ВУД Россия - мои горизонты ООО и СОО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования ГО Первоуральск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №21"

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете от “23” августа
2023 г.
Протокол №1

УТВЕРЖДЕНА:
Директор МАОУ «Лицей №21»_____
Л.Н. Демакова
Приказ МАОУ от “25” августа 2023 г.
№73

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты» для 6–11 классов
на 2023–2024 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по профориентации «Россия
- мои горизонты» разработана в соответствии с:
-

Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»
-

Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в

Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам
воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п. 1
от 23.02.2018 года, Пр-2182 от 20.12.2020 года»
-

Федеральным государственным образовательным стандартом основного

общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от
31.05.2021 № 287 (далее - ФГОС ООО),
-

Федеральной образовательной программой основного общего образования,

утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.20223 №370 (далее ФОП ООО),
-

методическими рекомендациями Минпросвещения «О реализации проекта

«Билет в будущее», утвержденными распоряжением Р-97 от 23 сентября 2019г.
-

Примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Билет в

будущее» (основное общее и среднее общее образование), одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 29 сентября 2022г. №7/22)
Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с целью
реализации комплексной и систематической профориентационной работы для
обучающихся 6-11 классов на основе апробированных материалов
Всероссийского проекта «Билет в будущее» (далее — проект).
Внеурочная деятельность — важная часть основной образовательной программы
общего образования, в рамках которой педагогический коллектив образовательной
организации

обеспечивает

достижение

предметных,

метапредметных

и

личностных результатов за счет использования потенциала разнообразия форм
образовательной деятельности, организации содержательного взаимодействия с
предметной развивающей средой.
Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является ранняя
профориентация обучающихся 6-11 классов, позволяющая сконцентрироваться на
достижении соответствующих личностных и предметных результатов, осознанно
подойти к решению проблемы выбора индивидуальной образовательной
траектории и направления получения профессионального образования. Одним из
современных и эффективных вариантов реализации профориентационной работы
в общеобразовательной организации является участие школы во Всероссийском
проекте «Билет в будущее».
Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия
самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной
на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего,
практико-ориентированного

и

диагностико-консультативного

подходов

к

формированию готовности к профессиональному самоопределению и вовлечению
всех участников образовательного процесса.

Цели и задачи изучения курса

внеурочной деятельности
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее
- ГПС) обучающихся 6-11 классов МАОУ «Лицей №21»
Задачи:
•

построение системы содействия профессиональному самоопределению

обучающихся,

основанной

на

сочетании

мотивационно-активизирующего,

информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех участников
образовательного процесса;
•

выявление

исходного

уровня

сформированности

внутренней

(мотивационно- личностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной
грамотности) сторон готовности к профессиональному самоопределению у

обучающихся и уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся
после участия в профориентационной программе;
•

формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по

построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от
уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
•

информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе

профессионального образования (включая знакомство с перспективными и
востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики
РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
•

формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и

других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной
самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого
опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального
самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных
проб,

осознанного

конструирования

индивидуальной

образовательно-

профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций
и возможностей среды;
•

формирование ценностного отношения к труду как основному способу

достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025

года

одним

профессиональное

из

направлений

самоопределение,

считается
которое

трудовое
реализуется

воспитание

и

посредством

«воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
содействия

профессиональному

самоопределению,

приобщения

детей

к

социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии
является обязательной частью гармоничного развития каждой личности и

неотрывно

рассматривается

в

связке

с

физическим,

эмоциональным,

интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е.
интегрирована

в

учебно-воспитательный

процесс,

а,

следовательно,

профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов
в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Участие МБОУ
СШ №6 во Всероссийском проекте «Билет в будущее» позволит реализовать
ключевые задачи профориентационной деятельности и получить информационнометодическое сопровождение специалистов, ответственных за реализацию
программы (педагогов-навигаторов).
Место и роль курса внеурочной деятельности в учебном плане основной
общеобразовательной программы
Рабочая

программа

разработана

с

учетом

преемственности

профориентационных задач при переходе обучающихся 6-11 классов из класса в
класс.
Программа курса рассчитана на 34 часа (ежегодно), в рамках которых
предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер-классы,
экскурсии на производство, решения кейсов, встречи с представителями разных
профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры,
консультации педагога и психолога.

Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности с Рабочей
программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом Рабочей
программы воспитания МАОУ «Лицей №21». Это позволяет на практике
соединить обучающую и в приоритете личностных результатов реализации
программы

внеурочной

деятельности,

нашедших

конкретизацию в Рабочей программе воспитания;

своё

отражение

и

•

в возможности включения школьников в деятельность, организуемую

образовательной организацией в рамках курса внеурочной деятельности;
•

в возможности проведения единых и общих тематических занятий в

разновозрастных

группах,

организованных

для

профориентационной

деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в
Рабочей программе воспитания;
•

в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих

большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми
деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых
общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается Рабочей
программой воспитания.
Особенности работы педагога по программе курса внеурочной деятельности
Задача

педагога

состоит

в

том,

чтобы

сопровождать

процесс

профессиональной ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого через
вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных формах.
При этом результатом работы педагога в первую очередь является личностное
развитие учащегося.
Личностных результатов педагог может достичь, увлекая учащегося
совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время
занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия
содержанием ценностно значимым для обучающегося.
Примерный алгоритм проведения аудиторных занятий по программе курса
может быть такой: приветствие школьников; эмоциональная разрядка (короткие
игры, маленькая притча, размышления учащихся о предложенном высказывании
или цитате и т.п.); проблематизация темы предстоящего занятия; работа по теме
занятия;

рефлексия.

Важной

особенностью

занятий,

повышающей

их

развивающий потенциал, является их интерактивность. Планируемые результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты:

В сфере гражданского воспитания:
•

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми
школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы;

•

готовность к разнообразной совместной деятельности;

•

выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации
программы на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

В сфере патриотического воспитания:
•

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

•

ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа,

с

которыми

школьники

будут

знакомиться

в

ходе

профориентационных экскурсий на предприятиях своего региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания:

•

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;

•

готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;

•

осознание

важности

свободы

и

необходимости

брать

на

себя

ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии.
В сфере эстетического воспитания:
•

осознание важности художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения для представителей многих профессий;

•

стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе
прикладного;

•

стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне
зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой
школьник планирует заниматься в будущем.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
•

осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой
профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

•

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;

•

способность

адаптироваться

необходимостью

к

стрессовым

профессионального

ситуациям,

вызванным

самоопределения,

осмысляя

собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей
профессиональной жизнью;
•
•

умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять

собственным

эмоциональным

состоянием для

экономии

внутренних ресурсов;
•

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.

В сфере трудового воспитания:
•

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

•

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения программы
проекта;

•

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

•

готовность адаптироваться в профессиональной среде;

•

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

•

осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной
траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.

В сфере экологического воспитания:

•

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в
процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»;

•

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том
числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту
или иную профессиональную деятельность;

•

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

В сфере понимания ценности научного познания:
•

ориентация в деятельности, связанной с освоением программы на
современную

систему

научных

представлений

об

основных

закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;

•

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира,
средством

самосовершенствования

человека,

в

том

числе

в

профессиональной сфере;
•

овладение основными навыками исследовательской деятельности в
процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.

В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
•

освоение

социального

опыта,

основных

социальных

ролей,

соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах,

включая

семью,

профессиональному признаку;

группы,

сформированные

по

способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить
профессиональные пробы в разных сферах деятельности;
•

навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том
числе профессиональное;

•

умение оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;

•

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;

•

умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;

•

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски и
последствия,

формировать

опыт,

уметь

находить

позитивное

в

произошедшей ситуации.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
•

выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для
полноты представлений о ней, и находить способы для решения возникшей
проблемы;

•

использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;

•

аргументировать свою позицию, мнение;

•

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе работы с интернет-источниками;

•

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого обсуждения в группе или в паре;

•

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия, связанные с выбором будущей профессии;

•

выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или
иную специальность в новых условиях;

•

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации,

связанной

с

профессиональной

деятельностью

или

дальнейшим обучением;
•

выбирать,

анализировать,

систематизировать

и

интерпретировать

информацию различных видов и форм представления;
•

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

•

самостоятельно выбирать

оптимальную

форму

представления

информации, предназначенную для остальных участников программы.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
•

воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и
условиями общения в рамках занятий, включённых в программу;

•

выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;

•

понимать намерения других участников занятий по программе проекта
«Билет в будущее», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым,

участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои
возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения друг с другом;
•

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;

•

публично представлять результаты работы, проделанной в рамках
выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации;

•

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной
деятельности, коллективно планировать действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;

•

уметь обобщать мнения нескольких участников программы, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

•

участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы и др.);

•

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
участников.

