МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования ГО Первоуральск Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №21" РАССМОТРЕНО на педагогическом совете от “23” августа 2023 г. Протокол №1 УТВЕРЖДЕНА Приказом МАОУ «Лицей № 21» от “25” августа 2023 г. № 73 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Юный журналист» для обучающихся 5-6 классов (основное общее образование) Составитель: Анохина Т. И., учитель русского языка и литературы ПЕРВОУРАЛЬСК, 2023 Программа курса внеурочной деятельности «Юный журналист» составлена в соответствии с ФГОС ((Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»). Согласно плану внеурочной деятельности МАОУ Лицей №21 г. Первоуральск на изучение курса «Юный журналист» отведено: в 5 классе – 1 час (8 часов в год), в 6 классе – 1 час (8 часов в год). Общее количество часов составляет 16 часов. Пояснительная записка Общая характеристика учебного курса «Юный журналист» Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объема информации, к ее постоянному обновлению. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена на совершенствование речевой деятельности, развитие творческих способностей ребенка, а также на создание продукта, значимого для других людей, например, создание школьного издания. Школьная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции. Участие обучающихся в школьном пресс-центре служит средством повышения интереса к учебе, к индивидуальному и коллективному творчеству, к школьной жизни в целом. Реализация программы учебного курса «Юный журналист» позволит сформировать качества, присущие социально-активной личности, в том числе активно реагировать на события школьной жизни, давать им собственную оценку; передавать содержание событий школьной жизни в письменной форме для размещения на страницах школьной прессы. Цели изучения учебного курса «Юный журналист» Ценностные ориентиры программы учебного курса «Юный журналист» базируются на требованиях ФГОС ООО и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках учебного курса «Юный журналист» включает в себя формирование активной жизненной позиции, умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей; умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках учебного курса «Юный журналист» включает в себя формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения задания; умения осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; умения давать самооценку своего труда. Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках учебного курса «Юный журналист» включает в себя формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества; умения искать и выделять необходимую информацию для поддержании читательского интереса к школьной прессе; умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умения собирать информацию, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью), и логично излагать материал на страницах газеты; формирование практических навыков для выпуска школьного печатного издания. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в рамках учебного курса «Юный журналист» включает в себя формирование умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка. Образовательным продуктом познавательной и исследовательской деятельности участников элективного курса является издание школьной газеты о жизни МАОУ Лицей №21 в течение каждого триместра. Планируемые результаты освоения учебного курса «Юный журналист» Личностные результаты • умения самостоятельно делать свой выбор в мире социальных проблем, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор; • работать над расширением и систематизацией знаний о современном мире как об информационном обществе; • понимать взаимосвязи происходящих в мире информационных процессов; • понимать значимость образования и самообразования как средств своего дальнейшего развития и продуктивного осмысленного существования в современном информационном обществе; • сознательно планировать свою деятельность, используя навыки целеполагания, самоанализа и самооценки; • самостоятельно вырабатывать нравственные критерии выбора в конкретных жизненных ситуациях, понимать происходящие в обществе процессы и оценивать их с точки зрения этих критериев; • проявлять творческую и социальную активность. Метапредметные результаты • понимать структуру информационного сообщения, критично воспринимать информацию со страниц печатных СМИ, радио и телевидения, информацию, полученную из сети Интернет; • различать качественную (верифицированную) и некачественную информацию; • определять достоверность информации, используя проверенные источники; • выстраивать продуктивные коммуникативные отношения с окружающими людьми в ситуациях делового и неформального межличностного общения; • использовать коммуникативные возможности языка, умение грамотно формулировать вопросы с целью получения наиболее полного ответа (соответствующего поставленным задачам коммуникации); • понимать логику взаимодействия средств массовой информации и общественного мнения, механизмы влияния, которое публичная информация оказывает на сознание человека; • создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении, сознательно планировать свою учебную деятельность; • аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях как квалифицированный читатель/зритель со сформированными морально-нравственными ценностями. Предметные результаты: • создавать публицистические тексты различных жанров, определять и анализировать необходимые источники информации в соответствии с поставленными задачами; • писать информационные публицистические тексты в определенном поджанре в зависимости от характера фактов и требований, предъявляемых к жанру в разных средствах массовой информации; • работать с заголовком и заголовочным комплексом, понимать функцию заголовка; • анализировать публицистический текст с точки зрения его жанровой специфики; • выстраивать диалог в рамках делового общения; • оценивать каждую конкретную ситуацию, сложившуюся в практике работы журналиста, с точки зрения морали и законности того или иного действия; • использовать ресурсы публицистического стиля речи в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; • выявлять в публицистических текстах тему и проблему и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; • воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; • проводить смысловой анализ текста на основе понимания принципиальных отличий публицистического текста от литературнохудожественного, научного и т. п. Содержание учебного курса «Юный журналист» Введение в журналистику: понятие журналистики; массовые коммуникации – сущность, каналы, действия; социальная значимость прессы. Профессия журналист: формы и методы работы журналиста с источником информации; факт и его интерпретация; ответственность журналиста перед аудиторией за достоверность информации; этика журналиста; соотношение фактической информации и эмоций в журналистском сообщении; профессиональная лексика журналиста. Источники информации. Источники объективной информации: прямое наблюдение, работа с документами, государственные учреждения. Особенность информации в сети Интернет. Каким интернет-источникам можно доверять. Насколько важно в обычных жизненных ситуациях правильно выбирать источники информации. Недостаточность информации как способ искажения реальной картины действительности. Жанры журналистики и их реализация в печатном издании. Информационные жанры журналистики: новость, заметка, репортаж, интервью. Аналитические жанры журналистики: статья, обзор, рецензия, обозрение. Художественно-публицистические жанры журналистики: очерк, эссе, фельетон, зарисовка. «Организация работы редакции»: выпуск газетного номера (основные принципы дизайна СМИ, работа с композицией и шрифтовым оформлением материалов, психология цвета и иллюстрации); перспективы развития прессы. Создание структуры собственного печатного СМИ, умеющего выжить в эпоху развития Интернет-журналистики (совмещение теоретических знаний с практикой во время всего занятия) . Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 5 класс № Раздел. Тема п/п 1. Знакомимся с профессией Количество Вид часов деятельности 1 «Журналист» Деловая игра. Составление интеллект-карты 2. Название. Рубрика. Заголовок. 1 Анализ изданий. Урок-беседа, анализ заголовков и составление собственных колонок в парах. 3. Зарисовка и ее виды. 1 Практикум в команде. Написание текста и его редактирование 4. Интервью и его место в 1 журналистике. Практикум в команде. Составление вопросов для интервью и их редактирование 5. Газетная заметка. Виды заметок, 1 их тематическое разнообразие. Практикум в команде. Написание заметки и её редактирование 6. Репортаж. Фоторепортаж. 1 Практикум в команде. Написание текста и отбор изображений для иллюстрации материала. 7. Мастерская «Секреты 1 Экскурсия 1 Практикум журналистского мастерства» 8. Творческая лаборатория команде Итого 8 часов 6 класс № п/п Раздел. Тема Количество Вид часов деятельности в 1. Профессия журналист. Особенности. 1 Основные Составление кластера понятия «Современный журналист» 2. Жанры журналистики. Формы 1 жанра. Язык журналистики Публичное выступление. Беседа о чертах жанров. Анализ лексики 3. Информационные жанры 1 Практикум журналистики: новость, заметка, команде. репортаж, интервью (по выбору) Наблюдение в за спецификой жанров и создание текстов определенного жанра 4. Аналитические жанры 1 Практикум журналистики: статья, обзор, команде. рецензия, обозрение (по выбору) Наблюдение в за спецификой жанров и создание текстов определенного жанра 5. Художественно- 1 публицистические журналистики: очерк, жанры Практикум в команде. эссе, Наблюдение фельетон, зарисовка (по выбору) спецификой жанров за и создание текстов определенного жанра 6. Мастерская «О чем пишут в 1 Экскурсия 1 Практикум газетах?» 7. Поэтапное создание газеты: от оформления до выпуска в команде. Редактирование текстов и их оформление в школьной газете 8. Презентация творческих проектов «Интернет- Круглый стол 1 журналистика» Итого 8 часов Методическое обеспечение Реализация программы учебного курса «Юный журналист» предусматривает следующие формы работы с обучающимися: занятия теоретического плана и практические занятия. Практическая работа связана с анализом источников, сбором и обработкой информации, версткой выпуска газеты. Методы подачи нового материала: словесные, наглядные, практические, игровые и др. Приемы организации работы: • решение проблемных ситуаций; • ролевые игры; • тренинговые упражнения по развитию устной и письменной речи; • разбор речевых ошибок; • анализ, обобщение и систематизация материалов при подготовке выпуска школьной газеты и др. Литература для учащихся 1. Головин, Б. Н. Основы культуры речи / Головин Б. Н. – М.: Высш. школа, 1980. – 335 с. 2. Голуб, И. Б. Книга о хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. – М.: Культура и спорт, 1997. – 267 с. 3. Журбина, Е. И. Теория и практика художественно- публицистических жанров: Очерк. Фельетон. – М.: Мысль, 1969. – 399 с. 4. Кронгауз, М. А. Русский язык на грани нервного срыва. / М. А. Кронгауз. – М.: Языки славянской культуры, 2007. – 180 с. Литература для учителя 1. Александрова, И. Б. Журналистика и медиа. / И. Б. Александрова, А. В. Колесниченко, Е. А. Салихова, В. В. Славкин, Г. С. Филаткина, Т. В. Яковлева. / М., 2022. – 152 с. 2. Афанасьев, М. Г. Вопросы журналистики. / М. Г. Афанасьев. – М.: Высш. школа, 1987. 3. Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. / И. П. Волков. – М.: Просвещение, 2002. 4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский. – М., 1998. 5. Кривошеев, В. М. В творческой лаборатории журналиста. / В. М. Кривошеев. – М.: Университетская книга, 2010. – 191 с. 6. Ливанова, М. В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания. / М. В. Ливанова. – Смоленск, 2011. 7. Лукина, М. М. Откуда берутся новости. Астер-класс для журналистов. / М. М. Лукина. – М.: МедиаМир, 2013. – 72 с. 8. Лукина, М. М. Технология интервью. / М. М. Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 192 с. 9. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. / Д. Э. Розенталь. – М., 1974. 10. Свитич, Л. Г. Профессия журналист. / Л. Г. Светич. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 225 с. 11. Шкопоров, Н. Б. Как психологически правильно брать интервью. / Н. Б. Шкопоров. – М., 1990. Электронные ресурсы 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – URL: www.school-collection.edu.ru 2. Крылатые слова и выражения. – URL: www.slova.ndo.ru 3. Культура письменной речи. – URL: www.gramma.ru 4. Материалы сайта «Как стать журналистом». – URL: www.journ- lessons.com 5. Справочно-информационный портал «Грамота.Ру». www.gramota.ru 6. Яндекс-словари. – URL: www.slovari.yandex.ru – URL: