ВУД Трансмедийное творчество

Министерство образования Свердловской области
СОГЛАСОВАНО:
Директор МАОУ
_____Л.Н Демакова

«Лицей

№21»

Председатель ШМО учителей русского
языка и литературы______
Н.А Сидорова

Программа курса внеурочной деятельности
«Трансмедийное творчество: создание медиатекста»
7-8 класс

Автор-разработчик:
Власова

Н.А.,

учитель

русского языка и литературы

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Трансмедийное
творчество: создание медиатекста», социально-гуманитарного направления
разработана на основе методического пособия «Педагогика трансмедийного
творчества. Школьный литературный канон в контексте цифровизации
культуры» А. Архангельского, А. Новиковой., Москва., «Канон-плюс» 2023
Программа направлена на использование закономерностей массовой
коммуникации в рамках медиаобразования как актуальной области
педагогической практики, как одно из инновационных направлений.
Актуальность Программы определяется тем, что изменение информационной
структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми, а
применение новых технологий в современной журналистике приводит к
серьезным трансформациям в системе СМИ. Сегодня мультимедийный контент
активно используется как традиционными СМИ в онлайн-версиях, так и новыми
медиа. Новые информационные технологии должны стать для обучающихся
инструментом для познания мира и осознания себя в нём.
Мультимедийная журналистика – это наиболее продвинутая с точки зрения
технологий сфера коммуникаций. Программа предоставляет возможность
освоения медиатекста (фотография, видео, текст, инфографика, гипертекст и
другой контент) и медийного способа подачи литературного материала.
Медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими,
звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями и
даёт возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в
социуме, а также овладеть способностями использования медиа в коммуникации
с другими людьми.
Педагогическая целесообразность определяется тем, что Программа
способствует формированию навыков самостоятельной познавательной и
практической деятельности, развитию познавательных потребностей и
творческого потенциала обучающихся. Производство медийного и
информационного контента открывает для обучающихся возможность
создавать социально значимую информационную продукцию в форматах текста,
фото, видео, графики. Занимаясь созданием медиа текстов, излагая свои идеи и
взгляды, обучающиеся включаются в процесс творчества и самовыражения.
Построение образовательного процесса предусматривает опору на содержание
основного образования, применение широкого комплекса знаний по базовым
учебным дисциплинам: литература, русский язык, обществознание,
информационные технологии.
Программа предназначена для подростков 14-17 лет проявляющих интерес к
медиа журналистике. Набор детей проводится независимо от уровня их
подготовки по данному направлению. Группа комплектуются из детей разного
возраста. Состав группы – не более 12 человек.
Цель и задачи Программы
Цель Программы – развитие творческого потенциала личности
обучающегося в процессе формирования мультимедийной компетентности.
● Расширить знания обучающихся в области теории и практики
средств массовой коммуникации: терминология, язык и формы средств

массовой коммуникации (СМК);
● Сформировать практические навыки создания медиатекстов в различных
форматах: текст, фото, инфографика, видео, аудио;
● Обеспечить развитие способности к анализу различных медиатекстов;
● Сформировать опыт самоорганизации и саморегуляции, подразумевающей
планирование этапов выполнения работы, отслеживание продвижения в
выполнении задания, соблюдение сроков подготовки и предоставления
материалов, контроль качества выполнения работы,самостоятельной оценки
собственного продукта с позиций соответствия полученных результатов
учебной задаче, целям и способам действий;
● Сформировать
самоопределению.

готовность

и

способность

к

профессиональному

Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность
обучения составляет 34 часа. Количество часов на изучение того или иного
раздела может варьироваться в зависимости от потребностей обучающихся.
Формы обучения и виды занятий
Формы организации деятельности: основная форма работы – групповая, но, в
связи с различным уровнем развития и личностными качествами детей
практические занятия строятся на индивидуальном общении или в составе
небольшой группы (2-5 человека). Как правило, занятия включают в себя
теоретическую часть (беседы, лекции) и практическую часть (под
руководством педагога, самостоятельная работа, творческие
задания).
Программа является вариативной, допускает изменения в содержании занятий,
форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала. В
период подготовки к мероприятиям, акциям допускается перегруппировка
учебного времени на усмотрение педагога (т.е. применяется
вариативность в содержании программы).
Основные формы занятий:
● занятие-конференция (занятие в реальном времени с возможностью
видеокоммуникаций педагога и группы обучающихся);
● организация и сопровождение самостоятельной работы
обучающихся (обмен информацией между педагогом и обучающимся на основе
учебных материалов, направленных педагогом обучающемуся по
установленным каналам связи);
● индивидуальное занятие, групповые;
● консультации (собеседования) в различных доступных форматах в
установленный для обучающегося промежуток времени;
● практические задания, выполняемые обучающиеся самостоятельно или с
помощью педагога
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел

Теория

Практика

Всего
часов

Формы
контроля

1.Основные
элементы

10

8

Беседа,
входное

18

медиатекста

тестирование,
творческое
задание,
презентация
медиапродукта

2.
Виды
медиатекстов

4

4

Работа
на
цифровых
платформах,
творческое
задание,

8

интерактивная
карта
3. Ярмарка
медиароекто

0

8

Презентация
медиапроектов

8

Тематическое планирование программного материала
№

Тема

Количест
во
часов

1

Современный медиатекст. Виды и
формы представления информации

1

2

Цифровые платформы для создания
медиатекста( Тильда, Канва и т.п)

1

3

Инфографика.
Создание
интерактивной карты литературного
произведения.(Теоретическое
занятие)

1

4

Инфографика.
Создание
интерактивной карты литературного
произведения.

