Рабочая программа Практикум по преодолению трудностей по русскому языку

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №21"

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете

Приказом МАОУ «Лицей № 21»

от “23” августа 2023 г.

от “25” августа 2023 г.

Протокол №1

№ 73

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Практикум по преодолению трудностей по русскому языку»
для обучающихся 8 классов
(основное общее образование)

ПЕРВОУРАЛЬСК, 2023

«Практикум по преодолению трудностей по русскому языку» является учебным курсом, дополняющим изучение предмета «русский язык» на уровне основного общего образования и направленным на работу с группой учащихся, требующих помощь в освоении содержания предмета и дополнительной мотивации к изучению словесности.
Предлагаемая программа коррелируется с общеобразовательной программой по русскому
языку уровня основного общего образования и не дублирует, а дополняет и расширяет ее.
Программа разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
•

Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

•

Федеральный закон от 24 сентября 2022г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в РФ»

•

Приказы Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992, от 16 ноября 2022
г. № 993, от 23 ноября 2022 г. № 1014 об утверждении Федеральных образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования

•

Федеральная образовательная программа основного общего образования (утверждена
приказом Минпросвещения РФ от 18.05. 2023 № 370)

•

Федеральная рабочая программа основного общего образования (Русский язык для 5-9
классов образовательных организаций) – М., 2022

Программа рассчитана на 34 учебных часа и реализуется по 1 часу в неделю в течение учебного года
в 8 классе.
Цель курса – повышение практической грамотности учащихся по орфографии
Задачи курса:
1. Повторить и закрепить изученные в 5 -7 классах правила орфографии
2. Закрепить навыки морфологического и словообразовательного разбора частей речи
3. Развить навыки работы со словарями
4. Сформировать умение строить тексты с соблюдением грамматических правил русского языка
В результате реализации курса учащиеся научатся:
•

находить изученные орфограммы в словах и между словами;

•

правильно писать слова с изученными орфограммами и словарные слова;

•

обосновывать выбор написания слова с учетом его морфологической и морфемной характеристики;

•

находить и исправлять орфографические ошибки;

•

расставлять знаки препинания в предложениях с причастными, деепричастными оборотами и
однородными членами предложения.
Содержание курса
Морфемика как раздел лингвистики

Морфема как минимальная значимая единица языка Основа слова Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание) Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование
гласных с нулём звука) Морфемный анализ слов
Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи
Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми гласными (в рамках изученного)
Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного)
Правописание ё — о после шипящих в корне слова Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з (-с)
Правописание ы — и после приставок
Имя существительное
Особенности словообразования
Нормы произношения имён существительных, нормы постановки ударения (в рамках изученного)
Нормы словоизменения имён существительных Морфологический анализ имён существительных
Правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами
Орфографический анализ имён существительных (в рамках изученного)
Имя прилагательное
Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные
Степени сравнения качественных имён прилагательных Словообразование имён прилагательных Морфологический анализ имён прилагательных Правописание н и нн в именах прилагательных Правописание суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных
Правописание сложных имён прилагательных
Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного)
Орфографический анализ имён прилагательных (в рамках изученного)
Имя числительное
Общее грамматическое значение имени числительного Синтаксические функции имён числительных
Разряды имён числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные), порядковые числительные

