ДООП ИЗО-студия Палитра

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №21»

Принята на заседании
педагогического совета МАОУ
«Лицей №21»
от «30» мая 2023 г
Протокол № 8

Утверждаю:
Директор МАОУ Л.Н. Демакова
Приказ №62/3 От 30.05 2023г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
ИЗОСТУДИЯ «ПАЛИТРА»
Художественная направленность
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации программы: 3 года

Составитель:
Засыпкина Вера Геннадьевна,
педагог дополнительного
образования

г. Первоуральск.
2023

2. Основные характеристики
2.1. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273
«Об образовании в Российской Федерации»; Приказа просвещения Министерства
Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г.
№533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»; Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Лицей №21», Локальных нормативных актов МАОУ «Лицей №21»
Направленность программы – художественная.
Не все «дети - художники» станут в будущем живописцами или скульпторами, но они
приобретут уникальную способность тоньше чувствовать, глубже понимать окружающий
мир и себя в нем.
Занятия изобразительным искусством тесно переплетаются с традициями культуры,
способствуют заложению основ для формирования образованной всесторонне развитой,
гармоничной личности, заключают в себе неиссякаемые возможности для развития
ребенка, способствуют активной деятельности каждого обучающегося.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая
роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно
эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность,
усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации
личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения
детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки, обучающиеся
демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Личностно-ориентированное обучение ставит в центре внимания личность ребёнка,
его самобытность, самоценность. При осуществлении личностно-ориентированного
подхода педагог опирается на субъектный опыт ученика, учитывает его индивидуальную
избирательность к формам заданий, типу и виду изучаемого материала.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения, обучающиеся получают
знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной
перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки,
2

рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного
искусства, красоте природы и человеческих чувств. Программой предусмотрено, чтобы
каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на
приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс
обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных
методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и
правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Любуясь
произведением, ребенок непроизвольно представляет себе, как бы то же самое изобразил
он, а может быть, внес и свои краски, оттенки.
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже
существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на
применение широкого комплекса различного дополнительного материала по
изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение
основами изобразительного искусства, на приобщение учащихся к активной
познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству
строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при
которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у
школьников развиваются творческие начала. Подача учебного материала составлена по
принципу эффективного обучения: рисование с натуры и по представлению, декоративное
рисование, передача цвета, умение работать графическими материалами, развитие детской
наблюдательности. Обучающийся при выполнении задания сам может выбрать
художественный материал, решить композиционные и цветовые задачи.
Самостоятельная работа и работа в сотрудничестве с педагогом, способствуют не
только достижению более высокого уровня художественной выразительности
изображения, но и стимулированию обучающихся к самостоятельной проработке учебного
материала. Фантазия, воображение, воплощаясь в творческой работе, способствует
проявлению личностного «Я» и является способом самовыражения, самореализации.
В процессе обучения дети получают знания о простейших закономерностях строения
формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведения, композиции, стилизации
форм, правилах нетрадиционного рисования, а также о красоте природы и человеческих
чувств.
Адресат программы. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы
7-11 лет. Возможно формирование разновозрастных групп, которое производится по
уровню первоначальных знаний и умений по данному направлению, выявленных в
процессе педагогического мониторинга.
Возрастные особенности. Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на
имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень
неточных и
Группа детей 7 – 8 лет. Для этого возраста характерно становление готовности к
систематическому учебному труду, стремление к гармонии в отношениях со сверстниками
и взрослыми, диалоговому контакту с ними. Превосходство над ребёнком со стороны
взрослого или сверстника приводят его к ощущениям собственной неполноценности.
Управление эмоциями и активностью детей осуществляется через создание ситуации
успешности. Дисциплинарные способы воздействия на ребёнка блокируют процессы его
личностного развития. Учение и обучение – обеспечивают ведущую роль в умственном
3

развитии детей. В работе с данной возрастной группой, главная функция педагога сводится
к гармонизации всех видов отношений ребёнка в процессе его умственного развития. Или,
учение и обучение в условиях гармоничных отношений. Так достигается полнота
психофизиологического развития в период детства.
9 – 11 лет – предподростковый период. Накопление ребёнком физических и
духовных сил. Стремление утвердить себя, как приобретение опыта социальных
отношений. В это время быстро развиваются анализирующая и синтезирующая функции
коры головного мозга, совершенствуются двигательные центры. Все органы чувств
усиленно развиваются: опорно-двигательный аппарат укрепляется; совершенствуется
координация движений. Дети в эти годы очень подвижны и любознательны, однако
способность к длительному сосредоточению внимания у них по-прежнему невелика.
Ребёнок в этом возрасте хорошо мыслит и лучше начинает понимать абстрактные идеи.
Уровни сложности общеразвивающей программы. Обучение детей 7-11 лет на
основе разноуровневого подхода в соответствии с разделами программы.
Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации учебного материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения обучающимися содержания общеразвивающей программы с
включением таких разделов как: рисунок, живопись, декоративное рисование,
выразительные средства графических материалов. Данный уровень способствует развитию
эстетического вкуса на основе творческого анализа произведений искусства.
Базовый уровень. Предполагает в рамках обучения изучение оптимального объема
программного материала с погружением обучающихся в творчество развивающего
мастерства, что достигается путем использования в образовательном процессе более
активных методов и форм обучения с включением новых общеобразовательных разделов
таких как: жанры изобразительного искусства, разнообразные техники рисования. Данный
уровень способствует осознанию обучающимися потенциала искусства в познании мира и
в формировании отношения человека к природным и социальным явлениям.
Режим занятий.
В первый год обучения занятия проводятся:
Стартовый уровень- 1раз в неделю по 1 учебному часа.
Базовый уровень 1 год обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Базовый уровень -2 год обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. В
соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для
школьников составляет 40 минут.
Объем общеразвивающей программы.
Стартовый уровень – 34 часа.
Базовый уровень, 1 год обучения– 68 часов.
Базовый уровень, 2 год обучения 68 часов.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы – 170 Срок освоения программы – 3 года,
продолжительность образовательного процесса:
102 учебные недели, 27 учебных месяцев.
Количество детей в учебной группе от 10-ти до 15-ти человек.
Форма обучения - очная.
Виды занятий - теоретические, практические, диагностические.
4