1

(Практическое занятие)
5

Облако слов и кроссенс на основе
художественного текста

1

6

Интерактивный
комментарий
художественного текста.

1

7

Гиперссылки
для
создания
интерактивного
комментария(Практическое занятие)

1

8

Сценарный план для экранизации
художественного
произведения.(Теоретическое
занятие)

1

9

Сценарный план для экранизации
художественного
произведения.(Практическое
занятие)

1

10

Видеопоэзия как литературный жанр.
(Теоретическое занятие)

1

11

Видеопоэзия как литературный жанр.
(Практическое занятие)

1

12

Лонгрид как способ представления
информации

1

13

Сторителлинг в лонгриде

1

14

Фанфик
как
медиатекста

разновидность

1

15

Выбор мультимедийного формата для
интерпретации
художественного
текста

1

16

Мультимедийная история

1

17

Критерии
мультимедийной
(Практическое занятие)

оценивания
истории

1

18

Проект «Оживляем классику». Форма
«Интерактивная игра»

2

19

Проект «Оживляем классику». Форма
«Девичий альбом героини»

2

20

Проект «Оживляем классику».

2

Форма «Профиль литературного
героя в социальных сетях»
21

Проект «Оживляем классику».

2

Форма
«Интерактивная
карта
путешествия литературного героя»
22

Проект «Оживляем классику».

2

Форма «Фотогалерея «Если бы я был
литературным героем»
23

Проект «Оживляем классику».
Планирование и создание истории.
Составление плана проекта.

24

Зачетное занятие. Защита проекта.

2

Планируемые результаты
Освоение обучающимися указанных в программе как теоретических, так и
практических знаний, умений, навыков, а
именно:
Предметные знания в следующих областях:
-медиатекст как форма
информационной деятельности;
-приемы риторики; создание медиатекста; редактирование; структура интернетматериала; иллюстрации; макетирование и верстка материала.
Предметные умения и навыки – навыки анализа текста как
конечного результата, создания текста в различных жанрах, поиска информации
в различных источниках;
первичные навыки макетирования медиатекста, включающего основные
структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых
редакторах;
-навыки работы с научной и справочной литературой.
Интеллектуальные умения и навыки – умение излагать
собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения
дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.
Мыслительные навыки – навыки оперирования формулировками,
определениями; навыки постановки и решения интеллектуальных проблем и
задач.
Образовательные результаты
Компетентностный образовательный результат – мультимедийная
компетентность как способность и стремление создавать медиатекст и способ
его предъявления. Под медиатекстом понимается сообщение любого медийного
вида и жанра. Медиатекстом может являться видеоролик, текст,
фотография, инфографика и другой контент. Способ предъявления –лонгрид.
● Обучающийся владеет основными жанрами публицистики, создает
собственный текст в различных жанрах на основе прочитанного
художественного текста.
● Корректирует чужой и собственный текст.
● Производит оценку выполненной работы.
● Знает современную техническую базу и новые цифровые
технологии, применяемые в мультимедиа.
● Знает особенности работы в условиях мультимедийной среды,
методы и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах
(вербальной, аудио, видео, фото, графика).
● Ориентируется в современных тенденциях дизайна в СМИ.
● Творчески использует полученные знания и умения в практической
работе.
● Оперативно готовит материал с использованием различных
знаковых систем (вербальной, фото, аудио, видео, графика), в различных жанрах

и форматах для размещения на различных мультимедийных
платформах – печатных, вещательных, онлайновых.
● Редактирует печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал в
соответствии с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими
требованиями.
● Готов выполнять различные виды редакционной работы с целью
создания медийных проектов повышенной сложности.
Метапредметные результаты
● Самостоятельно ставит новые учебные цели и задачи; учитывает
условия и средства их достижения.
● Прогнозирует и планирует необходимые умственные и
практические действия для получения результата.
● Знает виды информации, методы ее сбора (наблюдение, работа с
документами, интервью, беседа, анкетирование).
● Анализирует источники информации.
● Находит источники интересной информации.
● Воспринимает, анализирует и оценивает информацию.
Личностные результаты
● Вступает в общение, соблюдает правила общения,
аргументированно выражает свою точку зрения, умеет слушать другого.
● Учитывает позиции других людей в сотрудничестве.
● Вступает в диалог, участвует в коллективном обсуждении проблем, в
дискуссии, умеет аргументировать свою позицию, владеет монологической
диалогической формами речи, осуществляет коммуникативную рефлексию как
осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Список источников
1. Архангельский А. Н., Новикова А. А. (2021) Трансмедийный поворот в
стратегиях обучения: нарративные практики на уроках литературы // Вопросы
образования / Educational Studies Moscow. № С. 63–81.https://vo.hse.ru/2021-2/482104103.html
2.Кресс, Гюнтер Социальная семиотика и вызовы мультимодальности
[Электронный ресурс] – Пер. с англ. Т.Ш. Адильбаев, И.В. Фомин – Political
science (RU), 2016, N 3 – С. 77-100. (дата обращения – 06.06.23)
URL: http://legacy.inion.ru/files/File/Kress_PN_2016_3.pdf.
3. Морозов К.А. Информационно–коммуникативные технологии и их
применение в педагогической деятельности [Электронный ресурс]// Личность,
семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXX
междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013. URL:
https://sibac.info/conf/pedagog/xxx/33495
4. Метапредметность [Электронный ресурс]/ Школа Образовательные
технологии,
04.11.2013.
(дата
обращения:
13.06.2020).
URL:
http://edu.enterinfo.ru/category/metapredmetnost/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».