ВУД Актуальные вопросы обществознания

Приложение к ООП ООО,
утв. приказом МАОУ «Лицей № 21»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №21»
Рассмотрена на педагогическом совете
Утверждена
приказом
МАОУ “Лицей № 21”
МАОУ “Лицей № 21”
Протокол № 01 от 23 августа 2023 г.
от25.08. 2023
г № 73
.

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Актуальные вопросы обществознания»
Уровень среднего общего образования.
Срок освоения: 11 класс

Составитель: Волков В.А.
учитель обществознания

г. Первоуральск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Актуальные вопросы
обществознания» ООП ООО МАОУ «Лицей № 21» разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программ учебного курса внеурочной деятельности «Актуальные вопросы
обществознания» реализуется с учетом рабочей программы воспитания.
Программа курса «Актуальные вопросы обществознания» предназначена для учащихся
11 класса, мотивированных на сдачу экзамена в формате ЕГЭ и рассчитана на 34 часа.
Составлена на основе спецификации контрольных-измерительных материалов для
проведения единого государственного экзамена по обществознанию. Курс является
практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми
познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами
контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут
осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с
диаграммами и статистической информацией, текстами и заданиями различного вида.
Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики,
культурологи, теории цивилизаций, правоведения. Ключевой задачей является раскрытие
особенностей развития основных сфер жизни современного общества.
Цель – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к аттестации в форме
ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные
формы занятий: лекции, семинары, практикумы, тренировочные работы и др.
Программа рассчитана на один год. Уровень - среднее общее образование (11 класс).
Количество часов - 1 час в неделю, 34 часа в год (в 2023-2024 учебном году – фактически
27 часов)
Планируемые результаты.
Личностными результаты:
 мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
 заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей
страны;
 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия;
 отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства;
 признание равноправия народов, единства разнообразных культур;
 убеждённость в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей
ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
 умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);

 умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
 способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей, свойственных подросткам;
 овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
 умение выполнять познавательные и практические задания на использование элементов
причинно-следственного анализа; определение сущностных характеристик изучаемого
объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и
извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую
 подкрепление изученных положений конкретными примерами;
 оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
 определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметные результаты:
 относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
 знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с
опорой на эти понятия явления социальной действительности;
 знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
 решение познавательных и практических задач в рамках изученного материала,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
 поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы
СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной
информации факты и мнения; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой
задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся
данные, соотносить их с собственными знаниями);
 понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
 знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила
к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
 приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;

 знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
 понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;  понимание
роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
 знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
 знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
 понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
 умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Содержание курса
1. Введение (2 часа).
Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по
обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института
педагогических измерений. Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию.
2. Человек в социальном измерении (2 часа).
Происхождение человека: основные теории антропогенеза. Психологические
характеристики личности. Сознание и мышление. Познание и виды познавательной
деятельности.
3. Общество (2 часа).
Социальные институты и их роль в жизни общества. Общественные отношения и их
виды. Типология обществ. Постиндустриальное общество и его признаки. Глобализация и
ее последствия.
4. Духовная жизнь общества (1 час).
Формы и виды культуры. Господство моды и рекламы в массовой культуре.
Субкультура и контркультура. Особенности современного этапа науки в свете развития
отдельных научных дисциплин. Тенденции развития образования в современных условиях.
Искусство как социальное явление. Теории происхождения искусства. Научное
представление о религии. Религиозность в повседневности и массовой культуре.
5. Экономика (4 часа).
Основные экономические теории (исторический экскурс). Современная экономика и ее
модели. Специфические особенности России в сравнении с другими странами.
Экономические ресурсы. Взаимозаменяемость (альтернативность) экономических
ресурсов. Законы рынка. Неценовые факторы спроса и предложения. Организационноправовые формы предпринимательства. Экстенсивные и интенсивные факторы

экономического роста. Экономические кризисы: причины и последствия. Мировая
экономика. Политика протекционизма и фритредерства.
6. Социальные отношения (3 часа).
Исторические типы стратификации. Социальная мобильность. Социальные нормы и
отклоняющееся поведение. Механизм социального контроля. Социальное взаимодействие
и его формы. Рациональная регуляция конфликтов. Социальная политика государства.
7. Политика (4 часа).
Политическая система общества. Теории происхождения государственной власти.
Политическая элита и политическое лидерство. Политическая идеология. Политические
аспекты процесса глобализации современного мира. Политические процессы в
современной РФ.
7. Право (6 часов).
Теории происхождения права. Правовые системы. Законотворческий процесс в РФ.
Проблемы и пути формирования правовой государственности в РФ. Конституция РФ.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей
государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы.
Местное самоуправление.
8. Решение заданий различных типов (3 часа).

.

Календарно-тематическое планирование
№

Тема занятия

1

ЕГЭ по обществознанию. Структура
экзаменационной работы.
Кодификатор и спецификация ЕГЭ по
обществознанию.
Происхождение человека: основные теории
антропогенеза.
Познание и виды познавательной деятельности.

2
3
4
5
6
7
8

9

Социальные институты и их роль в жизни
общества. Общественные отношения и их виды.
Постиндустриальное общество и его признаки.
Глобализация и ее последствия.
Духовная жизнь современного общества
Современная экономика и ее модели.
Специфические особенности России в
сравнении с другими странами.
Экономические ресурсы. Взаимозаменяемость
(альтернативность) экономических ресурсов

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Дата проведения
план
факт.

10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Экстенсивные и интенсивные факторы
экономического роста. Экономические кризисы:
причины и последствия
Мировая экономика. Политика протекционизма
и фритредерства.
Исторические типы стратификации. Социальная
мобильность.
Социальные нормы и отклоняющееся
поведение. Механизм социального контроля.
Социальное взаимодействие и его формы.
Рациональная регуляция конфликтов.
Политическая система общества. Теории
происхождения государственной власти.
Политическая элита и политическое лидерство.
Политическая идеология.
Политические аспекты процесса глобализации
современного мира.
Политические процессы в современной РФ.
Теории происхождения права. Правовые
системы.
Законотворческий процесс в РФ.
Конституция РФ. Основы конституционного
строя Российской Федерации.
Структура высшей государственной власти в
РФ.
Федерация и ее субъекты.
Правоохранительные органы. Местное
самоуправление.
Решение заданий различных типов
Решение заданий различных типов
Решение заданий различных типов

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».