хохо-хехе-хихи-хаха».
Приложение №2
Универсальный план работы с вокалистами
1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:
• знакомство с мелодией и словами песни;
• переписывание текста;
• ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением
музыкальных фраз кульминации песни; • регулирование вдоха и выдоха.
2. Работа над образованием звука:
• проверка усвоения текста песни;
23

• работа по закреплению мелодической основы песни;
• постановка корпуса, головы;
• рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо); •
атака звука;
• закрепление материала в изучаемой песне.
3. Работа над чистотой интонирования:
• проверка усвоения песни и мелодии в целом;
• слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным
фразам;
• исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
4. Работа над дикцией:
• музыкальные распевки;
• выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;.
5. Работа с фонограммой:
• повторение ранее усвоенного материала;
• определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
• определение темпа, динамических оттенков; • исполнение песни с учетом усвоенного
материала.
6. Работа над музыкальной памятью:
• музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
• запоминание ритмической основы аккомпанемента; • запоминание динамических
оттенков мелодии;
7. Работа над сценическим имиджем:
• закрепление ранее усвоенного материала;
• воссоздание сценического образа исполнителя песни;
• практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
8. Умение работать с микрофоном:
• технические параметры;
• восприятие собственного голоса через звукоусилительное оборудование

Приложение №2
Диагностическая карта
Показатели уровня музыкального развития обучающихся
Пение
№

Фамилия, имя
обучающегося

Овладение
певческими
навыками
н

к

Движение
Развитие
слуха и
голоса
н

к

Развитие
танцевальных
ритмических
движений
н

к

Актерское
мастерство
н

к

Итоговый
результат
н

к

24

«н» - начало учебного года, «к» - конец учебного года
Диагностика способностей обучающихся, по трехуровневой системе.
Уровни: низкий, средний, высокий.
Разделение обучающихся по возрастным группам и группам успеваемости
1 группа – с низким уровнем способностей, 2 группа
– с высоким уровнем способностей.
Вводный контроль проводится в начале учебного года – беседа, опрос, самостоятельная
работа.
Итоговый контроль. Итоговая аттестация проходит в конце учебного года – открытый урок,
концерт, конкурсные выступления.
Формы подведения итогов образовательной процесса:
⎯ открытые занятия;
⎯ отчетные итоговые концерты; ⎯ конкурсы
различного уровня.
Промежуточный контроль. Аттестация обучающихся проводится в конце учебного
полугодия в декабре месяце.
Цель промежуточной аттестации - выявление соответствия реальных результатов обучения,
воспитания, развития обучающихся ожидаемым результатам по окончании учебного
периода.

25

Календарный учебный график стартового уровня обучения (1 полугодие)
№
п/п

Название раздела, темы

1

1.

Знакомство. Установка на 2
сотрудничество.
Проверка музыкальных
данных

1. 1

Музыкальные игры.
Беседа о музыке

2.

Голосовой аппарат

2. 1

Охрана голоса

2. 2

Певческая артикуляция.
Гимнастика для губ и
языка

3

Певческая установка

3. 1

Певческое дыхание

3. 2

Упражнения на выработку
певческого дыхания

3. 3

Упражнения на развитие
дикции и артикуляции

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2

1

1

1

1

2

1

1

15

16 17

Календарный учебный график стартового уровня обучения (2 полугодие)
№
п/п

Название раздела, темы

4

Атака звука. Регистры.
Резонаторы

5

Блок художественного
развития

5. 1

Работа над репертуаром

5. 2

Работа над текстом.
Работа над смыслом
песни.

5. 3

Интонация.
Ансамблевый Строй.

5. 4

Работа над унисоном

5. 5

Работа с микрофоном

5. 6

Развитие навыков
концертного выступления.
Сценические движения

5. 7

Средства музыкальной
выразительности.
Нюансировка

6

Ансамблевый строй

7

Концертная деятельность

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

2

2

1

32

33

34

1

1

2

1

2

2

2

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

2

2

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2
1

2

1

2

2

1

2

35

36

7. 1

Показ проделанной
работы

2

7. 2

Анализ проделанной
работы.

2
28

Календарный учебный график базового уровня обучения (1 полугодие)
№
п/п
1.

Название раздела, темы
Знакомство. Установка на
сотрудничество

Проверка музыкальных данных.
1.1. Входная диагностика.
Музыкальные игры
2.

1

2

3
3. 1
4
4.1

Дикция и артикуляция

5

6

7

Значение регистров

9

10

11

12

13

14

1
1
1

1
1

Упражнения на развитие дикции
и артикуляции
Регистры

8

1

Певческая установка

Развитие вокальных навыков

4

1

2. 1 Постановка голоса
2. 2

3

1

1

1

1

15

16

17

5

Развитие диафрагмы

6

Навыки пеня в ансамбле на
два голоса (двухголосие)

1

1

2

1

1

1

1

Календарный учебный график базового уровня обучения(2 полугодие)
№
п/п

Название раздела, темы

6.1

Интонационный строй
ансамбля

6.2

Способы звуковедения

6.3

Унисон

6.4

Пение a capella

7
7.1

17

18

19

20

21

22

24

25

26

27

28

29

30

31

2

2

1
1

1
1

32

33

34

1

1

2

2

2

Работа над произведением
Подбор репертуара

23

2

1

1

2

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2
1

1

1

1

1

35

36

7.2

Анализ произведения.
Исполнение

7.3

Выравнивание баланса
звучания и минусовой
фонограммы

8

Работа с микрофоном

9

Работа над средствами
музыкальной
выразительности

10
10. 1
10. 2

Концертная деятельность
Показ проделанной работы
Анализ проделанной работы

2

1

1

1
1

2

2

1
2

2

2
1

2
2
2

30

Pow ered by TC PDF (ww w.tc pdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».