ВУД Юный журналист

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования ГО Первоуральск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №21"

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
от “23” августа 2023 г.
Протокол №1

УТВЕРЖДЕНА
Приказом МАОУ «Лицей № 21»
от “25” августа 2023 г.
№ 73

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Юный журналист»
для обучающихся 5-6 классов
(основное общее образование)
Составитель: Анохина Т. И.,
учитель русского языка и литературы

ПЕРВОУРАЛЬСК, 2023

Программа курса внеурочной деятельности «Юный журналист»
составлена в соответствии с ФГОС ((Приказ Минобрнауки России от
31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. № 1897»).
Согласно плану внеурочной деятельности МАОУ Лицей №21 г.
Первоуральск на изучение курса «Юный журналист» отведено: в 5 классе – 1
час (8 часов в год), в 6 классе – 1 час (8 часов в год). Общее количество часов
составляет 16 часов.
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса «Юный журналист»
Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее
время

стала

характерной

особенностью

современного

общества.

Использование информационных технологий привело к увеличению объема
информации, к ее постоянному обновлению.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы
направлена на совершенствование речевой деятельности, развитие творческих
способностей ребенка, а также на создание продукта, значимого для других
людей, например, создание школьного издания. Школьная газета –
современное средство воспитания патриотизма, формирования активной
гражданской позиции. Участие обучающихся в школьном пресс-центре
служит средством повышения интереса к учебе, к индивидуальному и
коллективному творчеству, к школьной жизни в целом.
Реализация программы учебного курса «Юный журналист» позволит
сформировать качества, присущие социально-активной личности, в том числе
активно реагировать на события школьной жизни, давать им собственную
оценку; передавать содержание событий школьной жизни в письменной
форме для размещения на страницах школьной прессы.
Цели изучения учебного курса «Юный журналист»

Ценностные ориентиры программы учебного курса «Юный журналист»
базируются на требованиях ФГОС ООО и заключаются в формировании
личностных,

регулятивных,

познавательных

и

коммуникативных

универсальных учебных действий.
Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках
учебного курса «Юный журналист» включает в себя формирование активной
жизненной позиции, умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки
зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей; умения
выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках
учебного курса «Юный журналист» включает в себя формирование умения
самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью
выполнения задания; умения осуществлять планирование своей деятельности
и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на определенном этапе; умения давать
самооценку своего труда.
Формирование познавательных универсальных учебных действий в
рамках учебного курса «Юный журналист» включает в себя формирование
представления о журналистике как профессии, играющей специфическую
роль в жизни общества; умения искать и выделять необходимую информацию
для поддержании читательского интереса к школьной прессе; умения строить
речевое высказывание в устной и письменной форме; умения собирать
информацию, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью),
и

логично

излагать

материал

на

страницах

газеты;

формирование

практических навыков для выпуска школьного печатного издания.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в
рамках учебного курса «Юный журналист» включает в себя формирование
умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями

коммуникации;

совершенствование

умений

владения

монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами
русского языка.
Образовательным продуктом познавательной и исследовательской
деятельности участников элективного курса является издание школьной
газеты о жизни МАОУ Лицей №21 в течение каждого триместра.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Юный
журналист»
Личностные результаты
•

умения самостоятельно делать свой выбор в мире социальных

проблем, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;
•

работать

над

расширением

и

систематизацией

знаний

о

современном мире как об информационном обществе;
•

понимать взаимосвязи происходящих в мире информационных

процессов;
•

понимать значимость образования и самообразования как средств

своего дальнейшего развития и продуктивного осмысленного существования
в современном информационном обществе;
•

сознательно планировать свою деятельность, используя навыки

целеполагания, самоанализа и самооценки;
•

самостоятельно вырабатывать нравственные критерии выбора в

конкретных жизненных ситуациях, понимать происходящие в обществе
процессы и оценивать их с точки зрения этих критериев;
•

проявлять творческую и социальную активность.

