МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования ГО Первоуральск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №21"
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
от “23” августа 2023 г.
Протокол №1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МАОУ «Лицей № 21»
от “25” августа 2023 г.
№ 73
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Юный журналист»
для обучающихся 5-6 классов
(основное общее образование)
Составитель: Анохина Т. И.,
учитель русского языка и литературы
ПЕРВОУРАЛЬСК, 2023
Программа курса внеурочной деятельности «Юный журналист»
составлена в соответствии с ФГОС ((Приказ Минобрнауки России от
31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. № 1897»).
Согласно плану внеурочной деятельности МАОУ Лицей №21 г.
Первоуральск на изучение курса «Юный журналист» отведено: в 5 классе – 1
час (8 часов в год), в 6 классе – 1 час (8 часов в год). Общее количество часов
составляет 16 часов.
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса «Юный журналист»
Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее
время
стала
характерной
особенностью
современного
общества.
Использование информационных технологий привело к увеличению объема
информации, к ее постоянному обновлению.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы
направлена на совершенствование речевой деятельности, развитие творческих
способностей ребенка, а также на создание продукта, значимого для других
людей, например, создание школьного издания. Школьная газета –
современное средство воспитания патриотизма, формирования активной
гражданской позиции. Участие обучающихся в школьном пресс-центре
служит средством повышения интереса к учебе, к индивидуальному и
коллективному творчеству, к школьной жизни в целом.
Реализация программы учебного курса «Юный журналист» позволит
сформировать качества, присущие социально-активной личности, в том числе
активно реагировать на события школьной жизни, давать им собственную
оценку; передавать содержание событий школьной жизни в письменной
форме для размещения на страницах школьной прессы.
Цели изучения учебного курса «Юный журналист»
Ценностные ориентиры программы учебного курса «Юный журналист»
базируются на требованиях ФГОС ООО и заключаются в формировании
личностных,
регулятивных,
познавательных
и
коммуникативных
универсальных учебных действий.
Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках
учебного курса «Юный журналист» включает в себя формирование активной
жизненной позиции, умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки
зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей; умения
выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках
учебного курса «Юный журналист» включает в себя формирование умения
самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью
выполнения задания; умения осуществлять планирование своей деятельности
и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на определенном этапе; умения давать
самооценку своего труда.
Формирование познавательных универсальных учебных действий в
рамках учебного курса «Юный журналист» включает в себя формирование
представления о журналистике как профессии, играющей специфическую
роль в жизни общества; умения искать и выделять необходимую информацию
для поддержании читательского интереса к школьной прессе; умения строить
речевое высказывание в устной и письменной форме; умения собирать
информацию, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью),
и
логично
излагать
материал
на
страницах
газеты;
формирование
практических навыков для выпуска школьного печатного издания.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в
рамках учебного курса «Юный журналист» включает в себя формирование
умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями
коммуникации;
совершенствование
умений
владения
монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами
русского языка.
Образовательным продуктом познавательной и исследовательской
деятельности участников элективного курса является издание школьной
газеты о жизни МАОУ Лицей №21 в течение каждого триместра.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Юный
журналист»
Личностные результаты
•
умения самостоятельно делать свой выбор в мире социальных
проблем, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;
•
работать
над
расширением
и
систематизацией
знаний
о
современном мире как об информационном обществе;
•
понимать взаимосвязи происходящих в мире информационных
процессов;
•
понимать значимость образования и самообразования как средств
своего дальнейшего развития и продуктивного осмысленного существования
в современном информационном обществе;
•
сознательно планировать свою деятельность, используя навыки
целеполагания, самоанализа и самооценки;
•
самостоятельно вырабатывать нравственные критерии выбора в
конкретных жизненных ситуациях, понимать происходящие в обществе
процессы и оценивать их с точки зрения этих критериев;
•
проявлять творческую и социальную активность.
Метапредметные результаты
•
понимать структуру информационного сообщения, критично
воспринимать информацию со страниц печатных СМИ, радио и телевидения,
информацию, полученную из сети Интернет;
•
различать качественную (верифицированную) и некачественную
информацию;
•
определять достоверность информации, используя проверенные
источники;
•
выстраивать продуктивные коммуникативные отношения с
окружающими
людьми
в
ситуациях
делового
и
неформального
межличностного общения;
•
использовать коммуникативные возможности языка, умение
грамотно формулировать вопросы с целью получения наиболее полного
ответа (соответствующего поставленным задачам коммуникации);
•
понимать логику взаимодействия средств массовой информации и
общественного мнения, механизмы влияния, которое публичная информация
оказывает на сознание человека;
•
создавать
развёрнутые
высказывания
аналитического
и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении, сознательно
планировать свою учебную деятельность;
•
аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных
и письменных высказываниях как квалифицированный читатель/зритель со
сформированными морально-нравственными ценностями.
