Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 21"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогический совет
МАОУ "Лицей № 21"
Приказ МАОУ «Лицей №21»
от 21.08.2025 г № 82
Протокол № 01 от 21.08.2025
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
основного общего образования
на 2025 – 2026 учебный год
г. Первоуральск
Свердловская область
Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности
на уровне основного общего образования
5 – 9 классы
на 2025 – 2026 учебный год
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего
общего образования (далее – ООП ООО) (личностных, метапредметных и предметных),
осуществляемая в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность (далее – ВУД) в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования организуется по
основным направлениям развития личности: социальное, творческое,
интеллектуальное,
общекультурное, физическое, гражданско –патриотическое.
План внеурочной деятельности МАОУ «Лицей №21» определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для учащихся на уровне основного
общего образования (до 1700 часов за 5 лет обучения) с учетом интересов учащихся и возможностей
Учреждения.
Внеурочная деятельность реализуется по модели, в которой прослеживается преобладание
учебно –познавательной деятельности:
-занятия учащихся по углубленному изучению отдельных учебных предметов;
-занятия учащихся по формированию функциональной грамотности;
-занятия
учащихся с педагогами, сопровождающими проектно –исследовательскую
деятельность;
-профориентационные занятия с учащимися.
Реализация внеурочной деятельности
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на уровне
среднего общего образования составляет до 1700 часов. Величину недельной образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяют за пределами количества часов,
отведенных на освоение учащимися учебного плана. Для недопущения перегрузки учащихся
допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на
период каникул. Количество часов в неделю определяется в соответствии с образовательной
программой среднего общего образования и по выбору учащихся и родителей (законных
представителей).
Особенность организации внеурочной деятельности на уровне ООО заключается в создании
условий для полноценного пребывания учащихся в Учреждении в течение дня, содержательном
единстве учебной, воспитательной и развивающей деятельности в рамках ООП:
•
время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 10 часов в неделю;
•
время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки учащихся, но учитывается при
распределении учебной нагрузки учителей;
•
участие во внеурочной деятельности является для учащихся обязательным;
•
внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ
курсов внеурочной деятельности, которые разрабатываются Учреждением
самостоятельно на основе требований ФГОС (рабочие программы могут составляться на
1 триместр, полугодие или учебный год), плана образовательных событий, классных
часов, спортивно -оздоровительных мероприятий и т.п.;
•
рабочие программы внеурочной деятельности могут реализовываться с применением
сетевой формы, электронного обучения, а также с использованием дистанционных
образовательных технологий;
•
внеурочная деятельность осуществляется на основе деятельностного подхода, в том
числе через такие формы как курсы, лаборатории, общественно полезные практики,
мастерские, практикумы, экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады,
конкурсы, соревнования, проектная и учебно-исследовательская деятельность,
•
социальные практики, экскурсии, походы, деловые игры, профессиональные пробы и
др.;
при организации внеурочной деятельности аудиторных занятий не более 50%;
План ВУД содержит инвариантную и вариативную части.
Инвариантная часть плана внеурочной деятельности
➢ 1 час в неделю отведен на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения
обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой
природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном направлены на
формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой
ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим
и ответственным отношением к собственным поступкам.
➢ 1 час в неделю отведен на реализацию цикла единых профориентационных занятий «Россия –
мои горизонты».
Внеурочные занятия «Россия - мои горизонты» направлены на знакомство учащихся с
современным состоянием и перспективами развития отраслей экономики, региональном и
федеральном рынках труда, востребованных профессиях.
➢ 1 час в неделю отведен на курсы, направленные на развитие функциональной грамотности.
Вариативная часть плана внеурочной деятельности включает курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся, на которые еженедельно расходуется до 4 часов, на
организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение благополучия обучающегося
еженедельно до 1 часа.
Вариативная часть плана внеурочной деятельности 5 – 6 классов
➢ до 4 часов в неделю – деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворению
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе
одаренных, и обучение приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектных задач..
