ВУД В погоне за глокой куздрой- подготовка к олимпиаде по русскому языку

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования ГО Первоуральск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №21"

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
от “23” августа 2023 г.
Протокол №1

УТВЕРЖДЕНА
Приказом МАОУ «Лицей № 21»
от “25” августа 2023 г.
№ 73

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «В погоне за глокой
куздрой: подготовка к олимпиаде по русскому языку»
для обучающихся 6 классов
(основное общее образование)

Составитель: Анохина Т.И.,
учитель русского языка и литературы

ПЕРВОУРАЛЬСК, 2023

Программа курса внеурочной деятельности «В погоне за глокой
куздрой: подготовка к олимпиаде по русскому языку» составлена в
соответствии с ФГОС ((Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О
внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»).
Согласно плану внеурочной деятельности МАОУ Лицей №21 г.
Первоуральск на изучение курса «В погоне за глокой куздрой: подготовка к
олимпиаде по русскому языку» отведено в 6 классе – 1 час (34 часа в год).
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса «В погоне за глокой куздрой:
подготовка к олимпиаде по русскому языку»
В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по
развитию познавательных способностей учащихся 6 класса, направленная на
формирование универсальных учебных действий на основе работы над
заданиями повышенного уровня.
Данная программа помогает организовать познавательную деятельность
во внеурочное время, способствует духовному становлению личности,
выявлению

индивидуальных

творческих

способностей

и

развитию

коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда
через осмысление основного предмета русского языка – слова, текста.
Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета
исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются
диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.
Принимая во внимание снижение речевой культуры в обществе,
стандарт среднего общего образования по русскому языку вполне
своевременно

вводит

понятие

коммуникативной

компетенции,

обеспечивающей успешность выпускника практически во всех областях
жизни и адаптацию к изменяющимся условиям современного мира. Основной
идеей стандарта является предъявление русского языка во всем многообразии
его функций, во взаимосвязи единиц и уровней языка, изучение его как

системы, реализующейся в речи; на первый план выдвигается задача
повышения уровня речевой культуры в наиболее важных для учащихся
ситуациях учебно-научного и делового общения.
Цели изучения учебного курса «В погоне за глокой куздрой: подготовка
к олимпиаде по русскому языку»
Цель программы: реализовать потребности школьников в повышении
их языковой и речевой компетенции, подготовить учащихся к олимпиадам
различного уровня.
Задачи программы:
•

воспитание

любви

к

русскому

языку

через

устранение

затруднений в любых видах общения;
•

пробуждение интереса к русской словесности и самостоятельному

совершенствованию языковой и речевой компетенции;
•

углубление знаний по разным разделам курса русского языка;

•

развитие умений решения нестандартных языковых и речевых

задач; формирование навыков устной и письменной монологической речи,
навыков конструктивного диалога.
Результаты освоения курса:
Личностные результаты:
•

готовность и способность к самостоятельной, творческой и

ответственной деятельности;
•

навыки

сотрудничества

со

сверстниками,

взрослыми

в

образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
•

готовность и

способность к образованию, в том числе

самообразованию, на протяжении всей жизни;
•

сознательное отношение к непрерывному образованию как

условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
•
творчества;

эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного

•

осознанный

выбор

будущей

профессии

и

возможностей

реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты:
•

умение

самостоятельно

определять

цели

деятельности

и

контролировать

и

составлять планы деятельности;
•

умение

самостоятельно

осуществлять,

корректировать деятельность;
•

умение использовать все возможные ресурсы для достижения

поставленных целей и реализации планов деятельности;
•

умение выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

•

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе

совместной деятельности;
•

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и

проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
•

способность и готовность к самостоятельному поиску методов

решения практических задач, применению различных методов познания;
•

готовность и способность к самостоятельной информационно-

познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках

информации,

критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию, получаемую из различных источников;
•