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
•

выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;

•

ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

•

делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в
процессе профессионального самоопределения;

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
•

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей
профессии;

•

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения программы
курса, уметь находить позитивное в любой ситуации;

•

уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых
обстоятельств,

изменившихся

ситуаций,

установленных

ошибок,

возникших трудностей;
•

различать, называть и управлять собственными эмоциями;

уметь ставить

себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения участников
курса, осознанно относиться к ним.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения Программы основного общего образования
представлены

с

учётом

специфики

содержания

предметных

областей,

затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности школьников.
Русский язык:
•

формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения при
помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных
монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных
впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научнопопулярной
литературы:
повествование;

монолог-

описание,

монолог-рассуждение,

монолог-

•

участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями,
запрос информации, сообщение информации;
обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой
деятельности;
извлечение информации из различных источников, её осмысление и
оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями,
справочной литературой, в том числе информационно-справочными
системами в электронной форме;

•

создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм
построения текста: соответствие текста теме и основной мысли, цельность
и относительная законченность;

•

последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости
от цели текста, типа речи);

•

правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи
предложений в тексте, логичность.

Литература:
•

овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать
проверенные

источники

в

библиотечных

фондах,

Интернете

для

выполнения учебной задачи;
•

применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.
Иностранный язык:

•

овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со
спецификой современных профессий;

•

приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать
правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и
при работе в Интернете;

использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме.
Информатика:
•

овладение основными понятиями: информация, передача, хранение,
обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт - и их
использованием для решения учебных и практических задач;

•

умение оперировать единицами измерения информационного объёма и
скорости передачи данных;

•

сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как
профильного предмета.

География:
•

освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание роли географии в
формировании качества жизни человека и окружающей его среды на
планете Земля, в решении современных практических задач своего
населенного пункта;

•

умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами;

•

умение использовать географические знания для описания существенных
признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни;

•

сформированность мотивации к продолжению изучения географии как
профильного предмета на уровне среднего общего образования.

Физика:
•

умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и
техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости
применения достижений физики и технологий для рационального
природопользования;

•

расширенные представления о сферах профессиональной деятельности,
связанных с физикой и современными технологиями, основанными на
достижениях

физической

физикотехническую

науки,

позволяющие

знаний

как

область

сферу

рассматривать
своей

будущей

профессиональной деятельности;
•

сформированность мотивации к продолжению изучения физики как
профильного предмета на уровне среднего общего образования.

Обществознание:
•

освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми; важности семьи как
базового

социального

института;

характерных

чертах

общества;

содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные
отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для
несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том
числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы
налогового законодательства);процессах и явлениях в экономической сфере
(в области макро- и микроэкономики);

•

умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации)
деятельности

людей,

социальных

объектов,

явлений,

процессов

определённого типа в различных сферах общественной жизни, их
структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа
социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм;
умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления,
процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их
существенные признаки, элементы и основные функции;
•

овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций средств массовой информации (далее – СМИ) с соблюдением
правил информационной безопасности при работе в Интернете;

•

приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов
индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для
реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том
числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения
гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства;
для составления личного финансового плана; для выбора профессии и
оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта
публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с
темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом.

Биология:
•

владение навыками работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем,
графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа
информации и оценки её достоверности;
умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных
предметов; интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии
как профильного предмета на уровне среднего общего образования для
будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины,
экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности,
психологии, искусства, спорта.

Изобразительное искусство:
•

сформированность
материалах

в

системы

знаний

изобразительном

о

различных

искусстве;

о

художественных

различных

способах

живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах
изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных
художниках, скульпторах и архитекторах.
Основы безопасности жизнедеятельности:
•

сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе
освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания
значимости безопасного поведения;

•

овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных
ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице,
на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при
коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).
Содержание курса по профориентации

Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей
экономического развития РФ – счастье в труде) (1 час)

Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Культура труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и экономикой
страны. Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития,
профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем. Формирование
представлений о развитии и достижениях страны в следующих сферах: медицина
и здоровье; архитектура и строительство; информационные технологии;
промышленность и добыча полезных ископаемых; сельское хозяйство; транспорт
и логистика; наука и образование; безопасность; креативные технологии; сервис и
торговля; предпринимательство и финансы.
Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее»
(введение в профориентацию) (1 час)
В 6 классе: тематическое содержание занятия построено на обсуждении и
осознании трех базовых компонентов, которые необходимо учитывать при
выборе:
‒ «ХОЧУ» – ваши интересы;
‒ «МОГУ» – ваши способности;
‒ «БУДУ» – востребованность обучающегося на рынке труда в будущем.
Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением
представлений о мире профессионального труда в общем: формирование
системного

представления

о

мире

профессий

и

значимости

трудовой

деятельности, например, как различные качества или навыки могут по-разному
реализовываться в разных профессиональных направлениях. Помощь в выборе
увлечения, в котором обучающийся может реализовать свои интересы, развивать
возможности и помогать окружающим. Поиск дополнительных занятий и
увлечений.
В 7 классе: тематическое содержание занятия предполагает знакомство с
различными профессиональными средами и профессиями через проектную