Метапредметные результаты
•

понимать структуру информационного сообщения, критично

воспринимать информацию со страниц печатных СМИ, радио и телевидения,
информацию, полученную из сети Интернет;
•

различать качественную (верифицированную) и некачественную

информацию;

•

определять достоверность информации, используя проверенные

источники;
•

выстраивать продуктивные коммуникативные отношения с

окружающими

людьми

в

ситуациях

делового

и

неформального

межличностного общения;
•

использовать коммуникативные возможности языка, умение

грамотно формулировать вопросы с целью получения наиболее полного
ответа (соответствующего поставленным задачам коммуникации);
•

понимать логику взаимодействия средств массовой информации и

общественного мнения, механизмы влияния, которое публичная информация
оказывает на сознание человека;
•

создавать

развёрнутые

высказывания

аналитического

и

интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении, сознательно
планировать свою учебную деятельность;
•

аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных

и письменных высказываниях как квалифицированный читатель/зритель со
сформированными морально-нравственными ценностями.
Предметные результаты:
•

создавать

публицистические

тексты

различных

жанров,

определять и анализировать необходимые источники информации в
соответствии с поставленными задачами;
•

писать

информационные

публицистические

тексты

в

определенном поджанре в зависимости от характера фактов и требований,
предъявляемых к жанру в разных средствах массовой информации;
•

работать с заголовком и заголовочным комплексом, понимать

функцию заголовка;
•

анализировать публицистический текст с точки зрения его

жанровой специфики;
•

выстраивать диалог в рамках делового общения;

•

оценивать каждую конкретную ситуацию, сложившуюся в

практике работы журналиста, с точки зрения морали и законности того или
иного действия;
•

использовать ресурсы публицистического стиля речи в речевой

практике при создании устных и письменных высказываний;
•

выявлять в публицистических текстах тему и проблему и

выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;
•

воспринимать,

анализировать,

критически

оценивать

и

интерпретировать прочитанное на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления;
•

проводить смысловой анализ текста на основе понимания

принципиальных отличий публицистического текста от литературнохудожественного, научного и т. п.
Содержание учебного курса «Юный журналист»
Введение

в

журналистику:

понятие

журналистики;

массовые

коммуникации – сущность, каналы, действия; социальная значимость прессы.
Профессия журналист: формы и методы работы журналиста с
источником информации; факт и его интерпретация; ответственность
журналиста перед аудиторией за достоверность информации; этика
журналиста;

соотношение

фактической

информации

и

эмоций

в

журналистском сообщении; профессиональная лексика журналиста.
Источники информации. Источники объективной информации:
прямое наблюдение, работа с документами, государственные учреждения.
Особенность информации в сети Интернет. Каким интернет-источникам
можно доверять. Насколько важно в обычных жизненных ситуациях
правильно выбирать источники информации. Недостаточность информации
как способ искажения реальной картины действительности.
Жанры журналистики и их реализация в печатном издании.
Информационные жанры журналистики: новость, заметка, репортаж,

интервью. Аналитические жанры журналистики: статья, обзор, рецензия,
обозрение. Художественно-публицистические жанры журналистики: очерк,
эссе, фельетон, зарисовка.
«Организация работы редакции»: выпуск газетного номера (основные
принципы дизайна СМИ, работа с композицией и шрифтовым оформлением
материалов, психология цвета и иллюстрации); перспективы развития прессы.
Создание структуры собственного печатного СМИ, умеющего выжить в эпоху
развития Интернет-журналистики (совмещение теоретических знаний с
практикой во время всего занятия)
.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№

Раздел. Тема

п/п
1.

Знакомимся

с

профессией

Количество

Вид

часов

деятельности

1

«Журналист»

Деловая

игра.

Составление
интеллект-карты

2.

Название. Рубрика. Заголовок.

1

Анализ изданий.

Урок-беседа,
анализ
заголовков

и

составление
собственных
колонок в парах.
3.

Зарисовка и ее виды.

1

Практикум

в

команде.
Написание
текста

и

его

редактирование

4.

Интервью

и

его

место

в

1

журналистике.

Практикум

в

команде.
Составление
вопросов

для

интервью и их
редактирование
5.

Газетная заметка. Виды заметок,

1

их тематическое разнообразие.

Практикум

в

команде.
Написание
заметки

и

её

редактирование
6.

Репортаж. Фоторепортаж.

1

Практикум

в

команде.
Написание
текста и отбор
изображений для
иллюстрации
материала.
7.

Мастерская

«Секреты

1

Экскурсия

1

Практикум

журналистского мастерства»
8.

Творческая лаборатория

команде
Итого

8 часов

6 класс
№
п/п

Раздел. Тема

Количество

Вид

часов

деятельности

в

1.

Профессия

журналист.

Особенности.

1

Основные

Составление
кластера

понятия

«Современный
журналист»

2.

