Рабочая программа Права человека теория и практика ООО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования ГО Первоуральск
МАОУ "Лицей № 21"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

Приказом МАОУ «Лицей №
21»
от «25» августа 2023 г.
№73

МАОУ «Лицей № 21»
Протокол от «23» августа
2023 г №1

Рабочая программа учебного курса
«Права человека: теория и практика»
Уровень основного общего образования.
Срок освоения: 8 -9 класс

Составитель:
Торопова А.А учитель истории,
Портнова Е.С., учитель истории,
Волков В.А., учитель истории

г. Первоуральск

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности ««Права человека: теория
и практика»» ООП ООО МАОУ «Лицей № 21» разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программ учебного курса «Права человека: теория и практика» реализуется
педагогом с учетом рабочей программы воспитания: ценностных отношений к семье, труду,
к Отечеству, к знаниям, к окружающим людям и самим себе.
2. Содержание учебного курса ««Права человека: теория и практика»»

Содержание учебного курса «Права человека: теория и практика», 8 класс
Раздел 1. Правовое регулирование общественных отношений (2)
Право в системе социальных норм. Значение изучения права. Нормы права.
Основные принципы права. Источники права
Раздел 2. Всеобщая декларация прав человека (5).
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей
декларации прав человека. Виды прав человека: гражданские права, политические,
экономические, социальные. Права ребенка
Раздел 3. Конституция РФ и Конституционное право (16).
История российского конституционализма. Конституция РФ: общая характеристика,
её достоинства и недостатки. Конституционное право. Основы конституционного строя РФ.
Понятие формы государства. Форма правления. Форма национально-государственного
устройства РФ. Политический режим. Россия - демократическое правовое государство.
Субъекты РФ. Россия - светское и социальное государство. Основные права и свободы
человека и гражданина по Конституции РФ и международным документам по правам
человека. Всеобщая декларация прав человека. Конституционные обязанности российских
граждан. Гражданство в РФ. Избирательная система РФ. Избирательные права граждан РФ.
Высшие органы государственной власти РФ. Порядок избрания и полномочия Президента.
Федеральное собрание. Порядок формирования и предметы ведения. Законодательная
процедура. Правительство РФ. Судебная власть в РФ. Местное самоуправление.
Раздел 4. Права и свободы человека и гражданина в России (5)
Правовой статус личности. Гражданство в России. Гражданство и
гражданственность. Права и свободы человека и гражданина в РФ. Основные
конституционные обязанности гражданина в РФ. Гарантии и защита прав человека и
гражданина в России. Национальный уровень юридических гарантий прав и свобод.
Международная система защиты прав и свобод человека.
Раздел 5. Права несовершеннолетних (4)
Современные представления о правах ребенка. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Дееспособность несовершеннолетних. Правовое регулирование в
различных отраслях права. Гражданские правоотношения. Объекты гражданских
правоотношений. Особенности права собственности несовершеннолетних. Право на труд и
трудовые отношения.
Трудоустройство несовершеннолетних. Административные
правоотношения.
Административные
правонарушения.
Административная
ответственность несовершеннолетних. Уголовное право. Преступление и наказание
несовершеннолетних
Подведение итогов (1)
Содержание учебного курса «Права человека: теория и практика», 9 класс

Раздел 1. Подросток и право. Понятие право. Теории происхождения права,
признаки и функции.
Система права: основные отрасли, институты, отношения. Виды институтов права.
Основные отрасли российского права.
Источники права. Правовые акты. Источник (форма) права. Виды источников права:
правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт. Виды нормативноправовых актов: закон, подзаконный акт. Правоотношения, участники. Структура
правоотношений. Правонарушение. Виды правонарушений: преступление и проступок.
Правоохранительные органы. 8 часов
Раздел 2. Подросток в сфере гражданских правоотношений. Гражданское право и
его источники. Понятие собственность. Сделки и договоры. Наследование, порядок
наследования. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Права
потребителя. Гражданско-правовая ответственность. 8 часов
Раздел 3. Подросток в сфере семейных правоотношений. Семейное право и его
источники. Брак. Брачный контракт. Права, обязанности и ответственность членов семьи. 6
часов
Раздел 4. Подросток в сфере трудовых правоотношений. Трудовое право и его
источники. Трудоустройство и занятость. Трудовой договор. Дисциплина труда. Защита
трудовых прав. 5 часов
Раздел 5. Подросток и административные правонарушения. Административные
правонарушения: понятие. Административные правонарушения. Административная
ответственность подростка. 3 часа
Раздел 6 Подросток и уголовная ответственность. Подросток и уголовная
ответственность. Уголовные правонарушения. 4 часа
3. Планируемые результаты учебного курса
Содержание программы «Права человека: теория и практика», формы организации
и виды деятельности позволяют достичь следующих результатов:
Личностные результаты.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России,
государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной

организации,

города,

края)

технологической

и

социальной

направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода
Метапредметные результаты
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания
для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
• владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности,
правоотношениях;
• владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
• сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе
государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской
Федерации;
• сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства,
правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
• сформированность основ правового мышления;
• сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового,
уголовного права;
• понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных
юридических профессий;
• сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных
правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
• сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации,
умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
1.
Тематическое планирование
№

1
2

Тема занятия

Колво
часов

Форма
занятия

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Тема 1. Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе
1 беседа
социальных норм.
Значение изучения права.

Нормы права.
1
Основные принципы
права. Источники права
Тема 2. Всеобщая декларация прав человека

Форма
контроля

тест
тест

3

4

5

6

Права, свободы и
обязанности человека и
гражданина. Значение
Всеобщей декларации
прав человека. Виды прав
человека.
Гражданские права.
Равенство прав и свобод
людей. Право на жизнь.
Запрет рабства и пыток.
Равенство перед законом.
Принцип презумпции
невиновности. Право на
свободу передвижения.
Право на свободу мысли,
совести и религии
Политические права.
Право на свободу
убеждений. Право на
свободу мирных собраний
и ассоциаций. Право
принимать участие в
управлении своей страной
непосредственно или
через посредство
избранных
представителей.
Экономические,
социальные и культурные
права. Право владеть
имуществом. Право на
социальное обеспечение и
на осуществление прав в
экономической,
социальной и культурной
областях. Право на труд,
на свободный выбор
работы. Право на отдых.
Право на обра­зование.
Право участвовать в
культурной и научной
жизни общества.

1

1

1

1

Права ребенка.
1
Декларация прав
ребенка. Конвенция о
правах ребенка.
Тема 3. Конституция РФ и Конституционное право
Понятие конституции, ее
8
1
7

9

виды. Первые
конституции.
Основы
конституционного строя
РФ. Содержание
вступительной части
Конституции

1

Защита
творческой
работы

10- Российская Федерация —
11 демократическое

федеративное правовое
государство с
республиканской формой
правления. Социальное
государство. Светское
государство. Человек, его
права и свободы —
высшая ценность.
Многонациональный
народ России — носитель
суверенитета и источник
власти.
12 Федеративное устройство
России. Равенство
субъектов федерации.
Целостность и
неприкосновенность
территории Российской
Федерации. Виды
субъектов РФ.
Федеральное
законодательство! и
законы субъектов РФ.
13 Президент Российской
Федерации. Статус главы
государства. Гарант
Конституции РФ, прав и
свобод человека и
гражданина. Полномочия
Президента РФ. Условия
досрочного прекращения
полномочий Президента
или отрешения его от
должности.
14- Федеральное Собрание
15 Российской Федерации.
Парламенты в
европейской
политической традиции.
Парламентаризм. Две
палаты Федерального
Собрания — Совет
Федерации и
Государственная Дума, их
состав и способы
формирования. Комитеты
и комиссии обеих палат.
Предметы ведения Совета
Федерации и
Государственной Думы
16 Законодательный
процесс. Порядок
принятия и вступления в
силу законов Российской
Федерации