деятельность. Информирование обучающихся о разнообразии сред и современных
профессий: формирование представлений о взаимосвязи деятельности различных
специалистов при достижении общего результата, решение проектных заданий с
профориентационным компонентом, работа в школьных проектных командах для
поиска и презентации проектных решений. Обучающимся предстоит предложить
проектные решения по тематическим направлениями виртуального города
профессий «Профиград»: выбрать проблему для решения, сформировать
проектную задачу, сформировать команду профессионалов из разных профессий,
предложить и презентовать решение.
В 8 классе: занятие знакомит обучающихся с разнообразием направлений
профессионального развития, возможностями прогнозирования результатов
профессионального самоопределения. На занятии раскрываются существующие
профессиональные

направления,

варианты

получения

профессионального

образования (уровни образования). Актуализация процессов профессионального
самоопределения. Информирование школьников о видах профессионального
образования (высшее образование / среднее профессиональное образование).
Помощь школьникам в соотнесении личных качеств и интересов с направлениями
профессиональной деятельности.
В 9 классе: формирование представлений о преимуществах обучения как в
организациях высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего
профессионального
возможных

образования

профессиональных

(СПО).

Актуализация

направлениях

для

представлений

учащихся.

о

Повышение

познавательного интереса к философии выбора и построению своей персональной
карьерной траектории развития. В 10 классе: в ходе занятия обучающиеся
получают информацию по

следующим направлениям профессиональной

деятельности:
‒ естественно-научное направление;
‒ инженерно-техническое направление;

‒ информационно-технологическое направление;
‒ оборонно-спортивное направление;
‒ производственно-технологическое направление;
‒ социально-гуманитарное направление; ‒
финансово-экономическое направление;
‒ творческое направление.
Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание»
вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование представления о
компетентностном профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с
инструментами и мероприятиями профессионального выбора.
В 11 классе: занятие направлен помочь выпускникам взглянуть на различные
жизненные сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после окончания
школы. Через призму разнообразия вариантов развития событий будет раскрыта и
тема

разнообразия

выбора

профессий

в

различных

профессиональных

направлениях. Формирование представления о выборе, развитии и возможных
изменениях в построении персонального карьерного пути. Формирование
позитивного

отношения

и

вовлеченности

обучающихся

в

вопросы

самоопределения. Овладение приемами 20 построения карьерных траекторий
развития. Актуализация знаний по выбору образовательной организации:
организации высшего образования (ВО, вузы) или организации среднего
профессионального образования (СПО) как первого шага формирования
персонального карьерного пути.

Тема 3.Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор
результатов (1 час) Для обучающихся, не принимающихучастие в проекте «Билет
в будущее», доступна профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль».

Профориентационная диагностика

обучающихся

на

интернет-

платформе profmin.bvbinfo.ru (для незарегистрированных участников) позволяет
определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать
дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе
профориентационной работы. Методика «Мой профиль» – диагностика
интересов, которая позволяет рекомендовать
направления

развития.

профиль

обучения

и

Методика предусматривает 3 версии: для 6-7, 8-9 и

10-11 классов. Тест реализуется в форме кейсов, время прохождения – около 15
минут. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по
полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате).
Тема 4.Профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» и разбор
результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее»
доступна профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» (обязательна
для проведения).Профориентационная диагностика обучающихся на
интернетплатформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников
проекта) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи
и сформировать 7 дальнейшую индивидуальную траекторию участия в
программе профориентационной работы.
Методика

«Мои

профсреды»

–

онлайн-диагностика

профессиональных

склонностей и направленности обучающихся. В результатах обучающийся
получает рекомендации по построению трека внутри проекта «Билет в будущее»
(«Профессиональных сред»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9 и
10- 11 классов. Методика реализуется в форме кейсов, время прохождения – около
15 минут. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по
полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате). Возможно
проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации
(доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернетплатформе
https://bvbinfo.ru/).

Тема

5.Профориентационное

занятие

«Система

образования

России»

(дополнительное образование, уровни профессионального образования, стратегии
поступления) (1 час)
В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с системой общего образования РФ и
понятием «дополнительное образование для школьников», обсуждают значение и
возможности, которые дает образование каждому человеку, учатся подбирать
дополнительное образование для решения разных задач, в том числе для
подготовки к будущему профессиональному выбору.
В 8-9 классе: обучающиеся знакомятся с понятием «профессиональное
образование» и его уровнями, учатся соотносить профессии и уровень
образования, который требуется для их освоения, узнают об условиях
поступления, длительности обучения, результатах образования в учреждениях
среднего и высшего профессионального образования.
В 10-11 классе: обучающиеся знакомятся с основными этапами подбора
профессионального образования, узнают, что такое специальность и профиль
обучения, учатся читать коды специальностей, обсуждают основные ошибки,
которые делают школьники при подборе профессионального образования.
Тема 6. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и
образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) (1
час)
Профессиональная проба как средство
самоопределения

обучающихся.