В рамках этого направления реализуются:
• учебный курс "Мир профессий", 34 учебных занятия в год, класс делится на 2
подгруппы, каждая подгруппа изучает 4 краткосрочных модуля (8-9 учебных занятий)
за учебный год по выбору ученика:
1. Техническое конструирование
2. Юный журналист
3. Coral draw
4. Я исследователь
5. Юный кодер
6. Геометрическое конструирование
7. Подросток и закон
8. Промышленный дизайн
•
учебный курс «Проектная мастерская», 17 часов для обучающихся 5х классов во втором
полугодии, 17 часов для обучающихся 6х классов в первом полугодии.
➢ 17 часов в год - на физическое развитие учащихся, привитие им любви к спорту и побуждение
к здоровому образу жизни через участие в Лицейской спартакиаде, туристическом слете,
занятиях в спортивных секциях, участия в спортивных соревнованиях;
➢ 17 часов в год – на удовлетворение социальных интересов и потребностей учащихся через
участие в волонтерстве, выборного Совета учащихся, творческих советов, «Большая перемена»
и другие.
Вариативная часть плана внеурочной деятельности 7 – 9 классов прописывается по
отдельным направлениям (предпрофиль)
до 5 часов в неделю – на сопровождения изучения отдельных учебных предметов на
углубленном уровне с 7 класса;
17 часов в год - на физическое развитие учащихся, привитие им любви к спорту и побуждение
к здоровому образу жизни через участие в Лицейской спартакиаде, туристическом слете, занятиях в
спортивных секциях, участия в спортивных соревнованиях;
17 часов в год – на удовлетворение социальных интересов и потребностей учащихся через
участие в волонтерстве, выборного Совета учащихся, творческих советов, «Большая перемена» и
другие.
В рамках реализации естественно-научного предпрофиля:
• реализуются учебные курсы
1) «Олимпиадная химия», 68 учебных занятий в год, 2 часа в неделю для обучающихся сборной
группы 7Б - 8Б классов;
2) «Шаг в медицину», 17 учебных занятий, 1 час в неделю в первом полугодии для обучающихся
7Б класса;
3) «Олимпиадная зоология», 68 учебных занятий, 2 часа в неделю для обучающихся 8Б класса;
4) «Лаборатория. Химия в задачах и эксперименте», 34 учебных занятий, 1 час в неделю для
обучающихся 8Б класса;
5) «Медицинская биология», 17 учебных занятий, 1 час в неделю во втором полугодии для
обучающихся 7Б класса (естественно-научная группа).
•
•
•
организуются поездки и экскурсии в естественно-научные музеи, зоопарки, биопарки,
аквариумы, заповедники, национальные парки и другие. В ходе познавательной
деятельности на вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные,
групповые и коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. На основе
интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия
с научными и производственными организациями обеспечиваются профессиональные
пробы (социальные практики) обучающихся на производстве (приоритет отдается
производствам естественно-научного профиля), медицинских организациях,
подготавливаются и проводятся исследовательские экспедиции (например, экологобиологической направленности);
во втором полугодии 9 класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка к профессиональным пробам обучающихся на производстве, в медицинских
организациях, участие в региональном туре чемпионата «Молодые профессионалы»,
предусматривается подготовка и защита индивидуальных или групповых проектов;
в каникулярное время (осенние, зимние, весенние каникулы) предусматривается
реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив
обучающихся, в том числе выезды на природу, туристские походы, поездки по
территории России, организация «зрительского марафона» (коллективное посещение
кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение
выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением),
посещение дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО (для
выпускников 9х классов).
В рамках реализации гуманитарного предпрофиля:
•
реализуются учебные курсы:
1) «Трансмедийное творчество», 34 часа в год, 1 час в неделю для обучающихся 7В, 7Г
(гуманитарная группа) класса;
2) «Мультимедиа», 34 часа в год, 1 час в неделю для обучающихся 7В, 7Г (гуманитарная
группа), 8В, 9В (гуманитарная группа) классов;
•
организуются поездки и экскурсии в литературные, исторические музеи, усадьбы известных
деятелей культуры;
экскурсии на производства, в банки, в экономические отделы
государственных и негосударственных организаций. В ходе познавательной деятельности на
вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и коллективные
учебно-исследовательские проекты обучающихся.
