Приложение к ООП ООО, утв. приказом МАОУ «Лицей № 21» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №21» Рассмотрена на педагогическом совете Утверждена приказом МАОУ “Лицей № 21” МАОУ “Лицей № 21” Протокол № 01 от 23 августа 2023 г. от25.08. 2023 г № 73 . Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Актуальные вопросы обществознания» Уровень среднего общего образования. Срок освоения: 11 класс Составитель: Волков В.А. учитель обществознания г. Первоуральск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Актуальные вопросы обществознания» ООП ООО МАОУ «Лицей № 21» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программ учебного курса внеурочной деятельности «Актуальные вопросы обществознания» реализуется с учетом рабочей программы воспитания. Программа курса «Актуальные вопросы обществознания» предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу экзамена в формате ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Составлена на основе спецификации контрольных-измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами и заданиями различного вида. Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения. Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества. Цель – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к аттестации в форме ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера. Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, тренировочные работы и др. Программа рассчитана на один год. Уровень - среднее общее образование (11 класс). Количество часов - 1 час в неделю, 34 часа в год (в 2023-2024 учебном году – фактически 27 часов) Планируемые результаты. Личностными результаты: мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признание равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённость в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умение выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую подкрепление изученных положений конкретными примерами; оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметные результаты: относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; решение познавательных и практических задач в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Содержание курса 1. Введение (2 часа). Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений. Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию. 2. Человек в социальном измерении (2 часа). Происхождение человека: основные теории антропогенеза. Психологические характеристики личности. Сознание и мышление. Познание и виды познавательной деятельности. 3. Общество (2 часа). Социальные институты и их роль в жизни общества. Общественные отношения и их виды. Типология обществ. Постиндустриальное общество и его признаки. Глобализация и ее последствия. 4. Духовная жизнь общества (1 час). Формы и виды культуры. Господство моды и рекламы в массовой культуре. Субкультура и контркультура. Особенности современного этапа науки в свете развития отдельных научных дисциплин. Тенденции развития образования в современных условиях. Искусство как социальное явление. Теории происхождения искусства. Научное представление о религии. Религиозность в повседневности и массовой культуре. 5. Экономика (4 часа). Основные экономические теории (исторический экскурс). Современная экономика и ее модели. Специфические особенности России в сравнении с другими странами. Экономические ресурсы. Взаимозаменяемость (альтернативность) экономических ресурсов. Законы рынка. Неценовые факторы спроса и предложения. Организационноправовые формы предпринимательства. Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста. Экономические кризисы: причины и последствия. Мировая экономика. Политика протекционизма и фритредерства. 6. Социальные отношения (3 часа). Исторические типы стратификации. Социальная мобильность. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Механизм социального контроля. Социальное взаимодействие и его формы. Рациональная регуляция конфликтов. Социальная политика государства. 7. Политика (4 часа). Политическая система общества. Теории происхождения государственной власти. Политическая элита и политическое лидерство. Политическая идеология. Политические аспекты процесса глобализации современного мира. Политические процессы в современной РФ. 7. Право (6 часов). Теории происхождения права. Правовые системы. Законотворческий процесс в РФ. Проблемы и пути формирования правовой государственности в РФ. Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление. 8. Решение заданий различных типов (3 часа). . Календарно-тематическое планирование № Тема занятия 1 ЕГЭ по обществознанию. Структура экзаменационной работы. Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию. Происхождение человека: основные теории антропогенеза. Познание и виды познавательной деятельности. 2 3 4 5 6 7 8 9 Социальные институты и их роль в жизни общества. Общественные отношения и их виды. Постиндустриальное общество и его признаки. Глобализация и ее последствия. Духовная жизнь современного общества Современная экономика и ее модели. Специфические особенности России в сравнении с другими странами. Экономические ресурсы. Взаимозаменяемость (альтернативность) экономических ресурсов Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения план факт. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста. Экономические кризисы: причины и последствия Мировая экономика. Политика протекционизма и фритредерства. Исторические типы стратификации. Социальная мобильность. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Механизм социального контроля. Социальное взаимодействие и его формы. Рациональная регуляция конфликтов. Политическая система общества. Теории происхождения государственной власти. Политическая элита и политическое лидерство. Политическая идеология. Политические аспекты процесса глобализации современного мира. Политические процессы в современной РФ. Теории происхождения права. Правовые системы. Законотворческий процесс в РФ. Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление. Решение заданий различных типов Решение заданий различных типов Решение заданий различных типов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1