Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 21» Рассмотрена на заседании педагогического совета МАОУ “Лицей № 21” Протокол № 01 от 29 августа 2022 г. Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Построй свою историю» начального общего образования г. Первоуральск Утверждена приказом МАОУ “Лицей № 21” от29.08.2022г № 74/18 Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Построй свою историю» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей №21», с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа по курсу «Построй свою историю» включает разделы: - пояснительную записку - общую характеристику курса - описание места курса в учебном плане МАОУ «Лицей №21» - содержание курса -описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает освоение образовательной программы начального общего образования как через учебный план, так и внеурочную деятельность. В связи с этим образовательная деятельность в рамках курса «Построй свою историю» направлена на реализацию основной образовательной программы начального общего образования лицея, создание условий для внеурочной деятельности обучающихся. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования 2009 года внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребенка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей. Программа «Построй свою историю» реализует направления внеурочной деятельности, определенного Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности. Общая характеристика курса Курс «Построй свою историю» направлен на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Освоение младшими школьниками содержания данной программы - один из способов достижения планируемого результата разделов основной образовательной программы НОО лицея. «Построй свою историю» — набор для изучения русского и иностранных языков, предназначенный для начальной школы (1–5 классы). Решение «Построй свою историю» предназначено для развития навыков устной речи, чтения, словарного запаса, письма, развития знаний в областях технологий и цифрового обучения. «Построй свою историю» — это уникальный творческий обучающий инструмент, который позволяет школьникам освоить навыки повествования и научиться создавать рассказы в естественных условиях. Он способствует развитию навыков устной речи, чтения, письма и языкового восприятия. Решение «Построй свою историю» включает учеников в работу с самого начала, мотивирует их использовать своё воображение для разработки и создания рассказов, персонажей и сюжетных линий. Рассказ и создание рассказов с опорой на заданную структуру — это мощные инструменты, повышающие грамотность и способствующие тому, чтобы ученики делились своими историями, рассказами и событиями из повседневной жизни. Выстраивание событий в естественном порядке способствует пониманию и стимулирует воображение, развивает творческие способности и помогает ученикам создавать совершенно новые идеи. Ученики развивают навыки в области русского языка, творческое и критическое мышление во время практических занятий, на которых они работают над созданием карты событий, сцен, объектов и животных, образов, диалогов, придумывают увлекательное действие и захватывающие сюжетные линии с заранее определённым началом и концом, установленными временными рамками и последовательностью событий. Сценарии обучения, которые можно корректировать согласно уровню подготовки учеников, очень разнообразны и стимулируют совместную работу учеников и обмен идеями, методами и опытом. Описание места учебного предмета в учебном плане МАОУ «Лицей №21» Данный курс рассчитан на предмет по выбору 1 раз в неделю (34 часа). Структура каждого отдельного задания обеспечивает естественный процесс обучения и приобретения опыта обучения. Цели обучения - рассказать историю, используя соответствующие детали описания для раскрытия основной идеи рассказа; - выделить и описать персонажей, места действия и основные события рассказа, используя основные детали; - написать рассказ, в котором описывается какая-то ситуация и персонажи; - продемонстрировать речевые навыки. Задачи: - научиться уверенно говорить на разные темы; - научиться создавать, последовательно выстраивать и пересказывать рассказы; - улучшить навыки устной речи и языкового восприятия; - развить навыки чтения и письма; - научиться анализировать рассказы, персонажей и сюжеты; - научиться определять и понимать концепции жанров; - естественным образом объединять классическое и цифровое обучение. Учебное содержание Типы заданий Есть четыре категории заданий: • Первые шаги • Повседневное повествование • Построение и рассказывание историй • Пересказ и анализ рассказов Первые шаги Очень важно, чтобы ученики познакомились с материалами, научились распознавать отдельные элементы, поняли, для чего они нужны и как они взаимодействуют. Если ученики недостаточно хорошо знакомы с материалами, они не смогут