умение

использовать

средства

информационных

и

коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач;
•

владение навыками познавательной рефлексии как осознания

совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты

•

расширение, углубление и закрепление изученного в основном

курсе теоретического материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых
единицах,
•

повышение их языковой и речевой культуры;

•

сформированность умения находить нестандартные способы

решения заданий;
•

развитие умения решения нестандартных языковых и речевых

задач; сформированность навыков устной и письменной монологической
речи, навыков конструктивного диалога;
•

успешное выступление на олимпиадах и конкурсах различных

уровней.
•

сформированность основ логического мышления;

•

сформированность умений применять полученные знания при

решении олимпиадных заданий;
•

владение

наблюдений

и

методами

рассуждений

формирования
при

заданий;

выстраивании

использование

алгоритма

решения

олимпиадных заданий;
•

владение навыками использования ИКТ, справочной литературы

•

умение применять полученные сведения для решения задач

исследовательского и комбинаторного характера
Содержание учебного курса «В погоне за глокой куздрой:
подготовка к олимпиаде по русскому языку»
Содержание

программы

очерчивает

тематические

блоки,

рекомендуемые для изучения, акцентирует внимание на знания, необходимые
учащимся для успешного выступления на олимпиадах различного уровня,
выявляет умения и навыки, формирование которых нужно не только для
участия в олимпиадном движении, но и для успешного решения других
жизненных задач, так как они способствуют социализации личности ученика,
воспитывают уверенность в своих силах, дают возможность творчески
проявлять себя в любых обстоятельствах.

Программа рассчитана на 1 год (34 часа), реализуется через план
внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй
половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет
русского языка и литературы, библиотека, мультимедийный класс. Курс
изучения программы рассчитан на учащихся 6-х классов.
Введение. Общие рекомендации по выполнению заданий олимпиады.
Фонетика. Буквы е,е,ю,я в начале слова, после ъ,ь и гласных. Буквы о,
е, э и я в безударных слогах. Буква и после шипящих ж, ш, ц; буква е в
безударном положении после данных согласных. Озвончение и оглушение
согласных. Омофоны. Буквосочетание -тся и -ться в глаголах и -тск- в
прилагательных.
Орфоэпия. Нормативные варианты произношения. Орфоэпический
словарь. Задания, связанные с постановкой верного ударения. Иноязычные
слова, в которых согласные перед е произносятся твердо, не смягчаясь. Слова,
в которых часто путают произношение е и э. Звук [х] на месте буквы г.
Произношение буквосочетаний чт, чн. Искажения слов в речи.
Словообразование.
Корень: различие однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Различные значения корня -пол-.
Окончание. Изменяемые слова с нулевым окончанием и неизменяемые
слова без окончания. Слова, имеющие похожие концовки, но разные
окончания. Притяжательные прилагательные мужского рода на -ий. Глаголы
второго лица множественного числа настоящего и будущего времени и
омонимичные (или похожие) формы повелительного наклонения тех же
глаголов. Случаи, когда окончание находится не в конце слова.
Приставка. Одинаково начинающиеся слова с приставкой и слова без
приставки. Омонимия приставок. Редкие приставки. Приставки в середине
слова.
Суффикс. Определение количества суффиксов в слове и их границ.
Омонимичные пары суффиксов. Нулевые суффиксы.

Способы словообразования. Аргументация.
Морфология. Омонимия частей речи.
Имя существительное. Одушевленность. Род: существительные, не
имеющие формы единственного числа, существительные общего рода,
существительные

на

-ище,

-ишко,

несклоняемые

существительные;

существительные, используемые в просторечии не в том роде, к которому они
принадлежат в литературном языке. Число: существительные, не имеющие
формы единственного числа; существительные, не имеющие формы
множественного

числа;

