ВУД Литература как социальное явление

Приложение к ООП ООО,
утв. приказом МАОУ «Лицей № 21»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №21»
РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
МАОУ "Лицей №21"
протокол от «23»
августа 2023 г., № 01

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МАОУ "Лицей №21"
приказ от «25» августа 2023
г. № 73

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Литература как социальное явление»
Уровень основного общего образования
Срок освоения – 34 часа

Составители: Ковальская А. С.
учитель русского языка и литературы

г. Первоуральск

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Литература
как социальное явление» ООП ООО МАОУ «Лицей № 21» разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая
программ
учебного курса внеурочной деятельности «Литература как социальное
явление» реализуется с учетом рабочей программы воспитания.
Согласно плану внеурочной деятельности МАОУ Лицей №21 г.
Первоуральск на изучение курса «Литература в контексте общественной
жизни» отведено в 8 классе – 1 час (8 часов в год).
Общественная жизнь находится в тесной взаимосвязи со всеми видами
искусства, и литература не является исключением. Влияние социальных
явлений на историко-литературный процесс неоспоримо, но вместе с тем
литература создаёт особый вектор общественного сознания. Литература и
социум, таким образом, взаимно обогащают друг друга, во многом определяя
магистрали

общего

развития.

В

этом

отношении

примечательно

междисциплинарное взаимодействие: социология литературы обладает
особой парадигмой, в которой встречаются исторический факт и зависимость
литературных направлений от него, социальные структуры, вписанные в поле
искусства, а также описание механизмов существования литературы в
социальном контексте. Это позволит углубить понимание школьников
литературы как таковой, и вместе с тем обогатит их знания в области таких
важных дисциплин, как политология, культурология, история, и отчасти
философия. Кроме того, социальная оптика позволит по-новому взглянуть на
литературное произведение, и смена взгляда на привычное и знакомое
поможет пробудить интерес школьников к чтению, печатному слову.
Целью данного курса является демонстрация связи литературы и
различных социальных институтов, воздействие общества на идейные,
ценностные, поведенческие доминанты, отражённые в литературных текстах.
Кроме того, в курсе «Литература как социальное явление» анализируется,

каким образом происходит рецепция читателя по отношению к тексту, какова
роль репутации автора в восприятии его произведений, а также то, каким
образом общественно-исторические реалии влияют на поэтику отдельно
взятых писателей. Немаловажным является и понятие «затекста», которое
раскрывает «жизнь» произведения в эпохах: его экранизации, постановки,
влияние на современную культуру и переосмысление с течением времени.
Именно связь литературы, общества и других видов искусств может быть с
интересом встречена школьниками, поскольку медиапространство является
достаточно

популярным

среди

подростков,

особенно

в

отношении

кинематографа.
Важно и то, что материалом для изучения взаимовлияния литературы и
социума являются поэтические тексты уральских поэтов, что актуализирует
значимость краеведческого начала в образовательном процессе. Кроме того,
уральской поэзии в рамках программы по литературе внимание не уделяется,
несмотря на несомненную важность освоения текстов, написанных авторами
родного края. Это ещё более акцентирует значимость обращения к выбранным
автором.
Изучение курса также подразумевает:
• формирование у школьников навыков ориентации в культурных
явлениях как прошлого, так и современности;
• знакомство школьников с ключевыми тенденциями, событиями
историко-литературного процесса;
• освоение творческого пути и текстов уральских поэтов с XX века по
нынешнее время;
• обучение

школьников

базовым

умениям

исследовательской

деятельности, которая будет необходима им в более взрослом возрасте;
• развитие у школьников навыков анализа поэтического текста с
привлечением более широкого инструментария.

