Министерство образования Свердловской области СОГЛАСОВАНО: Директор МАОУ _____Л.Н Демакова «Лицей №21» Председатель ШМО учителей русского языка и литературы______ Н.А Сидорова Программа курса внеурочной деятельности «Трансмедийное творчество: создание медиатекста» 7-8 класс Автор-разработчик: Власова Н.А., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Трансмедийное творчество: создание медиатекста», социально-гуманитарного направления разработана на основе методического пособия «Педагогика трансмедийного творчества. Школьный литературный канон в контексте цифровизации культуры» А. Архангельского, А. Новиковой., Москва., «Канон-плюс» 2023 Программа направлена на использование закономерностей массовой коммуникации в рамках медиаобразования как актуальной области педагогической практики, как одно из инновационных направлений. Актуальность Программы определяется тем, что изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми, а применение новых технологий в современной журналистике приводит к серьезным трансформациям в системе СМИ. Сегодня мультимедийный контент активно используется как традиционными СМИ в онлайн-версиях, так и новыми медиа. Новые информационные технологии должны стать для обучающихся инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Мультимедийная журналистика – это наиболее продвинутая с точки зрения технологий сфера коммуникаций. Программа предоставляет возможность освоения медиатекста (фотография, видео, текст, инфографика, гипертекст и другой контент) и медийного способа подачи литературного материала. Медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями и даёт возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в социуме, а также овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми. Педагогическая целесообразность определяется тем, что Программа способствует формированию навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности, развитию познавательных потребностей и творческого потенциала обучающихся. Производство медийного и информационного контента открывает для обучающихся возможность создавать социально значимую информационную продукцию в форматах текста, фото, видео, графики. Занимаясь созданием медиа текстов, излагая свои идеи и взгляды, обучающиеся включаются в процесс творчества и самовыражения. Построение образовательного процесса предусматривает опору на содержание основного образования, применение широкого комплекса знаний по базовым учебным дисциплинам: литература, русский язык, обществознание, информационные технологии. Программа предназначена для подростков 14-17 лет проявляющих интерес к медиа журналистике. Набор детей проводится независимо от уровня их подготовки по данному направлению. Группа комплектуются из детей разного возраста. Состав группы – не более 12 человек. Цель и задачи Программы Цель Программы – развитие творческого потенциала личности обучающегося в процессе формирования мультимедийной компетентности. ● Расширить знания обучающихся в области теории и практики средств массовой коммуникации: терминология, язык и формы средств массовой коммуникации (СМК); ● Сформировать практические навыки создания медиатекстов в различных форматах: текст, фото, инфографика, видео, аудио; ● Обеспечить развитие способности к анализу различных медиатекстов; ● Сформировать опыт самоорганизации и саморегуляции, подразумевающей планирование этапов выполнения работы, отслеживание продвижения в выполнении задания, соблюдение сроков подготовки и предоставления материалов, контроль качества выполнения работы,самостоятельной оценки собственного продукта с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий; ● Сформировать самоопределению. готовность и способность к профессиональному Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность обучения составляет 34 часа. Количество часов на изучение того или иного раздела может варьироваться в зависимости от потребностей обучающихся. Формы обучения и виды занятий Формы организации деятельности: основная форма работы – групповая, но, в связи с различным уровнем развития и личностными качествами детей практические занятия строятся на индивидуальном общении или в составе небольшой группы (2-5 человека). Как правило, занятия включают в себя теоретическую часть (беседы, лекции) и практическую часть (под руководством педагога, самостоятельная работа, творческие задания). Программа является вариативной, допускает изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала. В период подготовки к мероприятиям, акциям допускается перегруппировка учебного времени на усмотрение педагога (т.е. применяется вариативность в содержании программы). Основные формы занятий: ● занятие-конференция (занятие в реальном времени с возможностью видеокоммуникаций педагога и группы обучающихся); ● организация и сопровождение самостоятельной работы обучающихся (обмен информацией между педагогом и обучающимся на основе учебных материалов, направленных педагогом обучающемуся по установленным каналам связи); ● индивидуальное занятие, групповые; ● консультации (собеседования) в различных доступных форматах в установленный для обучающегося промежуток времени; ● практические задания, выполняемые обучающиеся самостоятельно или с помощью педагога Содержание курса внеурочной деятельности Раздел Теория Практика Всего часов Формы контроля 1.Основные элементы 10 8 Беседа, входное 18 медиатекста тестирование, творческое задание, презентация медиапродукта 2. Виды медиатекстов 4 4 Работа на цифровых платформах, творческое задание, 8 интерактивная карта 3. Ярмарка медиароекто 0 8 Презентация медиапроектов 8 Тематическое планирование программного материала № Тема Количест во часов 1 Современный медиатекст. Виды и формы представления информации 1 2 Цифровые платформы для создания медиатекста( Тильда, Канва и т.