существительные,

имеющие

по

две

формы

множественного числа (сыновья и сыны); формы множественного числа,
вызывающие затруднения. Падеж. Склонение: омонимия слов.
Имя прилагательное. Формы степеней сравнения у качественных
прилагательных.
Глагол. Вид: двувидовые глаголы. Спряжение: разноспрягаемые
глаголы. Наклонение: омонимичные формы разных наклонений. Лицо:
глаголы, не имеющие формы 1 лица единственного числа. Время: переносное
значение.
Имя числительное. Отличие от других частей речи со значением
количества. Склонение (полтора и полтораста; составные числительные).
Служебные части речи. Омонимия частей речи. Характерные морфемы.
Грамматическая информация в финальных морфемах слова: суффиксах и
окончаниях.
Стилистика. Паронимы. Плеоназм. Фамилии и географические
названия

в

творительном

числительными.

падеже.

Сочетание

Предложно-падежные

существительных

сочетания.

с

Употребление

деепричастного оборота. Порядок слов.
История языка. Алфавит. Полногласие и неполногласие. Лексика.
Грамматика.
Социолингвистика. Жаргон. Табу и эвфемизмы. Двуязычие. Споры о
языке.

Сравнительное языкознание. Языковые семьи и группы. Славянские
языки и признаки их родства. Интернациональная лексика. Имена и фамилии.
Лингвистическое конструирование.
Лексика, фразеология, синтаксис: тренировочные упражнения.
Заключение.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п

Тема

Кол-во

Содержание

часов
1

Введение

1

Общие

рекомендации

выполнению

по

заданий

олимпиады.
2

Фонетика: опасные гласные 1

Буквы е,е,ю,я в начале слова,
после ъ,ь и гласных. Буквы
о, е, э и я в безударных
слогах.

Буква

и

после

шипящих ж, ш, ц; буква е в
безударном

положении

после данных согласных.
3-4

Фонетика:

коварные 2

согласные

Озвончение и оглушение
согласных.

Омофоны.

Буквосочетание -тся и ться в глаголах и -тск- в
прилагательных.
5

Секреты

устной

речи. 1

Ударь меня, если сможешь

Нормативные

варианты

произношения.
Орфоэпический
Задания,
постановкой
ударения.

словарь.

связанные

с

верного

6

Сэр в сером

1

Иноязычные

слова,

в

которых согласные перед е
произносятся

твердо,

не

смягчаясь. Слова, в которых
часто путают произношение
е и э. Звук [х] на месте буквы
г.

Произношение

буквосочетаний

чт,

чн.

Искажения слов в речи.
7

Стройка века: фундамент 1

Различие

слова.

слов

однокоренных
и

слов

омонимичными

с

корнями.

Различные значения корня пол-.
8

Стройка

века:

куздра

наносит ответный удар

Окончание.

Изменяемые

слова с нулевым окончанием
и неизменяемые слова без
окончания. Слова, имеющие
похожие

концовки,

разные

но

окончания.

Притяжательные
прилагательные
рода

на

-ий.

второго

мужского
Глаголы
лица

множественного

числа

настоящего

и

времени

омонимичные

(или

и

похожие)

будущего
формы

повелительного наклонения
тех же глаголов. Случаи,

когда окончание находится
не в конце слова.
9

Стройка

века:

найди 1

приставку, если сможешь

Приставка.

Одинаково

начинающиеся
приставкой

слова

и

с

слова

без

приставки.

Омонимия

приставок.

Редкие

приставки.

Приставки

в

середине слова.

10

Стройка

века:

найди 1

суффикс, если сможешь

Суффикс.

Определение

количества
слове

суффиксов

и

их

границ.

Омонимичные
суффиксов.

в

пары
Нулевые

суффиксы.
11

Стройка века: дойти до сути 1

Способы словообразования.
Аргументация.

12

Ты – это я, я – это ты

13

Здравствуйте,
Существительное

1
Имя 1

Омонимия частей речи
Имя

существительное.

Одушевленность.