Курс создаёт условия для приобретения знаний в различных гуманитарных
областях, и применение их на практике: в виде написания эссе, создания
группового проекта, рефератов, подготовке сообщений.
В рамках курса материал будет представлен в соответствии с возрастной
спецификой школьников, с опорой на имеющиеся знания и, что особенно
важно – интересы. Важное место занимает проведение дискуссий, дебатов,
практикумов и «семинаров», сконструированных в облегчённой для
школьников форме. Подобная модель сможет подготовить школьников к
обучению в ВУЗах и институтах, где активно используется проведение
семинарских занятий. Групповая и индивидуальная работа нацелена на
формирование навыков анализа, интерпретации текста, сопоставлении
произведений и развитие как критического, так и аналитического мышления.
В результате освоения курса обучающийся должен:
Знать:
• основные социальные процессы и их связь с литературой
• основные подходы в анализе поэтических текстов
• биографию и особенности поэтики уральских авторов XX-XXI веков
• современное состояние культуры и её связь с литературным каноном
• базовую литературоведческую терминологию
Уметь:
• проецировать литературные тексты на историю и современное
состояние литературы
• анализировать поэтический текст в контексте общественных явлений
• сопоставлять биографию автора и находить её отражение в поэтических
текстах
• вести

дискуссию

по

вопросам

литературы

и

собственное мнение
• верно интерпретировать факты литературной жизни

аргументировать

• уметь

ориентироваться

в

интернет-пространстве

при

поиске

информации, выделять нужное
Иметь навыки:
• анализа и обсуждения социальных явлений
• применения социологических знаний для анализа конкретных явлений в
истории русской литературы
• групповой работы, необходимой для проектной деятельности
• критического и творческого мышления
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
• стремление к саморазвитию, обретению новых знаний
• осознание значимости литературы для культуры России
• понимание важности уральской литературы и ценности родного края
• установка на коммуникацию, групповую и коллективную работу,
активность в команде
• гибкость и готовность к адаптации в условиях проблемных задач
(дискуссия, дебаты, беседа)
• любовь к чтению, искусству, интерес к культуре страны
• обретение навыков логического мышления, объективной трактовки
текста
Содержание учебного курса «Литература как социальное явление»
Курс тематически поделён на три блока. Первая учебная четверть
посвящена теоретическому освоению материала, изучению основных узловых
тенденций, явлений, понятий. Проводятся практикумы, дискуссии, основное
место занимает обсуждение пройденного материала и работа с научными и
публицистическими текстами, данными в сокращении. Теоретический
материал преподносится

через призму

современности: привлекаются

современные писатели, публицисты и иные авторы, а также делается акцент
на современном «бытовании» литературы в медиа и массовой культуре.

Второй блок охватывает творчество уральских поэтов и писателей – от
П. Бажова до Ю. Казарина. На материале их стихотворений учащиеся делают
выводы о социальных явлениях, сформировавших поэтику авторов. Важным
является обучение школьников анализу поэтического текста с различных
позиций: как социологических, так и с литературоведческих.
Третий блок представляет собой обобщение историко-литературного
процесса. Учащиеся знакомятся с основными литературными направлениями
и течениями, и при уже обретённых знаниях подходят к осмыслению
литературных процессов. Кроме того, подчеркивается важность выявления
связи пройденных авторов с данными направлениями и литературными
школами, а также суммируются знания о связи общественной жизни и
литературы.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п Раздел. Тема

Количество

Вид деятельности

часов
1.

Понятие

1

Лекция и беседа. Знакомство

социологии и

с основными понятиями

литературы в

курса.

контексте
современности.
2.

Взаимное

1

Лекция и беседа. Обсуждение

влияние общества

взаимопроникновения

и искусства.

социологии с литературой,
живописью, музыкой и
другими видами искусства.

3.

Практическое

1

Практикум по анализу статьи

занятие

Ю. Лотмана с последующим

«Художественная

обсуждением.

литература как
вид искусства».
Дискуссия по
статье Лотмана.
4.

Историко-

1

Лекция и беседа. Знакомство

литературный

с понятием историко-

процесс в свете

литературного процесса.