применить их правильно в процессе строительства и придумывания рассказа. Задания для начала работы собраны вместе, чтобы дать возможность «быстрого старта». Первые шаги. Вращай и строй. Повседневное повествование Эти задания дают учителю возможность предложить ученикам поговорить о значимых событиях и случаях, например, о днях рождения, выездах на природу, документальных фильмах, событиях, связанных с жизнью общества, о книгах или статьях. Примеры представлены в сценариях возможных проблем «Подготовка к работе», где ученики строят одну сценическую конструкцию. Построение и рассказывание историй Выполняя эти задания, ученики знакомятся с основными элементами структуры рассказа. Общая структура рассказа, часто называемая «сюжетной линией», состоит из разных сцен. Каждая сцена является независимой частью последовательности событий в рассказе. В зависимости от уровня и возможностей учеников, структура рассказа может включать три сценические конструкции — начало (завязка), середина (действие) и конец (развязка) —или пять сценических конструкций: начало, завязка, кульминация, развязка и конец. В создании рассказ могут участвовать до пяти учеников — они вместе создают сюжет рассказа, а затем каждый ученик создаёт одну из сценических конструкций рассказа. Пересказ и анализ рассказов Эти задания дают возможность адаптировать всем знакомые истории таким образом, чтобы они соответствовали уровню учеников и являлись основой для анализа и работы с разными жанрами. Прочитайте ученикам рассказ и попросите их переделать и пересказать сюжет. Используйте это задание для анализа особенностей жанров и анализа персонажей. Ученики могут добавить свою последовательность событий и окончания. Также можно изменить начало всем знакомой истории, поскольку это внесёт изменения в чувства, настроения персонажей и место действия. Ученики могут изучить последствия и результат изменений на сюжет и последовательность событий в рассказе. Распределение заданий Все вышеуказанные задания находятся в библиотеке и могут использоваться в любом порядке в соответствии с задачами учебного плана, предпочтениями отдельного преподавателя и классом. Однако рекомендуется начинать с заданий для начала работы, а затем выполнять задания, связанные с описанием ежедневных событий вместе с заданиями на построение и рассказывание историй. Такой порядок обеспечивает естественное развитие навыков создания рассказа. Задания на пересказ и анализ рассказов можно выполнять на любом этапе. Подготовка к работе Подготовка к работе включает набор «Построй свою историю» и открытый сценарий. Его можно прочитать вслух или просто пересказать, используя иллюстрацию из набора «Построй свою историю». В этих иллюстрациях намеренно не показана определенная развязка. Их цель — способствовать обсуждению и помочь ученикам определить сюжетную линию. Как правило, в тексте или в прилагаемой иллюстрации содержится вопрос, проблема, задача или возможность. Они никогда не носят конкретный характер. Но этого достаточно в качестве ориентира для подготовленных учеников. Дополнительные ориентиры для менее подготовленных учеников даны в разделах «Построение рассказа» и «Размышление». Попросите учеников прокомментировать, как они понимают эти вопросы, и предложить возможные решения. Построение рассказа Строительство из кубиков ЛЕГО® — это органичный и быстрый процесс. Ученики могут составлять планы на бумаге, в уме или с помощью карты событий. Их планы будут естественным образом развиваться по мере появления новых возможностей в процессе строительства. Начав строительство, ученики постепенно создадут персонажей, место действия, специальные элементы, развитие сюжета и определят, сколько им необходимо сценических конструкций — одна, три или пять. Размышление Размышление влечет за собой пересмотр, изменение, сомнение, адаптацию и дальнейшее построение. Задача учеников — создать мощные и выразительные физические сценарии, в которых разные персонажи задействованы в ряде последовательных событий. В процессе построения и размышления ученики общаются, выражают своё мнение и развивают важные языковые навыки. Во время строительства появляются новые драматические возможности, которые они не могли предвидеть при создании карты событий или в набросках диалогов. Чтобы учесть эти новые возможности, ученики не должны чётко следовать предварительному плану. Они должны общаться и развивать рассказ в процессе построения. Совместное использование и оформление В процессе совместного использования и оформления ученики должны последовательно представить сценические конструкции своего рассказа аудитории или друг другу. Расширение При расширении используются дополнительные идеи для построения оригинальной концепции и дальнейшего развития рассказа. Такие предложения могут использоваться для всех учеников и служить в качестве дополнительных заданий и идей. Модель 4x вопросов Модель 4x вопросов