•
на основе интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого
взаимодействия с научными и образовательными организациями обеспечиваются
профессиональные пробы обучающихся в организациях СМИ, в IТ – центре МАОУ «Лицей
№21», ИКЦ (медианаправление) и профессиональные пробы обучающихся в медиа сфере
(приоритет отдается структурным подразделениям экономического профиля), организуются
социальные практики (обеспечивающие пробу себя обучающимися в сфере профессиональной
коммуникации с широким кругом партнеров), реализуются групповые социальные и
экономические проекты.
в каникулярное время (осенние, весенние каникулы классе) предусматривается реализация
задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив обучающихся, в
том числе выезды на природу, туристские походы, поездки по территории России, посещение
дней открытых дверей в в образовательных организациях СПО и ВУЗах.
•
В рамках реализации технологического предпрофиля:
• реализуются учебные курсы:
1) «Инженерный старт» (практикум), 34 часа в год, 1 час в неделю для обучающихся 7А, 7Г,
8А, 9А, 9Б, 9Г классов. 7А, 8А, 9А, 9Б классы делится на 2 подгруппы, организация занятий
проводится по подгруппам по 1 часу в каждой. В 7Г (техническая группа) и 9Г (весь класс)
– по 1 часу в каждом классе.
2) Практикум «Решение физических задач», 34 часа в год, 1 час в неделю для обучающихся
7А, 8А, 9А и 9Б классов;
3) «Олимпиадная математика», 34 часа в год, 1 час в неделю, совместная группа для учащихся
9А и 9Б классов.
• организуются поездки и экскурсии на промышленные предприятия, в научноисследовательские организации, в технические музеи, технопарки. В ходе познавательной
деятельности на вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и
коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся.
• на основе интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого
взаимодействия с научными и производственными организациями обеспечиваются
профессиональные пробы обучающихся на производстве.
• во втором полугодии для 8 – 9х классах в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка к профессиональным пробам обучающихся на производстве, предусматривается
подготовка и защита индивидуальных или групповых проектов («проект профессиональных
проб»).
•
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы) предусматривается реализация задач
активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив обучающихся, в том
числе выезды на природу, туристские походы, поездки по территории России и за рубеж,
организация «зрительского марафона» (коллективное посещение кинопоказов, театральных
спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок, художественных музеев
с обязательным коллективным обсуждением), социальные практики.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной
деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности и
таких компетенций, как:
компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых
норм, установленных российским законодательством;
социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно
приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;
компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной
деятельности.
Организация жизни ученических сообществ выстраивается:
в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в
сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных
объединениях, созданных в образовательной организации и за ее пределами;
через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие
обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных
организаций;
через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения;
через благоустройство школы, класса, города, в ходе партнерства с общественными организациями и
объединениями;
через отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает
подготовку личности к общественной жизни);
через отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре
(включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);
через трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к трудовой
деятельности).