общественной

Обсуждение истории

жизни.

литературы, обнаружение
связей с социальными
явлениями.

5.

6..

Литературный

1

Лекция и беседа. Знакомство

канон. Понятие

с феноменом классики.

«классики».

Подготовка к дебатам.

Дебаты на тему

1

Дебаты. Обсуждение роли

«Классическая

классической литературы в

литература и

современном обществе,

современность.

необходимости её изучения в

Враги или

школе.

союзники?»
7.

Особенности

1

Лекция. Знакомство с

литературной

понятиями «затекст»,

рецепции:

«литературный канон».

взаимодействие

Дискуссия, посвящённая

читателя и

взаимодействию читателя и

произведения.

произведения.

Понятие
«затекста» и
литературного
канона.

8.

9.

10.

11.

Практическая

1

Анализ экранизации

работа по теме

классического произведения

«затекст».

(по выбору учащихся)

Массовая

1

Лекция и беседа. Знакомство

литература как

с понятием массовой

феномен

литературы, её жанрами и

социальной

роли в жизни современного

жизни.

читателя.

Массовая

1

Практикум в команде.

литература.

Написание фрагмента текста

Практическое

в стиле одного из жанров

занятие.

массовой литературы.

Представление

1

Практикум в команде.

творческих

Обсуждение результатов

проектов

предыдущего практикума.

учащихся.

Представление текстов,
написанных учащимися, их
корректирование.

12.

13.

Литература как

1

Лекция и беседа. Знакомство

социальный

с понятиями «репутация

институт.

автора», «популярность

Репутация,

автора». Дискуссия на тему

популярность

«Какого автора можно

автора.

назвать популярным?»

Практическое

1

Индивидуальный практикум.

занятие по

Анализ статьи, посвящённой

литературной

литературной репутации и

репутации

наследию А. С. Пушкина.

Пушкина.

14.

Творческое

1

Лекция и беседа. Дискуссия

поведение

на тему «Как биография

писателя.

писателя отражается на его

Биографическое

творчестве?»

начало в
творчестве
автора.
15.

Творческое

1

Продолжение предыдущего

поведение

урока. Анализ влияния

писателя.

социальных реалий, в

Социальное

которых жили известные

начало в

поэты и писатели, на их

творчестве

творчество.

автора.
16.

Представление

1

Индивидуальный практикум

сообщений-

с групповым обсуждением

анализов по

домашней работы.

одному из
предложенных
авторов.
17.

Социальное в

1

Лекция и беседа. Знакомство

поэзии Урала.

с творчеством П. П. Бажова,

Поэтика и

жанром сказа и фольклорным

творческий путь

началом в поэтике автора.

П. П. Бажова.
18.

Социальное в

1

Лекция и беседа. Знакомство

поэзии Урала.

с творчеством Б. Ручьёва,

Поэтика и

анализ социальных элементов

творческий путь

в творчестве автора.

Б. Ручьёва.

19.

20.

Социальное в

1

Лекция и беседа. Знакомство

поэзии Урала.

с творчеством В. В.

Поэтика и

Каменского, анализ

творческий путь

социальных элементов в

В. Каменского.

творчестве автора.

Практическая

1

Индивидуальный практикум

работа по

по анализу текстов П. Бажова,

творчеству

Б. Ручьёва и В. Каменского.

Бажова, Ручьёва и
Каменского.
21.

Социальное в

1

Лекция и беседа. Знакомство

поэзии Урала.

с творчество «забытой»

Поэтика и

уральской поэтессы Ксении

творческий путь

Некрасовой. Анализ

К. Некрасовой.

социальных элементов в
творчестве автора.

22.

23.

Социальное в

1

Лекция и беседа. Знакомство

поэзии Урала.

с творчеством Л.

Поэтика и

Татьяничевой, анализ

творческий путь

социальных элементов в

Л. Татьяничевой.

