Приложение к ООП ООО, утв. приказом МАОУ «Лицей № 21» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №21» Рассмотрена на педагогическом совете МАОУ “Лицей № 21” Протокол № 01 от 23 августа 2023 г. Утверждена приказом МАОУ “Лицей № 21” от 25.08.2023 г № 73 . Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Юный краевед» Уровень основного общего образования. Срок освоения: 5 класс Составитель: Феденева Н.Н. учитель географии г. Первоуральск Пояснительная записка. Программа курса составлена на основе учебной программы элективного курса «История Первоуральска» для общеобразовательных учреждений городского округа Первоуральск (для учащихся 5-9 классов).-Первоуральск, 2008 Рабочая программ учебного курса внеурочной деятельности «Школа юного краеведа » реализуется с учетом рабочей программы воспитания. Согласно Рабочей программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, труда, понимание об основных профессиях своего края, здоровья, культуры и красоты Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям курса « Школа юного краеведа », вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации. Формы работы на данном курсе позволят учащимся в освоении навыков общения, навыков работы в команде, навыков поведения в конфликтной ситуации, навыков сотрудничества, навыков принятия решений и ответственности за них т. д. Владение этими компетенциями позволит учащемуся в будущем реализовать себя как в профессиональной сфере, так и в личной жизни, в понимании своего места в семье и своём окружении, в мире профессий своих родителей. Исходя из истории развития хозяйства нашего края, учащиеся познакомятся с профессиями металлурга, геолога, эколога , картографа и других профессий востребованных в нашем регионе. Основная цель программы закрепить знания теории и повысить уровень самостоятельной и исследовательской работы учащихся путем создания творческих проектов- маршрута выходного дня, «Я и моё окружение» , «Улицы моего города» и т.д. Для успешного достижения основной цели необходимо решить следующие учебнометодические задачи: -развивать познавательный интерес учащихся 5-х к объектам и процессам окружающего мира; -научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека, его профессиональной деятельности; -проводить различные эксперименты и наблюдения под руководством учителя, самостоятельно и с помощью родителей. Место предмета в учебном плане Учебный курс внеурочной деятельности « Юный краевед» входит в обязательную часть учебного плана, в предметную область «Общественно-научные предметы». Курс изучается на уровне основного общего образования 5 класса , уровень базовый 5 класс Количество часов в год на один класс (по программе): 8 часов (8 недель) Количество часов в неделю (по учебному плану МАОУ «Лицей № 21»): 1 час Результаты обучения Программа содержит систему практическую деятельность, направленную на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов : Личностные результаты: - Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; - Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; - Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого в том числе и человека. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД) Личностные УУД: -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; -патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей странице, выбору профессии; Регулятивные УУД: -способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; -умение управлять своей познавательной деятельностью; -умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: -формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; -умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий. Коммуникативные УУД: -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) Предметные результаты: - овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; - овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; - формирование представлений об особенностях природных явлений на различных территориях Системно - деятельностный подход. В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного. - переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося; - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; - признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся; - учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся; Предполагаемые результаты реализации программы. Учащиеся должны знать: - площадь территории края города; - особенности физико- и экономико-географического положения края; - основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории края; - зависимость рельефа территории края и города от тектонического строения и действия внешних процессов; - основные формы рельефа; - факторы, формирующие климат; - влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека; - особенности поверхностных вод территории; - воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их рациональное использование; - основные типы почв, меры по их охране; - представители растительного и животного мира нашей зоны; Красная книга края; - народные промыслы, их особенности; - взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными условиями, примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу; - основные экологические проблемы, пути их решения; - основные профессии востребованные в нашем регионе. Учащиеся должны уметь: - определять по картам физико- и экономико-географическое положение территории края и города; - работать с различными географическими источниками ; - знать особенности климата и влияние его на жизнь и хозяйственную деятельность человека; - выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности; - устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека; - владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека; Содержание курса 5 класса Раздел 1.