Предметные результаты:
•
создавать
публицистические
тексты
различных
жанров,
определять и анализировать необходимые источники информации в
соответствии с поставленными задачами;
•
писать
информационные
публицистические
тексты
в
определенном поджанре в зависимости от характера фактов и требований,
предъявляемых к жанру в разных средствах массовой информации;
•
работать с заголовком и заголовочным комплексом, понимать
функцию заголовка;
•
анализировать публицистический текст с точки зрения его
жанровой специфики;
•
выстраивать диалог в рамках делового общения;
•
оценивать каждую конкретную ситуацию, сложившуюся в
практике работы журналиста, с точки зрения морали и законности того или
иного действия;
•
использовать ресурсы публицистического стиля речи в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
•
выявлять в публицистических текстах тему и проблему и
выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;
•
воспринимать,
анализировать,
критически
оценивать
и
интерпретировать прочитанное на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления;
•
проводить смысловой анализ текста на основе понимания
принципиальных отличий публицистического текста от литературнохудожественного, научного и т. п.
Содержание учебного курса «Юный журналист»
Введение
в
журналистику:
понятие
журналистики;
массовые
коммуникации – сущность, каналы, действия; социальная значимость прессы.
Профессия журналист: формы и методы работы журналиста с
источником информации; факт и его интерпретация; ответственность
журналиста перед аудиторией за достоверность информации; этика
журналиста;
соотношение
фактической
информации
и
эмоций
в
журналистском сообщении; профессиональная лексика журналиста.
Источники информации. Источники объективной информации:
прямое наблюдение, работа с документами, государственные учреждения.
Особенность информации в сети Интернет. Каким интернет-источникам
можно доверять. Насколько важно в обычных жизненных ситуациях
правильно выбирать источники информации. Недостаточность информации
как способ искажения реальной картины действительности.
Жанры журналистики и их реализация в печатном издании.
Информационные жанры журналистики: новость, заметка, репортаж,
интервью. Аналитические жанры журналистики: статья, обзор, рецензия,
обозрение. Художественно-публицистические жанры журналистики: очерк,
эссе, фельетон, зарисовка.
«Организация работы редакции»: выпуск газетного номера (основные
принципы дизайна СМИ, работа с композицией и шрифтовым оформлением
материалов, психология цвета и иллюстрации); перспективы развития прессы.
Создание структуры собственного печатного СМИ, умеющего выжить в эпоху
развития Интернет-журналистики (совмещение теоретических знаний с
практикой во время всего занятия)
.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№
Раздел. Тема
п/п
1.
Знакомимся
с
профессией
Количество
Вид
часов
деятельности
1
«Журналист»
Деловая
игра.
Составление
интеллект-карты
2.
Название. Рубрика. Заголовок.
1
Анализ изданий.
Урок-беседа,
анализ
заголовков
и
составление
собственных
колонок в парах.
3.
Зарисовка и ее виды.
1
Практикум
в
команде.
Написание
текста
и
его
редактирование
4.
Интервью
и
его
место
в
1
журналистике.
Практикум
в
команде.
Составление
вопросов
для
интервью и их
редактирование
5.
Газетная заметка. Виды заметок,
1
их тематическое разнообразие.
Практикум
в
команде.
Написание
заметки
и
её
редактирование
6.
Репортаж. Фоторепортаж.
1
Практикум
в
команде.
Написание
текста и отбор
изображений для
иллюстрации
материала.
7.
Мастерская
«Секреты
1
Экскурсия
1
Практикум
журналистского мастерства»
8.
Творческая лаборатория
команде
Итого
8 часов
6 класс
№
п/п
Раздел. Тема
Количество
Вид
часов
деятельности
в
1.
Профессия
журналист.
Особенности.
1
Основные
Составление
кластера
понятия
«Современный
журналист»
2.
Жанры журналистики. Формы
1
жанра. Язык журналистики
Публичное
выступление.
