Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №21» Принята на заседании педагогического совета от 25 мая 2022г. Протокол №6 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «КОД УСПЕХА(1)» Социально- гуманитарная направленности Возраст обучающихся: 11-12 лет Срок реализации программы: 1год Составитель: Баленко Ольга Александровна, Педагог дополнительного образования ГО ПЕРВОУРАЛЬСК 2022 2.1 .Пояснительная записка Программа занятий для учащихся 5-х классов составлена в соответствии с ФГОС основного общего образования и соответствии с нормативноправовыми документами 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее Концепция); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242); 6. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05); 7. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК641/09 от 26.03.2016). Актуальность программы: данная программа направлена на помощь учащимся 5 классов в адаптации к новой социальной ситуации обучения, развитии навыков коммуникации, умении решать конфликтные ситуации, принятия на себя ответственности за свои поступки. Пятый класс является довольно сложным периодом, так как дети переходят к новым условиям обучения в среднем звене. В начальной школе учащиеся привыкают исполнять требования в основном одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля. Поэтому в средней школе можно ожидать, что у некоторых детей возникнут трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. В учебной деятельности можно ожидать, что у некоторых учащихся произойдет временное снижение успеваемости, за счет того, что им придётся привыкать к формам и методам обучения, принятым в средней школе. Начало процесса взросления учащихся обычно с неудовольствием воспринимается родителями, которые относят новые проявления в поведении своих детей к недостаткам. Полезно особое внимание учащихся обратить на обязательность и позитивность перемен, которые с ними происходят. У подростков может появиться страх взросления, внешне не всегда проявляемый. В этот период дети начинают активно осваивать внутренний мир, но еще плохо в нем ориентируются. Поэтому полезно стимулировать любые процессы по исследованию подростков самих себя. Отличительно особенностью данной программы является то, что у подростков есть важная возможность на занятиях поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе, развить рефлексию и повысить осознанность. Форма организации учебных занятий 1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик). 2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия. 3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»). 4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. 5. Метафорические истории и притчи. Принципы проведения занятий: создание психологом личностно-ориентированного стиля общения с учащимися Принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы психолога с учащимися Принцип «здесь и теперь»: работа с ситуациями из реальной жизни детей в том числе в том числе возникающими непосредственно на занятиях. Адресат программы: Программа рассчитана на детей 10-12 лет и состоит из еженедельных занятий. Продолжительность занятия 40 минут. Количество обучающихся в группе 15-25 человек. Уровень программы, объём и сроки. Сроки реализации образовательной программы – 1 год Объем программы: 34 часа. Режим занятий: 1 раза в неделю. 2.2 Цели и задачи реализации программы: Основная цель данной программы — создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями. В соответствии с целью формулируются задачи: • формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности; • формирование устойчивой учебной мотивации детей; • создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований; • повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков; • освоение детьми школьных правил; • выработка норм и правил жизни класса; • формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях; • развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы. 2.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный ( тематический) план № Тема занятия Кол-во часов Форма контроля Всего Практика Теория 1 0.5ч 0.5ч Практическая работа 1 0.5ч 0.5ч Практикум в парах Практическая работа Практическая работа Соревнование команд Практическая работа Практическая работа 2 Тема 1. Введение в мир психологии (8ч) Вводное занятие, знакомство с правилами. Я-это Я 3 Я -могу 1 0.5ч 0.5ч 4 Я- нужен 1 0.5ч 0.5ч 5 Я мечтаю 1 0.5ч 0.5ч 6 Я -это мои цели 1 0.5ч 0.5ч 7 Я – это мое детство 1 0.5ч 0.5ч 1 8 9 «Я – это мое настоящее 1 и будущее Тема 2. Что поможет мне учиться? (8ч) Узнай свою школу 1 0.5ч 0.5ч тест 0.5ч 0.5ч Практическая работа Практическая работа Практикум в парах Практическая работа 10 Что поможет мне учиться? 11 Легко ли быть учеником? 1 0.5ч 0.5ч 1 0.5ч 0.5ч 12 Чего я боюсь? (диагностика - Тест тревожности Филипса) 13 Трудно ли быть настоящим учителем? 14 Конфликт или взаимодействие? 15 Работа с негативными переживаниями 16 Ставим цели Тема 3. Эмоции – понимай и управляй. 17 Чувства бывают разные 1 0.5ч 0.5ч Практическая работа 1 0.5ч 0.5ч 1 0.5ч 0.5ч 1 0.5ч 0.5ч 1 0.5ч 0.5ч Практикум по подгруппам Практическая работа Практическая работа тест 1 0.5ч 0.5ч 18 Стыдно ли боятся? 1 0.5ч 0.5ч 19 Имею ли я право сердиться и обижаться 20 Каждый видит мир по своему 21 Внутренний мир любого ценен и уникален 22 Трудные ситуации могут научить меня 1 0.5ч 0.5ч 1 0.5ч 0.5ч 1 0.5ч 0.5ч 1 0.5ч 0.5ч Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практикум в парах Практическая работа Практическая работа 23 В трудной ситуации я 1 ищу силу внутри себя – и она обязательно найдется Тема 4. Я и друзья.(12ч) 24 Я и мои друзья 1 0.5ч 0.5ч тест 0.5ч 0.5ч 25 У меня есть друг 1 0.5ч 0.5ч 26 Я и мои колючки 1 0.5ч 0.5ч 27 Что такое одиночество? 1 0.5ч 0.5ч 28 Я не одинок в этом мире 29 Нужно ли человеку меняться? 30 Самое важное захотеть меняться 31 Я и мир вокруг 1 0.5ч 0.5ч 1 0.5ч 0.5ч 1 0.5ч 0.5ч 1 0.5ч 0.5ч 32 Я понимаю, я доверяю 1 0.5ч 0.5ч 33 Я-знаю 1 0.5ч 0.5ч 34 Заключительное (чемпионат по общению) ИТОГО 1 0.5ч 0.5ч Практическая работа Практикум в парах Практическая работа Практическая работа Соревнования команд Практическая работа Практикум в парах Практическая работа Практическая работа Практикум по подгруппам тест 34 17 17 Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. Введение в мир психологии (8ч) Что такое психология. Образ счастья у современных подростков. Рои в социуме. Возможности подростка. Выбор деятельности и ответственность. Социум, как место в котором каждый может проявить себя. Проблема одиночества в подростковом возрасте. Отличие мечты от цели. Личные мечты, как помощник в развитии и постановке целей. Целеполагание. Важность правильной постановки целей. Прошлое и будущее как источник личных ресурсов для подростка. Тема 2. Что поможет мне учиться? (8ч) Ориентация в пространстве школы. Качества, которые помогают учиться. Качества, которые мешают учиться. Образ идеального ученика. Трудности в обучении и как с ними быть. Тревоги и страхи-бояки. Образ «настоящего» учителя. Составление интервью для классного руководителя. Конфликты и способы выхода из них: уступка, компромисс, обращение за помощью к 3 лицу. Целеполагание. Цели на 5 класс. Тема 3. Эмоции – понимай и управляй. (7ч) Эмоции, какие они бывают? Страх – польза и вред. Злость и агрессия в подростковом возрасте. Уникальность каждого, как основа индивидуальности. Трудности в обучении и в жизни , и как их преодолеть. Внутренние и внешние ресурсы для решения трудных ситуаций. Тема 4. Я и друзья. (12ч) Какие качества помогают дружить, а какие мешают? Мои сильные и слабые качества. Как я могу менять свои слабые качества. Друзья - это важно. Ценность общения со сверстниками. Одиночество и что к нему может привести. Социальное окружение подростка, как группа поддержки. Мои сильные качества: доверие к людям, познавательные способности, дела, которыми я дорожу. 2.4 Планируемые результаты 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Повышение коммуникативной культуры учащихся Навыки разрешения конфликтных ситуаций Улучшение социометрического статуса учащихся Повышение учебной мотивации Понимание своих чувств и чувства других людей Освоение детьми школьных правил Выработанные нормы и правила жизни класса 3. Организационно- педагогические условия 3.1. Условия реализации программы. Материально- техническое обеспечение. Стол учителя 1 штука Интерактивная доска 1 штука Проектор 1 штука Наглядные пособия 4 набора Персональный компьютер 1 штук Стол ученический 20 штук Стул ученический 20 штук Доска маркерная 1 штук Стационарный рециркулятор бактерицидный Cronos 1 штук Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование, квалификационную категорию не ниже первой Формы аттестации и оценочные материалы Педагогический мониторинг программы “Код успеха” проводится по результатам наблюдений, диагностических бесед, объективных методов психолого-педагогической диагностики, анкетирования и тестирования по основным параметрам: · динамика состояния детского коллектива; · сформированность знаний, умений и навыков; · психолого-педагогическая диагностика; Формы подведения итогов: • выполнение различных заданий для контроля – опрос, тесты, викторины; • Практикумы по теме занятий - в паре, мини группе, команде. Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов • Активность участия. • Искренность ответов, их аргументированность • Самостоятельность. • Оригинальность суждений. развернутость, образность, Список литературы: 1. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003. – 122 с. 2. О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я»: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: «Генезис», 2006 г.