Разряды имён числительных по строению: простые, сложные, составные числительные
Словообразование имён числительных
Склонение количественных и порядковых имён числительных
Правильное образование форм имён числительных Правильное употребление собирательных
имён числительных Морфологический анализ имён числительных
Правила правописания имён числительных: написание ь в именах числительных; написание
двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний числительных
Орфографический анализ имён числительных (в рамках изученного)
Местоимение
Общее грамматическое значение местоимения Синтаксические функции местоимений Роль местоимений в речи
Разряды местоимений: личные, возвратное, вопросительные, относительные, указательные,
притяжательные, неопределённые, отрицательные, определительные местоимения
Употребление местоимений в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том
числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение
двусмысленности, неточности); притяжательные и указательные местоимения как средства связи
предложений в тексте
Правила правописания местоимений: правописание местоимений с не и ни; слитное, раздельное
и дефисное написание местоимений
Орфографический анализ местоимений (в рамках изученного)
Глагол
Переходные и непереходные глаголы Разноспрягаемые глаголы
Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола Нормы ударения в глагольных
формах (в рамках изученного) Нормы словоизменения глаголов Видо-временная соотнесённость
глагольных форм в тексте
Морфологический анализ глаголов
Использование ь как показателя грамматической формы в повелительном наклонении глагола
Орфографический анализ глаголов (в рамках изученного)
Причастие
Причастие как особая форма глагола Признаки глагола и имени прилагательного в причастии Синтаксические функции причастия, роль в речи
Причастный оборот Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом
Действительные и страдательные причастия Полные и краткие формы страдательных
причастий

Причастия настоящего и прошедшего времени Склонение причастий Правописание падежных
окончаний причастий Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий) Ударение в некоторых формах причастий
Морфологический анализ причастий
Правописание гласных в суффиксах причастий Правописание н и нн в суффиксах причастий и
отглагольных имён прилагательных Слитное и раздельное написание не с причастиями Орфографический анализ причастий (в рамках изученного) Синтаксический и пунктуационный анализ
предложений
с причастным оборотом (в рамках изученного)
Наречие
Общее грамматическое значение наречий Синтаксические свойства наречий Роль в речи
Разряды наречий по значению Простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий Нормы постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий
Словообразование наречий Морфологический анализ наречий
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное и раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е); правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание
суффиксов наречий
-о и -е после шипящих
Орфографический анализ наречий (в рамках изученного)
Предлог
Предлог как служебная часть речи Грамматические функции предлогов
Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные Разряды предлогов по строению: пред- логи простые и составные
Морфологический анализ предлогов
Союз
Союз как служебная часть речи Союз как средство связи однородных членов предложения и
частей сложного предложения, частей текста
Разряды союзов по строению: простые и составные Правописание составных союзов
Морфологический анализ союзов Правописание союзов
Частица
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные, модальные
Морфологический анализ частиц

Смысловые различия частиц не и ни Слитное и раздельное написание не с разными частями
речи (обобщение) Правописание частиц бы, ли, же с другими словами Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№

Тема

Кол. часов

Раздел 1. Основные принципы русской орфографии – 2 часа
1

Основные принципы русской орфографии. Фонетические написания в русском

1

языке. Словарные слова
2

Словообразование и орфография. Значимые части речи.

1

Раздел 2. Орфограммы в корнях слов – 3 часа
3

Орфограммы в корнях. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне

1

4-5

Орфограммы в корнях. Чередующиеся гласные в корне

2

6

Орфография в корнях. Гласные после шипящих и Ц

1

7

Орфограммы в корнях. Проверяемые и непроизносимые согласные в корне

1

Раздел 3. Орфограммы в приставках.
Правописание изменяющихся и не изменяющихся на письме приставок – 4 часа
8