Что мы будем изучать на уроках краеведения (1 час) Составные части и значение краеведения . Понятие «экскурсия» Как вести себя на экскурсии. Практическая работа: Осенняя экскурсия Знакомство с сезонными изменениями в природе Раздел 2. Положение и особенности Уральских гор (1 час) Древние названия Урало-Рифейские и Гиперборейские горы Изображение нашей местности на древних картах. Положение города на Среднем Урале, на границе двух частей света Европы и Азии Раздел 3. Общие сведения о природе нашей местности (2 часа) Полезные ископаемые и их месторождения. Водные богатства : река Чусовая, пруды и водохранилища. Тайга и её обитатели. Красная книга нашей местности. История края в топонимах. Происхождение названий объектов края (топонимы окрестностей города Первоуральск). Профессия геолога, лесника, эколога Раздел 4. Знакомство с историей заселения Урала и окрестностей города Первоуральска(2 часа) Коренные народы Урала. Как на Урале появились русские люди. Кто они были. Почему они шли на восток . Почему многие из них решили остаться на Урале Как моя семья появилась на Урале. Чтение и обсуждение рассказа о переселении башкир(коренного населения нашего района) на озеро Иткуль по договорённости с Демидовым. Бай Белим и его сестра Бака - из истории возникновения Билимбая Раздел 5. Моя семья .Традиции моей семьи(2 часа) Численность семьи по возрастным группам. Домашний быт. Нравы и обязанности членов семьи, образование , профессии, место работы, учёбы, награды. Взаимоотношения в семье. Трудовые династии. Традиции в российской семье. Обряды, праздники, дни памяти, семейные торжества. Праздники различных народов. Я и моё окружение Календарно-тематическое планирование № зан яти я Содержание (разделы, темы) Деятельность учащихся Кол -во час ов Форма предъявления результата 1 Выбор индивидуальног о или группового проекта, фотографа Раздел 1. Раздел 1. Введение (1 час) 1 Тема 1.Что мы будем изучать на уроках краеведения Составные части и значение краеведения . Понятие «экскурсия» Как вести себя на экскурсии. Введение в курс. Экскурсия по городу: фенологические наблюдения и их фиксация . срок и Практическая работа: Осенняя экскурсия Знакомство с сезонными изменениями в природе Раздел 2. Где мы живём? (1 час) 2 Тема 1. Положение и особенности Уральских гор Из истории географических открытий. Выдающиеся путешественники и ученыегеографы России и Урала. Тема 2. Город у границы Положение города на Среднем Урале, на границе двух частей света Европы и Азии. Определи свой адрес во Вселенной, на Земле Расширение географического кругозора Экскурсия по городу: фенологические наблюдения и их фиксация . 3-4 Тема1. Компоненты природы нашего края Полезные ископаемые и их месторождения. Погода и климат Приметы погоды Тайга и её обитатели. Красная книга нашей местности Водные богатства : река Чусовая, пруды и водохранилища. Выполнение заданий по карте Свердловской области, анализируют картосхему основных месторождений нашего края Анализируют приметы погоды, определяют по приборам показатели компонентов погоды Изучают по пособиям . интернету основных представителей тайги, составляют буклет о обитателях Красной книги нашей местности Определяют по картам реки, озёра, болота окрестностей Первоуральска., работают с топонимами Знакомство с сезонными изменениями в природе Изучение происхождение названий: Древние названия Урало-Рифейские и Гиперборейские горы Знакомство с наиболее значительными экспедициями. Выявление на карте географических объектов, названных именами первооткрывателей Работа с картами, глобусом для определения своего адреса Сбор географической литературно-художественной информации о любом участке земли и нашей местности Раздел 3. Общие сведения о природе нашей местности (2 часа) Тема 2. Практическая работа : Городской пруд . Зимняя экскурсия. Раздел 4.Человек пришёл на Урал (2 часа) 5 фенологические наблюдения и их фиксация . 1 2 Сообщения о происхождении названий на карте Запись своего адреса на бумаге Защита своей работы Знание особенностей погоды своей местности Краткие сообщения о обитателях Красной книги нашей местности Знание и география вод нашего края Записи по экскурсии 6 7 8 Тема 1 Знакомство с историей заселения Урала и окрестностей города Первоуральска Тема 2 Карта моего собственного мира Как моя семья появилась на Урале. Карта моей семьи Изучают информацию о коренных народах Урала. Как на Урале появились русские люди. Кто они были. Почему они шли на восток Почему многие из них решили остаться на Урале Составляет карту своего мира и обозначает события происходящие вокруг учащегося условными знаками 1 Знания о коренных и пришлых народах Урала. Предъявление своей карты «Я и моё окружение» Раздел 5 Легенды , были, сказания об Уральском крае (2часа) Тема 1 П.П. Бажов «Красные Чтение и обсуждение рассказа о 1 Знание о кафтаны» «Бай Белим и его переселении башкир (коренного коренном сестра Бака№ населения нашего района) на населении края озеро Иткуль по Знание истории договорённости с Демидовым возникновения Из истории возникновения Билимбая Билимбая, работают с топонимами Тема 2. Моя семья . Традиции моей семьи Праздники различных народов на Урале. Ярмарки Составляют рассказ о своей семье: численность семьи по возрастным группам, нравы и обязанности членов семьи, образование , профессии, место работы, учёбы, награды. Составляют рассказ о традициях своей семьи: обряды, праздники, дни памяти, семейные торжества. Составление календаря знаменательных дат в моей семье Составление календаря праздников 1 Рассказ о своей семье. Фото семьи Рассказ о традициях своей семьи. Календарь знаменательных дат в моей семье Календарь праздников различных народов на Урале