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются Учреждением
самостоятельно на основе требований ФГОС (рабочие программы могут составляться на 1 четверть,
полугодие или учебный год), плана образовательных событий, классных часов, спортивно оздоровительных мероприятий и т.п.;
рабочие программы внеурочной деятельности могут реализовываться с применением сетевой формы,
электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий;
внеурочная деятельность осуществляется на основе деятельностного подхода, в том числе через такие
формы как курсы, лаборатории, общественно полезные практики, мастерские, практикумы, экскурсии,
круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, проектная и учебноисследовательская деятельность, социальные практики, экскурсии, походы, деловые игры,
профессиональные пробы и др.;
5 класс
Направление
Формирование
соответствующей
внутренней
позиции личности
обучающегося,
необходимой ему
для
конструктивного
и ответственного
поведения в
обществе
Формирование
функциональной
грамотности
Учебные курсы
Количество часов в неделю
5а
5б
5в
Инвариантная часть
Разговоры о важном
1
1
1
Функциональная
грамотность: учимся для
жизни
•
•
•
•
1
1
1
5г
1
1
Креативное
мышление
Читательская
Финансовая
Естественнонаучная
грамотность
ИТОГО
2
2
2
2
Вариативная часть
Внеурочная
Курс "Мир профессий":
1 группа
1 группа
1 группа
1 группа
деятельность по
1. Техническое
1час
1час
1час
1час
развитию
конструирование
личности, ее
2. Юный журналист
2 группа
2 группа
2 группа
2 группа
способностей,
3. Coral draw
1 час
1 час
1 час
1 час
удовлетворению
4. Я исследователь
образовательных
5. Юный кодер
потребностей и
6. Геометрическое
интересов,
конструирование
самореализации
7.Подросток и закон
обучающихся, в
8. Промышленный
том числе
дизайн
одаренных
Проектная мастерская
0/1
0/1
0/1
0/1
ИТОГО
1/2
1/2
1/2
1/2
ИТОГО недельная
3 /4
3/4
3/4
3/4
нагрузка
Всего недельная на ученика: 3 часа - в первом полугодии, 4 часа - во втором полугодии
Всего часов ВУД на параллель: 16 часов - в первом полугодии, 20 часов - во втором полугодии
6 класс
Направление занятий внеурочной Учебные курсы
деятельности
Инвариантная часть
Формирование соответствующей
Разговоры о важном
внутренней позиции личности
обучающегося, необходимой ему
для конструктивного и
ответственного поведения в
обществе
Формирование функциональной
Функциональная
грамотности
грамотность: учимся
для жизни
•
•
•
•
Знакомство учащихся с
современным состоянием и
перспективами развития отраслей
экономики, региональном и
федеральном рынках труда,
востребованных профессиях.
Количество часов в неделю
6а
6б
6в
6г
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Креативное
мышление
Читательская
Финансовая
Естественнонаучная
грамотность
Россия – мои
горизонты
ИТОГО
3
3
3
3
Вариативная часть
Внеурочная деятельность по
Курс "Мир
1
1
1
1
развитию личности, ее
профессий":
группа группа группа группа
способностей, удовлетворению
1. Промышленный
1час
1час
1час
1час
образовательных потребностей и
дизайн
интересов, самореализации
2. Техническое
2
2
2
2
обучающихся, в том числе
конструирование
группа группа группа группа
одаренных
3. Cuboro
1 час
1 час 1 1 час 1 1 час 1
4. 3Д моделирование
5. Юный журналист
6. Я – исследователь
7. Подросток и закон
8. Юный кодер
Проектная мастерская
1/0
1/0
1/0
1/0
ИТОГО
2/1
2/1
2/1
2/1
ИТОГО недельная
5/4
5/4
5/4
5/4
нагрузка
Всего недельная на ученика: 5 часов - в первом полугодии, 4 часа - во втором полугодии
Всего часов ВУД на параллель: 24 часов - в первом полугодии, 20 часов - во втором полугодии
7 класс
Направление занятий
внеурочной деятельности
Направление
Учебные курсы
Формирование
Разговоры о важном
соответствующей
внутренней позиции
личности обучающегося,
необходимой ему для
конструктивного и
ответственного поведения в
обществе
Формирование
Россия – мои горизонты
функциональной
грамотности
Знакомство учащихся с
ФГ. Учимся для жизни.
современным состоянием и
перспективами развития
отраслей экономики,
региональном и федеральном
рынках труда,
востребованных профессиях.