можно использовать со всеми заданиями. Эта модель обеспечивает структуру рассказа и помогает ученикам сосредоточиться на основных элементах создания рассказа. Обратите внимание, что в процессе создания рассказа необходимо учитывать все четыре элемента. О ком это? Этот вопрос побуждает учеников подумать о персонажах рассказа. Где это происходит? Этот вопрос побуждает учеников придумать подходящее место действия. Когда это происходит? Этот вопрос побуждает учеников подумать, в какой период времени происходит действие в рассказе. Что произошло? Этот вопрос побуждает учеников сосредоточиться на описании сюжета — событий, из которых состоит рассказ, и их взаимосвязи, комбинации или последовательности. Общеобразовательные стандарты по русскому языку используются для формирования всех материалов заданий. Ученики развивают широкий спектр навыков в процессе активного изучения, создания, строительства, повествования, выяснения и обсуждения. Набор «Построй свою историю» помогает ученикам развивать навыки, знания и понимание в таких направлениях, как устная речь, чтение, словарный запас и письмо. Устная речь (Презентация идей и знаний. Понимание и сотрудничество) Письмо (Виды и назначения текстов. Создание и распространение текстов. Проведение исследований для получения и представления знаний. Разнообразные темы.) Язык (Правила. Языковые навыки. Использование и обогащение словарного запаса.) Чтение (Виды и структуры текстов. Интеграция знаний и идей. Разнообразие тем и тексты разной сложности. Ключевые детали и идеи) Образовательные стандарты Устная речь Понимание и сотрудничество - Участие в обсуждениях и совместных проектах с разными партнёрами, развитие идеи других людей, чёткое и убедительное выражение собственных идей. - Объединение и оценивание информации, представленной в разных СМИ и форматах, включая информацию, представленную визуально. - Оценивание точки зрения говорящего, обоснование, использование доказательств и риторики. Представление знаний и идей - Представление информации, результатов и подтверждающих доказательств таким образом, чтобы слушатели могли следить за цепочкой рассуждений; организация, развитие и стиль должны соответствовать заданию, цели и аудитории. - Использование цифровых средств и средств визуального отображения данных для выражения информации и улучшения понимания презентации. - Адаптация речи для разных контекстов и коммуникативных задач, демонстрируя владение литературным русским языком, когда это необходимо или уместно. Чтение литературы, чтение неофициальных текстов Основные идеи и подробности - Внимательное чтение текста, чтобы определить, о чём в нём говорится эксплицитно; цитирование фразы из текста в процессе написания или говорения для подтверждения выводов, сделанных из текста. - Определение основных идей или темы текста и анализ их развития. - Анализ, как и почему персонажи, события и идеи развиваются и взаимодействуют в тексте. Умение и структура - Интерпретация слов и фраз, используемых в тексте, включая техническое, коннотативное и переносное значения, и анализ, как выбор конкретного слова влияет на смысл или тон. - Анализ структуры текстов, включая то, как конкретные предложения, абзацы и большие части текста (например, раздел, глава, сцена или строфа) связаны друг с другом и всем текстом. - Оценивание, как точка зрения или цель влияет на контекст и стиль текста. Интеграция знаний - Объединение и оценка информации, представленной в разных СМИ и форматах, включая информацию, представленную визуально, количественно и устно. - Установка и оценка основной идеи и конкретных доводов в тексте, включая обоснованность рассуждений, уместность и достаточность доказательств. - Анализ, как одни и те же темы или задачи рассматриваются в двух или более текстах, для приобретения знаний данных или сравнения подходов, применяемых авторами. Чтение и уровень сложности текстов - Самостоятельное и внимательное прочтение сложных художественных и информационных текстов. Язык Правила нормативного русского языка - Демонстрация знаний правил грамматики и словоупотребления, действующих в нормативном русском (или английском) языке, при письме и в устной речи. - При письме демонстрация знаний правил употребления прописных букв, пунктуации и орфографии, действующих в нормативном русском (или английском) языке. Знание языка. Применение знания языка для понимания того, как функционирует язык в разных контекстах, для выбора подходящего значения или стиля и для более полного понимания в процессе чтения или слушания. Расширение и использование словарного запаса. - Определение точного значения незнакомых или многозначных слов и фраз, используя контекст, анализируя значимые части слов и при необходимости используя общие и специализированные справочные материалы. Демонстрация понимания метафорического языка, взаимоотношения слов и оттенков значений слов. - Правильное