Образовательная программа дополнительного образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №21»

Принята на заседании
совета «Лицей №21»
«30» августа 2023г Протокол № 1

Утверждаю: Директор МАОУ педагогического
________________Л.Н. Демакова
Приказ №62/3 От 30.08 2023г

Согласована Советом
учащихся МАОУ «Лицей №21»
(протокол от 30.08.2023 № 1)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ЛИЦЕЙ №21»

Городской округ Первоуральск , 2023
1

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Пояснительная записка
3
Цели и задачи дополнительного образования
5
Концептуальная основа дополнительного образования
6
Содержание дополнительного образования
8
Условия реализации дополнительного образования
11
Планируемые результаты освоения программы
14
Учебный план МАОУ «Лицей №21» по реализации образовательной программы дополнительного образования на 2023 – 2024 учебный год
16

2

Пояснительная записка
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Реализация дополнительного образования обучающихся МАОУ «Лицей №21» (далее
- Лицей) по общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих
нормативно-правовых документов:
1.
статьи 671 Конституции Российской Федерации, согласно которой важнейшим
приоритетом государственной политики Российской Федерации являются дети;
2.
Федерального закона РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 г.
3.
Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19
декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
4.
Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
5.
Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования",
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря
2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации
"Развитие образования"; http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/12/TSelevaya-modelrazvitiya-reg-sistemDOD.pdf6. Федерального проекта «Успех каждого ребенка» - Приложение к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 07 декабря 2018 г. № 3
7. Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года».
8.Распоряжения Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р "Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 г."
9. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
10. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5
мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11. Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность , электронного обучения - Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N
816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
3

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
12. Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»
13. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р.
Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
духовно - нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию
их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального
развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению.
Дополнительное образование в лицее создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающихся
средах. Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.
Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на:
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях
физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся.

4

Цели и задачи дополнительного образования
Цель дополнительного образования детей являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования
программ, имеющих художественную, физкультурно-спортивную, естественнонаучную, социально-педагогическую, техническую направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей их умений и навыков.
Реализуемые дополнительные общеобразовательные программы ориентированы
на самореализацию и профессиональную ориентацию обучающихся, независимо от
уровня развития, состояния здоровья, сформированности интересов, мотивации к обучению и уровня материального состояния семьи.
Основными задачами учебного плана дополнительного образования лицея являются:
обеспечение гарантий прав обучающихся на дополнительное образование;
создание условий для формирования единого образовательного пространства;
раскрытие личностных особенностей учащегося в благоприятном эмоциональном климате разновозрастных классов;
освоение учащимися дополнительных образовательных программ с учетом
природных, национальных, исторических, культурных и иных особенностей
автономного округа и района;
создание возможностей для развития способностей каждого ребенка с учетом
интересов и психологических особенностей разных категорий, обучающихся;
создание условий для выявления и развития детской одаренности и адресной
поддержки детей в соответствии с их способностями, использование инновационных технологий для поддержки одаренных детей;
развитие мотивации личности к творчеству, формирование общей культуры,
профессионального самоопределения, успешной адаптации к жизни в обществе.
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное
интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья учащихся с ОВЗ;
усиление деятельностного подхода и практической ориентации в образовании
посредством формирования ключевых компетенций: коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной, учебно-познавательной, личностной.
Использование современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие технологии,
технология дифференцированного и индивидуального подхода,
информационно-коммуникационные технологии,
методы и приемы развития креативного мышления,
игровые технологии,
проект - технологии,
5

система инновационной оценки «Портфолио»,
педагогика сотрудничества.

Концептуальная основа дополнительного образования лицея
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в Лицея заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает обеспечивать непрерывность образования, развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного
образования.
Деятельность лицея по дополнительному образованию детей строится на следующих
принципах:
- природо - сообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее,
чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо
найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть,
выращивать то, чего пока нет;
- гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные виды
деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка;
- демократии: совместная работа лицея, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребенку максимально
благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития,
удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;
- творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение
песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество обучающегося (или
коллектива обучающихся) и педагогов;
- свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода выбора
объединений по интересам - не неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для обучающихся
любого возраста;
- дифференциация образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося: существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных
объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
Функции дополнительного образования:
- образовательная – обучение ребенка по дополнительным общеобразовательным программам, получение им новых знаний;
- воспитательная – обогащение культурного слоя Учреждения, формирование в гимназии культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации
(из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
- рекреационная- организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
- интеграционная – создание единого образовательного пространства лицея;
6

- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально
значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах
творческой деятельности;
- социализация – освоение ребенком эмоционального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для
жизни; - самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его
интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Содержание дополнительного образования
Дополнительное образования обучающихся Лицея реализуется через техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную, туристскокраеведческую и социально-педагогическую направленности.
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ технической
направленности созданы условия для вовлечения детей в создание искусственно-технических и виртуальных объектов, построенных по законам природы, в приобретение навыков в области обработки материалов, содействовать формированию у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления
Целью технической направленности дополнительного образования является
развитие интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления
к познанию, учению и выбору профессии, обогащение личности, содействие приобретению практических умений, творческих способностей талантливой молодёжи.
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности содействуем эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам, а также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации; созданы условия для вовлечения
детей в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества.
Целью художественной направленности является: нравственное и художественно эстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования. В
ходе достижения этой цели задачами объединений являются:
- развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов чувства радости
и удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих способностей;
- развитие эстетического восприятия произведений музыкальной культуры, произведений искусства, природы;

7

- способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения
профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе; - формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков.
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ в области
физической культуры и спорта созданы условия для вовлечения детей, в том числе
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в мероприятия,
содержащие элементы различных видов спорта, развивать командные, индивидуальные и игровые виды деятельности, способствующие физическому, духовному, интеллектуальному, здоровьесберегающему и патриотическому воспитанию детей.
Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся,
формирование потребности здорового образа жизни. Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
-создание условий для развития физической активности с соблюдением гигиенических норм и правил;
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу;
- организация межличностного взаимодействия на принципах успеха.
Целью гражданско-патриотической направленности является формирование
у учащихся гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей через деятельность. Задачи:
-усвоение комплекса краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного
края в процессе внеучебной деятельности;
-создание условий в образовательном пространстве для проявления и развития ключевых компетентностей учащихся;
-формирование потребности в активной жизненной позиции по сохранению и
преобразованию родного края;
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ социальногуманитарной направленности созданы условия для вовлечения детей в практику
глобального, регионального и локального развития общества, развития культуры
межнационального общения, лидерских качеств, финансовой, правовой и медиаграмотности, предпринимательской деятельности, в том числе с применением игровых
форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде, формирования у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным,
физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека.
Содержание образовательных программ соответствует:
достижениям мировой культуры, российским традициям;
определенному уровню образования;
направленностям дополнительных общеразвивающих программ;
современным образовательным технологиям, которые отражены:
- в принципах обучения;
- в формах и методах обучения;
8

- в методах контроля и управления образовательной деятельностью; - в средствах обучения.
Используемые методы организации образовательной деятельности в системе
дополнительного образования Лицея:
практические (упражнения, самостоятельные задания)
наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения)
демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических учреждений)
дидактические (использование обучающих пособий)
иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной
и периодической печати)
словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение)
игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников)
ассоциативные (основаны на ассоциациях – высших корковых функций головного мозга)
технологические (использование различных педагогических технологий в организации работы с детьми)
репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на воспроизводящей функции памяти). Используются при повторении, закреплении.
Объяснительно-иллюстративные (объяснение, описание на иллюстративном
фактическом материале)
проблемные (проблемная ситуация, научный поиск)
частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения, постановка отдельных проблемных вопросов)
исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские задания)
Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные
Виды занятий:
Игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.)
Конкурс, Фестиваль, Соревнование, Экскурсия, Концерт, Выставка, Викторина
и т.д.
Практическая лаборатория по биологии в рамках реализации программы «Билет в будущее»
В практикуме присутствуют опыты, позволяющие изучать возрастные особенности различных органов и систем организма, а также их функций не в статике, а в динамике, для чего в
работы введены специальные функциональные нагрузки. Курс позволяет ориентироваться на
интересы учащихся и помогает решать важные учебно-воспитательные задачи и подготовку к
основному государственному экзамену по биологии.
Цель: развитие познавательного интереса учащихся к биологии, медицине; развитие мышления, речи посредством решения экспериментальных задач по физиологии и анатомии человека; углубление теоретических знаний. Задачи: 1. Выработка навыков физиологического эксперимента; 2. Развитие интереса к предмету; 3. Формирование умения выявлять взаимосвязь
и взаимообусловленность отдельных систем организма; 4.
Формирование навыков здорового образа жизни; 5.

