ДООП Код успеха

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №21»

Принята на заседании
педагогического совета от 25 мая
2022г. Протокол №6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«КОД УСПЕХА(1)»
Социально- гуманитарная направленности
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации программы: 1год

Составитель: Баленко Ольга Александровна,
Педагог дополнительного образования

ГО ПЕРВОУРАЛЬСК
2022

2.1 .Пояснительная записка
Программа занятий для учащихся 5-х классов составлена в соответствии с
ФГОС основного общего образования и соответствии с нормативноправовыми документами
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3.
Концепция развития дополнительного образования детей
(распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее Концепция);
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
5.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО
«Московский государственный педагогический университет», ФГАУ
«Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое
образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ
от 18.11.2015 № 093242);
6.
Методические рекомендации по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ. (Письмо Министерства образования и
науки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05);
7.
Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК641/09 от 26.03.2016).
Актуальность программы: данная программа направлена на помощь
учащимся 5 классов в адаптации к новой социальной ситуации обучения,

развитии навыков коммуникации, умении решать конфликтные ситуации,
принятия на себя ответственности за свои поступки.
Пятый класс является довольно сложным периодом, так как дети переходят
к новым условиям обучения в среднем звене. В начальной школе учащиеся
привыкают исполнять требования в основном одного учителя, находиться в
сфере его постоянного внимания и контроля. Поэтому в средней школе
можно ожидать, что у некоторых детей возникнут трудности при
необходимости следовать требованиям разных учителей.
В учебной деятельности можно ожидать, что у некоторых учащихся
произойдет временное снижение успеваемости, за счет того, что им придётся
привыкать к формам и методам обучения, принятым в средней школе.
Начало процесса взросления учащихся обычно с неудовольствием
воспринимается родителями, которые относят новые проявления в поведении
своих детей к недостаткам. Полезно особое внимание учащихся обратить на
обязательность и позитивность перемен, которые с ними происходят. У
подростков может появиться страх взросления, внешне не всегда
проявляемый. В этот период дети начинают активно осваивать внутренний
мир, но еще плохо в нем ориентируются. Поэтому полезно стимулировать
любые процессы по исследованию подростков самих себя.
Отличительно особенностью данной программы является то, что у
подростков есть важная возможность на занятиях поговорить о себе,
исследовать себя, получить некоторые знания о себе, развить рефлексию и
повысить осознанность.
Форма организации учебных занятий
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как
этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические
(«Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и
образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде
созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье»,
«Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства
(«Радость», «Гнев», «Обида»).
4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи
перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего

подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и
упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов,
которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий
репертуар ребенка.
5. Метафорические истории и притчи.
Принципы проведения занятий:
создание психологом личностно-ориентированного стиля общения с
учащимися
Принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе
совместной работы психолога с учащимися
Принцип «здесь и теперь»: работа с ситуациями из реальной жизни
детей в том числе в том числе возникающими непосредственно на занятиях.
Адресат программы: Программа рассчитана на детей 10-12 лет и состоит из
еженедельных занятий. Продолжительность занятия 40 минут. Количество
обучающихся в группе 15-25 человек.
Уровень программы, объём и сроки.
Сроки реализации образовательной программы – 1 год Объем
программы: 34 часа.
Режим занятий:
1 раза в неделю.
2.2 Цели и задачи реализации программы: Основная цель данной
программы — создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как
можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения;
поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с
новыми одноклассниками и преподавателями.
В соответствии с целью формулируются задачи:
• формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки,
снижение уровня школьной тревожности;
• формирование устойчивой учебной мотивации детей;

• создание классного коллектива через формирование групповой
сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
• повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование
учебных навыков;
• освоение детьми школьных правил;
• выработка норм и правил жизни класса;
• формирование адекватных форм поведения в новых
школьных ситуациях;
• развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для
установления межличностных отношений друг с другом, с новыми
учителями и другими сотрудниками школы.
2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный ( тематический) план
№ Тема занятия

Кол-во часов

Форма
контроля

Всего

Практика Теория

1

0.5ч

0.5ч

Практическая
работа

1

0.5ч

0.5ч

Практикум в
парах
Практическая
работа
Практическая
работа
Соревнование
команд
Практическая
работа
Практическая
работа

2

Тема 1. Введение в
мир психологии (8ч)
Вводное занятие,
знакомство с
правилами.
Я-это Я

3

Я -могу

1

0.5ч

0.5ч

4

Я- нужен

1

0.5ч

0.5ч

5

Я мечтаю

1

0.5ч

0.5ч

6

Я -это мои цели

1

0.5ч

0.5ч

7

Я – это мое детство

1

0.5ч

0.5ч

1

8

9

«Я – это мое настоящее 1
и будущее
Тема 2. Что поможет
мне учиться? (8ч)
Узнай свою школу
1

0.5ч

0.5ч

тест

0.5ч

0.5ч

Практическая
работа
Практическая
работа
Практикум в
парах
Практическая
работа

10 Что поможет мне
учиться?
11 Легко ли быть
учеником?

1

0.5ч

0.5ч

1

0.5ч

0.5ч

12 Чего я боюсь?
(диагностика - Тест
тревожности Филипса)
13 Трудно ли быть
настоящим учителем?
14 Конфликт или
взаимодействие?
15 Работа с негативными
переживаниями
16 Ставим цели
Тема 3. Эмоции –
понимай и управляй.
17 Чувства бывают разные

1

0.5ч

0.5ч

Практическая
работа

1

0.5ч

0.5ч

1

0.5ч

0.5ч

1

0.5ч

0.5ч

1

0.5ч

0.5ч

Практикум по
подгруппам
Практическая
работа
Практическая
работа
тест

1

0.5ч

0.5ч

18 Стыдно ли боятся?

1

0.5ч

0.5ч

19 Имею ли я право
сердиться и обижаться
20 Каждый видит мир по
своему
21 Внутренний мир
любого ценен и
уникален
22 Трудные
ситуации
могут научить меня

1

0.5ч

0.5ч

1

0.5ч

0.5ч

1

0.5ч

0.5ч

1

0.5ч

0.5ч

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практикум в
парах
Практическая
работа
Практическая
работа

23 В трудной ситуации я
1
ищу силу внутри себя –
и она обязательно
найдется
Тема 4. Я и
друзья.(12ч)
24 Я и мои друзья
1

0.5ч

0.5ч

тест

0.5ч

0.5ч

25 У меня есть друг

1

0.5ч

0.5ч

26 Я и мои колючки

1

0.5ч

0.5ч

27 Что такое одиночество? 1

0.5ч

0.5ч

28 Я не одинок в этом
мире
29 Нужно ли человеку
меняться?
30 Самое важное захотеть
меняться
31 Я и мир вокруг

1

0.5ч

0.5ч

1

0.5ч

0.5ч

1

0.5ч

0.5ч

1

0.5ч

0.5ч

32 Я понимаю, я доверяю

1

0.5ч

0.5ч

33 Я-знаю

1

0.5ч

0.5ч

34 Заключительное
(чемпионат по
общению)
ИТОГО

1

0.5ч

0.5ч

Практическая
работа
Практикум в
парах
Практическая
работа
Практическая
работа
Соревнования
команд
Практическая
работа
Практикум в
парах
Практическая
работа
Практическая
работа
Практикум по
подгруппам
тест

34

17

17

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Введение в мир психологии (8ч)
Что такое психология. Образ счастья у современных подростков. Рои в
социуме. Возможности подростка. Выбор деятельности и ответственность.
Социум, как место в котором каждый может проявить себя. Проблема
одиночества в подростковом возрасте. Отличие мечты от цели. Личные
мечты, как помощник в развитии и постановке целей. Целеполагание.

Важность правильной постановки целей. Прошлое и будущее как источник
личных ресурсов для подростка.
Тема 2. Что поможет мне учиться? (8ч)
Ориентация в пространстве школы. Качества, которые помогают учиться.
Качества, которые мешают учиться.
Образ идеального ученика. Трудности в обучении и как с ними быть.
Тревоги и страхи-бояки. Образ «настоящего» учителя. Составление
интервью для классного руководителя. Конфликты и способы выхода из них:
уступка, компромисс, обращение за помощью к 3 лицу. Целеполагание. Цели
на 5 класс.

Тема 3. Эмоции – понимай и управляй. (7ч)
Эмоции, какие они бывают? Страх – польза и вред. Злость и агрессия в
подростковом возрасте. Уникальность каждого, как основа
индивидуальности. Трудности в обучении и в жизни , и как их преодолеть.
Внутренние и внешние ресурсы для решения трудных ситуаций.
Тема 4. Я и друзья. (12ч)
Какие качества помогают дружить, а какие мешают? Мои сильные и слабые
качества. Как я могу менять свои слабые качества. Друзья - это важно.
Ценность общения со сверстниками. Одиночество и что к нему может
привести. Социальное окружение подростка, как группа поддержки. Мои
сильные качества: доверие к людям, познавательные способности, дела,
которыми я дорожу.

2.4 Планируемые результаты
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Повышение коммуникативной культуры учащихся
Навыки разрешения конфликтных ситуаций
Улучшение социометрического статуса учащихся
Повышение учебной мотивации
Понимание своих чувств и чувства других людей
Освоение детьми школьных правил
Выработанные нормы и правила жизни класса

3. Организационно- педагогические условия 3.1.
Условия реализации программы.
Материально- техническое обеспечение.
Стол учителя

1 штука

Интерактивная доска

1 штука

Проектор

1 штука

Наглядные пособия

4 набора

Персональный компьютер

1 штук

Стол ученический

20 штук

Стул ученический

20 штук

Доска маркерная

1 штук

Стационарный рециркулятор бактерицидный
Cronos

1 штук

Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования, имеющий
высшее педагогическое образование, квалификационную категорию не ниже
первой
Формы аттестации и оценочные материалы
Педагогический мониторинг программы “Код успеха” проводится по
результатам наблюдений, диагностических бесед, объективных методов
психолого-педагогической диагностики, анкетирования и тестирования по
основным параметрам:
· динамика состояния детского коллектива;
· сформированность знаний, умений и навыков;
· психолого-педагогическая диагностика; Формы
подведения итогов:
• выполнение различных заданий для контроля – опрос, тесты,
викторины;
• Практикумы по теме занятий - в паре, мини группе, команде.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов •
Активность участия.
• Искренность
ответов,
их
аргументированность
• Самостоятельность.
• Оригинальность суждений.

развернутость,

образность,

Список литературы:
1. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к
средней школе. – М.: Генезис, 2003. – 122 с.
2. О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я»: уроки психологии в начальной
школе (1-4). – М.: «Генезис», 2006 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».