актуализации

Знакомство

с

профессионального

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для

осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника, в рамках
которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 7.Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) (на выбор:
импортозамещение,

авиастроение,

судовождение,

судостроение,

лесная

промышленность) (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее»,
рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1).
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору
профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня
технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения
активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики, и
со временем результат этой работы займет достойное место не только на
российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские
технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия
предложены следующие отрасли и тематики на выбор: импортозамещение,
авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность.
Тема 8.Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор
результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее»
доступна профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» (обязательна
для проведения).

Профориентационная

диагностика

обучающихся

на

интернет-платформе

https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет
определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать
дальнейшую

индивидуальную

траекторию

участия

в

программе

профориентационной работы.
Методика «Мои ориентиры» – онлайн-диагностика особенностей построения
образовательно-профессиональной

траектории.

В

8-11

классах

методика

направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения
обучающихся и уровня готовности к профессиональному самоопределению.
Версия

6-7

классов

включает

только

диагностику

готовности

к

профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных
ориентиров. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по
полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате). Возможно
проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации
(доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернетплатформе
https://bvbinfo.ru/).
Тема 9.Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения
страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность,
добыча и переработка сырья) (1 час)
Популяризация

и

просвещение

обучающихся

на

основе

знакомства

с

достижениями страны в сфере промышленности и производственных технологий.
Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в
области промышленной и смежных технологий. Повышение информированности
о достижениях и перспективах развития промышленности, направленное на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в области промышленности и смежных
отраслей.

Тема

10.Профориентационное

занятие

«Пробую

профессию

в

сфере

промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным
технологиям и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство
самоопределения

обучающихся.

актуализации

Знакомство

с

профессионального

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и
профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).

Тема 11.Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения
страны в области цифровых технологий» (информационные технологии,
искусственный интеллект, робототехника) (1 час)
Популяризация

и

просвещение

обучающихся

на

основе

знакомства с достижениями страны в сфере цифровых технологий. Знакомство
на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области
сквозных цифровых технологий. Повышение информированности о достижениях

и перспективах развития цифровизации, направленной на решение важнейших
задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и
современном рынке труда в области цифровой экономики и смежных отраслей.
Тема 12. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых
технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения

обучающихся.

Знакомство

с

ключевыми

отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение
онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий
(приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»:
https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях
профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной
деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере цифровых
технологий, в рамках которой обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление
полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 13.Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор:
медицина, реабилитация, генетика) (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее»,
рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2, 1 час)
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору
профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня

технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения
активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики и со
временем результат этой работы займет достойное место не только на российском,
но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это
качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены
следующие отрасли и тематики на выбор: медицина, реабилитация, генетика.
Тема 14.Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор
результатов (1 час)
Для

обучающихся-участников

проекта

«Билет

в

будущее»

доступна

профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» (обязательна для
проведения).
Комплексная методика «Мои таланты» определяет профессиональные интересы и
сильные стороны обучающихся с подсвечиванием «зон потенциала» (талантов),
рекомендуемых отраслей и профессий. Методика предусматривает версии для 67, 8-9 классов, в силу особенностей образовательных возможностей для данной
нозологии. Рекомендуем проходить диагностику в сопровождении

учителя,

родителя, тьютора для предотвращения случаев, когда у ученика возникают
сложности с платформой, непонимание слов, интерпретации результатов. Также
рекомендуется

видео-сопровождение

для

знакомства

с

результатами

и

рекомендациями для пользователя.
Для обучающихся – участников проекта «Билет в будущее» доступно
дополнительное тестирование по методикам «Мои возможности» и «Мои
способности»

(проводится

по

желанию

обучающихся).

Дополнительное

тестирование увеличивает точность и полноту рекомендаций. Тестирование
проводится в рамках дополнительных занятий или в домашних условиях. Для
тестирования рекомендуется использовать стационарные компьютеры или
ноутбуки, в случае отсутствия такой возможности допускается использование
мобильных устройств.

Тема 15. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения
страны

в

области

инженерного

дела»

(машиностроение,

транспорт,

строительство) (1 час)
Популяризация

и

просвещение

обучающихся

на

основе

знакомства

с

достижениями страны в сфере инженерного дела. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области инженерной
и

инжиниринговой

деятельности.