ИТОГО
Внеурочная деятельность по
развитию личности, ее
способностей,
удовлетворению
образовательных
потребностей и интересов,
самореализации
обучающихся в рамках
предпрофильной подготовки
Химия. Вводный курс
Инженерный старт
(практикум)
Количество часов в неделю
7а
7б
7в
7г (т) 7г (г)
Инвариантная часть
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
1
1
3
3
Вариативная часть
1
1
1 группа
1
1
2 группа
Трансмедийное
творчество
Мультимедиа
Практикум «Решение
физических задач»
Олимпиадная химия
1
Олимпиадная
математика
Шаг в медицину
1
1
1
2
1
1/0
ИТОГО
5
1/0
4
2
3
ИТОГО недельная
7
4/3
7
5
6
нагрузка
Всего недельная на ученика: в 7А классов - 7 часов , в 7Б классе - 4 часа (в первом полугодии)
и 3 часа (во втором полугодии), в 7В классе - 7 часов, в 7Г классе - 5 часов (техническая
группа) и 6 часов (гуманитарная группа)
Всего часов ВУД на параллель: 26 часов - в первом полугодии, 25 часов - во втором полугодии
8 класс
Направление
Внеурочные занятия
патриотической,
нравственной и
экологической тематики
Внеурочная деятельность
по развитию личности, ее
способностей,
удовлетворению
образовательных
потребностей и интересов,
самореализации
обучающихся, в том числе
одаренных
Внеурочная деятельность
по формированию
функциональной
грамотности
Внеурочная деятельность
по развитию личности, ее
способностей,
удовлетворению
образовательных
потребностей и интересов,
самореализации
обучающихся в рамках
предпрофильной
подготовки
Учебные курсы
Разговоры о важном
Количество часов в неделю
8а
8б
8в
Инвариантная часть
1
1
1
Россия – мои горизонты
1
1
1
1
ФГ. Учимся для жизни
• Математическая
грамотность
• Естественнонаучная
грамотность
• Глобальные
• Финансовая
грамотность
ИТОГО
1
1
1
1
3
3
Олимпиадная
математика
Мультимедиа
1
3
3
Вариативная часть
8г
1
2
Лаборатория. Химия в
задачах и в эксперименте
Практикум «Решение
физических задач»
1
1
1 группа
Инженерный старт
1
2 группа
1
Олимпиадная зоология
2
Олимпиадная химия
2
Черчение
1
ИТОГО
ИТОГО недельная
нагрузка
4
7
5
8
2
5
Всего недельная на ученика: в 8А классов - 7 часов , в 8Б классе - 8 часов, в 8В классе - 5
часов, в 8Г классе - 3 часа.
Всего часов ВУД на параллель: 23 часа.
0
3
9 класс
Направление
Внеурочные занятия
патриотической,
нравственной и
экологической тематики
Внеурочная
деятельность по
развитию личности, ее
способностей,
удовлетворению
образовательных
потребностей и
интересов,
самореализации
обучающихся, в том
числе одаренных
Внеурочная
деятельность по
формированию
функциональной
грамотности
Внеурочная
деятельность по
развитию личности, ее
способностей,
удовлетворению
образовательных
потребностей и
интересов,
самореализации
обучающихся в рамках
предпрофильной
подготовки
Учебные курсы
Разговоры о
важном
Количество часов в неделю
9а
9б
9в
Инвариантная часть
1
1
1
9г
1
Россия – мои
горизонты
1
1
1
1
Читательская
грамотность
1/0
1/0
1/0
1/0
Математическая
грамотность
0/1
0/1
0/1
0/1
ИТОГО
3
3
Вариативная часть
1
.
3
3
Олимпиадная
математика
МультиМедиа
География
Свердловской
обдасти
Практикум
«Решение
физических задач»
Инженерный старт
1 (Г)
1
1
1
1
1 группа
1
1 группа
1
2 группа
1
2 группа
1
Лаборатория.
1 (Е/Н)
Химия в задачах и
эксперименте
Медицинская
0/1 (Е/Н)
биология
ИТОГО
4
3
2/3
2
ИТОГО недельная
7
6
5/6
5
нагрузка
Всего недельная на ученика: в 9А классов - 6 часов ; в 9Б классе - 6 часа; в 9В классе - 4 часа
(гуманитарная группа), 4 часа (в первом полугодии) и 5 часов (во втором полугодии)естественно-научная группа; в 9Г классе - 5 часов.
Всего часов ВУД на параллель: 23 часов - в первом полугодии, 24 часа - во втором полугодии