Жанры журналистики. Формы

1

жанра. Язык журналистики

Публичное
выступление.
Беседа о чертах
жанров. Анализ
лексики

3.

Информационные

жанры

1

Практикум

журналистики: новость, заметка,

команде.

репортаж, интервью (по выбору)

Наблюдение

в
за

спецификой
жанров

и

создание текстов
определенного
жанра
4.

Аналитические

жанры

1

Практикум

журналистики: статья, обзор,

команде.

рецензия, обозрение (по выбору)

Наблюдение

в
за

спецификой
жанров

и

создание текстов
определенного
жанра
5.

Художественно-

1

публицистические
журналистики:

очерк,

жанры

Практикум

в

команде.

эссе,

Наблюдение

фельетон, зарисовка (по выбору)

спецификой
жанров

за
и

создание текстов
определенного
жанра
6.

Мастерская «О чем пишут в

1

Экскурсия

1

Практикум

газетах?»
7.

Поэтапное создание газеты: от
оформления до выпуска

в

команде.
Редактирование
текстов

и

их

оформление

в

школьной газете
8.

Презентация

творческих

проектов

«Интернет-

Круглый стол

1

журналистика»
Итого

8 часов

Методическое обеспечение
Реализация

программы

учебного

курса

«Юный

журналист»

предусматривает следующие формы работы с обучающимися: занятия
теоретического плана и практические занятия. Практическая работа связана с
анализом источников, сбором и обработкой информации, версткой выпуска
газеты.
Методы

подачи

нового

материала:

словесные,

наглядные,

практические, игровые и др.
Приемы организации работы:
•

решение проблемных ситуаций;

•

ролевые игры;

•

тренинговые упражнения по развитию устной и письменной речи;

•

разбор речевых ошибок;

•

анализ, обобщение и систематизация материалов при подготовке

выпуска школьной газеты и др.
Литература для учащихся
1.

Головин, Б. Н. Основы культуры речи / Головин Б. Н. – М.: Высш.

школа, 1980. – 335 с.
2.

Голуб, И. Б. Книга о хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь.

– М.: Культура и спорт, 1997. – 267 с.
3.

Журбина,

Е.

И.

Теория

и

практика

художественно-

публицистических жанров: Очерк. Фельетон. – М.: Мысль, 1969. – 399 с.
4.

Кронгауз, М. А. Русский язык на грани нервного срыва. / М. А.

Кронгауз. – М.: Языки славянской культуры, 2007. – 180 с.
Литература для учителя
1.

Александрова, И. Б. Журналистика и медиа. / И. Б. Александрова,

А. В. Колесниченко, Е. А. Салихова, В. В. Славкин, Г. С. Филаткина, Т. В.
Яковлева. / М., 2022. – 152 с.
2.

Афанасьев, М. Г. Вопросы журналистики. / М. Г. Афанасьев. – М.:

Высш. школа, 1987.
3.

Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта

работы. / И. П. Волков. – М.: Просвещение, 2002.
4.

Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. /

Л. С. Выготский. – М., 1998.
5.

Кривошеев, В. М. В творческой лаборатории журналиста. / В. М.

Кривошеев. – М.: Университетская книга, 2010. – 191 с.
6.

Ливанова, М. В. Газета в школе. Учебно-методические материалы

по организации и выпуску школьного печатного издания. / М. В. Ливанова. –
Смоленск, 2011.
7.

Лукина, М. М. Откуда берутся новости. Астер-класс для

журналистов. / М. М. Лукина. – М.: МедиаМир, 2013. – 72 с.
8.

Лукина, М. М. Технология интервью. / М. М. Лукина. – М.: Аспект

Пресс, 2012. – 192 с.

9.

Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. / Д. Э.

Розенталь. – М., 1974.
10.

Свитич, Л. Г. Профессия журналист. / Л. Г. Светич. – М.: Аспект

Пресс, 2007. – 225 с.
11.

Шкопоров, Н. Б. Как психологически правильно брать интервью. /

Н. Б. Шкопоров. – М., 1990.
Электронные ресурсы
1.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – URL:

www.school-collection.edu.ru
2.

Крылатые слова и выражения. – URL: www.slova.ndo.ru

3.

Культура письменной речи. – URL: www.gramma.ru

4.

Материалы сайта «Как стать журналистом». – URL: www.journ-

lessons.com
5.

Справочно-информационный портал «Грамота.Ру».

www.gramota.ru
6.

Яндекс-словари. – URL: www.slovari.yandex.ru

– URL:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».