Формы подведения итогов реализация общеразвивающей программы тестирование, самостоятельная работа, педагогическое наблюдение, пленэр, конкурсная и
выставочная деятельность.
2.2. Цель и задачи программы.
Цель программы – формирование интереса к художественному творчеству и
развитие образного мышления школьников средствами изобразительного искусства с
применением нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
Стартовый уровень
Обучающие:
-обучить первоначальным знаниям живописи, графики и композиции;
-обучить элементарной художественной грамоте;
-обучить опыту работы в различных видах художественно-творческой
деятельности, разными художественными материалами; Развивающие:
-развить воображение, желание подходить к любой своей деятельности творчески,
способности к восприятию искусства и окружающего мира, умения и навыки
сотрудничества в художественной деятельности;

развить творческое мышление

учащихся;
Воспитательные:
·воспитать эстетические чувства, интерес к изобразительному искусству;
·воспитать представления о добре и зле;
-воспитать умение заниматься полезной деятельностью, включаться в такую
деятельность и самостоятельно организовывать ее.
Базовый уровень
1 год обучения
Обучающие:
- научить осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения
к человеку, природным и социальным явлениям;
⎯ способствовать формированию способности осознавать главные темы искусства и,
обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать
выразительные образы.
Развивающие:
-развивать эстетический вкус на основе творческого анализа произведений искусства. развивать познавательную, творческую и социальную активность обучающихся,
потребность в самообразовании; Воспитательные:
5

- воспитывать способность передавать в собственной художественной деятельности
красоту мира, выражать свое отношение к негативным и позитивным явлениям жизни
и искусства;
⎯ воспитать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к
преодолению трудностей.
⎯ формировать уважение к культуре и искусству, к мировому культурно-историческому
наследию.
2 год обучения Обучающие:
- научть традиционным и нетрадиционным техникам рисования;
⎯ обучить выразительным свойства красок и графических материалов;
⎯ сформировать умения работать в различных жанрах изобразительного творчества;
⎯ научить правильному использованию художественных материалов в соответствии
с творческим замыслом; Развивающие:
-развивать познавательную, творческую и социальную активность обучающихся,
потребность в самообразовании;
-развивать умения простейшей оценки своего продукта, адекватную реакцию на словесную
оценку педагога и сверстников; Воспитательные:
-сформировать представления о нравственных нормах поведения в коллективе;
⎯ воспитать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности в разных социальных ситуациях;

3.Учебно – тематическое планирование.
3.1. Учебный (тематический план).
Стартовый уровень
Количество часов

Форма
аттестации/конт
роля

Всего
часов

Теория

Практика

2

1

1

Опрос, тест

1

Вводное занятие: беседа о
рисунке.
Техника безопасности.
Организация работы.

2

Характеристика цвета.

2

1

1

Опрос

2

1

1

3

Натюрморт из фруктов и цветов
(яблоко, цветы, овощи) на
нейтральном цветовом фоне.

Наблюдение,
анализ

№

Наименование темы

6

2

1

1

4

Рисунок
простых
плоских предметов.
Симметрия.
Асимметрия.

Наблюдение,
анализ

5

Рисунок геометрических фигур и
предметов быта. Силуэт.

2

1

1

Наблюдение,
анализ

2

1

1

6

Несложные натюрморты из 2-3
предметов в холодной гамме
(акварель).

Наблюдение,
анализ, выставка

Зарисовка птиц.

2

1

1

Наблюдение,
анализ

Зарисовки фигуры человека.

2

1

1

Наблюдение,
анализ

Наброски и зарисовки овощей
или фруктов.

2
2

1
1

1
1

Наблюдение,

2

1

1

10

Линейные зарисовки
геометрических предметов.
Наглядная перспектива.

Наблюдение,
анализ

11

Рисунок
геометрических
тел
вращения (цилиндр, конус, шар).

2

1

1

Наблюдение,
анализ

12

Зарисовка животных.

2

1

1

выставка

13

Световой контраст
(ахроматический). Гризайль.

2

1

1

Наблюдение,
анализ

2

1

1

14

Натюрморт из двух предметов
быта светлых по тону на
сером фоне.

Наблюдение,
анализ

15

Зарисовки
прямоугольника,
квадрата, круга в перспективе.

2

1

1

Наблюдение,
анализ

Композиция на военную тему.

2

1

1

Выставка,
конкурс

Итоговое занятие

2

7
8
9

16
17

анализ

2

Итого:
34
17
17
Содержание учебного (тематического) плана. Стартовый уровень
1.
Вводное занятие: беседа о рисунке. Организация работы.
Теория: Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунка. Организация
рабочего места. Правильная посадка за столом.
7

Практика: Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами,
приемы работы карандашом, постановка руки. Знакомство с понятиями «линия»,
«штрих», «пятно».
Материал: Карандаш, бумага формата А4.
2.
Характеристика цвета.
Теория: Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и
составными цветами.
Практика: Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных.
Орнамент с основными и составными цветами. Применение лессировок.
Материал: акварель, гуашь бумага формата А4.
3.
Натюрморт из фруктов и цветов (яблоко, цветы) на
нейтральном цветовом фоне.
Теория: Знакомство с технологией работы акварелью.
Практика: Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету,
в тени и на рефлексах. Изображение фруктов и цветов на нейтральном фоне.
Материал: акварель, гуашь бумага формата А4.
4.
Рисунок простых плоских предметов. Симметрия.
Асимметрия.
Теория: Понятие «композиция», «симметрия» «асимметрия» в учебном рисунке.
Совершенствование техники работы штрихом.
Практика: Рисунок простейших плоских природных форм с натуры: листьев,
перьев, бабочек, коры деревьев. Копирование рисунков тканей, декоративных народных
орнаментов.
Материал: Карандаш, бумага формата А4.
5.
Рисунок геометрических фигур. Силуэт.
Теория: Понятие «силуэт». Знакомство со способами визирования карандашом.
Правильная передача тональных отношений.
Практика: Тональный рисунок плоских геометрических фигур, различных по
соотношению сторон и тону. Зарисовки предметов простой формы (стакан, кастрюля и
т.д.).
Материал: Карандаш, бумага формата А4.
6.Несложные натюрморты из 2-3 предметов в холодной гамме (акварель).
Теория: Объяснение принципа полной моделировки формы предмета цветом, на
конкретном примере в виде натюрморта.
Практика: задача - написать натюрморт из прозрачной бутылки, стакана, фруктов,
овощей в холодном окружении.
Материал: акварель, гуашь бумага формата А4.
7. Зарисовка птиц.
Теория: Знакомство с понятием «Пропорция».
Практика: Силуэтные зарисовки птиц. Передача пропорций, развитие глазомера.
Материал: Карандаш, мелки, бумага формата А4.
8. Зарисовки фигуры человека.
Теория: Знакомство с основными пропорциями человека (взрослого, ребенка).
Практика: Две схематичные зарисовки фигуры человека в статичном состоянии.
8