Беседа о чертах
жанров. Анализ
лексики
3.
Информационные
жанры
1
Практикум
журналистики: новость, заметка,
команде.
репортаж, интервью (по выбору)
Наблюдение
в
за
спецификой
жанров
и
создание текстов
определенного
жанра
4.
Аналитические
жанры
1
Практикум
журналистики: статья, обзор,
команде.
рецензия, обозрение (по выбору)
Наблюдение
в
за
спецификой
жанров
и
создание текстов
определенного
жанра
5.
Художественно-
1
публицистические
журналистики:
очерк,
жанры
Практикум
в
команде.
эссе,
Наблюдение
фельетон, зарисовка (по выбору)
спецификой
жанров
за
и
создание текстов
определенного
жанра
6.
Мастерская «О чем пишут в
1
Экскурсия
1
Практикум
газетах?»
7.
Поэтапное создание газеты: от
оформления до выпуска
в
команде.
Редактирование
текстов
и
их
оформление
в
школьной газете
8.
Презентация
творческих
проектов
«Интернет-
Круглый стол
1
журналистика»
Итого
8 часов
Методическое обеспечение
Реализация
программы
учебного
курса
«Юный
журналист»
предусматривает следующие формы работы с обучающимися: занятия
теоретического плана и практические занятия. Практическая работа связана с
анализом источников, сбором и обработкой информации, версткой выпуска
газеты.
Методы
подачи
нового
материала:
словесные,
наглядные,
практические, игровые и др.
Приемы организации работы:
•
решение проблемных ситуаций;
•
ролевые игры;
•
тренинговые упражнения по развитию устной и письменной речи;
•
разбор речевых ошибок;
•
анализ, обобщение и систематизация материалов при подготовке
выпуска школьной газеты и др.
Литература для учащихся
1.
Головин, Б. Н. Основы культуры речи / Головин Б. Н. – М.: Высш.
школа, 1980. – 335 с.
2.
Голуб, И. Б. Книга о хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь.
– М.: Культура и спорт, 1997. – 267 с.
3.
Журбина,
Е.
И.
Теория
и
практика
художественно-
публицистических жанров: Очерк. Фельетон. – М.: Мысль, 1969. – 399 с.
4.
Кронгауз, М. А. Русский язык на грани нервного срыва. / М. А.
Кронгауз. – М.: Языки славянской культуры, 2007. – 180 с.
Литература для учителя
1.
Александрова, И. Б. Журналистика и медиа. / И. Б. Александрова,
А. В. Колесниченко, Е. А. Салихова, В. В. Славкин, Г. С. Филаткина, Т. В.
Яковлева. / М., 2022. – 152 с.
2.
Афанасьев, М. Г. Вопросы журналистики. / М. Г. Афанасьев. – М.:
Высш. школа, 1987.
3.
Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта
работы. / И. П. Волков. – М.: Просвещение, 2002.
4.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. /
Л. С. Выготский. – М., 1998.
5.
Кривошеев, В. М. В творческой лаборатории журналиста. / В. М.
Кривошеев. – М.: Университетская книга, 2010. – 191 с.
6.
Ливанова, М. В. Газета в школе. Учебно-методические материалы
по организации и выпуску школьного печатного издания. / М. В. Ливанова. –
Смоленск, 2011.
7.
Лукина, М. М. Откуда берутся новости. Астер-класс для
журналистов. / М. М. Лукина. – М.: МедиаМир, 2013. – 72 с.
8.
Лукина, М. М. Технология интервью. / М. М. Лукина. – М.: Аспект
Пресс, 2012. – 192 с.
9.
Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. / Д. Э.
Розенталь. – М., 1974.
10.
Свитич, Л. Г. Профессия журналист. / Л. Г. Светич. – М.: Аспект
Пресс, 2007. – 225 с.
11.
Шкопоров, Н. Б. Как психологически правильно брать интервью. /
Н. Б. Шкопоров. – М., 1990.
Электронные ресурсы
1.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – URL:
www.school-collection.edu.ru
2.
Крылатые слова и выражения. – URL: www.slova.ndo.ru
3.
Культура письменной речи. – URL: www.gramma.ru
4.
Материалы сайта «Как стать журналистом». – URL: www.journ-
lessons.com
5.
Справочно-информационный портал «Грамота.Ру».
www.gramota.ru
6.
Яндекс-словари. – URL: www.slovari.yandex.ru
– URL: