МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования ГО Первоуральск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №21"
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
от “23” августа 2023 г.
Протокол №1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МАОУ «Лицей № 21»
от “25” августа 2023 г.
№ 73
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «В погоне за глокой
куздрой: подготовка к олимпиаде по русскому языку»
для обучающихся 6 классов
(основное общее образование)
Составитель: Анохина Т.И.,
учитель русского языка и литературы
ПЕРВОУРАЛЬСК, 2023
Программа курса внеурочной деятельности «В погоне за глокой
куздрой: подготовка к олимпиаде по русскому языку» составлена в
соответствии с ФГОС ((Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О
внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»).
Согласно плану внеурочной деятельности МАОУ Лицей №21 г.
Первоуральск на изучение курса «В погоне за глокой куздрой: подготовка к
олимпиаде по русскому языку» отведено в 6 классе – 1 час (34 часа в год).
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса «В погоне за глокой куздрой:
подготовка к олимпиаде по русскому языку»
В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по
развитию познавательных способностей учащихся 6 класса, направленная на
формирование универсальных учебных действий на основе работы над
заданиями повышенного уровня.
Данная программа помогает организовать познавательную деятельность
во внеурочное время, способствует духовному становлению личности,
выявлению
индивидуальных
творческих
способностей
и
развитию
коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда
через осмысление основного предмета русского языка – слова, текста.
Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета
исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются
диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.
Принимая во внимание снижение речевой культуры в обществе,
стандарт среднего общего образования по русскому языку вполне
своевременно
вводит
понятие
коммуникативной
компетенции,
обеспечивающей успешность выпускника практически во всех областях
жизни и адаптацию к изменяющимся условиям современного мира. Основной
идеей стандарта является предъявление русского языка во всем многообразии
его функций, во взаимосвязи единиц и уровней языка, изучение его как
системы, реализующейся в речи; на первый план выдвигается задача
повышения уровня речевой культуры в наиболее важных для учащихся
ситуациях учебно-научного и делового общения.
Цели изучения учебного курса «В погоне за глокой куздрой: подготовка
к олимпиаде по русскому языку»
Цель программы: реализовать потребности школьников в повышении
их языковой и речевой компетенции, подготовить учащихся к олимпиадам
различного уровня.
Задачи программы:
•
воспитание
любви
к
русскому
языку
через
устранение
затруднений в любых видах общения;
•
пробуждение интереса к русской словесности и самостоятельному
совершенствованию языковой и речевой компетенции;
•
углубление знаний по разным разделам курса русского языка;
•
развитие умений решения нестандартных языковых и речевых
задач; формирование навыков устной и письменной монологической речи,
навыков конструктивного диалога.
Результаты освоения курса:
Личностные результаты:
•
готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
•
навыки
сотрудничества
со
сверстниками,
взрослыми
в
образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
•
готовность и
способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни;
•
сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
•
творчества;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного
•
осознанный
выбор
будущей
профессии
и
возможностей
реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты:
•
умение
самостоятельно
определять
цели
деятельности
и
контролировать
и
составлять планы деятельности;
•
умение
самостоятельно
осуществлять,
корректировать деятельность;
•
умение использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности;
•
умение выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
•
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности;
•
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
•
способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
•
готовность и способность к самостоятельной информационно-
познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
•
умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач;
•
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты
•
расширение, углубление и закрепление изученного в основном
курсе теоретического материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых
единицах,
•
повышение их языковой и речевой культуры;
•
сформированность умения находить нестандартные способы
решения заданий;
•
развитие умения решения нестандартных языковых и речевых
задач; сформированность навыков устной и письменной монологической
речи, навыков конструктивного диалога;
•
успешное выступление на олимпиадах и конкурсах различных
уровней.
•
сформированность основ логического мышления;
•
сформированность умений применять полученные знания при
решении олимпиадных заданий;
•
владение
наблюдений
и
методами
рассуждений
формирования
при
заданий;
выстраивании
использование
алгоритма
решения
олимпиадных заданий;
•
владение навыками использования ИКТ, справочной литературы
•
умение применять полученные сведения для решения задач
исследовательского и комбинаторного характера
Содержание учебного курса «В погоне за глокой куздрой:
подготовка к олимпиаде по русскому языку»
Содержание
программы
очерчивает
тематические
блоки,
рекомендуемые для изучения, акцентирует внимание на знания, необходимые
учащимся для успешного выступления на олимпиадах различного уровня,
выявляет умения и навыки, формирование которых нужно не только для
участия в олимпиадном движении, но и для успешного решения других
жизненных задач, так как они способствуют социализации личности ученика,
воспитывают уверенность в своих силах, дают возможность творчески
проявлять себя в любых обстоятельствах.