Материал: Карандаш, мелки, бумага формата А4.
9.Наброски и зарисовки овощей или фруктов.
Теория: Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет.
Практика: Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений.
Этюд овощей или фруктов на контрастном фоне.
Материал: Карандаш, акварель, бумага формата А4.
10.
Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная
перспектива.
Теория: Беседа о перспективе. Анализ перспективных сокращений в зависимости
от положения уровня глаз рисующего.
Практика: Линейный рисунок геометрических тел, расположенных на разных
уровнях. Применение линий различного характера для выразительности рисунка.
(Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок лежащей на плоскости стола книги)
Материал: Карандаш, бумага формата А4.
11.
Рисунок геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар).
Теория: Беседа о линейном построении. Знакомство с понятием (осевая линия,
окружность). Особенности передачи объема. Фон нейтральный. Анализ конструктивной
формы тел вращения.
Практика: Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус,
шар.), расположенных ниже уровня глаз. Грамотное построение с учетом законов
перспективы.
Материал: Карандаш, бумага формата А4.
12.
Зарисовка животных
Теория: Понятие «живописный рисунок»
Практика: Зарисовка животного. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача
материальности меха. Композиция листа.
Материал: акварель, гуашь бумага формата А4.
13.
Световой контраст (ахроматический). Гризайль.
Теория: Продолжение изучений правил построения натюрморта (1.компоновка,
2.линейное построение, 3.работа в цвете). Изучение тона, выполнение тоновой растяжки.
Практика: Натюрморт из двух предметов (кувшин, кружка и т.п.), различных по
форме и тону. Гризайль. Передача объема и пространства тональными средствами.
Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти
конкретные различия тонов предметов и драпировки.
Материал: гуашь бумага формата А4.
14.
Натюрморт из двух предметов быта (светлые тона на сером фоне).
Теория: Закрепление знаний о правилах построения натюрморта (1.компоновка,
2.линейное построение, 3.работа в цвете). Изучение особенностей компоновки в листе
группы предметов с учетом освещения.
Практика: Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта простой
формы и светлых по тону на сером фоне. Тоновое решение. Передача пространства и
взаимного расположения предметов на плоскости.
Материал: Формат А4. Материал – графитный карандаш.
15.
Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе.
9

Теория: Закрепление понятия об уровне глаз рисующего (линия горизонта, точка
схода). Знакомство с понятием перспективного сокращения с одной и двумя точками
схода, с приемом построения окружности в перспективе.
Практика: Выполнение упражнений в связи с темой задания. Линейный рисунок
прямоугольного и квадратного листа бумаги в вертикальном и горизонтальном положении
с одной и двумя точками схода. Линейный рисунок круга в горизонтальном положении.
Линейно-конструктивные зарисовки створки двери, оконного проема, стола и т. д.
Композиция листа.
Материал: Карандаш, бумага формата А4.
16.
Композиция на военную тему
Теория: Изучение видов военной техники, военного обмундирования.
Практика: Прослушивание записей военных лет Зарисовка эскиза. Выполнение
композиции.
Материал: акварель, гуашь бумага формата А3.
17.
Итоговое занятие.
Практика: Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год. Оформление
итоговой выставки.
3.2.Учебный (тематический) план.
Базовый уровень.1 год обучения
Количество часов
Форма
аттестации/контроля
Всего
Наименование темы
часов Теория Практика

№

1.

Композиция «Лето – это
маленькая жизнь».

3.

Линейноконструктивный
(сквозной) рисунок
лежащей на плоскости
стола книги.
Тональный рисунок
цилиндра, конуса.

4.

Графика.

2.

5.
6.
7.

Наброски, зарисовки птиц,
этюды животных, фигуры
человека.
Зарисовки предметов
разных фактур.
Композиция на тему:
«Сказочный,
фантастический мир»

Наблюдение, анализ
4

1

3
Анализ, выставка

6

2

4

4

2

2

4

2

2

Анализ, выставка
Анализ, выставка
Наблюдение, анализ

6

2

4

4

2

2

6

2

4

Наблюдение, анализ
Анализ, выставка

10

8.

Натюрморт из предметов
простой формы разных по
тону и материалу
Стилизация природных и
растительных форм.

Анализ, выставка
6

2

4

4

2

2

10. Декоративный натюрморт

6

2

4

Композиция
на
тему:
11. «Здоровый образ жизни»

4

2

2

12. Орнамент

6

2

4

Наблюдение, анализ

13. Роспись кухонной утвари.

6

1

5

Выставка

14. Итоговая выставка

2

9.

Итого:

68

Анализ, выставка
Анализ, выставка
Анализ, выставка

2
22

46

Содержание учебного (тематического) плана.
Базовый уровень. Первый год обучения.
1.
Композиция «Лето – это маленькая жизнь».
Теория: Изучение воздушной перспективы.
Практика: Выполнение предварительного эскиза. Композиционные зарисовки
пространства с фигурами людей. Пространственно-плановое тональное и цветовое
решение композиции, выбор формата.
Материал. Карандаш, акварель, бумага А2.
2.
Линейно- конструктивный (сквозной) рисунок лежащей на плоскости
стола книги.
Теория: Изучение законов перспективы. Применение на практике линейного
построения предмета.
Практика: Грамотно закомпоновать изображение в листе; построить книгу с
учетом пропорций, линейной и воздушной перспективы; добиться выразительности линий
и объема.
Материал: карандаш, бумага А4.
3.
Тональный рисунок цилиндра, конуса.
Теория: Линейно-конструктивное построение цилиндра. Правильная передача
тональных отношений.
Практика: Передача тональных отношений. Материал:
карандаш, бумага А4.
4.
Графика
Теория: Знакомство с понятием «Графика». Разновидностью, графических
материалов: (карандаши, тушь, уголь, сангина, и т.д.). Этапы ведения графических работ.
Практика: Графика малых форм.
Вариант1. Разработка «Афиши», «Плаката».
Вариант 2.Разработка иллюстрации.
Материал. Карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, бумага А4.
11