9

Условия реализации образовательной программы дополнительного образования
Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, материально-технического, программнометодического, психологического характера.
Организационно-педагогические условия направлены на развитие системы дополнительного образования детей в Лицее и способствуют созданию единого воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно анализируется социокультурная ситуация,
учитываются интересы и потребности детей и их родителей (законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности Лицея, его приоритетные
направления работы, основные задачи, которые оно призвано решать, а также сложившиеся
традиции, материально-технические и кадровые возможности.
Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования детей.
Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в возрасте от
6,6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 – 45 минут.
Занятия проходят в следующих формах организации образовательного процесса (в зависимости от содержания программы): индивидуальные, групповые, массовые. Виды занятий
по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной работы, концерты,
выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ.
Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием программы.
Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся (родителей (законных представителей)).
Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и учебным планом
дополнительного образования.
При реализации дополнительных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии.
В МАОУ «Лицей №21» созданы необходимые условия для организации дополнительного образования:

Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками, классными руководителями, совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, общекультурных).
Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки, и, в частности, в рамках дополнительного образования детей, способствующей творческому и
профессиональному росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования Учреждения информируются все участники образовательных отношений.
Материально-технические условия обеспечивают: возможность достижения обучающимися определенных результатов;
соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований пожарной
и
электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников.
10

Кабинеты Учреждения оборудованы интерактивными досками, экранами, обеспечивающими информационную среду для эксперимента и наглядной деятельности,
имеющие выход в сеть «Интернет».
Для занятий по художественной направленности имеется кабинет музыки, актовый зал
Кабинет музыки обеспечен следующим оборудованием: музыкальный центр, синтезатор, музыкальные инструменты, компьютер с выходом в сеть «Интернет».
Спортивный зал включает набор спортивного инвентаря: мячи волейбольные,
мячи баскетбольные, скакалки, сетка волейбольная, маты, канат, скамейки, а также
спортивные комплексы для лазания, подтягивания.
Актовый зал имеет оборудование для проведения массовых мероприятий:
микрофоны, колонки, ноутбук.
Содержание образования определяется рабочими программами дополнительного образования детей, которые направлены на:
создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;
интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
Деятельность объединений дополнительного образования осуществляется на основании образовательной программы дополнительного образования Лицея, учебного
плана, общеобразовательных программ, рассмотренных на заседании Педагогического совета и утвержденных директором Лицея.
Образовательная программа дополнительного образования- это комплекс основных характеристик образования, организационно- педагогических условий Лицея.
Учебный план дополнительного образования осуществляется Лицеем ежегодно и фиксирует объем учебной нагрузки обучающихся; определяет перечень программ согласно направленностям.
Педагоги при составлении могут пользоваться авторскими, примерными (рекомендованными Министерством образования и науки РФ) программами, самостоятельно разработанными, либо программами других учреждений дополнительного образования.
Общеразвивающие программы дополнительного образования содержат пояснительную записку, в которой отражены общие характеристики программы, цели и задачи, содержание курса и тематическое планирование, методическое обеспечение,
список литературы. В программах дополнительного образования предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе. Это могут быть спектакли, конкурсные программы, тематические вечера, олимпиады, викторины, фестивали и др.
На занятиях педагоги используют современные образовательные технологии,
которые отражены в принципах: индивидуальности, доступности, преемственности,
результативности.
В соответствии с рабочей программой педагог использует различные формы
образовательной деятельности: аудиторные занятия, беседы и практические занятия,
семинары, репетиции концертных номеров, театральных постановок, организацию
выставок, тренировки.
11

Деятельность детей осуществляется в одновозрастных
и разновозрастных объединениях дополнительного образования по интересам.
Расписание занятий в объединениях составляется по полугодиям заместителем
директора по воспитательной работе по представлению педагогических работников с
учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся.
Перенос занятий и изменение расписания производится только с согласия администрации и оформляется документально.

12

Планируемые результаты освоения программы
Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых установок освоения всех
элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу программы, письменную формулировку предполагаемых достижений обучающегося, которые он сможет продемонстрировать. При проектировании и реализации дополнительных программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные и личностные
результаты.
Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов
универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностными (потребность в самореализации,
саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний,
которая формируется через усвоение учебного материала, и систему формируемых
действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать теоретические знания по программе и
практические умения, предусмотренные программой.
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в дополнительном образовании, а также возможности диагностировать мотивацию
достижений личности.
Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по дополнительным общеразвивающим программам не предусматривает проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация может проводиться в формах, определенных
учебным планом (выставки, фестиваль достижений, концерт и т.д.) Реализация дополнительной общеразвивающей программы МАОУ «Лицей №21» позволит достичь следующих результатов:
Нормативно-правовое обеспечение:
–
сохранить государственные гарантии доступности дополнительного образования детей; – совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию дополнительного образования.
Ресурсное обеспечение:
–
создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования детей;
13

- улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образования детей;
- создать условия для поддержки профессионального развития педагогических кадров;
- создать условия, стимулирующие развитие разных видов направленности дополнительных общеразвивающих программ.
3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей:
- организовать дополнительное образование в соответствии с социальным заказом; содействовать развитию инновационного движения в дополнительном образовании
детей;
- внедрять интегрированные программы дополнительного образования, направленные
на социально-педагогическую поддержку детей.

14

Учебный план дополнительного образования на 2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Нормативно-правовые основания.
Учебный план дополнительного образования МАОУ «Лицей №21» » составлен на основе нормативно-правовых документов:
·
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации»
·
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»
·
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки»
·
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
·
Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2025 года, раздел
III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36).
·
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2019г. N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2020 - 2025 годы"
·
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. №1726-р)
·
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки
РФ от 29 августа 2013 г. N 1008)
·
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р)
·
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Первоуральского городского округа МАОУ «Лицей №21»» на 2018-2023 гг
·
Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения.
2. Общие положения.
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на
организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их
адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. (Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ, Глава 10, Статья 75)
В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит
за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных
практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных
сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование
осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть
основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как
субъекта культуры и деятельности.
Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным
15

стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру,
труд и исследовательскую активность.
Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов:
·
участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;
·
возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);
·
право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов
и организаций; неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;
·
вариативный характер оценки образовательных результатов; тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;
·
возможность на практике применить полученные знания и навыки;
·
разновозрастный характер объединений;
·
возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.
Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:
·
нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом
деятельности;
·
возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;
·
благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских
(подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе развития волонтерства
и социального предпринимательства. (Концепция развития дополнительного образования)
Согласно Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г. одной из приоритетных задач деятельности педагогического коллектива лицея №21 является поддержка общественных объединений в сфере воспитания:
·
улучшение условий для эффективного взаимодействия детских общественных объединений и объединений дополнительного образования в целях содействия реализации и
развития лидерского и творческого потенциала детей;
·
поддержка ученического самоуправления и повышение роли обучающихся в управлении образовательным процессом;
·
привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих,
культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском
движении.
Дополнительное образование МАОУ «Лицей №21» основывается на принципах воспитания системной мировоззренческой культуры:
·
гармонизация отношений с окружающим миром (сверстники, родители, город,
«сам») через изучение родного края, уральского уклада жизни, реальный труд, к себе через перспективное видение своего места в жизни, возможности реализовать себя в родном
городе;
·
создание широкого общекультурного и эмоционально окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания.
Система дополнительного образования МАОУ «Лицей №21» предполагает:
16

·
постоянное расширение видов творческой и социальной деятельности для наиболее
полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся;
·
тесную связь с учебной деятельностью;
·
выявление и сопровождение одаренных детей;
·
активное вовлечение в неё не только благополучных детей, но и учащихся «группы
риска»;
·
расширение взаимодействия с родительской общественностью, социальными партнерами.
3.Целью работы дополнительного образования на 2023-2024 учебный год является
привлечение максимального количества обучающихся в кружки и секции для развития их
творческих способностей, склонностей и интересов, трудового и физического воспитания,
обеспечения их занятости и социально значимого досуга.
Задачи:
1. Обеспечение необходимых условий для создания ситуации успеха каждому ребенку;
2. формирование общей культуры;
3. адаптация к жизни в обществе;
4. организация содержательного досуга.
4.Организация работы объединений дополнительного образования.
Продолжительности освоения программ, как правило, от 3 до 9 часов. Учебный план
представлен почасовым распределением учебных программ, сгруппированных по направленностям, которые ведут учителя Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Лицей №21» отражает возраст обучающихся, количество часов в неделю, общее количество часов.
Учебный план на 2023-2024 учебный год составлен в целях развития мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и
услуг в интересах личности, общества, а также развития единого пространства дополнительного образования в общеобразовательном учреждении. Основной целью данного плана
является гармоничное развитие личности учащегося на основе свободного выбора образовательной области и образовательных программ.
Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учетом загруженности кабинетов, пожеланий родителей и детей.
Прием детей в творческие объединения осуществляется по желанию обучающихся.
По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы, в творческих
объединениях проводятся отчетные концерты, открытые занятия, конкурсы, соревнования, праздники и другие мероприятия. Формы и сроки их проведения определяет педагог
по согласованию с администрацией.
Учебно-тематический план каждой образовательной программы по дополнительному
образованию включает в себя: перечень разделов и тем занятий, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды деятельности, пояснительную записку.
В МАОУ «Лицей №21» дополнительное образование на бюджетной основе реализуется
по различным направленностям (согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, приказ
Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008):

17

№

1.

