ВУД Юный краевед

Приложение к ООП ООО,
утв. приказом МАОУ «Лицей № 21»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №21»
Рассмотрена на педагогическом совете
МАОУ “Лицей № 21”
Протокол № 01 от 23 августа 2023 г.

Утверждена приказом
МАОУ “Лицей № 21”
от 25.08.2023 г № 73

.

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Юный краевед»
Уровень основного общего образования.
Срок освоения: 5 класс

Составитель:
Феденева Н.Н.
учитель географии

г. Первоуральск

Пояснительная записка.
Программа курса составлена на основе учебной программы элективного курса «История
Первоуральска» для общеобразовательных учреждений городского округа Первоуральск
(для учащихся 5-9 классов).-Первоуральск, 2008
Рабочая программ учебного курса внеурочной деятельности «Школа юного
краеведа » реализуется с учетом рабочей программы воспитания.
Согласно Рабочей программе воспитания у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества,
труда, понимание об основных профессиях своего края, здоровья, культуры и красоты
Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям
курса « Школа юного краеведа », вносящим вклад в воспитание гражданское,
патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое,
воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа
жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению
главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию
условий для их позитивной социализации.
Формы работы на данном курсе позволят учащимся в освоении навыков общения,
навыков работы в команде, навыков поведения в конфликтной ситуации, навыков
сотрудничества, навыков принятия решений и ответственности за них т. д.
Владение этими компетенциями позволит учащемуся в будущем реализовать себя как в
профессиональной сфере, так и в личной жизни, в понимании своего места в семье и
своём окружении, в мире профессий своих родителей.
Исходя из истории развития хозяйства нашего края, учащиеся познакомятся с
профессиями металлурга, геолога, эколога , картографа и других профессий
востребованных в нашем регионе.
Основная цель программы закрепить знания теории и повысить уровень
самостоятельной и исследовательской работы учащихся путем создания творческих
проектов- маршрута выходного дня, «Я и моё окружение» , «Улицы моего города» и
т.д.
Для успешного достижения основной цели необходимо решить следующие учебнометодические задачи:
-развивать познавательный интерес учащихся 5-х к объектам и процессам
окружающего мира;
-научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и
человека, его профессиональной деятельности;
-проводить различные эксперименты и наблюдения под руководством учителя,
самостоятельно и с помощью родителей.
Место предмета в учебном плане
Учебный курс внеурочной деятельности « Юный краевед» входит в обязательную часть
учебного плана, в предметную область «Общественно-научные предметы».
Курс изучается на уровне основного общего образования 5 класса , уровень базовый
5 класс
Количество часов в год на один класс (по программе): 8 часов (8 недель)
Количество часов в неделю (по учебному плану МАОУ «Лицей № 21»): 1 час
Результаты обучения

Программа содержит систему практическую деятельность, направленную на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов :
Личностные результаты:
- Овладение на уровне общего образования законченной системы географических
знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента
научной картины мира;
- Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в
географической среде – среде обитания всего живого в том числе и человека.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД)
Личностные УУД:
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её
сохранения и рационального использования;
-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей странице, выбору
профессии;
Регулятивные УУД:
-способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений;
-умение управлять своей познавательной деятельностью;
-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
-формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её
преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и
информационных технологий.
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты:
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
- формирование представлений об особенностях природных явлений на различных
территориях

Системно - деятельностный подход.
В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который
предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога
культур и уважения его многонационального, поликультурного.
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе
разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы
достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и
познавательного развития занимающегося;
- развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира;
- признание способов организации образовательной деятельности и учебного
сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития
занимающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей занимающихся;
Предполагаемые результаты реализации программы.
Учащиеся должны знать:
- площадь территории края города;
- особенности физико- и экономико-географического положения края;
- основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории края;
- зависимость рельефа территории края и города от тектонического строения и действия
внешних процессов;
- основные формы рельефа;
- факторы, формирующие климат;
- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
- особенности поверхностных вод территории;
- воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их рациональное
использование;
- основные типы почв, меры по их охране;
- представители растительного и животного мира нашей зоны; Красная книга края;
- народные промыслы, их особенности;
- взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными условиями,
примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
- основные экологические проблемы, пути их решения;
- основные профессии востребованные в нашем регионе.
Учащиеся должны уметь:
- определять по картам физико- и экономико-географическое положение территории края
и города;
- работать с различными географическими источниками ;

- знать особенности климата и влияние его на жизнь и хозяйственную деятельность
человека;
- выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности;
- устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью
человека;
- владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием
хозяйственной деятельности человека;

Содержание курса 5 класса
Раздел 1.Что мы будем изучать на уроках краеведения (1 час)
Составные части и значение краеведения . Понятие «экскурсия» Как вести себя на
экскурсии.
Практическая работа: Осенняя экскурсия Знакомство с сезонными изменениями в
природе
Раздел 2. Положение и особенности Уральских гор (1 час)
Древние названия Урало-Рифейские и Гиперборейские горы
Изображение нашей местности на древних картах.
Положение города на Среднем Урале, на границе двух частей света Европы и Азии
Раздел 3. Общие сведения о природе нашей местности (2 часа)
Полезные ископаемые и их месторождения. Водные богатства : река Чусовая, пруды и
водохранилища. Тайга и её обитатели. Красная книга нашей местности. История края в
топонимах. Происхождение названий объектов края (топонимы окрестностей города
Первоуральск). Профессия геолога, лесника, эколога
Раздел 4. Знакомство с историей заселения Урала и окрестностей города
Первоуральска(2 часа)
Коренные народы Урала. Как на Урале появились русские люди. Кто они были. Почему
они шли на восток . Почему многие из них решили остаться на Урале
Как моя семья появилась на Урале. Чтение и обсуждение рассказа о переселении
башкир(коренного населения нашего района) на озеро Иткуль по договорённости с
Демидовым. Бай Белим и его сестра Бака - из истории возникновения Билимбая
Раздел 5. Моя семья .Традиции моей семьи(2 часа)
Численность семьи по возрастным группам. Домашний быт. Нравы и обязанности членов
семьи, образование , профессии, место работы, учёбы, награды. Взаимоотношения в
семье. Трудовые династии. Традиции в российской семье. Обряды, праздники, дни
памяти, семейные торжества. Праздники различных народов. Я и моё окружение

Календарно-тематическое планирование
№
зан
яти
я

Содержание (разделы, темы)

Деятельность учащихся

Кол
-во
час
ов

Форма
предъявления
результата

1

Выбор
индивидуальног
о или
группового
проекта,
фотографа

Раздел 1. Раздел 1. Введение (1 час)
1

Тема 1.Что мы будем изучать на
уроках краеведения
Составные части и значение
краеведения . Понятие
«экскурсия» Как вести себя на
экскурсии.

Введение в курс. Экскурсия по
городу: фенологические
наблюдения и их фиксация .

срок
и

Практическая работа: Осенняя
экскурсия Знакомство с
сезонными изменениями в
природе
Раздел 2. Где мы живём? (1 час)
2 Тема 1. Положение и
особенности Уральских гор
Из истории географических
открытий. Выдающиеся
путешественники и ученыегеографы России и Урала.
Тема 2. Город у границы
Положение города на Среднем
Урале, на границе двух частей
света Европы и Азии. Определи
свой адрес во Вселенной, на Земле
Расширение географического
кругозора

Экскурсия по городу:
фенологические наблюдения и
их фиксация .

3-4 Тема1. Компоненты природы
нашего края
Полезные ископаемые и их
месторождения.
Погода и климат Приметы погоды
Тайга и её обитатели. Красная
книга нашей местности
Водные богатства : река Чусовая,
пруды и водохранилища.

Выполнение заданий по карте
Свердловской области,
анализируют картосхему
основных месторождений
нашего края
Анализируют приметы погоды,
определяют по приборам
показатели компонентов
погоды
Изучают по пособиям .
интернету основных
представителей тайги,
составляют буклет о обитателях
Красной книги нашей
местности
Определяют по картам реки,
озёра, болота окрестностей
Первоуральска., работают с
топонимами
Знакомство с сезонными
изменениями в природе

Изучение происхождение
названий: Древние названия
Урало-Рифейские и
Гиперборейские горы
Знакомство с наиболее
значительными экспедициями.
Выявление на карте
географических объектов,
названных именами
первооткрывателей
Работа с картами, глобусом для
определения своего адреса
Сбор географической
литературно-художественной
информации о любом участке
земли и нашей местности
Раздел 3. Общие сведения о природе нашей местности (2 часа)

Тема 2. Практическая работа :
Городской пруд . Зимняя
экскурсия.
Раздел 4.Человек пришёл на Урал (2 часа)
5

фенологические
наблюдения и их
фиксация .

1

2

Сообщения о
происхождении
названий на
карте
Запись своего
адреса на бумаге
Защита своей
работы

Знание
особенностей
погоды своей
местности
Краткие
сообщения о
обитателях
Красной книги
нашей
местности
Знание и
география вод
нашего края

Записи по
экскурсии

6

7

8

Тема 1 Знакомство с историей
заселения Урала и окрестностей
города Первоуральска
Тема 2 Карта моего
собственного мира
Как моя семья появилась на
Урале.
Карта моей семьи

Изучают информацию о
коренных народах Урала. Как
на Урале появились русские
люди. Кто они были. Почему
они шли на восток Почему
многие из них решили остаться
на Урале
Составляет карту своего мира и
обозначает события
происходящие вокруг
учащегося условными знаками

1

Знания о
коренных и
пришлых
народах Урала.
Предъявление
своей карты «Я
и моё
окружение»

Раздел 5 Легенды , были, сказания об Уральском крае (2часа)
Тема 1 П.П. Бажов «Красные
Чтение и обсуждение рассказа о 1 Знание о
кафтаны» «Бай Белим и его
переселении башкир (коренного
коренном
сестра Бака№
населения нашего района) на
населении края
озеро Иткуль по
Знание истории
договорённости с Демидовым
возникновения
Из истории возникновения
Билимбая
Билимбая, работают с
топонимами
Тема 2. Моя семья .
Традиции моей семьи
Праздники различных народов на
Урале. Ярмарки

Составляют рассказ о своей
семье: численность семьи по
возрастным группам, нравы и
обязанности членов семьи,
образование , профессии, место
работы, учёбы, награды.
Составляют рассказ о
традициях своей семьи: обряды,
праздники, дни памяти,
семейные торжества.
Составление календаря
знаменательных дат в моей
семье
Составление календаря
праздников

1

Рассказ о своей
семье. Фото
семьи
Рассказ о
традициях своей
семьи.
Календарь
знаменательных
дат в моей семье
Календарь
праздников
различных
народов на
Урале


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».