Повышение

информированности

о

достижениях и перспективах развития инженерного дела, направленного на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в области инженерной деятельности и
смежных отраслей.
Тема 16.Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»

по

профессиям на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство
самоопределения

обучающихся.

актуализации

Знакомство

с

профессионального

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. 28
Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в
рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.

‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема

17.Профориентационное

общественная

безопасность»

занятие

«Государственное

(федеральная

управление

государственная,

военная

и
и

правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах)
(1 час)
В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с основными функциями государства и
государственными органами, которые ответственны за реализацию этих функций;
знакомятся с понятием «военнослужащий», видами войск РФ и примерами
профессий, имеющих отношение к военному делу; узнают о возможностях и
ограничениях работы в госструктурах, в частности, об особенностях военной
службы: наличие рисков для жизни и здоровья, льгот при поступлении в учебные
заведения, возможностей предоставления служебного жилья и др.
В 8-9 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и
обязанностях государства в отношении своих граждан, а также о государственных
органах, которые ответственны за реализацию этих функций; знакомятся с
понятием «правоохранительные органы» и с основными профессиями в сфере,
соотнося различные ведомства с занятыми в них сотрудниками; актуализируют
знания о возможностях и ограничениях работы в госструктурах, в частности, об
особенностях работы в правоохранительных органах.
В 10-11 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и
обязанностях государства в отношении своих граждан, а также о государственных
органах, которые ответственны за реализацию этих функций; обучающиеся
узнают об основных рабочих задачах гражданских государственных служащих в
различных органах государственного управления, узнают о релевантном
образовании для управленческих позиций в госструктурах и особенностях
трудоустройства в органы государственного управления; актуализируют знания о
возможностях и ограничениях работы в государственных структурах.

Тема 18.Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и
безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и
др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство
самоопределения

обучающихся.

актуализации

Знакомство

с

профессионального

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии в сфере управления и безопасности, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 19. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее – моя страна»
(1 час)
Разбор и обсуждение полученного опыта в рамках серии профориентационных
занятий. Постановка образовательных и карьерных целей. Формирование планов
образовательных шагов и формулирование карьерной траектории развития.
Развитие

проектного

осмысление

мышления,

значимости

рефлексивного

собственных

усилий

сознания
для

обучающихся,

достижения

успеха,

совершенствование субъектной позиции, развитие социально-психологических
качеств личности.

Тема

20.Профориентационное

занятие

«Россия

плодородная:

узнаю

о

достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный
комплекс) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и
сельского хозяйства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с
экспертами и специалистами в области сельского хозяйства и смежных
технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах
развития АПК, направленного на решение важнейших задач развития общества и
страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области
экономики сельского хозяйства и смежных отраслей.
Тема 21.Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство
самоопределения

обучающихся.

актуализации

Знакомство

с

профессионального

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в аграрной сфере, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.

‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).

Тема 22.Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения
страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения,
фармацевтика и биотехнологии) (1 час)
Популяризация

и

просвещение

обучающихся

на

основе

знакомства

с

достижениями страны в сфере медицины и здравоохранения. Знакомство на
основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области
современной медицины и смежных технологий. Повышение информированности
о достижениях и перспективах развития здравоохранения, направленного на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в области медицины и смежных отраслей.
Тема 23.Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство
самоопределения

обучающихся.

актуализации

Знакомство

с

профессионального

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.

‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 24. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на
благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) (1 час)
Популяризация

и

просвещение

обучающихся

на

основе

знакомства

с

достижениями страны в сфере социального развития, туризма и гостеприимства.
Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в
области социально-экономического развития. Повышение информированности о
достижениях и перспективах развития социальной сферы, направленной на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в области социальной сферы и смежных
отраслей.
Тема 25.Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных
мероприятий и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство
самоопределения

обучающихся.

актуализации

Знакомство

с

профессионального

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная

проба в социальной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 26. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие
профессии» (сфера культуры и искусства) (1 час)
Популяризация

и

просвещение

обучающихся

на

основе

знакомства

с

достижениями страны в сфере культуры и искусства. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области креативной
экономике и творческих индустрий. Повышение информированности о
достижениях и перспективах развития креативного сектора экономики,
направленных на решение важнейших задач развития общества и страны.
Информирование о творческих профессиях, современном рынке труда в данной
области и смежных отраслей.
Тема 27.Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство
самоопределения

обучающихся.