Программа рассчитана на 1 год (34 часа), реализуется через план
внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй
половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет
русского языка и литературы, библиотека, мультимедийный класс. Курс
изучения программы рассчитан на учащихся 6-х классов.
Введение. Общие рекомендации по выполнению заданий олимпиады.
Фонетика. Буквы е,е,ю,я в начале слова, после ъ,ь и гласных. Буквы о,
е, э и я в безударных слогах. Буква и после шипящих ж, ш, ц; буква е в
безударном положении после данных согласных. Озвончение и оглушение
согласных. Омофоны. Буквосочетание -тся и -ться в глаголах и -тск- в
прилагательных.
Орфоэпия. Нормативные варианты произношения. Орфоэпический
словарь. Задания, связанные с постановкой верного ударения. Иноязычные
слова, в которых согласные перед е произносятся твердо, не смягчаясь. Слова,
в которых часто путают произношение е и э. Звук [х] на месте буквы г.
Произношение буквосочетаний чт, чн. Искажения слов в речи.
Словообразование.
Корень: различие однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Различные значения корня -пол-.
Окончание. Изменяемые слова с нулевым окончанием и неизменяемые
слова без окончания. Слова, имеющие похожие концовки, но разные
окончания. Притяжательные прилагательные мужского рода на -ий. Глаголы
второго лица множественного числа настоящего и будущего времени и
омонимичные (или похожие) формы повелительного наклонения тех же
глаголов. Случаи, когда окончание находится не в конце слова.
Приставка. Одинаково начинающиеся слова с приставкой и слова без
приставки. Омонимия приставок. Редкие приставки. Приставки в середине
слова.
Суффикс. Определение количества суффиксов в слове и их границ.
Омонимичные пары суффиксов. Нулевые суффиксы.
Способы словообразования. Аргументация.
Морфология. Омонимия частей речи.
Имя существительное. Одушевленность. Род: существительные, не
имеющие формы единственного числа, существительные общего рода,
существительные
на
-ище,
-ишко,
несклоняемые
существительные;
существительные, используемые в просторечии не в том роде, к которому они
принадлежат в литературном языке. Число: существительные, не имеющие
формы единственного числа; существительные, не имеющие формы
множественного
числа;
существительные,
имеющие
по
две
формы
множественного числа (сыновья и сыны); формы множественного числа,
вызывающие затруднения. Падеж. Склонение: омонимия слов.
Имя прилагательное. Формы степеней сравнения у качественных
прилагательных.
Глагол. Вид: двувидовые глаголы. Спряжение: разноспрягаемые
глаголы. Наклонение: омонимичные формы разных наклонений. Лицо:
глаголы, не имеющие формы 1 лица единственного числа. Время: переносное
значение.
Имя числительное. Отличие от других частей речи со значением
количества. Склонение (полтора и полтораста; составные числительные).
Служебные части речи. Омонимия частей речи. Характерные морфемы.
Грамматическая информация в финальных морфемах слова: суффиксах и
окончаниях.
Стилистика. Паронимы. Плеоназм. Фамилии и географические
названия
в
творительном
числительными.
падеже.
Сочетание
Предложно-падежные
существительных
сочетания.
с
Употребление
деепричастного оборота. Порядок слов.
История языка. Алфавит. Полногласие и неполногласие. Лексика.
Грамматика.
Социолингвистика. Жаргон. Табу и эвфемизмы. Двуязычие. Споры о
языке.
Сравнительное языкознание. Языковые семьи и группы. Славянские
языки и признаки их родства. Интернациональная лексика. Имена и фамилии.
Лингвистическое конструирование.
Лексика, фразеология, синтаксис: тренировочные упражнения.
Заключение.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п
Тема
Кол-во
Содержание
часов
1
Введение
1
Общие
рекомендации
выполнению
по
заданий
олимпиады.
2
Фонетика: опасные гласные 1
Буквы е,е,ю,я в начале слова,
после ъ,ь и гласных. Буквы
о, е, э и я в безударных
слогах.
Буква
и
после
шипящих ж, ш, ц; буква е в
безударном
положении
после данных согласных.
3-4
Фонетика:
коварные 2
согласные
Озвончение и оглушение
согласных.
Омофоны.
Буквосочетание -тся и ться в глаголах и -тск- в
прилагательных.
5
Секреты
устной
речи. 1
Ударь меня, если сможешь
Нормативные
варианты
произношения.
Орфоэпический
Задания,
постановкой
ударения.
словарь.
связанные
с
верного
6
Сэр в сером
1
Иноязычные
слова,
в
которых согласные перед е
произносятся
твердо,
не
смягчаясь. Слова, в которых
часто путают произношение
е и э. Звук [х] на месте буквы
г.