Наброски, зарисовки птиц, этюды животных, фигуры человека.
Теория: Правила и этапы работы тушью. Изучение смешанной техники (акварель и
тушь), правила и последовательность ведения работы.
Практика: Передача особенностей пропорций, характерных поз, движений.
Развитие наблюдательности. Работа одним цветом с использованием силуэта.
Материал. Тушь, акварель, бумага А 4
6.
Зарисовки предметов разных фактур.
Теория: Особенности моделирования светотенью формы предметов разных фактур.
Изучение правил линейного построения и способы штриховки.
Практика: Рисование предметов из разных материалов (матовых и лакированных:
дерево, стекло, металл и т.д.).
Материал: карандаш, акварель.
7.
Композиция «Сказочный, фантастический мир».
Теория: Знакомство с Русскими Народными сказками. Изучение иллюстраций к
сказкам, поиск нужного образа. Правила и последовательность ведения работы в
смешанной технике (гуашь и черный маркер).
Практика: Составить эскиз сюжетной композиции на тему «Иллюстрация к
любимой сказке».
Материал: гуашь, черный маркер, бумага А 3
8.
Натюрморт из предметов простой формы, различных по тону и
материалу.
Теория: Закрепление техники тональной растяжки (в карандаше). Продолжение
изучения видов штриховки.
Практика: Рисунок натюрморта из предметов кухонной утвари или предметов
домашнего обихода. Передача формы используя свет и тень. Материал: карандаш, бумага
А4
9.
Стилизация природных и
растительных
форм.
Промежуточная аттестация. Теория: Знакомство с понятием «Стилизация».
Изучение видов стилизации (пятно, фактура, точка, линия и т.д.) Применение
стилизации в рекламе дизайне и т.д.
Практика: Зарисовки растений, насекомых. Стилизованно упростить изображения
используя (линию, пятно, фактуру и т.д.).
Материал: карандаш, чёрный линер, бумага А4
10.
Декоративный натюрморт.
Теория: Познакомить с понятием декоративный натюрморт, показать приёмы
организации плоскости листа.
Практика: Нарисовать из нескольких предложенных предметов натюрморт; дать
плоскостное решение, передать цветовое решение.
Материал: гуашь, акварель, бумага А4
11.
Композиция «Здоровый образ жизни».
Теория: Беседа о правилах ведения здорового образа жизни. Продолжение изучения
пропорций фигуры человека в рамках выбранной темы.
5.

12

Практика: Выполнение зарисовок пространства с фигурами людей. Компоновка
работы на листе. Работа ведется в смешанной технике (акварель, гуашь). Передача в
рисунке движение, соотношение величин.
Материал: гуашь, акварель, бумага А4
12.
Тема. Орнамент.
Теория: Изучение стилизации. Беседа о видах орнамента, история возникновения и
использования в современном мире.
Практика: Стилизация растительных форм. Создание орнамента в круге, квадрате.
Материал. Карандаш, чёрная гелиевая ручка, бумага А4
13.
Тема. Роспись кухонной утвари.
Теория: Роспись разделочной доски, используя народные мотивы «Городецкой
росписи». Краткая история о видах народной росписи.
Практика: Грунтовка деревянных изделий клеем ПВА. Нанесение рисунка карандашом
и роспись изделия.
Материал. Гуашь, клей ПВА, разделочная доска.
14.
Итоговая выставка «Мир увлечений».
Практика: Оформление итоговой выставки.
3.
№
п/п

3.Учебный (тематический план) базовый уровень 2 год обучения

Название раздела,
темы
1.

Вводное занятие

2.

Цветоведение.
Цветовые оттенки
основных цветов

3.
4.
5.

Твоё настроение
дождь
Хоровод лесных
растений
Творческая живопись

Количество часов
Всего
4

Теория Практика
2

2

7.

Композиция

Входная диагностика анкетирование
Самостоятельная творческая
работа

4

2

2

4

1

3

3

1

2

Викторина

4

1

3

Выставка

Волшебная линия
6.

Формы аттестации/
контроля

4

1

3

4

2

2

8.

Узоры из точек

4

2

2

9.

Форма

4

2

2

Анализ работ

Самостоятельная
творческая работа
Устный опрос
Самостоятельная творческая
работа
Анализ работ
13

10.

Творческий рисунок

4

-

4

11.

Простые цветы

3

1

2

Выставка

Самостоятельная творческая
работа
12.
13.

На солнечной опушке
Декоративные узоры

4

1

3

6

2

4

Анализ работ
Дискуссия

14.

Сказочная рыбка

2

1

1

15.

Птицы – наши друзья

2

1

1

2

-

2

16.

17.

Творческое
декоративное
рисование
Цветные карандаши
радости и печали

Тестовые задания

Выставка
Анализ работ

4

2

2

18.

Итоговое занятие

2

-

2

Итоговая диагностика
- тестирование

19.

Экскурсии

4

-

4

Подведение итогов

Итого

68

22

46

Содержание учебного (тематического) плана
базовый уровень 2 год обучения
1.
Вводное занятие
Теория: Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения.
Основные формы работы. Техника безопасности в ДДТ и кабинете. Организация
рабочего места.
Практика: Игра на знакомство детей друг с другом. Организационные вопросы.
Собеседование. Анкетирование.
2.
Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов
Теория: Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными
приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге
(вливания цвета в цвет). Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски
губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практика: Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок»,
«Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».
3.
Твоё настроение дождь

14

Теория: Деления цветов - насыщенные (яркие) и малонасыщенные (бледные).
Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного
добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания.
Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в
результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые
ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практика: Выполнение заданий: «Веселый дождик», «Грустный дождик».
4.
Хоровод лесных растений
Теория: Приемы работы с акварелью, гуашью.
Практика: Выполнение заданий: «Сказочный букет», «Дремучий лес».
5.
Творческая живопись
Теория: Приемы работы с акварелью, гуашью.
Практика: Выполнение творческих заданий. Тестирование.
6.
Волшебная линия
Теория: Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные,
простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный,
зубастый, хитрый, прыгучий).
Практика: Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».
7.
Композиция
Теория: Способы выделения композиционного центра. Практика:
Рисование предметов природного мира.
8.
Узоры из точек
Теория: Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое
касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные
и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантилизма
(создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в
технике пуантилизма с использованием разнообразных изобразительных материалов
(маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).
Практика: Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого
сказочного героя».
9.
Форма
Теория: Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм
(геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге.
Формы и ассоциации.
Практика: Задания-игры: «Построй сказочный город», «Мои любимые игрушки».
10.
Творческий рисунок
Теория: Декоративное рисование, возможности развития абстрактного мышления и
творческой импровизации.
Практика: Изобразительное творчество. Тестирование.
11.
Простые цветы
Теория: Строение цветка. Техника рисования цветов.
Практика: Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-цветок», «Образ из
пятна».
12.
На солнечной опушке
15