актуализации

Знакомство

с

профессионального

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач

с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование

представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии в сфере творчества, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и
профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 28.Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1)
(учитель, актер, эколог) (1 час)
Формирование

познавательного

интереса

у

обучающихся

к

вопросам

профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для
молодежимедийными личностями – популярными блогерами, артистами,
ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате
реалитишоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор):
учитель, актер, эколог.
Тема 29.Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2)
(пожарный, ветеринар, повар) (1 час)
Формирование

познавательного

интереса

у

обучающихся

к

вопросам

профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для
молодежимедийными личностями – популярными блогерами, артистами,
ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате
реалитишоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор):
пожарный,

ветеринар, повар.

Тема 30. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) (1
час).
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью
с

реальными

представителями

профессий

–

героями

первого

профориентационного сериала для школьников. Формирование познавательного
интереса к вопросам профориентации на основе знакомства с личной историей
труда и успеха героев сериала, мотивация и практическая значимость на основе
жизненных историй. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер:
медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и
искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 1-4 серии
(на выбор), посвященные следующим профессиям:
1

серия:

начальник

конструкторского

отдела

компании

«ОДК-

Авиадвигатели», владелец семейной фермы «Российские альпаки», шеф-повар
ресторана «Peshi».
2

серия: мастер-пожарный специализированной пожарно-спасательной части

по тушению крупных пожаров, второй пилот авиакомпании «Аэрофлот –
Российские

авиалинии»,

полицейский-кинолог

Отдельного

батальона

патрульнопостовой службы полиции на метрополитене.
3

серия: инженер-технолог отдела анализа эффективности и сборки

автомобилей компании «Камаз», архитектор и руководитель «Архитектурного
бюро Маликова», нейробиолог, начальник лаборатории нейронаук Курчатовского
комплекса

НБИКС-природоподобных

технологий

(НИЦ

«Курчатовский

институт»).

4

серия:

мастер

участка

скульптор, руководитель

компании «ОДК-Авиадвигатели»,

Курчатовского

комплекса синхротронно-

нейтринных исследований (НИЦ «Курчатовский институт»).

Тема 31.Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) (1 час).
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью
с

реальными

представителями

профессий

–

героями

первого

профориентационного сериала для школьников. Каждая серия знакомит
обучающихся с личной историей труда и успеха, мотивирует и несет в себе
практическую значимость. Каждая серия знакомит с представителями разных
сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства,
наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 58 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям:
5

серия: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной

медицины, реабилитолог.
6

серия: врач-педиатр Псковской областной инфекционной больницы,

основательница концепт-стора «Палаты», основатель дома-музея «Этнодом».
7

серия: сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в компании

«ЛобаевАрмс», учитель физики, замдиректора школы «Экотех +».
8

серия: краевед, технолог, начальник бюро окончательной сборки изделий

машиностроительного

завода «Тонар»,

травматолог-ортопед,

клинический

ординатор.
Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
(1 час)
Темы 29-33 – серия профориентационных занятий в формате марафона по
профессиональным пробам: решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью
цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе
проекта «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/), направленных на погружение
обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением
профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред.

Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии),
в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 33.Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с
решением

профессиональных

задач

специалистов

из

различных

профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в цифровой
сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность
этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 34.Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна» (1 час)
Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта
по профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями экономики,
профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся личностного
смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной
деятельности. Формирование представления о собственных интересах и

возможностях, образа «Я» в будущем. Построение дальнейших шагов в области
профессионального самоопределения.

Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности
«Россия — мои горизонты» 2023/2024 уч. год
№

Дата

Классы-участникиПрофминимума
(незарегистрированныевпроекте«Билетвбудущее»)

Классы - участники
Профминимума(зарегистрированныевпроекте«Билетв
будущее»)

Колвочас
ов

Сентябрь
1

7сентября
2023г.

Тема1.Вводныйурок«МояРоссия—
моигоризонты»(обзоротраслейэкономическогоразвитияРФ— счастьевтруде)

1

2

14сентября
2023г.

Тема2.Тематическийпрофориентационныйурок«Откройсвоёбудущее»(введениевпро
фориентацию)

1

3

21сентября
2023г.

4

28сентября
2023г.

Тема3.Профориентационнаядиагностика№1

Тема3.Профориентационнаядиагностика№1

«Мой профиль»и разбор результатов

«Мои профсреды» и разбор результатов

Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования
России»(дополнительноеобразование,уровнипрофессиональногообразования,стратегиипоступления)

Октябрь

1

1

5

5октября
2023г.

Тема 5.Профориентационноезанятие«Пробую профессию в сфере науки и образования»(
1

пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессииучителя,приуроченная к Году педагога и
наставника)
Тема6.Профориентационноезанятие«Россия в
6

12октября
2023г.