Правописание приставок на -з и приставка с -

1

9-10

Правописание гласных в приставках ПРЕ И ПРИ

2

11

Правописание Ъ и Ь

1

Раздел 4. Правописание имен существительных – 3 часа
12

Правописание падежных окончаний имен существительных

1

13

Правописание сложных существительных

1

14

Практикум

1

Раздел 5. Правописание и произношение имен числительных – 1 час

№

Тема

Кол. часов

15

Числительные порядковые, количественные, дробные. Написание прилагатель-

1

ных, имеющих в составе числительное
Раздел 6. Правописание местоимений
16

Отрицательные и неопределенные местоимения – 1 час

1

Раздел 7. Правописание глаголов – 6 часов
17 -18

Личные окончания глаголов

2

19

Употребление буквы Ь в глагольных формах

1

20-21

Суффиксы глаголов

2

22

Практикум

1

Раздел 8. Правописание причастий - 5 часов
23 -24

Окончания и суффиксы причастий

2

25 - 26

Правописание Н и НН в причастиях и в отглагольных прилагательных

2

27

Практикум. Обособление причастных оборотов

1

Раздел 9. Правописание наречий - 3
28

Дефисное написание наречий

1

29

Слитное и раздельное написание наречий

1

30

Отрицательные наречия

1

Раздел 10. Правописание предлогов, союзов, частиц - 2 часа
31

Омонимичные части речи

1

32

Правописание омонимичных частей речи

1

Раздел 11. Итоговая работа – 2 часа
33,34

Работа с текстом, осложненным пропусками орфограмм и пунктограмм – 2 часа

Список литературы
1. Аксенова М. Невероятный русский – Москва: Издательство АСТ, 2023.
2. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации- М. просвещение, 2011
3. Розенталь Д.Э. Русский язык. – М.: Дрофа, 1997
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – М.: Айрис-пресс, 2007

Итоговая работа
1.Спишите, графически обозначьте орфограммы.
Ба(с/сс)ейн (не) выч..щен, ра..плетё(н/нн)ая к…са, сл…жить с 853, одет(?)ся (по)весе(н/нн)ему,
выт..реть (до)сух…, (с/з)делать (по)окончани… школы, (с/з)береж…(н/нн)ый к…нверт ; вид…т
(в)д…ли то(же), что и все; по…вился (не)жда(н/нн)… (не)гада(н/нн)о; в ра..бушевавш…ся буре,
(н…)почём (не) дог…дает(?)ся, ещё (не) выуче(н/нн)ое прав…ло, (не)был (в)течени… недел…,
вряд(ли) успе…т (во)время.
2. Выпишите из предложений слова по группам: а) предлоги; б) союзы); в) частицы; г) наречия.
1)И вот, едва первый луч ещё не взошедшего для нас солнца коснулся утёса, тут же весь горизонт
озарился багровым сиянием. 2) Мы двигались почти бесшумно и так же, как и тогда, зорко всматривались вдаль, однако ничего не смогли увидеть даже в бинокль. 3)Но вследствие непогоды мы добрались до лагеря лишь под утро. 4) Мне приходилось ночевать в стогах и в октябре, когда ночью не то
дождь, не то снег, а на рассвете трава покрывается инеем, как солью.
3. Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте пропущенные знаки препинания.
(В)доль берега озера тянет(?)ся стёжка (не)больших следов. То (в)прав.. то (в)лев.. сворачивает запута(н/нн)ая стёжка а то вдруг (не)ожида…о обрывает(?)ся. (З/с)десь зверек нырнул (под)снег
подб..раясь к норам мышей- полевок. И снов.. зверек на снегу, и повсюду аккуратн… следочки.
Так что же это за зверёк который так суетливо снуёт (по)зимнему лесу старательно обследуя упавшие листья кучки хвороста ныряет (под)корни деревьев? Этот ловкий красивый и в то(же) время
очень кров..жадный зверек – горностай.
Горн..стай это один из самых полезных хищ(?)ников. Благод..ря своим маленьким размерам а так(же)
проворству горностаи уничтожают вр..дителей сельского хозяйства (в)таких местах, куда
(не)проб..рётся н..какой другой зверь: ни еж ни лисица. Под снег ли мыши спрячут(?)ся или (в)кротовую нору залезут но (н..)где (не)спасёш(?)ся (от)горностая.*
*Подчеркнуть грамматические основы и начертить схемы предложений, обозначенных*.
4. Запишите слова, произведите их морфемный разбор, в скобках укажите их способ образования:
Издавна, сокращение, сжечь, оттолкнувшись, сказав, наряд, невиданный, согласиться, учащиеся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».