Теория:
Стилизация как
упрощение и
обобщение форм.
Особенности художественного видения мира детьми: яркость восприятия,
плоскостное мышление, двухмерность изображения.
Практика: Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочное солнце».
13.
Декоративные узоры
Теория: Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки,
ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные
возможности и многообразие узоров.
Практика: Выполнение заданий с использованием необычных для рисования
предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки»,
«Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».
14.
Сказочная рыбка
Теория: Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника.
Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер
сказочных героев.
Практика: Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Добрая сказка».
15.
Птицы – наши друзья
Теория: Строение птиц. Последовательность рисования птиц. Приемы стилизации
птицы.
Практическое занятие: Выполнение заданий: «Воробышек», «Птицы в полёте»,
«Сказочная птица».
16.
Творческое декоративное рисование
Теория: Выбор темы. Способы рисования.
Практическое занятие: Выполнение творческих заданий. Тестирование.
17.
Цветные карандаши радости и печали
Теория: Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных
оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Практика: Выполнение заданий:
«Цветной
ветер»,
«Принцесса
Осень», «Разноцветные ёжики».
18.
Итоговое занятие
Практика: Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год. Оформление
итоговой выставки.
19.
Экскурсии
Практика:
Посещение музеев
и
выставок,
знакомство
с
произведениями искусства (живопись, графика, скульптура).

4.Планируемые результаты

16

Стартовый уровень
метапредметные результаты:
познавательные УУД:
⎯ соблюдение этапов работы над художественным произведением;
⎯ правильное расположение предметов на листе бумаги (композиция листа);
⎯ согласование цвета и определение основных цветовых оттенков;
⎯ сравнение, характеристика и оценка работы; ⎯
реализация собственных творческих замыслов;
регулятивные УУД:
⎯ самостоятельная организация своего рабочего места;
⎯ планирование действий в соответствии с поставленной задачей;
⎯ организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и
сверстниками, успешная работа в группе и индивидуальном творчестве;
коммуникативные УУД:
⎯ владение коммуникативными умениями и навыками, с опорой на приобретённый опыт
в ходе обучения;
⎯ осуществление делового сотрудничества и взаимопомощи;
⎯ формулировка, аргументация и краткое изложение своего мнения, озвучивание
вариантов решения проблемы;
⎯ организация собственной деятельности и совместной работы в паре или группе с
распределением ролей; Личностные результаты:
⎯ сформированы представления о нравственных нормах поведения в коллективе; ⎯
наличие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности в разных социальных ситуациях; ⎯ наличие
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ⎯ умение оценить
свои творческие возможности.
Предметные результаты:
⎯ знание основных и дополнительных цветов, цветовой гаммы красок (тёплые,
холодные цвета), умение смешивать цвета на палитре, получать нужные цветовые
оттенки;
⎯ знание основных понятий: линия, пятно, ритм, цвет, симметрии, контраст форм;
⎯ знание свойства красок и графических материалов, правильное использование
художественных материалов в соответствии с замыслом;
⎯ соблюдение правил техники безопасности; ⎯
выявление достоинств и недостатков своей работы;
⎯ умение работать самостоятельно.
Базовый уровень
17

После освоения программы 1 года обучения обучающиеся приобретут следующие
метапредметные результаты: познавательные УУД:
⎯ соблюдение этапов работы над художественным произведением;
⎯ правильное расположение предметов на листе бумаги (композиция листа);
⎯ согласование цвета и определение основных цветовых оттенков;
⎯ сравнение, характеристика и оценка работы; ⎯
реализация собственных творческих замыслов;
регулятивные УУД:
⎯ самостоятельная организация своего рабочего места;
⎯ внимательное отношение к собеседнику и умение вести диалог; ⎯ правильная
формулировка собственного мнения;
⎯ планирование действий в соответствии с поставленной задачей;
⎯ организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и
сверстниками, успешная работа в группе и индивидуальном творчестве;
⎯ простейшая оценка своего продукта, адекватная реакция на словесную оценку
педагога и сверстников;
коммуникативные УУД:
⎯ владение коммуникативными умениями и навыками, с опорой на приобретённый опыт
в ходе обучения;
⎯ осуществление делового сотрудничества и взаимопомощи;
⎯ формулировка, аргументация и краткое изложение своего мнения, озвучивание
вариантов решения проблемы;
⎯ организация собственной деятельности и совместной работы в паре или группе с
распределением ролей; Личностные результаты:
⎯ сформирован и развит художественный вкус, интерес к художественному искусству и
творческой деятельности;
⎯ сформированы представления о нравственных нормах поведения в коллективе; ⎯
наличие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности в разных социальных ситуациях; ⎯ наличие
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ⎯ умение оценить
свои творческие возможности.
Предметные результаты:
⎯ знание свойства красок и графических материалов, правильное использование
художественных материалов в соответствии с замыслом;
⎯ понимание азов воздушной перспективы (дальше, ближе);
⎯ умение строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат,
прямоугольник;

18

⎯ соблюдение правил техники безопасности; ⎯
выявление достоинств и недостатков своей работы;
⎯ умение работать самостоятельно.
второй год обучения
метапредметные результаты:
познавательные УУД:
⎯ соблюдение этапов работы над художественным произведением;
⎯ правильное расположение предметов на листе бумаги (композиция листа);
⎯ согласование цвета и определение основных цветовых оттенков;
⎯ сравнение, характеристика и оценка работы; ⎯
реализация собственных творческих замыслов;
регулятивные УУД:
⎯ самостоятельная организация своего рабочего места;
⎯ планирование действий в соответствии с поставленной задачей;
⎯ организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и
сверстниками, успешная работа в группе и индивидуальном творчестве;
⎯ простейшая оценка своего продукта, адекватная реакция на словесную оценку
педагога и сверстников;
коммуникативные УУД:
⎯ владение коммуникативными умениями и навыками, с опорой на приобретённый опыт
в ходе обучения;
⎯ организация собственной деятельности и совместной работы в паре или группе с
распределением ролей;
⎯ проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и
результатам их работы;
⎯ сглаживание конфликтов на основе согласования позиций и учета интересов
товарищей.
Личностные результаты:
⎯ сформирован интерес к художественному искусству и творческой деятельности;
⎯ сформированы представления о нравственных нормах поведения в коллективе;
⎯ наличие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности в разных социальных ситуациях; Предметные
результаты:
⎯ знание традиционных и нетрадиционных техник рисования;
⎯ знание выразительных свойства красок и графических материалов;
⎯ умение работать в различных жанрах изобразительного творчества;
⎯ правильное
использование
с творческим замыслом;

художественных

материалов в соответствии
19

⎯ умение применять художественные знания и представления в процессе выполнения
художественно-творческих работ.
5.Комплекс организационно-педагогических условий
5.1.Календарный учебный график
Год
обучения
1

2

1
полугодие

ОП

2
полугоди
Зимние
е
праздники

ОП

Летние
каникулы

Всего
в год

01.09-31.12

16
нед.