творчестве автора.

Социальное в

1

Лекция и беседа. Знакомство

поэзии Урала.

с творчеством М. Никулиной,

Поэтика и

анализ социальных элементов

творческий путь

в творчестве автора.

М. Никулиной.
24.

Практическая

1

Индивидуальный практикум

работа по

по анализу стихотворений К.

творчеству К.

Некрасовой, Л. Татьяничевой,

Некрасовой, Л.

М. Никулиной.

Татьяничевой, М.
Никулиной.
25.

26.

Социальное в

1

Лекция и беседа. Знакомство

поэзии Урала.

с творчеством Бориса

Поэтика и

Рыжего, анализ социальных

творческий путь

элементов в творчестве

Б. Рыжего.

автора.

Социальное в

1

Лекция и беседа. Знакомство

поэзии Урала.

с творчеством Ю. Казарина,

Поэтика и

анализ социальных элементов

творческий путь

в творчестве автора.

Ю. Казарина.
27.

Обсуждение

1

Дискуссия, анализ

главы из книги

«творческого поведения»

Ю. Казарина

автора.

«Уральские
поэты»,
написанной о его
собственном
творчестве.
28.

Понятие

1

габитуса.

Лекция и беседа. Знакомство
с понятием «габитус».
Практикум по выявлению
особенностей габитуса у
одного из изученных авторов.

29.

Влияние

1

Лекция и беседа. Обсуждение

социальных

исторических и социальных

процессов на

процессов, повлиявших на

формирование

появление романтизма как

литературных

литературного направления.

направлений и
течений.
Романтизм.
30.

Влияние

1

Лекция и беседа. Обсуждение

социальных

исторических и социальных

процессов на

процессов, повлиявших на

формирование

появление реализма как

литературных

литературного направления.

направлений и
течений. Реализм.
31.

Влияние

1

Лекция и беседа. Обсуждение

социальных

исторических и социальных

процессов на

процессов, повлиявших на

формирование

появление модернизма как

литературных

литературного направления.

направлений и
течений.
Модернизм.
32.

Влияние

1

Лекция и беседа. Обсуждение

социальных

исторических и социальных

процессов на

процессов, повлиявших на

формирование

появление символизма и

литературных

акмеизма как литературных

направлений и

направлений.

течений.
Символизм и
акмеизм.
33.

Влияние

1

Лекция и беседа. Обсуждение

социальных

исторических и социальных

процессов на

процессов, повлиявших на

формирование

появление футуризма как

литературных

литературного направления.

направлений и
течений.
Футуризм.
34.

Итоговая

1

Индивидуальный практикум.

контрольная

Проверка степени освоения

работа.

знаний учащимися.
Контрольная работа по
изученному теоретическому
материалу.

Список литературы
1. Белинский В. Г. - О ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ М.:Издательство Юрайт - 2019 - 199с.
2. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2017. -316
с
3. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И.,
Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2018. - 231с.
4. Зомбарт В. ; Пер. Маркусон И. Д. - СОЦИОЛОГИЯ. ХРЕСТОМАТИЯ 3е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с.
5. Казарин Ю. В. Поэты Урала / Ю. В. Казарин. – Екатеринбург :
Издательство УМЦ УПИ, 2011. – 484 с.
6. Кареев Н. И. - ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ М.:Издательство Юрайт - 2019 - 319с
7. Кременцов Л.П. - Теория литературы. Чтение как творчество: учебное
пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 169с.
8. Созина Е. К. История литературы Урала. XIX век. – ИД ЯСК, 2021. – 740
с.

9. Тенекова А.М. - Твои путеводители по книге. Обучение жанрам
справочного

аппарата книги: учебное пособие

-

Издательство

"ФЛИНТА" - 2017 - 175с.
10.Тодд III Уильям М. Социология литературы. Институты, идеология,
нарратив. – М., Academic Studies Press, 2020. – 352 c,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».