Род:

существительные,

не

имеющие

формы

единственного

числа,

существительные

общего

рода, существительные на ище, -ишко, несклоняемые
существительные;
существительные,
используемые

в

просторечии не в том роде, к
которому они принадлежат в
литературном языке. Число:
существительные,

не

имеющие

формы

единственного

числа;

существительные,

не

имеющие

формы

множественного

числа;

существительные, имеющие
по

две

формы

множественного

числа

(сыновья и сыны); формы
множественного
вызывающие

числа,

затруднения.

Падеж.

Склонение:

омонимия слов.
14

Доброе

утро,

Имя 1

Прилагательное

Имя прилагательное. Формы
степеней

сравнения

у

качественных
прилагательных.
15

Привет, Дядюшка Глагол

1

Глагол. Вид: двувидовые
глаголы.

Спряжение:

разноспрягаемые

глаголы.

Наклонение: омонимичные
формы разных наклонений.
Лицо: глаголы, не имеющие
формы
единственного

1

лица
числа.

Время:

переносное

значение.
16

Кто ты: число или часть 1

Имя числительное. Отличие

речи?

от других частей речи со
значением

количества.

Склонение

(полтора

полтораста;

и

составные

числительные).
17

Из грязи в князи

1

Служебные

части

речи.

Омонимия частей речи.
18

Поймай куздру за хвост

1

Характерные

морфемы.

Грамматическая
информация в финальных
морфемах слова: суффиксах
и окончаниях.
19

Всё хорошо в меру

20

Двое

1

Бородиных

под 1

Бородином

Паронимы. Плеоназм.
Фамилии и географические
названия

в творительном

падеже.

Сочетание

существительных

с

числительными.
21

От

перестановки

слагаемых

мест 1

сумма…

Предложно-падежные
сочетания.

меняется?

Употребление

деепричастного

оборота.

Порядок слов.
22

Альфа и бета

1

Алфавит

23

Глас у Власа

1

Полногласие
неполногласие

и

Истграм

24

25

в

услужении 1

Лексика и грамматика в

куздры

истории языка

Выход в люди: что такое 1

Жаргон

жаргонизм и с чем его едят
Выход в люди: рот на замок 1

26

Табу

и

эвфемизмы.

Двуязычие
Выход

27

в

люди:

борьба 1

Споры о языке

противоположностей
Родственные связи

28

1

Языковые семьи и группы.
Славянские

языки

и

признаки их родства
Международные

29

1

отношения

лексика. Имена и фамилии

Лего по-лингвистически

30

Интернациональная

1

Лингвистическое
конструирование

Финишная прямая: лексика 1

31

Тренировочные упражнения
по лексике

Финишная

32

прямая: 1

фразеология
Финишная

33

по фразеологии
прямая: 1

синтаксис
Итоговое

34

Тренировочные упражнения
Тренировочные упражнения
по синтаксису

занятие 1

Подведение итогов

«Занимательная
грамматика»
Методическое обеспечение
Реализация программы учебного курса «В погоне за глокой куздрой:
подготовка к олимпиаде по русскому языку» предусматривает такие формы
работы с обучающимися, как занятия теоретического плана и практические
занятия.

Список литературы
1.

Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации. 2-е

издание М: ООО «Кейс», 2012 – 208 с.
2.

Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной

грамматике русского языка. Часть первая. Государственное учебнопедагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва1963
3.

Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке

стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
4.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).

5.

Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.

работы по рус. Яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
Просвещение, 1988. – 207 с.
6.

Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми

в школе и дома. М: издательство «Отчий дом», 2006 г. – 336 с., ил.
7.

Концепция

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.:
Просвещение, 2008.
8.

Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском

слове. М., «Знание», 1978. – 304 с.
9.

Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому

языку (Из опыта работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003. – 124 с.
10.

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку.

5-6 классы/ Сост. Т.Н.Трунцева. – М.:ВАКО, 2014. – 32 с.
11.

Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика

сочинений разных жанров»/ Ю.И.Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова,
С.А. Никольская; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4-е изд., испр. –
М.: Просвещение, 1990. – 176 с., ил.