01.01.08.01

09.0125.05

18
нед. 01.06-31.08

34 нед.

01.09-31.12

16
нед.

01.01.08.01

09.0125.05

18
нед. 01.06-31.08

34 нед.

5.2.Условия реализации программы
Образовательный процесс - очный.
Организация образовательного процесса предполагает создание для обучающихся
такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя
комфортно и свободно.
Содержание программы включает:
1.
Теоретические занятия (информационный компонент) направлены на получение
знаний о художественной культуре и изобразительного искусства, на социальную
адаптацию обучающихся.
2.

Практические занятия подразделяются на:
⎯ творческое совершенствование, ориентированное на гармоничное развитие и
разностороннюю эстетическую оценку;

⎯ способы самостоятельной деятельности, которые соотносятся с представлением о
самостоятельном творческом пути.
3.
Диагностический материал позволяет объективно и дифференцированно оценить
педагогом результаты образовательной, воспитательной и развивающей
деятельности.
Участие обучающихся в выставках, фестивалях, конкурсах изобразительного
творчества позволяет
ребенку
качественно оценить
собственный
уровень подготовленности, особенности своих навыков и умений.
5.
Рекреационный материал включает педагогические и художественные
мероприятия, способствующие развитию чувств, наблюдательности, фантазии
детей.
Исходя из психофизических особенностей детей возраста 7-11 лет, были отобраны
методы и формы работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики.
5.2. Формы и методы занятий
Формы организации образовательной деятельности:
4.

20

⎯

групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет
определенное задание);
⎯ индивидуальная (каждый ребёнок делает свою работу);
⎯ коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети
работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Формы проведения занятий:
⎯ практические занятия;
⎯ игры;
⎯ конкурсы; ⎯
соревнования; ⎯
выставки;
⎯ праздники.
Методы проведения занятий:
⎯ словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
⎯ наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ педагогом); ⎯
практический (выполнение работ).
Методы работы с обучающимися на занятиях:
⎯ фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);
⎯ индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм
работ);
⎯ групповой (организация работы в группах);
⎯ индивидуальный (индивидуальное выполнение работы).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
⎯ объяснительно – иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);
⎯ репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов
деятельности);
⎯ частично-поисковый (участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом).
Педагогические технологии:
⎯ технология индивидуального обучения;
⎯ технология группового обучения;
⎯ технология коллективного взаимообучения;
⎯ технология развивающего обучения;
⎯ технология разноуровневого обучения;
⎯ технология исследовательской деятельности;
⎯ технология проектной деятельности;
⎯ технология игровой деятельности;
⎯ технология коллективной творческой деятельности; ⎯ здоровьесберегающая
технология.
Принципы, лежащие в основе программы:
⎯ доступности (простота,
особенностям);

соответствие возрастным и

индивидуальным

21

⎯ наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
⎯ демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация собственных творческих потребностей);
⎯ научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической
основы).
⎯ «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок
применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Структура занятия
№

Содержание занятия

Время

1

Организационный этап. Мотивация к деятельности и
положительный настрой.

3 мин.

2

Этап постановки целей и задач занятия.

2 мин.

3

Этап изучения новых знаний (закрепление материала) и
способов деятельности.

10 мин.

4

Этап деятельностный - творческая работа

20 мин.

5

Физкультурная минутка

3 мин.

6

Этап рефлексии.

5 мин.

7

Заключительный этап.

3 мин.

5.3.Материально-техническое обеспечение
Стол учителя

1 штук

Документкамера

1 штука

Интерактивная доска

1 штука

Проектор

1 штука

Наглядные пособия

4 набора

Офисное кресло 4101360047

1 штук

Офисное кресло 4101360048

1 штук

Персональный компьютер

1 штук

Стол ученический

15 штук

Стул ученический

30 штук

Доска аудиторная зеленая 1/3

1 штук
22

Доска маркерная

1 штук

Шкафная группа "Универсал" 2900*415*2300

1 штук

Мольберт

6 штук

Стационарный рециркулятор бактерицидный
Cronos

1 штук

Хорошо освещенный тематически оформленный кабинет, площадью не менее 40 кв.м.
Наличие водоснабжения и раковины в кабинете.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования, имеющий высшее
педагогическое образование, квалификационную категорию не ниже первой
5.4.Мониторинг освоения образовательной программы
Формы аттестации, виды контроля и способы определения результативности
освоения программы.
Промежуточная аттестация и подведение итогов реализации программы
осуществляется соотнесением планируемых и полученных результатов, заявленных в
программе по завершении срока обучения.
Формы промежуточной аттестации:
⎯ творческое задание;
⎯ игровое задание;
⎯ выставка работ или участие в конкурсе;
⎯ опрос, беседа;
⎯ самостоятельная работа;
⎯ наблюдение;
⎯ диагностическое анкетирование или тестовое задание по теме в ходе занятия; ⎯
практическая работа.
Формы подведения итоговой аттестации:
⎯ контрольная творческая работа;
⎯ итоговая выставка;
⎯ карты результатов освоения программы;
⎯ дневники достижений;
⎯ дневники педагогических наблюдений; ⎯ портфолио
обучающихся.
Виды контроля:

⎯

начальный или входной контроль - задание на свободную тему материалами по
выбору для выявления уровня художественного развития и подготовленности,
уровня развития коммуникативных способностей в процессе общения обучающегося
с педагогом и обучающимися студии (диагностика проводится в оценочных листах,
23

где учитываются низкий, средний и высокий уровни обучающихся по трём
компонентам: наличие базовой подготовки, мотивация, социализация);

⎯

⎯

текущий контроль - задания из диагностического раздела по изобразительному,
выразительному и декоративному аспектам деятельности с целью выявления уровня
освоения ЗУН;
промежуточный контроль – полугодовой просмотр 1-го и 2-го годов обучения,
предполагающие выставку всех работ обучающегося с последующим обсуждением
достижений на родительском собрании, в кругу самих обучающихся; задания из
диагностического раздела, тестирование с целью определения изменения уровня
развития детей, их творческих способностей;