2

1

1

2

1

Презентация
проекта

Правительство
Российской Федерации,
его состав и порядок
формирования.
Полномочия
Правительства РФ.
18 Судебная власть в РФ.
Судебная система:
федеральные суды и суды
субъектов РФ. Принципы
судопроизводства.
Присяжные заседатели.
19 Правоохранительные
органы Российской
Федерации. Система
органов внутренних дел.
Прокуратура и ее
деятельность.
20 Местное самоуправление.
Решение вопросов
местного значения
21 Органы Федеральной
службы безопасности
Российской Федерации.
Особенности
деятельности
правоохранительных
органов РФ: Федеральной
службы охраны,
Федеральной службы
исполнения наказаний,
Федеральной службы
судебных приставов,
Федеральной
миграционной службы,
Федеральной службы РФ
по контролю за оборотом
наркотиков, Федеральной
налоговой службы,
Федеральной таможенной
службы.
22- Итоговое занятие
23 «Конституция РФ»

17

1

1

1

1
1

Групповой
проект
Тема 4. Права и свободы человека и гражданина в России
24 Правовой статус

25
26

27

личности. Гражданство в
России. Гражданство и
гражданственность
Права и свободы человека
и гражданина в РФ
Основные
конституционные
обязанности гражданина в
РФ.
Гарантии и защита прав
человека и гражданина в

2

Комплексная
работа с
текстом

28

России. Национальный
уровень юридических
гарантий прав и свобод
Международная система
защиты прав и свобод
человека

Тема 5. Права несовершеннолетних
29

30

31

32

33

34

Современные
представления о правах
ребенка. Особенности
правового статуса
несовершеннолетних.
Дееспособность
несовершеннолетних.
Гражданские
правоотношения.
Объекты гражданских
правоотношений.
Особенности права
собственности
несовершеннолетних.
Право на труд и
трудовые отношения.
Трудоустройство
несовершеннолетних.
Административные
правоотношения.
Административные
правонарушения..
Административная
ответственность
несовершеннолетних.
Уголовное право.
Преступление и
наказание
несовершеннолетних
Подведение итогов

Контрольная
работа

Тематическое планирование
№
Тема
Количест
Формы организации
во часов
1
Вводное занятие
1
беседа
Раздел 1. Подросток и право
2
Что такое право
1
лекции
3
Система права
1
беседа
4
Источники права
1
лекция
5
Правоотношения и их
1
беседа
виды
6
Подросток как субъект 1
Работа в группах
правоотношений
7
Правоохранительные
1
Экскурсия в ОВД
органы
8
Право в нашей жизни
1
Деловая игра
Раздел 2. Подросток в сфере гражданских правоотношений
9
Гражданское право и
1
беседа
его источники
10 Собственность
1
беседа
несовершеннолетних
11 Сделки и договоры
1
Работа в группах
12 Наследование
1
Работа в группах
13 Предпринимательство
1
Деловая игра
14 Подросток как
1
Работа в группах
потребитель
15 Гражданско-правовая
1
Работа в группах
ответственность
16 Гражданское право в
1
викторина
нашей жизни
Раздел 3. Подросток в сфере семейных правоотношений
17 Семейное право и его
1
Беседа
источники
18 Брак
1
беседа
19 Права и обязанности
1
Работа в группах
супругов
20 Права и обязанности
1
Работа в группах
родителей
21 Права и обязанности
1
Работа в группах
детей
22 Семейное право в
1
викторина
нашей жизни
Раздел 4. Подросток в сфере трудовых правоотношений
23 Трудовое право и его
1
беседа
источники
24 Трудовой договор
1
Ролевая игра

Форма контроля

Решение правовых
зада

Анализ текста
«Гражданского
кодекса»

Решение правовых
задач
Анализ текста
«Семейного
кодекса»
Решение правовых
задач
Решение правовых
задач
Решение правовых
задач

Решение правовых
задач

Труд
1
Работа в группах
несовершеннолетних
26 Трудовая дисциплина и 1
Ролевая игра
дисциплинарная
ответственность
27 Семейное право в
1
викторина
нашей жизни
Раздел 5. Подросток и административные правонарушения
28 Административные
1
беседа
правонарушения
29 Административная
1
Работа в группах
ответственность
30 Административная
1
Работа в группах
ответственность
подростка
Раздел 6 Подросток и уголовная ответственность
31 Уголовные
1
беседа
правонарушения
32 Уголовная
1
Экскурсия в
ответственность
прокуратуру
25

33

34

Уголовная
ответственность
подростка
Итоговое занятие

1

1

Работа в группах

Решение правовых
задач

Решение задач


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».