деле»(часть1)
(на выбор: импортозамещение, авиастроение,

Тема6.Профориентационнаядиагностика№2 «Мои
ориентиры» и разбор результатов

1

судовождение, судостроение, лесная
промышленность)

7

19октября
2023г.

Тема7.Профориентационноезанятие«Россияпромышленная:узнаю достижения страны в сфере
Промышленности производства»

1

(тяжелая промышленность ,добыча и переработка сырья)

8

26октября
2023г.

Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности»
(моделирующаяонлайн-пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:металлург,
специалист по аддитивным технологиям и др.)

1

Ноябрь

9

2ноября
2023г.

Тема9.Профориентационноезанятие«Россияцифровая:узнаюдостижениястранывобластицифровыхтехнологий»
(информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника)

1

10

9ноября
2023г.

Тема10.Профориентационноезанятие
«Пробую профессии в области цифровых технологий»(

1

)

11

16ноября
2023г.

Тема11.Профориентационноезанятие«Россия в деле»
(часть2)

Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои
таланты» и разбор результатов

1

(на выбор: медицина ,реабилитация ,генетика)

12

13

23ноября
2023г.
30ноября
2023г.

Тема12.Профориентационноезанятие«Россияинженерная:узнаю достижения страны в области инженерного
дела»
(машиностроение, транспорт, строительство)
Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной
сфере»(моделирующаяонлайн-пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:инженер-

1

1

конструктор,электромонтеридр.)
Декабрь

14

7декабря
2023г.

Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная
безопасность»(федеральнаягосударственная,военнаяиправоохранительнаяслужбы,особенностиработыипр
офессиивэтихслужбах)

1

15

14декабря
2023г.

Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и
безопасности»(моделирующаяонлайн-

1

пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:специалистпокибербезопасности,юристидр.
)
16

21декабря
2023г.

Тема16.Профориентационноезанятие-рефлексия «Моё будущее—моя страна»

1

Январь

17

11января
2024г.

Тема 17.Профориентационное занятие «Россия плодородная :узнаю о достижениях агропромышленного комплекса
страны»

1

(агропромышленныйкомплекс)

18

18января
2024г.

Тема18.Профориентационноезанятие

«Пробуюпрофессиюваграрнойсфере»(моделирующаяонлайнпробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:агроно
зоотехникидр.)

19

25января
2024г.

Тема19.Профориентационноезанятие«Россияздоровая:узнаюдостижениястранывобластимедициныиздравоохран ения»
(сфераздравоохранения,фармацевтикаибиотехнологии)

Февраль

20

1февраля
2024г.

Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
медицины»(моделирующаяонлайн-пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:врач
телемедицины, биотехнолог и др.)

21 8февраля
2024г.

22

Тема21.Профориентационноезанятие«Россиядобрая:узнаюопрофессияхнаблагообщества»(сферасоц
иальногоразвития,туризмаигостеприимства)

15февраля
2024г.

Тема22.Профориентационноезанятие«Пробую профессию на благо общества»
(моделирующаяонлайнпробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:менеджерпотуризму,организаторблаготвори
тельныхмероприятийидр.)

23 22февраля
2024г.

24

29февраля
2024г.

Тема23.Профориентационноезанятие«Россиякреативная:узнаютворческиепрофессии»(сферак ультурыиискусства)

Тема24.Профориентационноезанятие «Пробую творческую профессию»
(моделирующаяонлайн-

1

пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:дизайнер,продюсеридр.)
Март
25

7марта
2024г.

Тема25.Профориентационноезанятие «Один день в профессии» (часть1) (учитель, актер,
эколог)

1

26

14марта
2024г.

Тема26.Профориентационноезанятие«Одинденьвпрофессии»(часть2)(пожарный,вете
ринар,повар)

1

27

21марта
2024г.

Тема27.Профориентационныйсериалпроекта «Билет в будущее» (часть1)

1

28

28марта
2024г.

Тема28.Профориентационныйсериалпроекта «Билет в будущее» (часть2)

1

Апрель
29

30

31

32

4апреля
2024г.

Тема29.Профориентационноезанятие
«Пробуюпрофессиювинженернойсфере»(моделирующаяонлайнпробанаплатформепроекта
«Билет в будущее»)

11апреля
2024г.

Тема30.Профориентационноезанятие «Пробую профессию в цифровой сфере»

18апреля
2024г.

Тема31.Профориентационноезанятие «Пробую профессию в сфере промышленности»

25апреля
2024г.

1

1

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта«Билет в будущее»)
1

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта«Билет в будущее»)
Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины»

1

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта«Билет в будущее»)
Май

33

2мая

Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере»

2024г.

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

1

34

16мая
2024г.

Тема34.Профориентационноезанятие«Моё будущее—моя страна»

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».