⎯

итоговый контроль – задания из диагностического раздела, тестирование с целью
определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей;
итоговый просмотр в конце 1-го и 2-го годов обучения, предполагающий выставку
всех работ обучающегося с последующим обсуждением достижений на родительском
собрании, в кругу самих обучающихся; различные виды тестирования.
Способы определения результативности.
Показатели результативности:
⎯ Позитивная динамика познавательного интереса.
⎯ Накопление детьми опыта и социальных установок.
⎯ Эффективное участие в творческих мероприятиях.
⎯ Удовлетворенность всех обучающихся.
⎯ Положительные отзывы о творческих работах учащихся внешних организаций,
родителей и администрации.
⎯ Отражение работы объединения на сайте учреждения.
Для отслеживания результативности используется педагогический мониторинг,
включающий контрольные задания и тесты, диагностику личностного роста и
продвижения, анкетирование, ведение оценочной системы.
После окончания курса обучающиеся, успешно справившиеся с программой,
проявившие заинтересованность в развитии своих творческих способностей,
комплектуются в творческую группу, которая принимает участие в областных,
всероссийских и международных конкурсах изобразительного творчества.
В течение всего года на каждом занятии проходит обсуждение работ, где отмечаются
лучшие по цвету, композиции, замыслу исполнения. Каждый месяц проходят итоговые
занятия в форме игры-путешествия, сказки, посещение выставок, экскурсий, выставок
детского творчества по пройденной теме.
В течение года проходят тематические и итоговые выставки в фойе Дома творчества,
где выбираются лучшие работы на различные выставки.

24

К программе прилагается пакет диагностических методик, позволяющих определить
достижения обучающимися планируемых результатов:
Демонстрационные материалы: схемы, карты, таблицы, аудио и видеоматериалы.
⎯ Учебники или другая литература, используемая педагогом для лучшего усвоения
обучающимися программного материала. Художественные альбомы.
Система
оценочных
средств
(см.
Приложения),
которая
позволяет
проконтролировать заявленный уровень обучения, измерить его и оценить:
⎯ тестовые материалы для промежуточного и итогового контрольного опроса
обучающихся на выявление уровня знаний теоретического материала по годам
обучения;
⎯ дидактические игры;
⎯ кроссворды;
⎯ критерии оценки личности;
⎯ опросники по темам программы.

25

6.Список литературы для педагогов:
1.

2.

3.
4.
5.

6.
7.
8.

9.

10.

Вершинина, Н.А. Методика обучения дошкольников изобразительной деятельности
как научная дисциплина: Социологическая модель развития.
Монография / Н.А. Вершинина. - СПб.: ООО Изд-во «ЛЕМА», 2008. - 141с.
Виниченко, В. Методические рекомендации по оценке результатов детского
изобразительного творчества / В. Винченко // Дошкольное воспитание. - 2003. - №
5. - С.41-43.
Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург: Деловая
книга, 2005. - 345 с.
Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова.М.: Скрипторий, 2003. - 78 с.
Казакова, Р.Г. Поиск понятия детского изобразительного творчества // Развитие
теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы
научно-практической конференции / Р.Г. Казакова. - М.: МПГУ, 2008. - С.114-115.
Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова. - М.: Сфера, 2005. - 75 с.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: обучение детей техническим
навыкам: Беседа 1/ Т.С. Коморова. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 1. - С.5052.
Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество: Учебник для студ. вузов. -- 6-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.:
Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
Пчелинцева, Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного
творчества: Учебно-методическое пособие / Е.В. Пчелинцева. - Великий Новгород:
НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. - 32с.
Теплов, Б.М. Способности и одаренность//Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной
психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2006. - 304 с.
Список литературы для родителей:

11.
12.
13.
14.
15.

Гончарова О.В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического
воспитания. –М.: 2010.
Дорожин Ю. Городецкая роспись. Учебное издание. –М.: Мозаика – Синтез, 2014.
Куцакова Л. Чудесная гжель. М.: Мозаика-Синтез. 2013.
Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Весна-красавица. –М.: 2013.
Методика развития детского изобразительного творчества. Библиографический
указатель. (1900-2000 г.г.) / Под ред. Вершининой Н.А.
Список литературы для обучающихся:

Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка. –М.: ГНОМ и Д.
2004.
2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. –Ярославль: 2004.
3. Тарабарина Т.Н., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. –
Ярославль: Академия развития. 2006. - 224 с.
1.

26

Интернет-источники:
http://www.smirnova.net/ Гид по музеям мира и галереям (материалы по искусству,
статьи)
2. http://www.artprojekt.ru/ Энциклопедия искусства - галереи, история искусства,
дополнительные темы
3. http://www.sphericalimages.com/stpauls/virtual_tour.htm/ Виртуальная экскурсия по
собору святого Павла в Лондоне
1.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

http://www.kulichki.com/travel/
Виртуальные
путешествия
(Петергоф,
Крым, Звенигород, Волга, Париж, Берлин, Прага)
http://eurotour.narod.ru/index.html/ Виртуальные путешествия по странам мира
http://www.visaginart.narod.ru/ Галерея произведений изобразительного искусства,
сгруппированных по эпохам и стилям
http://www.smallbay.ru/ Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры,
мифология
http://www.museum.ru/gmii/ Государственный музей изобразительных искусств им.
А.С. Пушкина
http://www.tretyakov.ru/ Официальный сайт Третьяковской галереи
http://www.rusmuseum.ru/ Официальный сайт Русского музея
http://www.hermitagemuseum.org/ Официальный сайт Эрмитажа
http://www.museum.ru/ Портал музеев России

Приложение №1

Календарно-учебный график
27

Стартовый уровень
Название раздела/темы

Часы

Вводное занятие: беседа о
рисунке.
Техника безопасности.

2

Месяц
09

10

11

12

01

02

03

04

05

2

Организация работы.
Характеристика цвета.

2

Натюрморт из фруктов и
цветов (яблоко, цветы, овощи)
на нейтральном цветовом
фоне.

2

Рисунок
простых
плоских предметов.
Симметрия.

2

2

2

2

Асимметрия.
Рисунок геометрических фигур
и предметов быта. Силуэт.

2

Несложные натюрморты из 2-3
предметов в холодной гамме
(акварель).

2

Зарисовка птиц.

2

2

Зарисовки фигуры человека.

2

2

Наброски и зарисовки овощей
илифруктов.

2

2

Линейные зарисовки
геометрических предметов.

2

1

2
2

1

Наглядная перспектива.
Рисунок геометрических тел
вращения (цилиндр, конус,
шар).

2

2

Зарисовка животных.

2

2

Световой контраст

2

2

Натюрморт из двух предметов
быта светлых по тону на сером
фоне.

2

2

Зарисовки
прямоугольника,
квадрата, круга в перспективе.

2

(ахроматический). Гризайль.