Направленности программ

Названия объединения и форма организации

Художественная

Кружок Ритмика (1-6 класс.)
Кружок Изостудия “Палитра” (5-8 класс.),
Театральная студия «Зазеркалье»(5-9кл)

2.

Физкультурно-спортивная

5.

Естественно - научная

4.

Техническая

5.

Социально- гуманитарная

Секция «Мини – футбол»(1-10),
Кружок «Подвижные игры»( 1-2 кл)
Секция «Легкая атлетика» ( 3-10 кл)
Секция «Волейбол»(5-11 кл)
Кружок «Пионербол»(1-4)
Кружок «Шахматы и математика»(5-10кл)
Кружок «Основы первой помощи»9(-10 кл)
Кружок «Компьютерная графика»(5-9кл)
Школьная научно- технологическая студия(7-9 кл)
Инженерная графика(7-8 кл)
Кружок «VarVin»
Кружок «Сетевое системное администрирование»
Кружок WEB-дизайн(7-8 кл)
Кружок «Технические проекты»(7-11 кл)
Кружок «Олимпиадная физика»(8 кл)
Кружок STEM(5-7 кл)
Кружок «Робототехника»(3-6 кл)
Кружок «Программирование на языке Ардуино»(
7 кл)
Кружок «Код будущего»(8-9 кл)
Кружок «Код успеха»(5-6 ,10-11 кл)
Мастерская речи «Голос»
Школа Блогинга( 5-9 кл)
Военно-патриотический клуб «Легион-21»(6-9 кл)

18

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительного образования детей
МАОУ «Лицей №21» На 2023-2024учебный год.
Наименования кружков и секций
1 ч/гр

1

2
3

4

5

ГОД ОБУЧЕНИЯ
2
3
4
5
6
ч/гр ч/гр ч/гр
ч/гр
ч/гр
ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНАЯ НАПРВЛЕННОСТЬ
Секция «Мини- футбол»
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень
Кружок «Пионербол»
Кружок «Подвижные игры»

4/1
3/1
3/1

Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень
Секция «Легкая атлетика»
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень
Секция «Волейбол»

1/3

Количество
часов
17
4
7
6

4/1
3/1

1\4

4
7
1/4

7

8
4/1
4/1

4
4

8

Стартовый уровень

4/1

4

Базовый уровень

4/1

4

Продвинутый уровень
6
7

Кружок «Ритмика»
«Театральная студия
«Зазеркалье»
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень
Индивидуальные занятия по программе
Театральная студия
«Зазеркалье»

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
1/3
1/4
1/4
1/4
5/1

20
17

6/1
4/1

6
4

5/1

5

19

8

Сводные занятия
Изостудия «Палитра»
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень

9
10

11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21

Кружок «Инженерная графика»
Кружок «Основы
Компьютерной графики»
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень
Кружок «STEM»
Школьная технологическая студия(НТО)
Кружок «Олимпиадная физика»
Кружок «VarVin»
Кружок «WEB-дизайн»
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень
Кружок «Сетевое
системное администрирование»
Кружок «Основы искусственного интеллекта»
Кружок «Код будущего»
Кружок «Технические проекты»
Программирование
на языке Ардуино
Кружок «Робототехника»
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень

2/1

2/1

2
3

1/1

3

ТЕХНИЧЕСКАЯ НАПАРВЛЕННОСТЬ
2/1
2/1

4
6

1/1
2/1
2/1

1/1

2/1
2/1

2/1
2/1

2
2
2
2/1

6
4

2/1

2

2/1

2
3

1/1

2/1

3

2/1

2/1

4

1/2

1/2

4

2/1

2/1

8

3/1

3/1

6

1/2

2
6

2/1
2/1
2/1

2
2
2
20

22
23
24

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Кружок «Код
1/8
успеха»
Мастерская речи
1/9
1/2
«Голос»
Военно- патриотический клуб «Легион21»

9/1

9/1

8
11
18

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
25

26

Кружок «Шахматы и
математика»
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень
Кружок «Основы
первой помощи»
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень

4

2/1

2/1

4
5

1/1
1/1
1/1

1
3
1

1/2

Директор МАОУ «Лицей №21»

Л.Н. Демакова

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».