употребление ряда общих и специфических слов и фраз, необходимых для чтения, написания, говорения или слушания на уровне выпускника школы, самостоятельное расширение словарного запаса. Письмо Типы текстов и цели - Письмо основных аргументов в поддержку утверждений при анализе значительных тем или текстов, используя убедительные доводы и уместные и достаточные доказательства. - Письмо информативно-пояснительных текстов для того, чтобы изучить, а также ясно и точно передать сложные идеи и информацию с помощью эффективного выбора, организации и анализа их содержания. - Письмо рассказов о реальных или вымышленных событиях или случаях, используя эффективные приёмы, хорошо подобранные детали и структурированную последовательность событий. Письмо ясного и связного текста, развитие, организация и стиль которого соответствовали бы заданию, цели и аудитории. Коррекция написанного с помощью планирования, изменения, редактирования, переписывания или использования нового подхода. Использование технологии, в том числе Интернет, для создания и публикации текста и для взаимодействия и сотрудничества с другими. Исследование для расширения имеющихся знаний. - Выполнение небольших, а также более значительных исследовательских проектов, посвящённых заданным вопросам, демонстрируя понимание предмета изучения. - Сбор соответствующей информации из различных печатных и цифровых источников, оценка надёжности и точности каждого источника. Программное обеспечение StoryVisualizer Ученики изучают письмо для описания реальных и вымышленных событий, выражения и обоснования своего мнения, демонстрации понимания предмета изучения. Они учатся понимать, что одна из основных целей письма — это передача информации другой, иногда незнакомой, аудитории простым и понятным способом, и они постепенно учатся адаптировать стиль и содержание своих текстов в соответствии с текущим заданием. Кроме того, ученики развивают способность получать знания в процессе исследования и аналитически подходить к художественным и информационным источникам. Для достижения такого уровня ученики должны уделить значительное время и приложить усилия для выполнения письменных заданий. Многие ученики быстро читают, но письмо вызывает у них сложности. У них есть идеи, но недостаточно письменных навыков для создания начала рассказа, выстраивания последовательности идей и написания логического заключения. Таким ученикам нравится подкреплять своё письмо рисунками и обсуждать свои идеи. Программное обеспечение StoryVisualizer - позволяет ученикам комбинировать слова и фразы для решения проблем, возникающих при изложении рассказа, которые они не могли бы решить только одним использованием слов; - включает множество шаблонов, предназначенных для использования учениками в качестве рабочей платформы, в зависимости от их уровня; - предоставляет ученикам новое средство публикации материалов. - позволяет историю»; оформлять свои рассказы, созданные с помощью набора «Построй свою - предлагает множество комплексных функций, позволяющих ученикам развивать свои рассказы, используя импортированные изображения, снимки, сделанные веб-камерой, фоны, изображения из коллекции картинок и простые в использовании текстовые инструменты. С помощью этого ПО очень просто улучшить творческие способности пользователей и помочь им реализовывать свои навыки творческого письма. Благодаря этому программному обеспечению ученики могут легко писать, печатать, публиковать рассказы и делиться ими с другими учениками, создавать высококачественные рассказы, которые можно распечатать или которыми можно поделиться с другими. Описание учебно-методического, материально-технического обеспечения учебной деятельности Оборудование: Набор деталей ЛЕГО Лист с наклейками и перечнем деталей Комплект учебных проектов и программное обеспечение StoryVisualizer для выполнения заданий Электронное сопровождение Интернет – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов CD-диски с фильмами и мультфильмами Мультимедийные презентации Оборудование для мультимедийных демонстраций: Компьютер Мультимедийная доска Документ-камера Мультимедийный проектор Веб – камера Цифровой фотоаппарат Принтер Колонки Сканер Учебно-тематический план 1-й год обучения Тема Введение в курс. Знакомство с набором. Правила техники безопасности при работе. Вращай и строй Выбери настроение Какой прекрасный опыт Спасите дерево Извержение вулкана в Малиновке Подарок старика Сбежавший котёнок Лесной остров Зимний мир чудес Суперстадион У костра Невероятные новости Классный цирк «Липкие» ситуации Стеснительный Андрей катается на скейте в Количество часов Теория Практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 парке Одинокий робот Заклёпка Мечта Антона Очень секретная карта Выбери меня, выбери меня! Ночь в музее Русалочка Страшилка Моё маленькое стихотворение Итого 33 часа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1