2
28

Композиция на военную тему.

2

Итоговое занятие

2

Общее количество часов

34

2
3
4

4

4

4

3

4

4

4

3

02

03

04

05

Базовый уровень. 1 год обучения.
Месяц

Название раздела/темы

Часы
09

Композиция «Лето
маленькая жизнь».

–

это

10

11

12

01

4

4

Линейноконструктивный
(сквозной) рисунок лежащей
на плоскости стола книги.

6

4

Тональный рисунок цилиндра,
конуса.

4

4

Графика.

4

2

Наброски, зарисовки птиц,
этюды животных, фигуры
человека.

6

6

Зарисовки предметов разных
фактур.

4

2

Композиция
на
тему:
«Сказочный, фантастический
мир»

6

Натюрморт из
предметов
простой формы разных по тону
и материалу

6

Стилизация
природных
растительных форм.

4

4

Декоративный натюрморт

6

4

Композиция
на
тему:
«Здоровый образ жизни»

4

4

Орнамент

6

2

Роспись кухонной утвари.

6

Итоговая выставка

2

Итого:

68

Общее количество часов

68

и

2

2

6

6

2

4
4
6

8

8

8

8

6

8

8

8

6

Базовый уровень. 2 год обучения.
29

Название раздела/темы

Месяц
Часы
09

10

11

12

01

02

03

04

05

Вводное занятие

4

4

Цветоведение.
Цветовые
оттенки основных цветов

4

4

Твоё настроение дождь

4

4

Хоровод лесных растений

3

3

Творческая живопись

4

1

Волшебная линия

4

4

Композиция

4

1

Узоры из точек

4

2

2

Форма

4

3

1

Творческий рисунок

4

Простые цветы

3

3

На солнечной опушке

4

4

Декоративные узоры

6

6

Сказочная рыбка

2

2

Птицы –

наши друзья

2

2

Творческое
рисование

декоративное

2

2

Цветные карандаши радости и
печали

4

4

Итоговое занятие

2

2

Экскурсии

4

4

Общее количество часов

68

3

3

3

8

8

8

8

6

1

8

8

8

6

Приложение 2
Критерии и система оценивания художественно-практических работ по
программе Изостудия «Палитра»
Оцениваются:
1.
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета,
орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все
компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность
созданного образа. Аккуратность работы.
30

3.
Владение техникой: как обучающийся использует выразительные
художественные средства в выполнении задания.
Баллы - «5»
Обучающийся самостоятельно и аккуратно выполняет рисунок с соблюдением
законов композиции, гармонично согласовывая между собой все компоненты
изображения; - полностью закрывает плоскость листа цветом или тоном, с детальной
проработкой элементов композиции; - умеет подметить и передать в изображении
наиболее характерное.
Баллы - «4».
Обучающийся начинает выполнять рисунок с помощью учителя, допускает
незначительные нарушения законов композиции и единства между элементами
изображения, не очень аккуратно ведёт работу; - не полностью закрывает плоскость
листа цветом или тоном, но детально прорабатывает элементы композиции; - умеет
подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Баллы - «3»
Обучающийся небрежно выполняет работу, большую часть рисунка выполняет с
помощью учителя, допускает грубые нарушения законов композиции и единства
между элементами изображения; - частично закрывает плоскость листа цветом или
тоном, нет детальной проработки элементов композиции; - умеет подметить, но не
может передать в изображении наиболее характерное.
Баллы - «2»
Обучающийся не может собрать компоненты изображения в единую композицию; не выполняет цветового или тонального решения рисунка.
Баллы - «1»
Обучающийся не выполнил работу или выполнил отдельные компоненты
изображения.
Приложение №3
Тестовые материалы
для итогового контрольного опроса обучающихся на
выявление уровня знаний теоретического материала
Стартовый уровень
Фамилия
Имя
ребёнка

Критерии оценки

№

1

Контрольные
вопросы

Верный
ответ

Частично
верный
ответ

Неверный
ответ

5 баллов

4-1 балла

0 баллов

Итоговый
средний
балл

Какие цвета нужно
смешать, чтобы
получить:
*оранжевый цвет
*фиолетовый цвет
31

*зелёный цвет
2

Какие цвета
относятся к тёплой
гамме?

3

Какие цвета
относятся к холодной
гамме?

4

Что такое
симметрия?

5

Какие предметы
имеют
симметричную
форму?

6

Какие
геометрические
фигуры ты знаешь?

7

Чем отличаются
предметы,
изображенные на
первом и дальнем
планах?

8

Какая разница между
вертикальным и
горизонтальным
форматом листа?

9

С чего лучше
начинать рисунок (с
мелких деталей или с
крупных частей)?

10.

Что такое орнамент?
Тестовые материалы для
итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
Базовый уровень – первое полугодие

Фамилия
Имя
ребенка

Критерии оценки
Контрольные
№
вопросы

Верный
ответ

Частично
верный
ответ

Итоговый
средний
Неверный
балл
ответ

32

5 баллов
1

Назови три
основных жанра
изобразительного
искусства (пейзаж,
портрет,
натюрморт)

2

Чем отличается
эскиз от
композиции

3

Какие краски надо
смешать на палитре,
чтобы получилось
грустное
настроение?

4

Какие краски надо
смешать на палитре,
чтобы получилось
весёлое настроение?

5

Какие линии
используются в
рисунке?

6

Чем отличается
плоская аппликация
от объёмной?

7

Что такое линия
горизонта?

8

Чем отличаются
акварельные краски
от гуаши?

9.

Какие объёмные
формы ты знаешь?

4-1 балла

0 баллов

10 Какие цвета
являются
контрастными?
Тестовые материалы для
итогового контрольного опроса обучающихся
33

на выявление уровня знаний теоретического материала
Базовый уровень – второе полугодие
Фамилия
Имя ребенка

Критерии оценки

№

Контрольные вопросы

1.

Назови известных
русских художников,
работавших в
различных жанрах
(пейзаж, портрет,
натюрморт)

2.

Что такое ритм в
орнаменте?

3.

Какие средства
использует художник,
чтобы выделить
центр композиции?

4.

Какие народные
промыслы ты знаешь?

5.

Что означает рефлекс
в живописи?

Верный
ответ

Частично
верный
ответ

Неверный
ответ

5 баллов

4-1 балла

0 баллов

Итоговый
средний
балл

6. Что означает тон в
рисунке?
7. Какие графические
материалы ты знаешь?
8. Что такое стилизация
природных форм?
9. Какие виды
изобразительного
искусства ты знаешь?
10. Что означает техника
«граттаж»?

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».