п) 1 3 Инфографика. Создание интерактивной карты литературного произведения.(Теоретическое занятие) 1 4 Инфографика. Создание интерактивной карты литературного произведения. 1 (Практическое занятие) 5 Облако слов и кроссенс на основе художественного текста 1 6 Интерактивный комментарий художественного текста. 1 7 Гиперссылки для создания интерактивного комментария(Практическое занятие) 1 8 Сценарный план для экранизации художественного произведения.(Теоретическое занятие) 1 9 Сценарный план для экранизации художественного произведения.(Практическое занятие) 1 10 Видеопоэзия как литературный жанр. (Теоретическое занятие) 1 11 Видеопоэзия как литературный жанр. (Практическое занятие) 1 12 Лонгрид как способ представления информации 1 13 Сторителлинг в лонгриде 1 14 Фанфик как медиатекста разновидность 1 15 Выбор мультимедийного формата для интерпретации художественного текста 1 16 Мультимедийная история 1 17 Критерии мультимедийной (Практическое занятие) оценивания истории 1 18 Проект «Оживляем классику». Форма «Интерактивная игра» 2 19 Проект «Оживляем классику». Форма «Девичий альбом героини» 2 20 Проект «Оживляем классику». 2 Форма «Профиль литературного героя в социальных сетях» 21 Проект «Оживляем классику». 2 Форма «Интерактивная карта путешествия литературного героя» 22 Проект «Оживляем классику». 2 Форма «Фотогалерея «Если бы я был литературным героем» 23 Проект «Оживляем классику». Планирование и создание истории. Составление плана проекта. 24 Зачетное занятие. Защита проекта. 2 Планируемые результаты Освоение обучающимися указанных в программе как теоретических, так и практических знаний, умений, навыков, а именно: Предметные знания в следующих областях: -медиатекст как форма информационной деятельности; -приемы риторики; создание медиатекста; редактирование; структура интернетматериала; иллюстрации; макетирование и верстка материала. Предметные умения и навыки – навыки анализа текста как конечного результата, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования медиатекста, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; -навыки работы с научной и справочной литературой. Интеллектуальные умения и навыки – умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи. Мыслительные навыки – навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки и решения интеллектуальных проблем и задач. Образовательные результаты Компетентностный образовательный результат – мультимедийная компетентность как способность и стремление создавать медиатекст и способ его предъявления. Под медиатекстом понимается сообщение любого медийного вида и жанра. Медиатекстом может являться видеоролик, текст, фотография, инфографика и другой контент. Способ предъявления –лонгрид. ● Обучающийся владеет основными жанрами публицистики, создает собственный текст в различных жанрах на основе прочитанного художественного текста. ● Корректирует чужой и собственный текст. ● Производит оценку выполненной работы. ● Знает современную техническую базу и новые цифровые технологии, применяемые в мультимедиа. ● Знает особенности работы в условиях мультимедийной среды, методы и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио, видео, фото, графика). ● Ориентируется в современных тенденциях дизайна в СМИ. ● Творчески использует полученные знания и умения в практической работе. ● Оперативно готовит материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото, аудио, видео, графика), в различных жанрах и форматах для размещения на различных мультимедийных платформах – печатных, вещательных, онлайновых. ● Редактирует печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал в соответствии с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями. ● Готов выполнять различные виды редакционной работы с целью создания медийных проектов повышенной сложности. Метапредметные результаты ● Самостоятельно ставит новые учебные цели и задачи; учитывает условия и средства их достижения. ● Прогнозирует и планирует необходимые умственные и практические действия для получения результата. ● Знает виды информации, методы ее сбора (наблюдение, работа с документами, интервью, беседа, анкетирование). ● Анализирует источники информации. ● Находит источники интересной информации. ● Воспринимает, анализирует и оценивает информацию. Личностные результаты ● Вступает в общение, соблюдает правила общения, аргументированно выражает свою точку зрения, умеет слушать другого. ● Учитывает позиции других людей в сотрудничестве. ● Вступает в диалог, участвует в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии, умеет аргументировать свою позицию, владеет монологической диалогической формами речи, осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра. Список источников 1. Архангельский А. Н., Новикова А. А. (2021) Трансмедийный поворот в стратегиях обучения: нарративные практики на уроках литературы // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № С. 63–81.https://vo.hse.ru/2021-2/482104103.html 2.Кресс, Гюнтер Социальная семиотика и вызовы мультимодальности [Электронный ресурс] – Пер. с англ. Т.Ш. Адильбаев, И.В. Фомин – Political science (RU), 2016, N 3 – С. 77-100. (дата обращения – 06.06.23) URL: http://legacy.inion.ru/files/File/Kress_PN_2016_3.pdf. 3. Морозов К.А. Информационно–коммуникативные технологии и их применение в педагогической деятельности [Электронный ресурс]// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013. URL: https://sibac.info/conf/pedagog/xxx/33495 4. Метапредметность [Электронный ресурс]/ Школа Образовательные технологии, 04.11.2013. (дата обращения: 13.06.2020). URL: http://edu.enterinfo.ru/category/metapredmetnost/