Произношение
буквосочетаний
чт,
чн.
Искажения слов в речи.
7
Стройка века: фундамент 1
Различие
слова.
слов
однокоренных
и
слов
омонимичными
с
корнями.
Различные значения корня пол-.
8
Стройка
века:
куздра
наносит ответный удар
Окончание.
Изменяемые
слова с нулевым окончанием
и неизменяемые слова без
окончания. Слова, имеющие
похожие
концовки,
разные
но
окончания.
Притяжательные
прилагательные
рода
на
-ий.
второго
мужского
Глаголы
лица
множественного
числа
настоящего
и
времени
омонимичные
(или
и
похожие)
будущего
формы
повелительного наклонения
тех же глаголов. Случаи,
когда окончание находится
не в конце слова.
9
Стройка
века:
найди 1
приставку, если сможешь
Приставка.
Одинаково
начинающиеся
приставкой
слова
и
с
слова
без
приставки.
Омонимия
приставок.
Редкие
приставки.
Приставки
в
середине слова.
10
Стройка
века:
найди 1
суффикс, если сможешь
Суффикс.
Определение
количества
слове
суффиксов
и
их
границ.
Омонимичные
суффиксов.
в
пары
Нулевые
суффиксы.
11
Стройка века: дойти до сути 1
Способы словообразования.
Аргументация.
12
Ты – это я, я – это ты
13
Здравствуйте,
Существительное
1
Имя 1
Омонимия частей речи
Имя
существительное.
Одушевленность.
Род:
существительные,
не
имеющие
формы
единственного
числа,
существительные
общего
рода, существительные на ище, -ишко, несклоняемые
существительные;
существительные,
используемые
в
просторечии не в том роде, к
которому они принадлежат в
литературном языке. Число:
существительные,
не
имеющие
формы
единственного
числа;
существительные,
не
имеющие
формы
множественного
числа;
существительные, имеющие
по
две
формы
множественного
числа
(сыновья и сыны); формы
множественного
вызывающие
числа,
затруднения.
Падеж.
Склонение:
омонимия слов.
14
Доброе
утро,
Имя 1
Прилагательное
Имя прилагательное. Формы
степеней
сравнения
у
качественных
прилагательных.
15
Привет, Дядюшка Глагол
1
Глагол. Вид: двувидовые
глаголы.
Спряжение:
разноспрягаемые
глаголы.
Наклонение: омонимичные
формы разных наклонений.
Лицо: глаголы, не имеющие
формы
единственного
1
лица
числа.
Время:
переносное
значение.
16
Кто ты: число или часть 1
Имя числительное. Отличие
речи?
от других частей речи со
значением
количества.
Склонение
(полтора
полтораста;
и
составные
числительные).
17
Из грязи в князи
1
Служебные
части
речи.
Омонимия частей речи.
18
Поймай куздру за хвост
1
Характерные
морфемы.
Грамматическая
информация в финальных
морфемах слова: суффиксах
и окончаниях.
19
Всё хорошо в меру
20
Двое
1
Бородиных
под 1
Бородином
Паронимы. Плеоназм.
Фамилии и географические
названия
в творительном
падеже.
Сочетание
существительных
с
числительными.
21
От
перестановки
слагаемых
мест 1
сумма…
Предложно-падежные
сочетания.
меняется?
Употребление
деепричастного
оборота.
Порядок слов.
22
Альфа и бета
1
Алфавит
23
Глас у Власа
1
Полногласие
неполногласие
и
Истграм
24
25
в
услужении 1
Лексика и грамматика в
куздры
истории языка
Выход в люди: что такое 1
Жаргон
жаргонизм и с чем его едят
Выход в люди: рот на замок 1
26
Табу
и
эвфемизмы.
Двуязычие
Выход
27
в
люди:
борьба 1
Споры о языке
противоположностей
Родственные связи
28
1
Языковые семьи и группы.
Славянские
языки
и
признаки их родства
Международные
29
1
отношения
лексика. Имена и фамилии
Лего по-лингвистически
30
Интернациональная
1
Лингвистическое
конструирование
Финишная прямая: лексика 1
31
Тренировочные упражнения
по лексике
Финишная
32
прямая: 1
фразеология
Финишная
33
по фразеологии
прямая: 1
синтаксис
Итоговое
34
Тренировочные упражнения
Тренировочные упражнения
по синтаксису
занятие 1
Подведение итогов
«Занимательная
грамматика»
Методическое обеспечение
Реализация программы учебного курса «В погоне за глокой куздрой:
подготовка к олимпиаде по русскому языку» предусматривает такие формы
работы с обучающимися, как занятия теоретического плана и практические
занятия.
Список литературы
1.
Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации. 2-е
издание М: ООО «Кейс», 2012 – 208 с.
2.
Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной
грамматике русского языка. Часть первая. Государственное учебнопедагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва1963
3.
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке
стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
4.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
5.
Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.
работы по рус. Яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
Просвещение, 1988. – 207 с.
6.
Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми
в школе и дома. М: издательство «Отчий дом», 2006 г. – 336 с., ил.
7.
Концепция
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.:
Просвещение, 2008.
8.
Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском
слове. М., «Знание», 1978. – 304 с.
9.
Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому
языку (Из опыта работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003. – 124 с.
10.
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку.
5-6 классы/ Сост. Т.Н.Трунцева. – М.:ВАКО, 2014. – 32 с.
11.
Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика
сочинений разных жанров»/ Ю.И.Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова,
С.А. Никольская; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4-е изд., испр. –
М.: Просвещение, 1990. – 176 с., ил.
12.
Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы /
Авт.-сост. Н.М. Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006. – 141 с. – (Словесник;
Профильная школа)
13.
Успенский Л. Слово о словах. М: Мир энциклопедий Аванта +,
2008 г. - 544 с., ил.
14.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-
2015гг.:
[Электронный
документ].
Режим
доступа:
http://mon.gov.ru/press/new/8286
15.
Фелицына В.Н., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и
крылатые выражения. Лингвостановедческий словарь. / Ин-т рус. яз. им. А.С.
Пушкина; Под ред. Верещагина Е.М., Костомарова В.Г. – М.: «русский язык»,
1979. – 240 с.
Дополнительная литература
Архипова Е.В. Материалы рязанской областной олимпиады школьников
по русскому языку / - РЯШ.- 2002.- №1. – с.41-42
Вопросы и задания VIII Всероссийской олимпиады школьников по
русскому языку // РЯШ. - 2003. - №4. - стр. 45- 49
Воробьева О.И.,Головенкина Л.Х. Олимпиада по русскому языку:
задания, результаты, выводы/ в журнале «РЯШ» №2 1996 / стр. 48-50
Воронина Н.В., Егорова Т.В. Ульяновские областные олимпиады
школьников по русскому языку // РЯШ, - 2004. - №4. – с.41-46
Голубева И.В., Нарушевич А.Г. Готовимся к олимпиаде по русскому
языку/ в ж. «РЯШ» «3 1999 / стр. 41-45
Гольцова Н.Г., Копосов Л.Ф. Московская областная олимпиада по
русскому языку// РЯШ. – 2000. - № 3. – с.51-55
Гольцова Н.Г., Копосов Л.Ф., Шамшин И.В. Материалы III областной
олимпиады школьников Подмосковья по русскому языку// РЯШ. – 2002. - №4.
– с.44-50
Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 511 классы/ - М.: Айрис-пресс, 2006.
Клюева Н.П., Чупашева О.М. Олимпиада по русскому языку для
учащихся средних учебных заведений //РЯШ. - 1994. - №5. - cтр.50-55
Материалы VII Всероссийской олимпиады школьников по русскому
языку// РЯШ. – 2002. - №5. – с.47-51
Новикова Т.Ф., Ушакова С.В. Белгородская областная олимпиада по
русскому языку // РЯШ. – 2004. - №1. – с. 46-51
Орг А.О. Материалы для проведения олимпиад по русскому языку //
РЯШ. –1994. - №№ 2,3
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку: Кн. Для учителя: Из опыта
работы/ - М.:Просвещение,1994
Петракова Л.Н., Никонова А.Ю. Олимпиада в маленьком городе //
Русский язык «ПС». – 2003. - №№20, 24
Петрова Н.А., Коростенко Е.Н. Олимпиада в аспекте ее контрольных
функций //РЯШ. - 1997. -№6. -стр. 46-52
Савенкова Л.Б. Олимпиада как форма проверки знаний// РЯШ. – 2000. №6. –с.40-44
Условия задач конкурса «Русский медвежонок» - 2002 // РЯ ПС. – 2003.
- №35
Шанский Н.М. По страницам «Евгения Онегина» (материалы к
олимпиаде) // РЯШ. - 1997. - №3. - стр.45-53
Шанский Н.М. По страницам «Евгения Онегина» (ответы на вопросы
олимпиады) // РЯШ. - 1997. - №5. - стр.46-54
Словари русского языка:
1.
Агеенко Ф.А., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио
и телевидения. – М., 1960г. – 216 с.
2.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред.
Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.
3.
Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка
/ Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. М.: Школа-Пресс, 1994. - 209 с.
4.
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Сов.
Энциклопедия, 1974. - 448 с.
5.
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского
языка. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
6.
Бельчиков Н.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления
однокоренных слов русского языка. – М., 1968.-216 с.
7.
Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н.
Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983.
– 426с.