12.

Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы /

Авт.-сост. Н.М. Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006. – 141 с. – (Словесник;
Профильная школа)
13.

Успенский Л. Слово о словах. М: Мир энциклопедий Аванта +,

2008 г. - 544 с., ил.
14.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-

2015гг.:

[Электронный

документ].

Режим

доступа:

http://mon.gov.ru/press/new/8286
15.

Фелицына В.Н., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и

крылатые выражения. Лингвостановедческий словарь. / Ин-т рус. яз. им. А.С.
Пушкина; Под ред. Верещагина Е.М., Костомарова В.Г. – М.: «русский язык»,
1979. – 240 с.
Дополнительная литература
Архипова Е.В. Материалы рязанской областной олимпиады школьников
по русскому языку / - РЯШ.- 2002.- №1. – с.41-42
Вопросы и задания VIII Всероссийской олимпиады школьников по
русскому языку // РЯШ. - 2003. - №4. - стр. 45- 49
Воробьева О.И.,Головенкина Л.Х. Олимпиада по русскому языку:
задания, результаты, выводы/ в журнале «РЯШ» №2 1996 / стр. 48-50
Воронина Н.В., Егорова Т.В. Ульяновские областные олимпиады
школьников по русскому языку // РЯШ, - 2004. - №4. – с.41-46
Голубева И.В., Нарушевич А.Г. Готовимся к олимпиаде по русскому
языку/ в ж. «РЯШ» «3 1999 / стр. 41-45
Гольцова Н.Г., Копосов Л.Ф. Московская областная олимпиада по
русскому языку// РЯШ. – 2000. - № 3. – с.51-55
Гольцова Н.Г., Копосов Л.Ф., Шамшин И.В. Материалы III областной
олимпиады школьников Подмосковья по русскому языку// РЯШ. – 2002. - №4.
– с.44-50
Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 511 классы/ - М.: Айрис-пресс, 2006.

Клюева Н.П., Чупашева О.М. Олимпиада по русскому языку для
учащихся средних учебных заведений //РЯШ. - 1994. - №5. - cтр.50-55
Материалы VII Всероссийской олимпиады школьников по русскому
языку// РЯШ. – 2002. - №5. – с.47-51
Новикова Т.Ф., Ушакова С.В. Белгородская областная олимпиада по
русскому языку // РЯШ. – 2004. - №1. – с. 46-51
Орг А.О. Материалы для проведения олимпиад по русскому языку //
РЯШ. –1994. - №№ 2,3
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку: Кн. Для учителя: Из опыта
работы/ - М.:Просвещение,1994
Петракова Л.Н., Никонова А.Ю. Олимпиада в маленьком городе //
Русский язык «ПС». – 2003. - №№20, 24
Петрова Н.А., Коростенко Е.Н. Олимпиада в аспекте ее контрольных
функций //РЯШ. - 1997. -№6. -стр. 46-52
Савенкова Л.Б. Олимпиада как форма проверки знаний// РЯШ. – 2000. №6. –с.40-44
Условия задач конкурса «Русский медвежонок» - 2002 // РЯ ПС. – 2003.
- №35
Шанский Н.М. По страницам «Евгения Онегина» (материалы к
олимпиаде) // РЯШ. - 1997. - №3. - стр.45-53
Шанский Н.М. По страницам «Евгения Онегина» (ответы на вопросы
олимпиады) // РЯШ. - 1997. - №5. - стр.46-54
Словари русского языка:
1.

Агеенко Ф.А., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио

и телевидения. – М., 1960г. – 216 с.
2.

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред.

Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.
3.

Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка

/ Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. М.: Школа-Пресс, 1994. - 209 с.

4.

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Сов.

Энциклопедия, 1974. - 448 с.
5.

Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского

языка. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
6.

Бельчиков Н.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления

однокоренных слов русского языка. – М., 1968.-216 с.
7.

Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н.

Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983.
– 426с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».